Как вернуть в автосалон Джетту, а отсудить денег на Тигуан

Как вернуть в автосалон Джетту, а отсудить денег на Тигуан

40

В октябре 2015 года мужчина из Саратова купил у официального дилера автомобиль Фольксваген Джетта за 840 тысяч рублей. Он ездил на нем два года, а потом в машине стала пробуксовывать муфта сцепления. Тогда автовладелец написал производителю претензию: заберите неисправную машину и верните деньги. Завод навстречу не пошел и деньги не вернул — пришлось судиться.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Сначала в суде мужчина требовал все деньги за машину без учета износа, компенсацию морального вреда и штраф 50%. Потом он понял, что можно требовать еще и разницу в цене товара — то есть компенсацию за удорожание этой модели. Плюс неустойку за каждый день.

Проблема была в том, что такие Джетты уже не выпускались, поэтому было непонятно, как оценивать удорожание. Точку в споре поставил Верховный суд, и его решение может вам пригодиться в любых спорах с магазинами. Это еще один пример настойчивости и юридической грамотности, которые помогли получить больше денег.

Сколько денег и за что требовал автовладелец

Машина — это технически сложный товар. Если у такого товара во время гарантийного срока находятся существенные недостатки, его можно вернуть и потребовать назад всю сумму. А если продавец или производитель не согласится, в суде можно требовать еще больше денег.

С Джеттой так и случилось. В ней нашелся производственный дефект, поэтому покупатель законно решил отдать машину и потребовать назад свои деньги. Вот что ему удалось отсудить по первому иску, в феврале 2018 года:

  1. Все деньги за машину — 840 000 ₽.
  2. Моральный вред — 2000 ₽.
  3. Штраф 50% — 421 000 ₽.

Но покупатель на этом не остановился. В новом иске он потребовал от завода компенсировать удорожание автомобиля, а также выплатить неустойку — 1% за каждый день просрочки. Плюс дополнительный штраф — еще 50% сверх этой суммы.

Неустойку мужчина оценил в 10 900 ₽ в день, а удорожание машины — в 249 500 ₽. За неустойку пришлось побороться, а вопрос с удорожанием дошел до Верховного суда.

Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд ☝️

№ 2-3078/2018

Неустойка. В законе написано, что покупатель может требовать 1% неустойки за каждый день просрочки, но это слишком много. Такая компенсация несоразмерна — уменьшим ее до 0,1%. И только от стоимости товара. За 384 дня просрочки — до 9 ноября 2018 года — получится 322 560 ₽.

И потом заводу будет начисляться еще по 840 ₽ в день до тех пор, пока он не отдаст деньги.

Штраф. 50% — это многовато даже для уменьшенной неустойки. Сократим до 25%. Получится 80 640 ₽.

Удорожание. Такую модель машины больше не выпускают, поэтому оценить удорожание невозможно. Покупатель предположил, что можно сравнить ту Джетту с похожей по комплектации, за 1 089 500 ₽. Но так не получится: нет такого же товара — нет и разницы в цене.

Аватар автора

Областной суд 👌

№ 33-1472

Районный суд правильно снизил сумму неустойки. Но вот ее размер на будущее он снизил зря: невозможно оценить, соразмерна ли будущая неустойка. Поэтому с даты решения суда и до тех пор, пока завод не вернет деньги, ему надо начислять не 840 ₽ в день, а 8400 ₽.

В остальном все верно: штраф можно уменьшить, а разницу в цене посчитать невозможно — компенсации за удорожание не будет.

По поводу отказа в компенсации покупатель пошел разбираться в Верховный суд.

Если покупатель возвращает некачественный товар, он может требовать разницу между ценами по договору и на момент возврата или дату решения суда.

Если непонятно, как оценить убытки, нужно делать это с разумной степенью достоверности. Но отказывать в возмещении только из-за того, что нельзя посчитать точную сумму, незаконно. Удорожание машины — это тоже убыток. Поэтому завод должен возместить сумму, которую покупателю придется потратить на новый автомобиль.

Независимая экспертиза выяснила, что такая модель Джетты и правда не производится, и сравнить вроде бы не с чем. Но есть модель, которая похожа по характеристикам. Она стоит 1 089 500 ₽. Такое сравнение подойдет, завод другого варианта оценки не предлагал.

Суды ошиблись и вынесли неверное решение по поводу компенсации удорожания.

Итог. Решение по поводу отказа в компенсации удорожания отменили. Областной суд уже вынес новое решение, его текст уже опубликован. Можно не сомневаться, что мужчина получит доплату до стоимости похожей Джетты.

Сколько денег в итоге удалось отсудить за сломанную машину

Вот окончательные суммы компенсаций без учета расходов на юриста, почту и эвакуатор:

  1. Все деньги за Джетту — 840 000 ₽.
  2. Моральный вред — 2000 ₽.
  3. Штраф 50% по первому иску — 421 000 ₽.
  4. Неустойка за 384 дня — 322 560 ₽.
  5. Неустойка за будущее время — 8400 ₽ в день.
  6. Штраф по второму иску — 80 640 ₽.
  7. Доплата за удорожание — 249 500 ₽.

Автовладелец, который купил машину за 840 000 ₽ и ездил на ней два года, получит 1,9 млн рублей. И это не считая будущей неустойки. Такой суммы хватит на новый Тигуан 2020 года выпуска. Это даже больше, чем две Джетты по старым ценам.

Даже если бы ему не удалось отсудить стоимость удорожания, неустойка и штрафы сравнялись по сумме с ценой машины.

Схема с оценкой удорожания работает с любым товаром?

Да, так можно оценить удорожание любого товара, если его пришлось вернуть из-за недостатков. Если сломался телефон, телевизор или видеокарта на гарантии, можно требовать доплату до аналогичной модели.

Как получить компенсацию за удорожание товара с недостатками

Компенсацию можно получить, только если товар на самом деле стоит дороже. Вот план действий:

  1. Разберитесь в условиях возврата некачественного товара. Технически сложный товар не всегда можно вернуть, иногда можно требовать только ремонта. Кроме возврата можно попросить замену на новый или скидку.
  2. Проверьте цену на этот товар. Если она изменилась, оцените удорожание. Если такого же товара нет, найдите похожий по характеристикам.
  3. Напишите претензию продавцу или производителю. Вы сами выбираете, с кого требовать деньги. Укажите обстоятельства, а также суммы и сроки для выплат.
  4. Если за 10 дней ваше требование не удовлетворят, обратитесь в суд. Возможно, понадобится экспертиза для оценки удорожания. Тут поможет юрист, но можно вооружиться опытом других людей и справиться самостоятельно.
  5. Если суд откажет в выплате, обжалуйте решение. Берите эту историю на заметку: реальный автовладелец из Саратова заработал на своей вере в справедливость.

Пусть и вам повезет.

Удавалось ли вам получить компенсацию за некачественный товар? Какие суммы?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество