Ну и что?
. Источники: Письмо ФНС, Обзор практики ВС

Долги по налогам могут взыскать даже с тех, кто ничего не должен

Суды разрешили налоговой взыскивать долги с третьих лиц, даже если между ними и должником нет очевидной связи. По закону чужие долги можно было списать с взаимозависимых организаций или аффилированных лиц. Но суд расширил эти принципы почти до бесконечности.

IDDQD 😎

Теперь налоговая сама решает, кого признавать взаимозависимыми и по каким основаниям. Долги по налогам могут списать с арендатора, покупателя, партнера по бизнесу и даже банка-кредитора. Могут списать с вас. Судебной практики достаточно для того, чтобы каждый опасался взыскания налогов за третьих лиц.

Как было раньше?

Долги по налогам взыскивали с третьих лиц, если установлена взаимозависимость. Например, одна организация — учредитель другой, у компаний один директор или выручка от общего бизнеса распределяется между разными фирмами.

Если за одной компанией дольше трех месяцев числились долги по налогам, их могли списать с взаимозависимой через суд.

И что решил суд?

Если налоговая докажет, что налогоплательщики взаимозависимые, суд разрешит списать чужие налоги с того, кто формально ничего не должен. И даже если нет оснований, прямо перечисленных в Налоговом кодексе, суд всё равно может одобрить взыскание налогов с третьих лиц.

Например, если:

  • сотрудники перешли из одной компании в другую;
  • у компаний одни поставщики и клиенты;
  • совпадают адреса и телефоны;
  • продано или передано имущество;
  • кто-то за кого-то когда-то заплатил;
  • подарили или продали бизнес;
  • конкуренты сотрудничают между собой;
  • у вас какое-то подозрительное лицо.

Этот перечень открытый. Суды первой инстанции часто признают требования налоговой незаконными, но при обжаловании эти решения отменяются.

Если налоговая обоснует свою позицию и приведет какие-то аргументы, ей разрешат списать налоги с третьих лиц. А если нет денег — арестуют счет и запретят сделки. Уже есть прецедент, когда по долгам заемщика на 34 млн рублей пришлось ответить банку-кредитору.

Кого это касается?

Это касается всех. Налогоплательщики — это организации, предприниматели и физические лица. Взаимозависимыми тоже могут быть и бизнесмены, и обычные люди.

В первую очередь налоговая ищет взаимозависимых лиц по крупным долгам. Но от таких претензий не застрахован никто.

Например, за долги по бизнесу бывшего мужа могут заблокировать карточку жены. Или два предпринимателя занимались общим бизнесом, но потом разошлись — из-за давних связей их новые фирмы могут признать взаимозависимыми. Сын ответит за долги отца, покупатель — за поставщика, арендатор — за собственника, кредитор — за заемщика, Влад Топалов — за Сергея Лазарева, бабка — за дедку, дедка — за репку (если репка задолжает по налогу на землю).

Это вообще законно? Почему налоговая так делает?

Некоторые налогоплательщики действительно используют схемы, чтобы не платить налоги. Они регистрируют новые фирмы, переводят имущество и заключают фиктивные договоры. Из-за этого бюджет не получает деньги на дороги, медицину, образование и зарплату бюджетникам. Налоговая выявляет эти схемы и через суд взыскивает долги с ушлых предпринимателей.

Суд не всегда соглашается с претензиями налоговой. Если аргументов недостаточно, иски о взыскании отклоняют.

Что мне с этим делать?

Всегда проверяйте контрагентов. Такие сервисы есть в интернет-банках, на сайте налоговой и в бухгалтерских программах.

Если вы числитесь в чужом бизнесе, но не имеете к нему отношения, откажитесь от доли и переоформите документы.

Консультируйтесь у юриста при составлении договоров и оформлении сделок.

Следите за тем, что подписываете и в чём участвуете. То, что сейчас кажется формальностью, потом станет основанием для ареста счета.

