Рост выручки и количества пользователей: разбираем результаты «Яндекса»

13
Рост выручки и количества пользователей: разбираем результаты «Яндекса»

26 июля технологический гигант «Яндекс» (MCX, NASDAQ: YNDX) опубликовал операционные и финансовые результаты за второй квартал и первое полугодие 2022 года. У компании диверсифицированный бизнес, куда входит множество онлайн- и O2O-сервисов (online-to-offline).

«Яндекс» показал отличные результаты за второй квартал и первое полугодие 2022 года: бурный рост выручки продолжился, а сегмент облачного бизнеса и устройств впервые стал прибыльным по показателю «скорректированная EBITDA». Традиционно ключевой для «Яндекса» сегмент «Поиск и портал» играет все меньшую роль с точки зрения структуры выручки, но все так же крайне важен для компании с точки зрения структуры скорректированной EBITDA.

Аватар автора

Игорь Морошкин

частный инвестор

Страница автора

Результаты по сегментам

В отчетности «Яндекс» выделяет пять сегментов бизнеса.

«Поиск и портал». В него входят поисковый движок, поисковый портал, сервис контекстной рекламы «Директ», браузер, гео- и почтовые сервисы, голосовой помощник Алиса и некоторые другие сервисы. Это, в общем-то, рекламный сегмент: в нем компания преимущественно зарабатывает на рекламе.

Операционные показатели сегмента уверенно растут: во втором квартале 2022 года доля «Яндекса» на российском поисковом рынке достигла 62,1%, при этом продолжается рост в важнейшем подсегменте поиска с мобильных устройств.

Следом растут и финансовые показатели: выручка выросла на 31% квартал к кварталу, составив 51,2 млрд рублей. Если смотреть показатели по полугодиям, то там похожая динамика: выручка выросла на 28% — до 95,1 млрд рублей. Еще лучшую динамику показывает скорректированная EBITDA: рост квартал к кварталу аж 53%, до 28,5 млрд рублей, а полугодие к полугодию — 31%, до 46,9 млрд рублей.

Источник: презентация «Яндекса», стр. 6
Источник: презентация «Яндекса», стр. 6

«Электронная коммерция, райдтех и доставка». Сюда входят сервис электронной коммерции «Маркет», сервисы в сфере мобильности — такси, каршеринг «Драйв», аренда самокатов, — логистические сервисы доставки, кроме всего прочего, продуктов и заказов из ресторанов «Еда» и «Лавка».

«Маркет» осуществляет как собственные продажи, так и выступает маркетплейсом для сторонних продавцов, в этом случае зарабатывая на комиссиях и дополнительных услугах. Доля продаж сторонних продавцов выросла с 70 до 84% квартал к кварталу. В 1,6 раза — до 11,4 млн — выросло количество активных покупателей. В 2,4 раза — до 30,8 тысячи — выросло количество активных продавцов. Более чем в 2 раза — почти до 40 млн — выросло число товарных позиций.

Товарооборот сервисов электронной коммерции суммарно вырос на 67%, а число поездок в райдтех-направлении — на 28%.

Выручка сегмента выросла квартал к кварталу на 53%, до 56,5 млрд рублей, а полугодие к полугодию — на 57%, до 111,4 млрд рублей. По итогам второго квартала сегмент даже смог выйти в плюс по показателю «скорректированная EBITDA», достигнув 2,1 млрд рублей. По итогам полугодия этот показатель остался в отрицательной зоне: −6,1 млрд рублей, что в два раза меньше, чем годом ранее.

«„Плюс“ и развлекательные сервисы». Раньше этот сегмент назывался «Медиасервисы». В него входят единая подписка «Плюс», музыкальный сервис, «Кинопоиск», «Афиша», продюсерский центр «Студия».

Количество пользователей «Плюса» отлично растет, показав рост квартал к кварталу более чем в полтора раза, до 13,7 млн человек.

Выручка сегмента выросла в полтора раза квартал к кварталу, до 6,2 млрд рублей, и на 58% полугодие к полугодию, до 12 млрд рублей. Но вместе с выручкой растут и убытки: во втором квартале скорректированная EBITDA достигла −2,6 млрд рублей, притом что год назад этот показатель составлял −1,7 млрд рублей. Показатели полугодие к полугодию еще хуже: убыток по скорректированной EBITDA увеличился с 3 до 5,8 млрд рублей.

Источник: презентация «Яндекса», стр. 11
Источник: презентация «Яндекса», стр. 11

«Сервисы объявлений». Сюда входят сервисы «Недвижимость», «Аренда», «Авто-ру».

Данный сегмент довольно сильно пострадал из-за общей ситуации в экономике: сначала продажи автомобилей рухнули из-за резко возросших цен, а затем — из-за нехватки новых автомобилей. Рынок недвижимости также чувствовал себя не лучшим образом из-за резко выросшей ключевой ставки, последующего подорожания кредитов и общей неопределенности, в которой многие продавцы предпочитали повременить со сделками.

Тем не менее выручка сегмента квартал к кварталу показала рост на 5%, до 2,1 млрд рублей, а полугодие к полугодию — на 13%, до 4,3 млрд рублей. По скорректированной EBITDA сегмент остался прибыльным, но показатели ухудшились по сравнению с прошлым годом: с 0,7 до 0,5 млрд рублей за второй квартал и с 1,1 до 0,8 млрд рублей за первое полугодие.

«Прочие бизнес-юниты и инициативы». В данный сегмент входят сервисы, не вошедшие в прошлые сегменты. В целом это относительно новые, экспериментальные бизнесы, которые при должном росте показателей впоследствии могут перейти в другие сегменты. Из них можно выделить разработку беспилотных автомобилей, облачный и образовательный сервисы, устройства, финтех.

Наиболее заметный прогресс продемонстрировали облачный бизнес и устройства: по итогам второго квартала их скорректированная EBITDA впервые вышла в положительную зону.

В целом показатели сегмента таковы: выручка квартал к кварталу выросла на 107%, до 10,2 млрд рублей, а полугодие к полугодию — на 79%, до 17,5 млрд рублей.

Убыток по EBITDA во втором квартале остался почти таким же, как годом ранее, увеличившись с 2,8 до 2,9 млрд рублей, а вот убыток за полугодие вырос на 83% — с 4,9 до 9 млрд рублей.

Источник: презентация «Яндекса», стр. 13
Источник: презентация «Яндекса», стр. 13

Общие результаты

Выручка компании продолжает показывать отличные темпы роста, скорректированная EBITDA в последние годы снижалась, но сейчас, похоже, тенденция меняется — и по результатам 2022 года мы можем увидеть этот показатель на уровнях, сопоставимых с 2019—2020 годами.

В отчетности «Яндекс» приводит чистую прибыль в двух вариантах: обычную и скорректированную. Динамика обеих не лучшая, особенно неудачным для компании по этому показателю был 2021 год.

Если посмотреть на структуру выручки по сегментам, то можно увидеть, что «Яндекс» продолжает снижать зависимость от своего некогда полностью доминировавшего рекламного сегмента. Но если посмотреть на структуру EBITDA, то видно, что зависимость от него с точки зрения прибыльности как была, так и осталась.

Финансовые показатели «Яндекса» по годам, млрд рублей

20182019202020211п2022
Выручка127,7175,4218,3356,2223,7
Скорректированная EBITDA39,651,045,232,127,0
Чистая прибыль45,711,223,4−14,7−5,0
Скорректированная чистая прибыль22,123,520,48,05,0

Финансовые показатели «Яндекса» по годам, млрд рублей

Выручка
2018127,7
2019175,4
2020218,3
2021356,2
1п2022223,7
Скорректированная EBITDA
201839,6
201951
202045,2
202132,1
1п202227
Чистая прибыль
201845,7
201911,2
202023,4
2021−14,7
1п2022−5,0
Скорректированная чистая прибыль
201822,1
201923,5
202020,4
20218
1п20225

Структура выручки и EBITDA по сегментам бизнеса за 2 квартал 2022 года

ВыручкаEBITDA
«Поиск и портал»43,5%110,8%
«Электронная коммерция, райдтех и доставка»48%8,3%
«„Плюс“ и развлекательные сервисы»5,2%−10,1%
«Сервисы объявлений»1,8%2,1%
«Прочие бизнес-юниты и инициативы»8,6%−11,3%
Элиминация−7,1%0,2%

Структура выручки и EBITDA по сегментам бизнеса за 2 квартал 2022 года

«Поиск и портал»
Выручка43,5%
EBITDA110,8%
«Электронная коммерция, райдтех и доставка»
Выручка48%
EBITDA8,3%
«„Плюс“ и развлекательные сервисы»
Выручка5,2%
EBITDA−10,1%
«Сервисы объявлений»
Выручка1,8%
EBITDA2,1%
«Прочие бизнес-юниты и инициативы»
Выручка8,6%
EBITDA−11,3%
Элиминация
Выручка−7,1%
EBITDA0,2%

Немного новостей о «Яндексе»

Также стоит упомянуть, что в последнее время компания опубликовала пару положительных новостей:

  1. «Яндекс» выкупил около 93% своих конвертируемых облигаций и планирует выкупить оставшиеся к середине сентября 2022 года. Согласно ранее достигнутым договоренностям с держателями облигаций, на каждые 200 тысяч долларов номинальной стоимости облигаций компания предоставила держателям 140 тысяч долларов и 957 своих акций. Напомним, что держатели конвертируемых облигаций «Яндекса» потребовали их досрочного погашения в связи с тем, что биржа NASDAQ приостановила торги акциями компании.
  2. Сняли все ограничения на наем новых сотрудников, действовавшие с конца февраля. В «Яндексе» открыто около двух тысяч вакансий.

В итоге

Результаты компании порадовали инвесторов, и по итогам дня котировки акций «Яндекса» выросли более чем на 8%, а в целом выросли уже примерно на 50% с минимальных отметок середины июня. Но, конечно же, не стоит забывать, что еще в ноябре 2021 года акции компании стоили почти в три раза дороже, чем на момент написания статьи.

Около года назад в обзоре «Яндекса» я отмечал, что это прекрасный и при этом бурно растущий бизнес, но крайне дорого оцененный. Сейчас компания стоит кардинально дешевле, но стоит помнить, что и некоторые из ее рисков обострились. Основные из них: наличие листинга на американской бирже NASDAQ и нидерландская прописка.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • Марина ЯстребоваИнтересная статья2
  • Alex FreemanИгорь спасибо за как всегда крутой обзор! Но есть вопрос: " сегмент облачного бизнеса и устройств впервые стал прибыльным по показателю «скорректированная EBITDA»" - скорр. EBITDA это же в целом придуманная метрика как и все что не GAAP?1
  • Alex Freemanт.е. она бессмысленна так как там все еще убытки по традиционной бухгалтерии получаются2
  • Игорь МорошкинAlex, спасибо большое! Да, "Яндекс" в целом очень любит использовать именно эту метрику, но она, такая, несколько завиральная, вы правы). Не просто EBITDA, а скорректированная. По-моему, даже в отчетности нет прямо чистой прибыли по сегментам. Ну, собственно, вывод я в статье такой и написал: рост выручки отличный, а прибыльность как была в основном от рекламного сегмента, так и осталась.1
  • Alex FreemanИгорь, в общем меня очень смущают эти их цифры которые реально подогнали чтобы "нормально выглядело". реальные успехи "корректировать" не надо - они или есть или нет. тут судя по всему нет - потому что по скорр. EBITDA всякие Uber уже давно прибыльные1
  • a bit of workИгорь, что значит завиральная?0
  • Игорь МорошкинGreta, я использовал терминологию Михаила Городилова:). А по сути: если какая-либо метрика скорректированная, то это значит, что даже официально признают, что ее меняли относительно "обычной". То бишь, тут немалый простор для творчества при формировании ее значения. Конечно, это не значит, что "Яндекс" чем-то прям сильно манипулирует, но мне было бы приятнее и понятнее, если бы компания чаще использовала традиционные метрики типа чистой прибыли.2
  • Alex FreemanИгорь, скажите а акционеры имеют право требовать от руководства компании раскрытия полной информации по прибыльности сегментов? точнее так: обязан ли Яндекс придоставить нам такие сведения если акционеры направят туда письмо или на собрании акционеров вопрос поднимут? как это регулируется?1
  • Виктория БалановскаяAlex, ну судя по росту не так и бессмысленна0
  • a bit of workИгорь, в отчёте есть приведение adjusted EBITDA к Net Income. Все перечисленные статьи относятся к бизнесу в целом, и их распределение по сегментам вопрос только политики управленческого учёта компании. Какую дополнительную инфу вам даст аллокация этих расходов по сегментам, если вы всё равно не будете знать правил?0
  • Игорь МорошкинGreta, концептуально, как миноритарному акционеру "Яндекса", мне бы хотелось, чтобы не только лишь реклама была прибыльна. И если бы я увидел это в формулировке "чистая прибыль сегмента ... составила ...", я бы порадовался. Хотя, конечно, прогресс компании в плане выручки тоже радует. А так согласен с вами, что во многом сегменты - это как руководство решило их поделить. Кстати, "Яндекс" очень активно сегменты тасует: объединяет их, какие-то сервисы из одного в другой переносит нередко, поэтому сравнивать их не так легко.1
  • АндрейСмотрел на Яндекс по 1400, облизывался. Ёжику понятно было, что отрастет на 3500+ в течение года или даже быстрее. Без вариантов отрастет. А купить нельзя было. Очень обидно.0
  • Игорь МорошкинAlex, отличный вопрос! Мне кажется, что настолько подробных регулирований нет. Есть всякие требования по раскрытию, есть требования МСФО, в том числе, что нужно предоставлять информацию по сегментам выручки, но, вроде бы, не более того.1