Одна компания разрабатывает шрифты и продает их через сайт. Там можно выбрать тип лицензии, найти бесплатные шрифты и даже арендовать шрифт. У каждого шрифта своя цена и условия покупки.

И вот компания-шрифтовик увидела, что один страховщик без разрешения использует ее шрифты на буклетах, сайте и полисах. Денег за это разработчики не получали, хотя шрифты платные.

Разработчики потребовали две стоимости использования шрифтов по максимальной ставке за все годы — больше миллиона рублей. Платить добровольно никто не собирался. Пошли в суд.

Почему страховая компания должна платить за шрифт?

Шрифт — это объект авторского права. Его кто-то придумал, нарисовал и запрограммировал, чтобы вы могли пользоваться им в своем компьютере или на печати. Все это — творческая работа, а шрифт, получается, интеллектуальная собственность.

Чужую интеллектуальную собственность нельзя использовать без разрешения на свое усмотрение. Страховая компания не может просто так взять чужой платный шрифт и писать им на буклетах. Даже если шрифт был в свободном доступе на каком-то пиратском сайте. Просто так, без разрешения, шрифт использовать нельзя.

Нужно купить лицензию или еще как-то договориться с правообладателем. Обычно для этого заключают лицензионный договор. Но в этот раз никакого договора не было. Разрешения от правообладателя тоже не было.

За то, что страховая компания незаконно использует шрифты, от нее можно требовать компенсацию. По закону — до 5 млн рублей. Или это может быть в два раза больше обычной платы за лицензию за все годы использования. Причем если платить за прошедшие годы, то это в несколько раз дороже, чем покупать заранее — такие условия были у конкретного разработчика.

Ребята все посчитали и выставили миллион рублей компенсации за шрифты без лицензии. Там было несколько начертаний и несколько лет незаконного использования. Плюс двукратный размер.

Что сказали суды?

Суды сказали, что требование законное и обоснованное. Не сошлись только на сумме компенсации. Разработчики хотели получить ее за несколько лет, с момента издания первого буклета. Но суды долго разбирались и решили, что срок исковой давности по таким делам все-таки три года.

Эти три года считают с того момента, когда право было нарушено или о таких нарушениях стало известно. Разработчики говорят, что не могли узнать раньше, но суды не согласны. Ведь буклеты были на виду, сайт тоже. Если разработчики не видели, значит, просто плохо искали или им это было неважно. Дело прошло несколько инстанций, но спорили только по поводу суммы. Сам факт компенсации даже не обсуждался.

Шрифтов было два, но каждое начертание — это отдельный объект. Сумму компенсации в итоге посчитали так:

8 начертаний шрифтов × 3 года × 10 тысяч рублей × 2 = 480 000 рублей

Столько и присудили. Почти полмиллиона рублей за то, что на сайте и буклетах был чужой шрифт. Может, для страховой компании это и не очень большие деньги, но это могла быть не крупная компания, а кто угодно. Хоть владелец личного блога или начинающий дизайнер баннеров.

В законе нет исключений по суммам компенсаций для разных категорий ответчиков. Правообладатель потребует столько, сколько посчитает нужным. Снижать компенсацию на свое усмотрение суд не имеет права — только по веским причинам.

Верховный суд сказал, что все правильно: миллион, конечно, не положен, но 480 тысяч придется заплатить. И сверху госпошлину 11 тысяч.

Это значит, что любой правообладатель может подать в суд и получить деньги за то, что его шрифт незаконно используют. На самом деле подать в суд можно не только из-за шрифта, но даже из-за картинки на рюкзаке или фотографии в блоге.

Как не потерять деньги из-за чужих шрифтов

Любой шрифт, фотография, рисунок, музыка или текст — это объект авторского права. Использовать его можно только с разрешения автора. Есть случаи, когда разрешение не нужно, но рекламный буклет и сайт точно не тот вариант.

Если дизайнер сделал буклет или сайт и вы заплатили ему деньги, это не значит, что у вас появились права на шрифты и картинки. Дизайнер мог арендовать этот шрифт для прототипов, а вы не имеете права его использовать.

Даже если дизайнер скачал бесплатный шрифт, он должен это подтвердить. Например, на сайте тех разработчиков есть раздел с бесплатными шрифтами — вот их можно использовать, но тоже с ограничениями. И ваш проект может не подойти. Все это важно и имеет значение в суде.

Если используете любое произведение чужого творческого труда, подстрахуйтесь:

  1. Узнайте, кто автор или правообладатель.
  2. Узнайте, разрешает ли он использовать свои произведения и на каких условиях.
  3. Изучите лицензионное соглашение. Для шрифтов их может быть несколько в зависимости от вида использования. Нельзя купить шрифт для сайта и писать им на буклетах.
  4. Оплатите произведение, если это нужно. Если оно бесплатное, зафиксируйте разрешение и выполните все требования — например, автор может попросить поставить ссылку на его сайт.
  5. Если заказываете что-то у стороннего разработчика, требуйте подтверждения прав на все элементы дизайна. Права должны быть не у него, а у вас.
  6. Проконсультируйтесь с юристом, как составить договор, чтобы в случае претензий от правообладателей можно было потребовать компенсацию от дизайнера, программиста или верстальщика.
  7. Если у вас уже есть сайт и вы не знаете, есть ли права на шрифт и какой он вообще, замените его на бесплатный или купите новый.

Правообладатели часто и успешно подают в суд на нарушителей. Скоро расскажем, как предприниматель лишился всего товара из-за Микки-Мауса. Он тоже не знал, что на любой рисунок нужно разрешение, но от штрафа это не спасло.