Как вернуть в автосалон Джетту, а отсудить денег на Тигуан

Как вернуть в автосалон Джетту, а отсудить денег на Тигуан

40

В октябре 2015 года мужчина из Саратова купил у официального дилера автомобиль Фольксваген Джетта за 840 тысяч рублей. Он ездил на нем два года, а потом в машине стала пробуксовывать муфта сцепления. Тогда автовладелец написал производителю претензию: заберите неисправную машину и верните деньги. Завод навстречу не пошел и деньги не вернул — пришлось судиться.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Сначала в суде мужчина требовал все деньги за машину без учета износа, компенсацию морального вреда и штраф 50%. Потом он понял, что можно требовать еще и разницу в цене товара — то есть компенсацию за удорожание этой модели. Плюс неустойку за каждый день.

Проблема была в том, что такие Джетты уже не выпускались, поэтому было непонятно, как оценивать удорожание. Точку в споре поставил Верховный суд, и его решение может вам пригодиться в любых спорах с магазинами. Это еще один пример настойчивости и юридической грамотности, которые помогли получить больше денег.

Сколько денег и за что требовал автовладелец

Машина — это технически сложный товар. Если у такого товара во время гарантийного срока находятся существенные недостатки, его можно вернуть и потребовать назад всю сумму. А если продавец или производитель не согласится, в суде можно требовать еще больше денег.

С Джеттой так и случилось. В ней нашелся производственный дефект, поэтому покупатель законно решил отдать машину и потребовать назад свои деньги. Вот что ему удалось отсудить по первому иску, в феврале 2018 года:

  1. Все деньги за машину — 840 000 ₽.
  2. Моральный вред — 2000 ₽.
  3. Штраф 50% — 421 000 ₽.

Но покупатель на этом не остановился. В новом иске он потребовал от завода компенсировать удорожание автомобиля, а также выплатить неустойку — 1% за каждый день просрочки. Плюс дополнительный штраф — еще 50% сверх этой суммы.

Неустойку мужчина оценил в 10 900 ₽ в день, а удорожание машины — в 249 500 ₽. За неустойку пришлось побороться, а вопрос с удорожанием дошел до Верховного суда.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд ☝️

№ 2-3078/2018

Неустойка. В законе написано, что покупатель может требовать 1% неустойки за каждый день просрочки, но это слишком много. Такая компенсация несоразмерна — уменьшим ее до 0,1%. И только от стоимости товара. За 384 дня просрочки — до 9 ноября 2018 года — получится 322 560 ₽.

И потом заводу будет начисляться еще по 840 ₽ в день до тех пор, пока он не отдаст деньги.

Штраф. 50% — это многовато даже для уменьшенной неустойки. Сократим до 25%. Получится 80 640 ₽.

Удорожание. Такую модель машины больше не выпускают, поэтому оценить удорожание невозможно. Покупатель предположил, что можно сравнить ту Джетту с похожей по комплектации, за 1 089 500 ₽. Но так не получится: нет такого же товара — нет и разницы в цене.

Аватар автора

Областной суд 👌

№ 33-1472

Районный суд правильно снизил сумму неустойки. Но вот ее размер на будущее он снизил зря: невозможно оценить, соразмерна ли будущая неустойка. Поэтому с даты решения суда и до тех пор, пока завод не вернет деньги, ему надо начислять не 840 ₽ в день, а 8400 ₽.

В остальном все верно: штраф можно уменьшить, а разницу в цене посчитать невозможно — компенсации за удорожание не будет.

По поводу отказа в компенсации покупатель пошел разбираться в Верховный суд.

Если покупатель возвращает некачественный товар, он может требовать разницу между ценами по договору и на момент возврата или дату решения суда.

Если непонятно, как оценить убытки, нужно делать это с разумной степенью достоверности. Но отказывать в возмещении только из-за того, что нельзя посчитать точную сумму, незаконно. Удорожание машины — это тоже убыток. Поэтому завод должен возместить сумму, которую покупателю придется потратить на новый автомобиль.

Независимая экспертиза выяснила, что такая модель Джетты и правда не производится, и сравнить вроде бы не с чем. Но есть модель, которая похожа по характеристикам. Она стоит 1 089 500 ₽. Такое сравнение подойдет, завод другого варианта оценки не предлагал.

Суды ошиблись и вынесли неверное решение по поводу компенсации удорожания.

Итог. Решение по поводу отказа в компенсации удорожания отменили. Областной суд уже вынес новое решение, его текст уже опубликован. Можно не сомневаться, что мужчина получит доплату до стоимости похожей Джетты.

Сколько денег в итоге удалось отсудить за сломанную машину

Вот окончательные суммы компенсаций без учета расходов на юриста, почту и эвакуатор:

  1. Все деньги за Джетту — 840 000 ₽.
  2. Моральный вред — 2000 ₽.
  3. Штраф 50% по первому иску — 421 000 ₽.
  4. Неустойка за 384 дня — 322 560 ₽.
  5. Неустойка за будущее время — 8400 ₽ в день.
  6. Штраф по второму иску — 80 640 ₽.
  7. Доплата за удорожание — 249 500 ₽.

Автовладелец, который купил машину за 840 000 ₽ и ездил на ней два года, получит 1,9 млн рублей. И это не считая будущей неустойки. Такой суммы хватит на новый Тигуан 2020 года выпуска. Это даже больше, чем две Джетты по старым ценам.

Даже если бы ему не удалось отсудить стоимость удорожания, неустойка и штрафы сравнялись по сумме с ценой машины.

Схема с оценкой удорожания работает с любым товаром?

Да, так можно оценить удорожание любого товара, если его пришлось вернуть из-за недостатков. Если сломался телефон, телевизор или видеокарта на гарантии, можно требовать доплату до аналогичной модели.

Как получить компенсацию за удорожание товара с недостатками

Компенсацию можно получить, только если товар на самом деле стоит дороже. Вот план действий:

  1. Разберитесь в условиях возврата некачественного товара. Технически сложный товар не всегда можно вернуть, иногда можно требовать только ремонта. Кроме возврата можно попросить замену на новый или скидку.
  2. Проверьте цену на этот товар. Если она изменилась, оцените удорожание. Если такого же товара нет, найдите похожий по характеристикам.
  3. Напишите претензию продавцу или производителю. Вы сами выбираете, с кого требовать деньги. Укажите обстоятельства, а также суммы и сроки для выплат.
  4. Если за 10 дней ваше требование не удовлетворят, обратитесь в суд. Возможно, понадобится экспертиза для оценки удорожания. Тут поможет юрист, но можно вооружиться опытом других людей и справиться самостоятельно.
  5. Если суд откажет в выплате, обжалуйте решение. Берите эту историю на заметку: реальный автовладелец из Саратова заработал на своей вере в справедливость.

Пусть и вам повезет.

