Как избавиться от звонков навязчивого мошенника?
Я имела неосторожность пройти опрос якобы от «Т-Инвестиций». Когда осознала, что это мошенники, попросила не звонить. Но этот человек не понимает ничего. Я уже и угрожала ему, но это не действует. Звонки начинаются с девяти утра и продолжаются весь день. Даже в 11 вечера может позвонить, причем пользуется разными номерами. Единственное, где он засветился, — это «Вотсап»*.
Что посоветуете?
* мессенджер «Вотсап» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Идеального метода, который позволил бы вам легко и навсегда избавиться от навязчивых звонков, к сожалению, пока нет. Расскажу о нескольких способах борьбы с такими «телефонными террористами» — вы можете воспользоваться каким-то из предложенных вариантов или скомбинировать несколько.
Что нарушает человек, который вам звонит
Распространители рекламы вправе звонить и отправлять сообщения, только если человек дал на это предварительное согласие. Причем именно распространитель должен доказать, что получил такое разрешение. Иначе реклама будет считаться распространенной без предварительного согласия абонента или адресата. И как только получатель потребует прекратить отправку писем или звонки, рекламораспространитель обязан исполнить это требование .
Конституция РФ относит к основным правам человека и гражданина достоинство личности, а также неприкосновенность частной жизни . И тот, чьи основные права нарушены распространением ненадлежащей рекламы, вправе потребовать от нарушителя возместить убытки и компенсировать моральный вред.
В Уфе человек подал в суд на кредитную организацию, которая прислала ему рекламное смс с текстом «Скажите, вы уже что-то слышали о наших новых условиях по кредиту наличными под 0%?». Согласия на получение рекламы по сетям электросвязи гражданин организации не давал. Мужчина потребовал взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 15 000 ₽ и штраф 50% от присужденной судом суммы.
До этого гражданин обращался в Башкортостанское УФАС России, и антимонопольный орган признал сообщение нежелательной рекламой.
Суд учел постановление УФАС и частично удовлетворил иск — взыскал с ответчика компенсацию морального вреда 7000 ₽, штраф 3500 ₽ за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя и 10 000 ₽ компенсации расходов на представителя в суде.
Нарушителям законодательства о рекламе также грозит гражданско-правовая и административная ответственность. Производителям и распространителям рекламы за это положен штраф :
- Для граждан — от 2000 до 2500 ₽.
- Для должностных лиц — от 4000 до 20 000 ₽.
- Для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 ₽.
- Для средних и крупных компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.
Что можно сделать
Блокировать все номера, с которых звонит мошенник, — возможно, в какой-то момент у него закончатся варианты и он до вас не дозвонится.
Установить на телефон специальное приложение — подойдет, например, Who Calls, Truecaller, «Не звони мне», Call Blocker. Приложение сверит телефон, с которого вам звонят, с базой номеров и сделает пометку на экране телефона, если определит звонок как спам.
Приобрести защиту у оператора связи. Почти все операторы предлагают услугу блокировки нежелательных звонков. На экране телефона будет появляться предупреждение, если оператор обнаружит признаки спама у входящего вызова.
Пожаловаться в УФАС и Роскомнадзор. Проще всего это сделать через форму на сайте ФАС или электронную приемную Роскомнадзора. Другие варианты — направить жалобу через госуслуги или почтой.
Запишите разговор с человеком, который достает вас звонками, и передайте доказательства в контролирующие органы или суд. Предупредите звонящего, что включаете запись, спросите, какую компанию он представляет, попросите назвать имя и должность.
Но даже если человек откажется представляться и прервет разговор, подать жалобу все равно можно. Опишите ситуацию и приложите распечатку входящих звонков с отмеченными вызовами от спамера.
Если вы не знаете названия навязчивой компании, УФАС или Роскомнадзор сами определят виновника правонарушения. Контролирующие ведомства вправе запросить у оператора связи данные о владельцах номеров, с которых вам приходят спам-звонки.
Что в итоге
Компании или ИП могут звонить вам с рекламными предложениями только с вашего разрешения.
Справиться с навязчивыми звонками поможет блокировка спама от оператора или специальное приложение.
Кроме того, вы вправе пожаловаться на рекламные звонки в ФАС и Роскомнадзор и обратиться в суд с требованием выплатить компенсацию морального вреда.