Загородный дом — это куча технических вопросов, где самый важный и болезненный — система отопления.
Для обогрева своего дома я выбрала настенный газовый котел за 33 522,24 ₽, но вместо горячих батарей получила испорченные нервы. Помогли гарантия и закон: я сдала котел в магазин и вернула за него деньги.
Расскажу, какие проблемы могут возникнуть с газовым котлом и как вернуть технически сложный товар, если он неисправен.
Зачем мне газовый котел
Я живу в загородном доме недалеко от Тюмени. В моем районе для частного сектора нет центральных коммуникаций — отопления и водопровода. Поэтому каждый самостоятельно решает, чем и как обогревать жилье.
Вариантов несколько. Можно построить печку и топить дровами, провести кабель на 380 вольт и установить электрический котел отопления, подвести газ и отапливать дом классической газовой горелкой. Еще можно купить мощный напольный или настенный котел. Последний вариант я и выбрала.
У настенников несколько преимуществ:
- Возможность монтировать в кухне, не уродуя пространство вокруг.
- Небольшие габариты — можно сэкономить место в доме.
- Бесшумная работа горелки — нет характерного гула и прочих звуков.
- Простая схема управления.
- Приятный и стильный внешний вид.
Минусов у настенных котлов тоже немало:
- Быстрый износ деталей при низком качестве воды.
- Обязательная установка системы водоочистки.
- Зависимость некоторых котлов от температуры воздуха.
- Работа от электричества — при отключении света тепла не будет.
- Подключение через стабилизатор напряжения.
- Во время грозы может сгореть плата — по стоимости это треть цены котла.
Несмотря на недостатки, я решила отапливать дом настенником: практично и никаких нагромождений. На смену корейскому аналогу купила современного немца — котел Buderus Logamax.
В серии этих котлов производитель плохо продумал техническое устройство — в результате получилась малопригодная для сибирской зимы модель: котел работает стабильно, если температура на улице не опускается ниже −20 °C. Об этом я узнала уже в процессе эксплуатации.
Для Западной Сибири температура −25 °C — норма. Несколько раз за зиму случаются морозы ниже −35 °C, которые держатся около недели. Поэтому котел не смог пережить зиму. Да и вообще мои отношения с новым котлом не задались прямо с момента покупки.

Проблема с установкой котла
После установки котла в моем доме должны были появиться тепло и горячая вода. Но ребята на складе перепутали двухконтурный котел для отопления и подачи горячей воды с одноконтурным, который подходит только для отопления. Внешне они никак не различаются.
Котел смонтировали. Ко мне приехал сотрудник сервисного центра на первый запуск: его лучше доверить лицензированным профи, иначе гарантия производителя аннулируется и обратно в магазин котел сдать не получится. В процессе запуска сотрудник и обнаружил подмену. Котел пришлось демонтировать, отвозить на склад и менять на нужную модель.
За ошибку работников склада магазин сделал скидку: мне вернули деньги за комплект дымохода стоимостью 3058 ₽, а в чеке покупки обычной ручкой отметили возврат. С июня по декабрь котел работал без нареканий: практически моментально подогревал воду и не издавал никакого шума. Батареи всегда были горячие. А потом пришла зима.



Проблема с образованием конденсата
Зимой у нас резкие перепады температуры воздуха. Например, утром за окном −25 °C, а в обед уже будет −15 °C. Из-за этого котел вел себя странно. На экране постоянно появлялась ошибка 3С. Это означало, что в силиконовых трубках, которые прикреплены к реле давления, скопился конденсат. Котел необходимо было разобрать, снять трубки, продуть их, установить на место, закрыть корпус и снова запустить.
Поскольку я далеко не специалист по газовому оборудованию, при каждой поломке приходилось звонить в сервисный центр и требовать выезда мастера. Обычно на вызов приезжали. Если по какой-то причине в выезде отказывали — обычно в лютый мороз в сервисном центре не было специалистов или транспорта, — приходилось напоминать центру о гарантийных обязательствах. После этого мастера отправляли.
Мне постоянно приходилось мерзнуть и долго ждать. В очередной раз котел перестал работать, когда на улице было −38 °C, на часах 00:30, а я только-только успела намылиться в душе. После ледяного душа мне пришлось звонить в МЧС. Ко мне отправили аварийную бригаду газовиков. Через 20 минут в доме снова появилось тепло: починка занимает 5—7 минут. Приезд службы газа обошелся мне в 1200 ₽ за несколько минут элементарной работы.
- 1200 ₽
- я заплатила за приезд службы газа
Котел выдавал ошибку иногда три раза в неделю, а иногда по два-три раза в сутки. Поэтому я научилась ремонтировать газовое оборудование самостоятельно. Но все равно регулярно звонила в сервис и требовала решить проблему. Сотрудники уверяли, что конденсат — нормальное явление для всех котлов и мой нагреватель технически исправен. Обменивать котел никто не собирался, возвращать за него деньги — тоже.
Так я оказалась в настоящем аду. Выйти из дома больше чем на два часа стало невозможно. Если бы котел разразился ошибкой, ценой могла оказаться вся система отопления: она бы заморозилась. Трубы и батареи пришлось бы заменить, а это дорогое удовольствие.
Проблема с подачей горячей воды
Помимо скопления капелек влаги, которые блокировали работу котла, добавилась другая проблема. В один из дней настенник перестал подавать горячую воду, а кнопка регулирования температуры воды не реагировала на команды. Специалист приехал на вызов через два дня. За это время горячая вода снова появилась, и специалист починил только кнопку.
До этого случая я не просила сотрудников сервисного центра делать отметки в гарантийном талоне, поэтому запись о проблеме с горячей водой стала первой. Лучше все выезды специалистов по гарантии отмечать в талоне: это может пригодиться в суде как доказательство проблем с котлом.
Через неделю начались проблемы с давлением, которое без причины опускалось до нижней отметки и останавливало работу котла. Снова вызов специалиста, снова причина не установлена и «пустая» запись в гарантийном талоне.
Так у меня появилось три записи, включая проблему с конденсатом. На самом деле отметок могло оказаться минимум в десять раз больше, если бы я не научилась чинить котел без посторонней помощи.

Проблема с давлением в системе
Давление обеспечивает нормальную работу газового оборудования. Здесь все просто: нет давления — нет работы, а на экране появляется ошибка Е2 — отсутствие давления в системе.
Чтобы исправить ситуацию, нужно открутить клапан подпитки и подождать, пока давление поднимется до оптимального показателя — 1,5 бара. Проблема повторялась несколько раз, поэтому снова пришлось звонить в сервис и вызывать специалистов для ремонта.
Сначала сотрудники сервисного центра утверждали, что проблема в моей системе отопления: протечка воды. На самом деле никаких протечек в соединительных трубках и батареях у меня нет. Когда специалисты провели замер давления в самом баке, оно оказалось в норме. По результатам несостоявшегося ремонта мне снова пытались объяснить, что периодическая потеря давления — это «нормальное состояние для газовых котлов» и такое часто происходит.
Когда начались проблемы с давлением, была середина марта. Поэтому отопление я выставляла на минимальную отметку, а в особо теплые дни отключала полностью. Но котел почему-то не хотел греть воду без включенного отопления. Контур горячего водоснабжения работал только первые 30 минут, затем давление резко опускалось до нуля и котел выдавал ошибку.
Фактически это означало два варианта развития событий: продолжать отапливать дом, даже если на улице +35 °C, или полностью отключить котел и остаться без горячей воды до осени.
Несмотря на все проблемы с котлом, специалисты сервисного центра продолжали повторять: «Оборудование исправно, причин для возврата нет». Но для технически сложных товаров — особенно связанных с подачей газа — подобное качество работы недопустимо.
В итоге мое терпение закончилось — я решила сдать котел в магазин и вернуть его полную стоимость. Основной причиной возврата стали проблемы с давлением и конденсатом.
Как вернуть технически сложный товар по закону
К технически сложным товарам относится буквально все — от смартфонов до моторных лодок.
Порядок возврата или обмена технически сложных товаров прописан в законе о защите прав потребителей. Если потребитель обнаружит в технически сложном товаре недостатки в течение 15 дней с момента покупки, он вправе сдать такой товар в магазин или потребовать его замены. Например, если в течение двух недель после покупки сенсор телефона перестанет реагировать на касания, телефон можно просто обменять. Если вместо замены магазин отправит покупателя в сервисный центр — это нарушение закона.
Если претензии к функциональности товара появятся позднее, условия меняются. Потребитель вправе сдать или обменять технически сложный товар позже 15 дней после покупки, если:
- В товаре обнаружился существенный недостаток, например частые поломки или заводской брак.
- Сервисный центр нарушил срок устранения этого недостатка.
- Товар невозможно использовать в общей сложности больше 30 дней из-за постоянного устранения различных недостатков.
Закон здесь полностью занимает сторону потребителя. Но в моей ситуации получилась палка о двух концах: недостаток в виде конденсата не относится к группе существенных, так как котел остается технически исправным, а в течение 10 месяцев использования в гарантийном талоне было зафиксировано лишь три выезда сервисного центра.
Но я решила не сдаваться и защищать свои права.
Обращение в Роспотребнадзор и претензия магазину
Первое, что должен сделать покупатель, — обратиться к продавцу и написать обычную претензию или жалобу с просьбой вернуть или обменять товар из-за его недостатков. Недостатки нужно детально описать, желательно сослаться на закон о защите прав потребителей.
Срок рассмотрения претензии по закону составляет до 10 дней, но обычно магазин отвечает в течение 3—5 дней.
Если обычная претензия не сработает, составляйте досудебную. Ее можно написать самостоятельно, изучив законы и опыт судебной практики. Еще можно обратиться за помощью к юристу или специалистам Роспотребнадзора.
При обращении в Роспотребнадзор учитывайте время: ответ приходит в среднем в течение 10 рабочих дней. В моем случае торопиться было некуда: демонтировать отопительное оборудование посреди зимы — так себе перспектива.
В начале февраля — между починкой котла и звонками в сервисный центр — я написала в Роспотребнадзор через форму обращения на сайте. Ответ, который включал подробное разъяснение моих прав, образец досудебной претензии и искового заявления, пришел примерно через месяц — в конце февраля.
Пока я ждала ответа из надзорных органов, направила в магазин обычную претензию через горячую линию. В претензии потребовала устранить недостаток или заменить товар аналогом. Главным в моей претензии стал конденсат, который не позволял котлу стабильно работать, а мне — спокойно жить.
Претензия принесла скромные плоды: сервисный центр сообщил о готовности за счет производителя установить дополнительное оборудование, чтобы устранить проблему с образованием конденсата. Под громким названием «оборудование» скрывались такие же трубки — только не силиконовые, а металлические. Поскольку их установили в начале марта, эффективность на практике проверить не удалось: температура воздуха в это время года редко опускается ниже −15 °C.


Досудебная претензия и негарантийный ремонт
Вспоминая зимний ад, я решила не дожидаться следующего сезона и занялась составлением досудебной претензии. В ней подробно описала проблему с конденсатом, рассказала о проблемах с давлением и подытожила: зимой котел не позволяет выйти из дома, а летом невозможно отключить контур отопления из-за неполадок с давлением.
Претензию я решила отвезти в магазин лично в середине апреля, когда дом можно оставить без отопления, не рискуя замерзнуть.
Ровно за день до вручения претензии котел снова перестал подавать горячую воду. На этот раз вода чудесным образом не появилась. Приехал сотрудник сервиса, разобрал котел и показал мне забитый датчик протока. Причиной поломки стала неочищенная вода из скважины. Это моя вина, поэтому за ремонт я заплатила 1000 ₽.
После негарантийного ремонта мне не давал покоя вопрос, смогу ли я вернуть котел после 10 месяцев использования и ремонта по собственной халатности. В статье 18 закона о правах потребителей написано: при обнаружении существенных недостатков я имею право отказаться от договора купли-продажи. Пункта про возврат оборудования после ремонта по вине покупателя в законе нет.
Поскольку причина возврата никак не пересекалась с причиной поломки, претензию в магазин я все-таки отвезла. Копию документа с печатью магазина и подписью сотрудника оставила себе. В случае судебного разбирательства это докажет попытку договориться с продавцом мирно.


Чем закончилась история с котлом
Для рассмотрения претензии я обозначила срок в 10 дней. Звонок раздался спустя четыре дня: «Привозите котел, мы вернем вам деньги». Спустя еще несколько дней я привезла настенник в магазин и получила деньги обратно.
В итоге я сдала неисправный газовый котел ровно через 10 месяцев и 1 день: купила 20 июня 2018 года, вернула 21 апреля 2019. Всего мне вернули 33 522,24 ₽ — это полная стоимость котла. Комплектующие — трубки и дымоход — мне достались бесплатно, поэтому возврату не подлежали.
- 33 522 ₽
- я вернула за неисправный котел
Взамен я купила настенный котел словацкого бренда Protherm. Качество его работы покажет предстоящая зима.

Инструкция: как вернуть в магазин технически сложный товар
- Фиксируйте каждый выезд специалиста в гарантийном талоне. Это прямое доказательство в вашу пользу — записи в гарантийном талоне пригодятся, чтобы сдать бракованный товар.
- Напишите жалобу или простую претензию в магазин с требованием устранить недостатки товара, обменять его либо вернуть деньги.
- Если обычная жалоба не помогла, пишите досудебную претензию. К претензии приложите копию чека на покупку и доказательства проблем с товаром — фотографии, записи в гарантийном талоне.
- Если магазин откажется удовлетворить требования, идите в суд.
24.09.19, 16:42
Тема не раскрыта, а вернули вы котёл только потому что вам пошли на встречу, дабы забыть взаимоотношения с вами как страшный сон.
25.09.19, 16:54
Studiya, ну ничего себе! Девушка измучилась за зиму, ещё неизвестно, у кого сон страшнее!
26.09.19, 13:10
Соловьёва Екатерина, Вы правы, спасибо) хотя не исключаю, что и сервисники меня в кошмарах видели, тк повели себя абсурдно в желании навсегда распрощаться. Первый раз котел запустили, составили акт, а второй раз нашли миллион "причин", чтобы я обратилась в другой сервис для первичного запуска котла)) теперь у меня на руках 2 интересных акта: в одном все классно, котел запущен, а во втором мне надо все переделать (вплоть до устройства системы отопления), иначе котел эксплуатировать опасно для жизни, а уж запускать - тем более. До сих пор размышляю - возобновить их сновидения или простить и отпустить?)))
25.09.19, 22:36
Studiya, если бы котла не было,и проблем бы не было.
01.10.19, 07:26
Studiya, приезжайте в ЖК Западное Кунцево, Ромашково. И спросите у ЛЮБОГО жителя какое у него мнение по поводу работы котла Будерус...
25.09.19, 17:00
Соловьёва Екатерина, дело в том, что котёл скорее всего здесь ни причём.
25.09.19, 12:02
У меня вопрос к владельцам подобных котлов: "Зачем вам все эти "навороты"? Правда не понимаю, объясните старушке. Вам "шашечки" или ехать? 12 лет Жуковскому котлу АКГВ (горячее водоснабжение+отопление) с итальянской автоматикой. Из всех премудростей только датчик температуры. Какую температуру воды выставишь, такую и подает. От температуры на улице не зависит, похолодало "прибавь газу". Равномерно отапливает 76 м2. Никакого конденсата, не нужно фильтрованной воды или электричества. Прежний такой же, еще советский, проработал 28 лет, сломалась автоматика, кнопка не держит. Можно было починить и недорого, но решила "разориться" на 17 тыс и купить новый. И никакой головной боли еще лет на 20. Ну, если, конечно, огромный дом, который требует какого-то супер-пупер котла, или понты дороже денег, тогда понятно желание купить что-то брендовое, дорогое, с наворотами. А если просто, без забот топить и мыться горячей водой, зачем вы покупаете заведомое г...но?
27.09.19, 22:40
Вера, подготовка воды необходима любому котлу - ведь при ее нагреве образуется накипь, скорость образования которой зависит от качества воды. Возможно вам просто повело с составом и качеством воды, за 12 лет ни разу не проводилось никакого обслуживания?
Что касается электричества, оно необходимо для работы не только автоматики, но и насоса - чтобы прокачивать воду по батареям. У вас, видимо, самотечная система, но она не для всех применима, а если не сделана так изначально, то ваш котел просто не будет работать.
Конденсат же образуется потому что для работы горелки используется воздух с улицы, а не из помещения. Это более безопасный способ, т.к. не обязательно обеспечивать приток воздуха в помещение, исключено затухание котла и наполнение помещения угарным газом.
Автоматика, которая следит за давлением и температурой в системе защищает от закипания, перегрева и повреждения "змеевика" а это может привести в т.ч. и к взрыву.
В общем, "все эти навороты" - эта ваша безопасность. Можно и без нее прожить конечно.. но тут каждый сам решает :)
28.09.19, 13:05
Vladimir, Спасибо за разъяснения. Автоматика, конечно, есть и работает. Не работала в старом котле, поэтому сразу поменяла, не стала чинить. Насоса нет и не нужен, по дому в 76 м2, при первоначальном включении, при холодных батареях, вода пробегает и возвращается в котел за 17-20 мин ., засекала. Вода очень жесткая, из скважины, без очистки. Для питья стоит фильтр, а котел и так обходится. Каждый год проводится техобслуживание всего оборудования, которое сводится к проверке на утечку газа. На котел у меня жалоб нет, главное, чтобы автоматика работала. Читала в инструкции, что нужно там что-то промывать в системе, но кого заставишь это делать? Никакого конденсата нигде не вижу и даже не знаю, где он должен образоваться. Прежний котел этой марки проработал в таком режиме 28 лет. Надеюсь, и этот не подведет.
26.09.19, 12:23
Вера, мы даже не знали о существовании таких котлов. Спасибо, определенно возьму на заметку!
24.09.19, 16:45
Ждём статью про Protherm!
24.09.19, 15:18
Сам сотрудник газовой службы, знаю эти беды, не только у Будерусов проблемы с конденсатом, но и у Бошей, лечиться просто, на зиму делаеться отбор воздуха из помещения, если нет спец окошек сверху, то просто снимается передняя крышка
24.09.19, 15:28
Павел, а еще горизонтальный дымоход рекомендуется устанавливать с наклоном в сторону улицы, чтобы конденсат стекал наружу
09.10.19, 04:29
Сергей, тогда сосули тебе обеспечены
27.09.19, 05:38
Павел, На корейском котле навиен в сильные морозы тоже возникала уже не помню какая проблемма, решил её подобным способом. Приоткрыл переднюю крышку, чтобы подмешивался тёплый воздух из помещения.
25.09.19, 10:37
Павел, тоесть просто верхнюю крышку открыть и всё? А утеплять трубки имеет смысл?
24.09.19, 17:01
Виталий, она же поменяла на двухконтурный.
25.09.19, 12:10
1. 'К технически сложным товарам относится буквально все — от смартфонов до моторных лодок.' -- не понял. это же очень ограниченный перечень, наверное половина устройств содержащих электронные компоненты в него не входит. более того, каким образом это имеет отношение к статье не понимаю, газовые котлы в перечне отсутствуют (поправьте, если не прав)
2. 'Если обычная претензия не сработает, составляйте досудебную' -- есть юристы, кто может пояснить разницу между 'обычной' и 'досудебной' претензией?
а в инструкции по эксплуатации или на сайте магазина вообще не было сведений что нормальная температуры для работы котла -- в пределах минус двадцати?
25.09.19, 16:33
Vlad, есть Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров", котлов в нём не увидел. Обычная и досудебная претензия отличаются ... ничем
26.09.19, 12:31
Vlad, в инструкции ничего не было про температурный режим. Будерус признал это недоработкой, но легче никому не стало)
26.09.19, 12:26
Vlad, обычной я назвала претензию, которую принимает магазин по телефону - так у них заведено. Отправьте претензию, возможно, магазин пойдет навстречу. Так вот на встречу он пошел только после досудебной претензии, тк им просто невыгодно было бы судиться в ситуации, когда у котла воз проблем.
24.09.19, 15:23
Павел, не правильно установлен котёл, всмысле расположения, не рекомендуется ставить на ветренную сторону, вылечить можно установкой грибка, как на обычных трубах ставят, смысл, чтоб ветер напрямую не задувал в коаксиальную трубу, если у вас выведена в крышу, а забор воздуха из помещения, то трубу надо выше коньяка дома поднять
27.09.19, 22:55
Спасибо за полезный и интересный материал!
Позволю себе это прокомментировать: "Во время грозы может сгореть плата — по стоимости это треть цены котла.". Эта проблема решается установкой в распределительный щит специальных предохранительных устройств "УЗИП" (Устройство Защиты от Импульсных перенапряжений"). Суть в том, что во время удара молнии рядом с линией электро-передач во воздуху (что практически у нас везде в частных домах), в проводах возникает мощный электромагнитный импульс, который и выводит из строя оборудование. В УЗИП импульс гасится с помощью одноразовых "предохранителей", которые надо менять в случае срабатывания (это проверяется визуально, дом при "перегорании" предохранителя не обесточивается). Пообщайтесь с грамотным электриком на этот счет (я не большой специалист), и установите для своего спокойствия. Сгорает ведь не только электроника котла, но и другая чувствительная аппаратура в доме. Тьфу-тьфу. Бюджет разный, зависит от производителя (я покупал относительно дешевые от IEK, обошлись в районе 4тыс рублей за две ступени - первая, грубая на щите со счетчиком на улице, и вторая более чувствительная - уже в доме).
24.09.19, 20:19
Павел, с установкой котлов отдельная проблема. Их ставят где попало и кто попало, потом ахают. А ведь это приборы достаточно опасные, их даже надолго без присмотра лучше не оставлять...
25.09.19, 10:13
Анна, вот как вы пол-Калининграда трешем назвали :)
25.09.19, 10:59
Всё по делу.Пригодится..и в частности про котлы тоже))
25.09.19, 15:00
Анна, с дуру можно что угодно сломать, как говорится. Если не газом, то чем топить прикажете?
28.09.19, 21:58
Павел, проверяйте тягу в дымоходе. Так можно и угореть.
01.10.19, 07:24
В ЖК Западное Кунцево, Одинцовского района всем поставили котлы Будерус. Вы не представляете сколько проблем от них! Платы горят, давление прыгает, постоянно выдает ошибки. И это у всех, в нескольких тысячах квартир! А сервисная служба очень рада такому положению вещей. Только сдать это Г некуда. Их установили на этапе строительства. Будьте внимательны при выборе котла. Только не Будерус!!!
10.10.19, 06:47
Triumph, И не бош такое же г.
10.10.19, 03:43
Triumph, Странно, Будерус это бренд, качество хорошее. Брал твердотопливник Будерус, потом поставил газовый Будерус логомакс U-072-24 одноконтурный. Шестой год уже работает - проблем нет. У нас в Сибири и до -40 и ниже бывает.
26.09.19, 05:08
Анна, вы то сами поняли, что сказали? Не знаете ситуацию в стране кто в каких условиях живет, цены на комуналку, качество этой самой комуналки. Лучше не пишите если не в курсе происходящего
03.10.19, 19:20
Вы постоянно пишите что падало давление, но это означает только то, что система отопления у вас не герметична. Надо было искать утечку или место где образуется воздушная пробка. Если систему отопления проектировал любитель, то надо было обратиться к профессионалу.
09.10.19, 04:28
то конденсат из за того что криво дымоход сделали, то у вас давление скачет, а виноват котел. на добыло было брать одноконтурный и бойлер
20.01.20, 22:48
Я так понял, девушка наплевала на мощности оборудования, чтобы сэкономить пару десяток на цене. Я так понял даже из её слов. Просто оборудование не приспособлен но, но мы всё равно купим и будем работать. Но руководство как действовать с сервисным центрами и магазинами вполне замечательное. Теперь я знаю, что если сильно захотеть, можно заменить всё и в любом состоянии.
30.01.20, 00:49
Очень крутая статья!!! Спасибо!!!!!!!!!!!!! Мур!!
22.10.22, 08:39
Был в судах, выигрывал, важно понять что чтобы сумма денег затраченных на оформление, введение дела и судебные издержки, не превысило тот максимальный порог компенсации по решению суда, чтобы не было смысла просто мучительно больно дёргаться.
24.09.19, 12:36
Комментарий удален пользователем
24.09.19, 12:36
Костя, 👍
24.09.19, 13:26
Комментарий удален пользователем
28.09.19, 18:41
Ilya, это понты,уважаемый!
Занимаюсь строительством 21 год.Ставил разные котлы,от АОГВ до Vaillant.
Работает всё!Просто требования к системе отопления разные,соответственно и подбирается оборудование.И далее в своём проекте уже тоже список оборудования с аналогичными характеристиками.А вечного ничего нет,пока не встречал...
24.09.19, 13:51
Ilya, Вам повезло) У нас разные котлы были, и с таким разрывом ценника. Одни работают, другие создают проблемы. Обычное дело - котлы бывают привередливыми)
25.09.19, 10:44
Ilya, какую фирму и модель порекомендуете ?
26.09.19, 09:16
Алекс, лично я уже 12 лет использую котел Thermona (Чехия). Первые 2 года использовал в качестве топлива баллоны 50 литровые, но это конечно очень неудобно. Далее переключился на газ центральный. За эти годы один раз вышел из строя и был заменен 3х ходовой клапан. Котлом в целом очень доволен. Сейчас строю новый дом, и в газовый проект заложил такой же котел, от добра добра не ищут считаю.
16.04.21, 21:33
Уважаемые люди! Каждая марка котла таит в себе либо проблему для мастера, либо убыток для хозяина. Научитесь, пожалуйста уважать мастеров за их труд! Все проблемы идут от производителя! Экономия на металле и пластике. Прошу нас, мастеров, понять и простить. Юрий, Брянск.