Екатерина МирошкинаУдавалось ли вам получить компенсацию за некачественный товар? Какие суммы?
  • V P1
  • DenSBV, ютуб канал «Yardrey» Вам в помощь1
  • Ruslan Sinyavin"суммы компенсаций без учета расходов на юриста". В итоге мужик купил электросамокат.2
  • Скажи, ктоRuslan, он мог включить и расходы юриста в компенсацию5
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯А разве муфта сцепления (как и само сцепление) попадает под такую длительную гарантию?1
  • Ruslan SinyavinМария, благодарю. Не учел.1
  • Владимир БабарыкинВсе, конечно, хорошо, но осталось взыскать - а это, порой, самое сложное.1
  • Павел БасистовDenSB, вестник потребительского терроризма :-). Шучу, хороший канал, но многие насмотревшись начинают наглеть на пустом месте.4
  • Павел Басистовтьфунатебя, ну там скорее всего DSG, расширенные гарантии и все такое. Это как бы часть АКПП в данном случае.0
  • Сергей ТиняковХорошая статья! Но мне кажется, что на главном фото Polo, а не Jetta.8
  • Екатерина ПлаксинаНа каком основании возврат? О ремонте Джетты в статье ни слова, неужели такой недостаток неустраним?8
  • Nikita MorozovИз статьи не понятен ключевой момент: когда мужчина написал претензию, где все это время был автомобиль? Он его вернул в салон / оставил в гараже / на СТО? Откуда просрочка-то?8
  • Vladislav NikolaevichПавел, когда кто-то получает 100 тысяч рублей, а кто-то 10 - в среднем, они получают 55. Дальше нужно объяснять?17
  • МаксимMikhail, оценка производилась сугубо по Вашему мнению?2
  • Игорь РогачевЕсли нет семьи, работы, которая занимает много времени, и, вообще, не хрен делать, то можно этим заниматься. В 1 случае из 100 может и отсудишь что-то, если хватит терпения и не жалко денег на суды и адвокатов до вынесения решения в твою пользу.3
  • Eugene InstataxСергей, ну и пачка денег - не 1.9 млн :)9
  • mr. regik .Владимир, С Фольксваген Групп Рус? Как два пальца об асфальт.4
  • mr. regik .Игорь, суды не длятся каждый день, на них не надо ходить как на работу. А таких примеров, когда человеку неправомерно отказывают в гарантии, полно. У человека УАЗ сгорел, куплен за 0.8 млн. Отсудил 2.2. Ниссан Навара - сломался двигатель. Человек отсудил 6 млн.1
  • Павел pvlhammerНепонятно, почему ремонт не предложен был - поменяли бы дсг и всё?5
  • Алексей ЗенёвПавел, кредит на 10 лет с 0 первым взносом.1
  • Ярослав ВознесенскийНе удалось. Покупали с женой кухонный гарнитур к одного известного бренда, во время установки выяснилось, что менеджер не учла наличие газовой трубы и розеток, хотя они были в акте замерщика. В итоге, после продолжительной электронной переписки со службой по работе с клиентами и требованиями в ней о возврате денег и неустоек, написали письменную досудебную претензию. Основную сумму продавец вернул сразу, в течение 10 дней, но неустойку отсудить в дальнейшем не удалось, так как по договору всё общение должно было производиться в письменном виде. А доказать причастность службы работы с клиентами с ответчиком нам не удалось. Нам адвокат ответчика в суде так и сказал, что "его клиент по почте ничего не получал". Потому что договор с ответчиком, а не со службой работы с клиентами.2
  • Дмитрий ГрозныхКак это суд сократил штраф 50%? Это невозможно по действующему законодательству. В связи с чем уменьшили неустойку? Почему моральный вред такой маленький? Как-то плоховатый вы юрист, автор0
  • Сергей ОреховСпоры по автомобилям очень не простые - говорю это как автоюрист, который только такими спорами и занимается. Но есть простые азбучные истины: - нельзя по гарантии ремонтировать авто у продавца (от слова "НИКОГДА" и обязательно с кучей восклицательных знаков); - если просить вернуть деньги, то лучше у изготовителя (для российской сборки) или импортера (для иностранной), но не у продавца; - если с даты обращения с требованием о ремонте до его окончания прошло более 45 дней, нужно фиксировать то, что автомобиль еще не отремонтирован (иначе сделают позже и скажут, что на самом деле сделали до окончания 45ти дневного срока); - если прошло более 45 дней, не забирайте автомобиль, дайте устранить недостаток (не скажу почему - многие дилеры не знаю, не хочу чтобы узнали теперь); когда недостаток устранят, автомобиль забирайте не для эксплуатации, а для "возврата изготовителю в связи с расторжением договора купли-продажи"), а работы при этом не принимайте, напишите: "в связи с просрочкой ремонта на основании ст. 405 ГК РФ я утратил интерес к ремонту, ненадлежащее исполнение принимать отказываюсь"); - если прошло более 45 дней с даты предъявления требования о ремонте, можно потребовать вернуть деньги за автомобиль (или заменить на новый); - не забирайте автомобиль из гарантийного ремонта без предоставления письменных документов о проведенном ремонте (дилеры любят говорить, что посколько ремонт по гарантии, то документы не положены - ЭТО ЛОЖЬ); погуглите п. 3 ст. 20 Закона о ЗПП: там написано, какую информацию о проведенном ремонте вам обязаны предоставить); - не подписывайте ни одного документа, если он в единственном экземпляре (вы сторона договора и у вас должен быть свой ОРИГИНАЛЬНЫЙ экземпляр любого документа); - не соглашайтесь с типовыми условиями в заказ-наряде о сроках ремонта (обычно пишут: "Ремонт осуществляется в срок до 45 дней") - пишите: "С предложенным сроком не согласен, на основании ст. 20 Закона о ЗПП требую устранить недостаток незамедлительно"; - не записывайтесь на ремонт в удобную дилеру дату, просто привозите свой автомобиль в рабочее время дилера и требуйте принять; отказываются - вручайте письменно требование о ремонте и приезжайте в указанный вам день, сдавая автомобиль, сразу письменно требуйте неустойку за просрочку НАЧАЛА ремонта в размере 1% в день от ЦЕНЫ АВТОМОБИЛЯ; - знайте, что любой крупногабаритный товар и товар весом более 5кг (которым является и автомобиль) в ремонт И ОБРАТНО должен доставляться СИЛАМИ И ЗА СЧЕТ дилера, а если уж вы сами его привезли, то вправе потребовать возместить вам расходы на топливо за проезд в обе стороны (п. 7 ст. 18 Закона о ЗПП); - если в любой год гарантийного срока вы не могли пользоваться автомобилем более 30 дней в связи с устранением двух и более разных недостатков, тоже можно вернуть деньги (заменить автомобиль); в этот срок включается не только время нахождения авто у дилера, а ожидание поставки запчастей; - выгоднее просить возврат авто, чем замену; - если вы по незнанию просили заменить автомобиль, а вам его не заменили, не идите в суд с этим требованием; сначала нужно написать новую претензию с требованием о возврате денег и возмещении разницы в цене по сравнению с новым аналогичным автомобилем, когда вам откажут и в этом требовании, идите в суд; - не обращайтесь в суд с "просто юристом", с "просто адвокатом", только - юристом, который занимается спорами с дилерами (вы же не ходите зубы лечить к "просто врачу", а к стоматологу) - не портите судебную практику тем судебным отказом, который вы получите в суде за ваши же деньги.17
  • Саша ЕгороваСказки! 100., Любой оф.дилер в срок гарантии 2-3-5 лет просто поменяет сцепление (если, Вы хотя бы 1 раз официально посещали ТО, не обязательно у этого дилера...у официального..). Не , посещали, забили, дальше разбор полетов. Сцепление, АКПП , мотор, просто меняют, пусть и не быстро...на этом кгавне за 840 рублей, еще быстрее поменяют, Оно того не стоит, чуть дороже Гранты...смешно просто рыдать и рвать волосы на попе...адвокат стоит дороже и время надо... Немного другое в теме, если в течении гарантийного срока Ваша обслуживаемая авто у дилера, ввиду не устраненных проблем , простояла больше 90 суток суммарно за период, даже если Вам предоставляли на это время подменный авто..... ( 90 суток надо подтвердить приемом авто и заказ-нарядами.... обычно, если вдруг нет запчасти авто у вас просто не примут под любым предлогом на хранение, если Вы живые и ездить можете потихоньку, а возьмут только по ее приходу на 1-2 дня для замены).... Поменял, не быстро Рэйнжровер Спорт, в конце 2 летней гарантии, без всяких компенсаций и моральных ущербов на Новый , просто любой из имеющихся на стоянке, старый с прениями и без всяких доплат сдал.... ( 97 дней по заказам за 2 года в ремонте и ожидании кпп, мотор итд, подменная авто была...) Свежеполученный, честно отъездил 3 года и на 75000 км продан, в нем ничего не ломалось, как в первом0