Если у вас есть бизнес, честно платите налоги и не используйте серых схем.

Если у вас нет бизнеса, всё равно честно платите налоги, правильно оформляйте имущество и аккуратно храните документы.

Ну и что?
. Источник: Кремль

Максимальный взнос на инвестиционный счет увеличен до 1 млн рублей

Соответствующие поправки внесены в закон «О рынке ценных бумаг». Речь идет о сумме, которую можно внести на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) в банке или брокерской компании в течение года. Раньше лимит составлял 400 000 Р в год.

Новые правила действуют с 19 июня. Тем, кто уже внес 400 000 Р в этом году, разрешено внести дополнительные 600 000 Р.

Что за инвестиционные счета?

Индивидуальные инвестиционные счета — это особый тип брокерских счетов с налоговыми льготами. Вы инвестируете в акции и облигации в течение трех лет, а государство дает вам налоговые льготы. У одного человека может быть только один счет, а льготы бывают двух видов:

Налоговый вычет до 400 000 Р. Если у вас белая зарплата или есть другие доходы, с которых вы платите НДФЛ, то сумму налогооблагаемой базы можно уменьшить на сумму инвестиций, но не более 400 000 Р в год. Таким образом можно вернуть до 52 000 Р уплаченных за год налогов: 52 000 Р — это 13% от 400 000 Р.

Это приятная штука, потому что дает гарантированные 13% в дополнение к той доходности, которую вы получите на бирже.

Например, вы получаете 40 000 Р в месяц, с которых удерживается НДФЛ 5200 Р. Если умножить обе цифры на 12 месяцев, то за год налогооблагаемая база составит 480 000 Р, а удержанный налог — 62 400 Р. Если в течение того же года вы инвестируете 400 000 Р на инвестиционный счет, то налоговая база уменьшится на сумму инвестиций и составит 80 000 Р, а государство вернет вам 52 000 Р уплаченных налогов. Не обязательно инвестировать именно 400 000 Р, можно меньше и частями. Для возврата налогов нужно подать декларацию 3-НДФЛ за прошедший год.

Освобождение от налога дохода по операциям на инвестиционном счете. Если вы ни разу не воспользовались вычетом из предыдущего абзаца, то по прошествии трех лет прибыль от операций на инвестиционном счете освобождается от налога на доход.

Тут всё просто: купили за 100 Р, продали за 200 Р — налог на прибыль не платите. Купили за 200 Р, продали 100 Р — ну, не повезло.

Что изменилось и стоит ли теперь связываться с ИИС?

Что изменилось?

До 19 июня на инвестиционный счет можно было внести не более 400 000 Р в год. Теперь можно внести миллион. Однако максимальная сумма налогового вычета по первому типу льготы не изменилась и составляет 400 000 Р, а максимальная сумма возврата — 52 000 Р.

По сути, изменения касаются только тех, кто выбрал второй тип льготы — освобождение от налога на доход прибыли от операций по ИИС. По некоторым оценкам это всего 10% ИИС. Судя по всему, гражданам интереснее гарантированный доход в виде 13% от суммы инвестиций, чем освобождение от налога будущей прибыли, которой может и не быть.

В Центральном банке и Минфине же считают, что первый тип счетов помогает гражданам «доить бюджет». На прошедшей в июне конференции НАУФОР первый зампред ЦБ Сергей Швецов, обращаясь к брокерам, заявил:

«Как Центральный Банк мы не очень поддерживаем дальнейшее развитие счетов первого типа (…), потому что физическое лицо получает вычет сразу. Но подумайте, что вы продаете? Вы продаете то, что помогаете физическим лицам доить бюджет, а вовсе не зарабатывать на фондовом рынке».

Стоит ли связываться с ИИС?

Открытие ИИС не накладывает каких-то жестких ограничений. Закрыть счет и забрать деньги можно в любое время, просто придется вернуть государству уже полученный возврат налогов в случае счетов первого типа, а в случае счетов второго типа брокер налоги начислит. Поэтому дополнительных рисков открытие ИИС не несет, в худшем случае получите результат как по обычному счету.

При этом учитывать налоговые льготы по ИИС в долгосрочных планах нужно с осторожностью. Мечтая о привлечении на фондовый рынок «длинных» денег от населения, российские власти не отличаются особой последовательностью или продуманностью решений. Инвестиционные счета появились только два года назад — еще не существует людей, прошедших весь трехгодичный цикл ИИС, а Центральный банк и Минфин уже недовольны существованием вычета на сумму инвестиций. Льготы как ввели, так и отменят.

Ну и что?
. Источник: Письмо Роструда № ТЗ/942-03-3 от 28.02.17

Если не организовать медосмотр для офисных работников, можно попасть на штраф

Роструд разрешил работодателям не проводить медосмотры офисных сотрудников, если есть заключение, что на рабочем месте всё в порядке с нормами излучения от компьютеров. На самом деле это почти ничего не значит, но стоит иметь в виду.

Вроде как теперь можно провести экспертизу и не тратиться на медосмотры секретарей, бухгалтеров, копирайтеров, программистов, менеджеров и операторов колцентров. И тогда фирму не должны оштрафовать на 110 тысяч рублей.

В любом случае готовьте деньги: на экспертизу, медосмотры или штрафы
Что за медосмотры, кто должен их проводить и за что штрафуют

Кому и зачем нужно проводить медосмотры?

По закону все работодатели должны проводить медосмотры сотрудников, когда это положено по закону. Так нужно делать до того, как человека приняли на работу, и потом, когда он уже работает. Как часто — зависит от должности и условий работы, но всё прописано в законе.

Медосмотры нужно проводить не для всех сотрудников, но для многих. Есть очевидное: например, обязательно отправлять на медосмотр военных, учителей, пожарных, сталеваров, горняков и водителей. Но есть и неочевидные требования. Скорее всего, у вас в компании тоже есть такие должности.

Например, это касается всех, кто больше половины рабочего времени проводит за компьютером: пишет текст, заполняет таблицы, настраивает рассылки, ведет соцсети, выписывает документы, что-то читает с монитора или подключил гарнитуру и отвечает на вопросы клиентов в чате.

До того как принять человека на такую должность, нужно, чтобы он прошел медосмотр и принес справку, что годен к работе. И потом через два года его опять надо отправить на медосмотр. А потом опять.

Если не провести обязательный или периодический медосмотр, компанию оштрафуют минимум на 110 тысяч рублей, а директора и ИП — на 15 тысяч.

Зачем проводить медосмотры для офисных сотрудников? Какие противопоказания могут быть для такой работы? И как она может навредить?

Медосмотры нужно проводить, потому что так положено по закону. Это прямо прописано в трудовом кодексе. Еще по этому поводу есть отдельные документы Минздрава, Роспотребнадзора и Роструда.

Медосмотры нужно проводить для тех сотрудников, которые больше половины рабочего времени проводят за компьютером или используют другую оргтехнику, от которой есть электромагнитное излучение. Минздрав считает, что такая работа может наносить вред и не все люди к ней готовы, хотя и думают иначе. Если человек собирается много работать за компьютером, его должен проверить окулист и невролог.

Например, противопоказания для такой работы — катаракта или нервные расстройства. Такие болезни могут уже быть у кандидата на должность секретаря или бухгалтера или появиться потом. Точно сможет сказать только врач по итогам медосмотра.

Обязанность работодателя — узнать об этом заранее или вовремя обнаружить.

Кто должен за всё это платить? Медосмотры ведь не бесплатные.

Медосмотры не бесплатные, и проводить их может не любой врач и не любой медцентр. У организации, которая проводит медосмотры, должна быть специальная лицензия.

Платить за всё это должен работодатель. Нельзя обязать работника оплачивать периодические медосмотры каждые два года. И даже за новых сотрудников придется платить фирме. То есть человек еще не принес никакой пользы компании, а из-за него уже нужно нести какие-то расходы.

Так что по этому поводу сказал Роструд? Вроде бы можно не проводить медосмотры?

Роструд говорит, что иногда можно не проводить медосмотры для сотрудников, которые работают за компьютерами. Для этого нужно получить официальное заключение, что условия труда у редактора, оператора, бухгалтера и менеджера не вредные и не опасные, а излучение в норме. Заключение выдают по итогам экспертизы. Экспертизу проведет организация, у которой есть такое право. Это тоже платно.

Раньше тот же Роструд считал по-другому, даже несмотря на то, что Минздрав и Роспотребнадзор были с ним не согласны.

Вот какие документы выпускали разные ведомства на этот счет:

Аргументы и тогда и сейчас выглядели логично. Почему мнение поменялось, каким оно будет завтра или в конкретной ситуации, непонятно.

Интересно, что в этом письме Роструд не утверждает, не заявляет и даже не считает, что медосмотры можно не проводить. Он всего лишь «полагает», что у работодателя нет такой обязанности.

В любом случае такие разъяснения — это не нормативные документы. Если кого-то всё-таки оштрафуют даже при наличии заключений об условиях труда, письма могут повлиять на позицию суда. А могут и не повлиять.

Например, в деле «Норильского никеля» заключение об условиях труда не спасло: компанию наказали за то, что у операторов видеотерминалов не было медосмотров. Компания дошла до Верховного суда, но не помогло. Хотя понятно, что с юридической помощью там всё было хорошо.

Что делать, чтобы не попасть на штрафы и не переплачивать из-за медосмотров?

Проводить медосмотры. Это надежнее всего и точно поможет избежать огромных штрафов. Обычно этим занимаются кадровики или специалисты по охране труда. Если их нет в штате, придется изучить правила для медосмотров и оформить все документы. Медосмотры проводят по направлению. Как его составить, тоже написано в нормативных документах.

Медосмотр — это не обычная диспансеризация в поликлинике. Нельзя путать эти мероприятия и заменять одно другим. И просто так отправить самого сотрудника за справкой тоже нельзя.

Договориться с медцентром о скидке. Если сотрудников много, можно найти медицинский центр, который будет обслуживать вашу организацию дешевле, но постоянно. Цена медосмотра зависит от должности и количества исследований, которые нужно пройти. Для офисных работников это обычно стоит одну-три тысячи рублей. Чем больше сотрудников, тем дешевле.

Правильно оформляйте документы, чтобы не пришлось платить за предварительный медосмотр неподходящих кандидатов.

Получить заключение об условиях труда. Найдите экспертную организацию в своем городе и проверьте, есть ли она в реестре Минтруда. Узнайте, сколько это стоит и как долго будут действовать результаты. Может быть, дешевле провести медосмотр. Или аттестацию придется проводить заново, если вы переедете в новый офис или купите еще один компьютер, и вам это невыгодно.

Если выберете оценку условий труда, проконсультируйтесь с юристом или опытным кадровиком, как всё оформить в вашем случае. Следите за позициями ведомств, чтобы вовремя подстроиться под новые тренды.

Опять душат бизнес?

Роструд защищает интересы работников и хочет, чтобы они были здоровыми. Конечно, предпринимателям дешевле не проводить никаких медосмотров, и эти требования Роструда — дополнительная нагрузка на бизнес. Но, с другой стороны, здоровье дороже.

А еще этим требованиям много лет. Их придумали не вчера. Соблюдать эти правила и проводить медосмотры даже для офисных сотрудников нужно было и раньше. Мы, может, и не написали бы об этом, если бы Роструд не изменил позицию. Соблюдайте закон: обычно это дешевле штрафов и проще судов.