Как женщине досталось в 10 раз меньше, чем бывшему мужу. И суды сказали, что это нормально
Супруги из Санкт-Петербурга прожили вместе 13 лет и решили развестись. Мужчина предложил жене подписать брачный договор и в нем разделить все нажитое за время брака имущество не поровну, а иначе: ему побольше, а ей поменьше. Отношения пары к тому времени уже были напряженными, но в итоге супруга все же подписала невыгодный договор — и нотариус его удостоверил.
Через три года женщина передумала. Она решила, что такой раздел имущества несправедлив, и пошла в суд, чтобы признать брачный договор недействительным.
Аргументы сторон
Женщина. Незадолго до развода бывший муж заставил меня подписать брачный договор на своих условиях. Он влиятельный бизнесмен, у нас было много денег, недвижимости, автомобилей. Но почти все бывший супруг оставил себе, а мне досталось в десять раз меньше, жалкие гроши.
Не подписать договор я не могла. Бывший муж несколько раз меня ударил, пригрозил, что задействует все свои связи и заберет детей, а с меня взыщет алименты. Он украл документы детей, а потом подал иск о разводе и об определении их места жительства с ним. Я испугалась и подписала все, что просил бывший супруг. Иск он отозвал, и позже мы развелись уже по моей инициативе. Но угроза никуда не делась.
Спустя некоторое время после заключения брачного договора я подумала, что это все же несправедливо. Мы столько лет прожили вместе и должны были разделить все нажитое поровну. Прошу признать наш брачный договор недействительным, потому что он ставит меня в крайне невыгодное положение в сравнении с бывшим мужем. К тому же документ я подписала под влиянием психического и физического насилия.
Мужчина. Все было совсем не так, как говорит эта женщина. Мы действительно подписали брачный договор. Но по нему моей бывшей супруге досталась денежная компенсация в размере 3 742 000 фунтов стерлингов — 280 650 000 ₽ по тогдашнему курсу, квартира и гараж в Санкт-Петербурге, большая квартира в Лондоне, коллекция ювелирных украшений, картины, предметы дизайна и интерьера и много чего еще. Нельзя сказать, что я оставил ее без гроша в кармане.
Условия договора мы долгое время обсуждали вместе с нашими представителями. Бывшая жена участвовала во всех переговорах, вносила свои предложения, говорила, что именно из имущества хочет оставить себе.
Избиение — это тоже ложь. Бывшая супруга пару раз обращалась в полицию, но следов насилия не обнаружили, поэтому в возбуждении уголовного дела отказали. К тому же этот инцидент был после заключения брачного договора и на наши имущественные дела повлиять не мог.
А главное — эта женщина пропустила срок исковой давности. С требованием о признании сделки недействительной можно обратиться в суд в течение года, а прошло уже больше двух лет. Прошу в иске отказать.
Что сказали суды
Супруги заключили брачный договор, которым прекратили режим общей совместной собственности на имущество, нажитое в браке. Каждому досталась определенная часть.
Жена получила две квартиры, гараж, движимое имущество и внушительную единовременную компенсацию взамен остальных совместно нажитых активов. Вряд ли такие условия могут поставить человека в крайне невыгодное положение.
К тому же истица пользуется всем этим имуществом, ссылается на условия брачного договора в других судебных делах с бывшим мужем и даже взыскивала с него невыплаченную компенсацию.
Своими подписями в договоре супруги подтвердили, что все его пункты справедливы, взаимовыгодны, не ущемляют ничьи права и обеспечивают каждому необходимые условия жизни. Дополнительно жена заверила, что получила все необходимые разъяснения по тексту договора у юристов России и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Если сделка заключена под влиянием насилия, то ее можно признать недействительной. При этом насилие — это причинение или угроза причинения физических или душевных страданий. Оно должно выражаться в незаконных, но не обязательно уголовно наказуемых действиях. В поведении ответчика суд насилия не видит.