  • Игорь Шкаринmr., Все равно этим судом нужно заниматься между заседаниями, думать ,готовить документы. Ещё нужны юристы или базовые знания. Короче, это не просто так пожал бумажку и ходишь на встречи. А этот чнл ещё и до верховного суда дошел! То есть, ему отказали, а он все равно шел. Немного в шоке от того, сколько у людей уверенности в способности суда сделать справедливость. Как по мне — у нас суд система недоразвита. Автоматизации мало, бардак, путают все, процессы нарушают. Это все ведёт к плохому суду. Важно узнать о ещё 9 или 99 таких суд дел. Какие там результаты.2
  • DenSBПавел, ну террористы, те, кто начинает наглеть. А так этот канал позволяет устранить пробелы в значит своих прав и законов.0
  • Сергей ОреховСаша, вы написали много,но полную чушь. Что за 90 дней? Откуда вы это берете? В законе такого нет. Вам поменяли по другой причине.зачем вы людей вводите в блуд?1
  • Сергей ОреховДмитрий, автор описал лишь чужое решение, он это дело не вел! И тут суд плоховатый, а не юрист. Юрист просит полную сумму, а суд ее сокращает. Незаконно, но сделать с этим ничего не могу даже очень хорошие юристы1
  • Галина ГаджиеваУвы, купили машину б/у в автосалоне, и через месяц она сломалась,невозможно ездить. Суд через полгода заседаний отправил на техосмотр с оплатой салоном, но такой фирмы уже нет,вместо нее другая, и судья не может ничего сделать сказал. Так что миллион на ветер((0
  • Сергей КлимовСергей Александрович, я читаю и удивляюсь, какой народ у нас недалекий. Обывательское мнение о судебных процессах и степени возможности удовлетворения своих требований.1
  • Юрий МальгинИз этой статьи непонятно самое главное- суть исковых требований. Если автор пишет что вышла из строя "муфта сцепления", то как мне кажется это не так сложно , ведь её можно было поменять по гарантии , но суть не раскрыта : дилер отказал в гарантийном ремонте ?, перестали выпускать эту запчасть? ( что маловероятно, ибо вендор должен выпускать з/ч до истечения срока службы изделия), или её поменять конструктивно не возможно ?( но в крайнем случае узел сцепления и кпп можно в сборе поменять). Я понимаю если ,например выяснилось ,что были какие то дефекты кузова ,которые невозможно было устранить или их устранение было бы слишком глобальными , но "муфта сцепления" как то звучит смешно ...., как основание сдать машину вендору..1
  • Михаил ГренковNikita, точно. И почему ему не починили авто.1
  • Артем НикитинИгорь, Почему он ходил? Нанял Юриста и он за условные 10тр в день выполнял заказ. Потом эти 10тр помноженные на дни занятости взыскиваются с Ответчика. В любом случае - он в плюсе.0
  • Артем НикитинДмитрий, по закону суд вправе это сделать. И делают и на 50% и на 70%... Типа неустойка не соразмерна0
  • Дмитрий ПлатоновСергей, почему нельзя ремонтировать ? Можете пояснить ?4
  • Sviatoslav SyrtsovПавел, если можно отремонтировать, то это никак не существенный недостаток.1
  • Дмитрий ГрозныхАртем, а причем тут неустойка если речь идет о штрафе? Его уменьшение ничем не предусмотрено. Да и неустойку можно уменьшить лишь при определенных условиях. Хотя на практике конечно встречался с судебным беспределом как уменьшение и того и другого. Лень было обжаловать, так как решение было все же положительным, но если идти на принцип то такое решение изменят0
  • Сергей ОреховГалина, нужно предъявлять требования к изготовителю или импортеру. Напишите в личку телефон, проконсультирую0