В одном университете проходил конкурс «Мистер вуза — 2016». Во время него студентки вели съемку. Показали, как ребята готовятся, занимаются спортом, позируют фотографам. Наложили на это все комментарии и смонтировали. Ролик опубликовали в соцсетях университета и на Ютубе.

Местный телеканал взял фрагменты этого ролика, наложил свои комментарии и вставил все это в передачу. Рассказали, что вот в таком-то вузе проходил конкурс и вот как все было. Поставили логотип студенческого объединения и написали, что ролик взяли с Ютуба. Вроде бы ничьи права не нарушены.

Но две студентки это увидели и возмутились: «А почему не указаны наши фамилии? Я снимала это видео, а она писала сценарий. Мы же авторы!». И пошли требовать компенсацию от телеканала. Студентки оказались очень настойчивыми и юридически грамотными. Им отказывали, а они все равно стояли на своем и дошли до Верховного суда.

Если вы берете чьи-то видеоролики или даже их фрагменты, делаете нарезку или сами выкладываете свои вебинары, вам пригодится этот опыт. Не смотрите, что автор студент или вообще не указан. Тут очень просто попасть на деньги.

Почему у студенток были претензии к телеканалу?

Студентки сказали, что они авторы ролика. Их имена в передаче не указали. Это нарушение неимущественных авторских прав. А ролик — это аудиовизуальное произведение. У него может быть один автор, а может быть несколько.

Указывать автора нужно обязательно. А телеканал этого не сделал. Он указал только ссылку и название студенческого объединения, которое посчитал правообладателем. По закону этого недостаточно.

Любой видеоролик — это аудиовизуальное произведение. Его режиссер, сценарист и композитор являются авторами. Это может быть один человек или несколько, но имя каждого из них нужно указывать при использовании ролика. Право авторства не отчуждается.

Студентки это право и защищали. Они потребовали от телеканала компенсацию — по 15 тысяч рублей каждой. И телеканал должен был в очередной передаче рассказать, кто был автором этого ролика про институтский конкурс.

Почему телеканал не указал авторов? Они что, не знают закон?

Телеканал вообще не знал, кто авторы ролика. Видео они взяли с Ютуба, логотип студенческого объединения поставили. Мало ли кто там писал сценарий, может, это вовсе и не эти студентки. Где доказательства, что они авторы ролика, режиссировали его и писали комментарии? Скриншоты из программы для монтажа ничего не доказывают: доступ к ней имеют все студенты.

И вообще, телеканал посчитал, что главное — это выяснить, кто правообладатель. А право авторов на свое имя под видео соблюдать не обязательно. Все берут видео из интернета и как угодно их используют. Ютуб общий: выложил — значит, все могут использовать. Искать, кто там писал сценарий, никто не будет. И тем более платить за это компенсацию.

Телеканал и студентки два года ходили по судам и дошли до Верховного. Это тот случай, когда дело даже не в сумме компенсации. Студенты тоже умеют защищать свои права и порой разбираются в законе лучше телеканалов с юристами.

Что сказали суды?

Городской суд 👍

№ 2-366/9/2017

Студентки говорят, что одна была режиссером, а другая писала сценарий для ролика. Значит, они авторы аудиовизуального произведения.

Авторам принадлежат такие права:

  • на произведение;
  • на авторство;
  • на имя;
  • на неприкосновенность произведения;
  • на обнародование.

Регистрировать эти права не нужно.

Право на использование ролика — на его воспроизведение, запись или показ — авторы могут передать всем, кому захотят. Но телеканалу они такого разрешения не давали.

Право автора на имя и авторство — это личное неимущественное право. Оно означает, что никто не может указать себя автором чужого ролика или не указывать авторов вообще, если только они сами так не захотели.

Все эти права защищены законом по умолчанию. Если есть автор, который создал что-то своим творческим трудом, — у него возникло неимущественное право. И забрать это право не может никто и ни при каких обстоятельствах.

Телеканал нарушил право авторов на имя и авторство, да еще и использовал их произведение без спроса. За это можно требовать компенсацию. По 15 тысяч рублей многовато, а вот по 10 тысяч каждой — в самый раз.

Апелляция 👎

№33-1358/2017

А кто сказал, что студентки — авторы ролика? Ролик о конкурсе был размещен в открытом доступе, авторы там не указаны. Неизвестно, кто из студентов его делал. Авторство не доказано.

Студентки привели свидетелей, которые подтвердили, что это они монтировали видео. Но эти свидетели — их друзья. Скорее всего, студентки просто выполняли какие-то технические работы: организовали съемку, решали технические вопросы, консультировали исполнителей. Но эти обязанности — не творческий труд. Они не имеют отношения к авторству.

Девушки ничего не получат. Судя по всему, авторские права у вуза. Он размещал этот ролик на своем сайте и предоставлял свое оборудование для монтажа.

Отмените предыдущее решение. Телеканал не виноват.

Верховный суд 👍

№ 75-КГ18-1

Автором любого творческого произведения может быть только человек. Ни вуз, ни сайт, ни журнал, ни издательство, ни киностудия авторами быть не могут.

Исключительное право на результат творческого труда первоначально возникает у автора. Не у того, кто заказал, оплатил или получил, а именно у автора — кто написал, снял или придумал сценарий.

Исключительное право может перейти другому лицу, но только с согласия автора.

Доказывать авторство по умолчанию не нужно. Оно возникает само по себе. Автором считается тот, кто указан на оригинале произведения или отмечен еще каким-то образом. Кто с этим не согласен, должен доказать обратное.

Ролики на Ютубе и в соцсетях — это аудиовизуальные произведения. Для них есть отдельная статья в гражданском кодексе. У каждого такого ролика может быть несколько авторов, но по закону это только режиссер, сценарист и композитор. Монтажеры, осветители, фотографы — это уже не авторы, у них нет авторских прав именно на весь видеоролик, а только на результат конкретно своей творческой работы.

Так что если девушки говорят, что одна — режиссер, а другая — автор сценария, и иное не доказано, то они и есть авторы. Если с этим кто-то не согласен — пожалуйста, подавайте отдельный иск и оспаривайте авторство. Но это не дает вам право не соблюдать авторские права студенток.

И с чего это в апелляции взяли, что автором является сайт, где размещаются видео вуза? Автором не может быть сайт или даже вуз, только человек. У вуза могут быть исключительные права. Например, если он заказал это видео и организовал съемку. И только в том случае, если со студентками заключили договор об отчуждении прав.

Пусть суд разберется, был ли такой договор. А пока решение незаконное.

Пересмотр дела 👍

№33-2606/2018

Студенты говорят, что они авторы, и это никто не оспорил. Телеканал не указал их как авторов — то есть нарушил их неимущественное право. Этого уже достаточно для компенсации.

Еще у авторов есть исключительные права. Тот сайт, где размещают видео вуза, мог получить эти права только по договору со студентками. Такого договора нет. Значит, студентки — авторы и правообладатели этого видеоролика.

Они не давали телеканалу согласия использовать это видео и не указывать авторов. Кстати, и друзья-свидетели теперь подходящие, а в первый раз — так это мы не разглядели.

Студенткам — по 10 тысяч рублей компенсации, телеканалу — порицание. Пусть объявляют, что нарушили чужие права.

Итог. Девушки, которые даже не были указаны авторами видеоролика с сайта вуза, доказали, что правы, и отсудили компенсацию у телеканала. В выводах Верховного суда нет ничего резонансного. Все это описано в гражданском кодексе и работает.

Просто обычно никто не задумывается, когда берет чужое видео, фотографии и тексты из открытых источников. И те, кто заказывает эти видео и тексты для себя даже за деньги, тоже не задумываются, что могут не иметь на оплаченный результат никаких прав. А есть права, которые купить вообще невозможно.

Как правильно использовать видео из интернета

Любое видео — это результат творческого труда. Это может быть кино, клип, запись вебинара, лекции или домашняя видеосъемка. У любого видео есть автор и правообладатель. Автор может быть один или их может быть несколько. Правообладателем может быть сам автор или кто-то, кому он передал исключительные права.

Если вы используете видео из интернета, нужно соблюдать как минимум два вида прав: исключительные и личные неимущественные.

Вот что для этого нужно сделать:

  1. Узнать, кто правообладатель и кто автор. Если автор не указан, он все равно есть.
  2. Спросить разрешения правообладателя на запись, показ или использование ролика.
  3. Проверить, на каком основании правообладатель получил эти права.
  4. При использовании указать, кто автор видео. Авторы — это люди, а не компании.

Если какая-то студия говорит, что они правообладатели, это не значит, что можно не указывать авторов. Завтра может прийти человек, который писал сценарий, и потребовать компенсацию за то, что вы не указали его имя.

Если вы записываете вебинары, всегда заключайте договоры с авторами и указывайте их при использовании видео.

Если сомневаетесь, как правильно использовать видео или другой объект авторских прав, проконсультируйтесь с юристом. Без специальной подготовки нельзя отличить незаконное использование от свободного цитирования, пародию от переработки и разобраться, как правильно использовать фонограмму.

В авторском праве очень много нюансов. Одно судебное дело может испортить вам репутацию и даже разорить.