Женщина утверждает, что бывший муж похитил свидетельства о рождении детей. Однако утрату документов, которые можно восстановить, нельзя расценить как насилие. А определение места жительства ребенка — это не угроза, а правомерное действие отца.
Факт побоев истица не доказала. Кроме постановления об отказе в возбуждении уголовного дела никаких документов по этому поводу нет. Других доказательств вынужденного заключения брачного договора также не имеется.
И да, срок исковой давности женщина пропустила. В иске суд отказывает.
Бывшая жена обжаловала это решение в апелляционной инстанции.
Согласны с районным судом.
Затем — в кассационной.
А мы не согласны.
Ответчик удерживает несовершеннолетнего сына и дочь в Великобритании. Это и есть угроза, о которой говорит мать детей. Причем она длится еще с момента обсуждения возможности заключения брачного договора и не прекратилась до сих пор. Поэтому вывод о пропуске срока исковой давности нельзя назвать законным.
Кроме того, суды совсем не исследовали состав и стоимость имущества, которое досталось каждому из супругов. И этим нарушили принцип соразмерности.
Судебные акты районного и областного судов отменяем, направляем дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Ответчик не хотел, чтобы спор вернулся в районный суд с такими разъяснениями, и обжаловал определение в Верховном суде.
Районный и областной суды были правы. Нет никаких оснований считать брачный договор незаконным.
Женщина говорит, что восприняла как угрозу подачу мужем иска об определении места жительства детей. Но вскоре сама подала такой же. Исход рассмотрения дела не зависит от того, кто из родителей его инициировал. А значит, возможность определить место жительства детей через суд не считается угрозой с целью заставить подписать кого-то невыгодные бумаги.
О нарушении своих прав брачным договором истица должна была узнать в день его заключения — в июне 2017 года. А в суд она обратилась в декабре 2019 года, то есть после истечения годичного срока давности.
Более того, суд кассационной инстанции заново исследовал обстоятельства дела, хотя это не относится к его полномочиям. Кассация вправе оценивать только правильность применения нижестоящими судами норм права. А устанавливать факты не может.
Также суды не должны были сравнивать стоимость имущества, которое перешло каждому из супругов. Брачный договор для того и нужен, чтобы отступить от равенства долей.
Несоразмерность выделенного имущества — не безусловное основание признать брачный договор недействительным. В этом деле женщина получила достаточно денег, квартир и других вещей. Поэтому стоимость того, что получил мужчина, уже не имеет значения.
Отменяем определение кассационного суда, оставляем в силе решение районного.
Что в итоге
Брачный договор останется в силе. Неизвестно, почему супруга вдруг решила оспорить соглашение, которое к тому моменту уже было исполнено. Возможно, она узнала об активах, о которых раньше не подозревала: долях в фирмах, ценных бумагах, банковских счетах. Или просто решила насолить бывшему мужу.
Когда брачный договор могут признать недействительным
Иногда брачный договор действительно можно оспорить. Вот некоторые причины:
- договор не заверили у нотариуса;
- кто-то из супругов недееспособен или не понимал, что подписывает;
- договор заключен под влиянием насилия, обмана, угроз или неблагоприятных обстоятельств;
- условия соглашения ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение — суды оценивают это в каждой конкретной ситуации.
Чаще всего крайне неблагоприятным положением признают полное лишение имущества, нажитого в браке. А сам по себе неравноценный раздел — это не повод признать брачный договор недействительным.
- Например, по брачному договору жена получала банковские вклады, акции и недвижимость. Муж оставлял себе только подарки супруги. Суд решил, что так делить имущество несправедливо.
- В другом деле по договору жена в случае развода лишалась не только совместно нажитого, но и личного имущества: оно должно было автоматически перейти в собственность мужа. Суд признал такие условия незаконными. Решение обжаловал нотариус, но безуспешно.
Срок исковой давности для признания оспоримой сделки недействительной — год. Если один из супругов хочет оспорить сделку из-за того, что документ ставит его в крайне невыгодное положение, то срок обычно исчисляется с момента подписания брачного договора.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl