Как подрядчик сделал некачественный ремонт, а заказчик в итоге чуть не остался ему должен
В 2019 году в Ставрополе мужчина решил сделать ремонт. Вместе с другом они нашли на «Авито» бригаду, наметили план работ и подписали договор, в котором согласовали предварительную стоимость — 297 400 ₽.
Сначала все шло хорошо, заказчик поэтапно оплачивал работы и материалы. Но когда дело дошло до чистовой отделки, начались проблемы. При очередном осмотре хозяин квартиры обнаружил много дефектов: узор плитки не совпадал, теплые полы не работали, потолок потрескался, а линии домофона и интернета перепутались.
К тому моменту мужчина заплатил подрядчику уже 632 765 ₽. Исправлять недостатки рабочие не спешили, а потом и вовсе пропали.
Тогда мужчина решил вернуть деньги через суд. Он потребовал взыскать с подрядчика:
- деньги, что заплатил, — 632 765 ₽;
- затраты на устранение недостатков — 116 943 ₽;
- судебные расходы — 74 000 ₽;
- потребительский штраф — 50% от присужденной суммы.
Аргументы сторон
Заказчик. Бригада допустила множество ошибок, я попросил их исправить. А они все бросили и пропали.
Я потерял много денег, поэтому требую вернуть все, что заплатил. Помимо этого подрядчик должен уплатить штраф: раньше он был зарегистрирован как ИП, так что наши отношения регулируются законом «О защите прав потребителей». Тем более он и сейчас продолжает заниматься ремонтами.
Подрядчик. Я добросовестно выполнил свою работу, и владелец квартиры ее принял. У меня есть восемь актов, которые он подписал. Согласно этим документам, у заказчика нет претензий к качеству и объему работ. Недостатки, на которые он указывает, нельзя было не заметить при приемке. А если мы и сделали что-то не так, надо было говорить об этом сразу. Сейчас уже поздно.
К тому же этот мужчина не может считаться потребителем. Я не предприниматель и делаю ремонты изредка. Так что закон «О защите прав потребителей» на наши отношения не распространяется, никакой штраф с меня взыскать нельзя. По этой же причине прошу передать дело в суд по моему месту жительства: раз собственник квартиры в этом деле не потребитель, значит, и выбирать место рассмотрения спора он не может.
Что сказали суды
Разберемся, должен ли подрядчик отвечать за некачественный ремонт и в каком размере.
По словам друга хозяина квартиры, который помогал найти бригаду и организовать ремонт, они обнаружили много недочетов в работе мастеров.
Но подрядчик не исправил их и вообще перестал отвечать на звонки. Супруга заказчика пояснила, что ее муж и его друг делали дизайн-проект ванной и выбирали раскладку плитки, но все было сделано не так.
Еще в суде допросили рабочих. Все они утверждают, что свою работу выполнили качественно. На момент проверки теплый пол работал, а плитку переложили по первому замечанию заказчика.
Истец представил заключение эксперта, согласно которому в ремонте есть недостатки и на их устранение нужно 116 943 ₽. По требованию ответчика суд назначил новую экспертизу. Она показала, что сумма даже больше — 121 648,37 ₽. Но заказчик не стал менять размер требований.
Деньги, которые получил подрядчик, — 632 765 ₽ — он возвращать не должен. Как показали экспертизы, эти работы мастера выполнили, хотя и некачественно. Так что взыскать следует компенсацию — на устранение недостатков.
Считаем, что отношения между сторонами могут регулироваться законом «О защите прав потребителей». То, что подрядчик нарушает закон и не регистрируется как предприниматель, не освобождает его от ответственности. Поэтому он обязан выплатить владельцу квартиры потребительский штраф — 58 471 ₽.
По этой же причине отказываем подрядчику в просьбе передать дело на рассмотрение суда по месту его жительства. Заказчик, как потребитель, вправе выбирать подсудность, в том числе подавать иск по своему месту жительства или по адресу квартиры, в которой был ремонт.
Также взыскиваем с ответчика расходы на судебную экспертизу пропорционально удовлетворенным требованиям — 6000 ₽.
Подрядчик остался недоволен решением и подал апелляционную жалобу.
Согласны с коллегой из суда первой инстанции. Решение оставляем без изменений.
Тогда подрядчик подал кассационную жалобу.
Считаем, что нижестоящие суды правы. Кассационную жалобу оставляем без удовлетворения.
Подрядчик не смирился и обратился в Верховный суд.
Коллеги допустили две серьезные ошибки.
Во-первых, они не приняли во внимание акты, согласно которым работы выполнены полностью и в срок. По закону заказчик вправе ссылаться только на те недостатки, что он отметил в акте. Если же мужчина принял работы не глядя, то по явным недостаткам он и вовсе лишается права предъявлять претензии. Явные — это те, что заказчик точно заметил бы при проверке. Похоже, в нашем деле недостатки были именно явными.
Во-вторых, суды решили, что ответчик занимается предпринимательской деятельностью, и заставили его выплачивать штраф по закону «О защите прав потребителей».
Главный признак предпринимательства — систематичность, постоянное извлечение прибыли. Подтвердить, что человек занимается бизнесом и не регистрирует свою деятельность, можно свидетельскими показаниями других клиентов, выписками с его банковских счетов, рекламными объявлениями, договорами аренды помещений и так далее. Здесь подобных доказательств нет.
Просим краевой суд учесть наши замечания.
Дело вернулось на пересмотр в Ставропольский краевой суд.
Еще раз рассмотрим дело и исправим ошибки. Недостатки, на которые ссылается истец, — явные, он мог обнаружить их при обычном осмотре квартиры. Но в актах указано, что недочетов нет.
Получается, если недостатки и были, заказчик потерял право требовать их устранения. Он подписал акт без замечаний, то есть согласился с тем, что работы выполнены качественно. Таким образом, компенсация, чтобы исправить недочеты ремонта, мужчине не положена. А поскольку подрядчик заказчику ничего не должен, нет смысла досконально исследовать, предприниматель ответчик или нет.
Решение суда первой инстанции отменяем. В удовлетворении требований полностью отказываем.
Что в итоге
Мужчина не получит от подрядчика ни рубля. А если уже успел получить, должен будет вернуть деньги. Недостатки ему придется устранять за свой счет.
Более того, подрядчик, как победитель спора, может потребовать, чтобы заказчик компенсировал ему судебные расходы.
Что можно предпринять, чтобы не оказаться в такой ситуации
Оцените статус лица, с которым заключаете договор. Иногда люди обращаются в строительную фирму, но когда дело доходит до договора, в качестве подрядчика там указано частное лицо, например бригадир.
Требуйте заключить договор именно с юрлицом или индивидуальным предпринимателем. Тогда, если придется судиться, у вас точно будут потребительские льготы: повышенная неустойка, штраф, выбор подсудности и так далее.
Изучите условия о сдаче-приемке работ, которые предусматривает договор. Там могут быть правила, которые отличаются от указанных в законе. Например, что заказчик не лишается права предъявлять претензии по явным недостаткам, даже если принимает работы без проверки. В таком случае важно указать в акте приемки, что проверку заказчик не проводил.
Заранее подумайте об устранении возможных недостатков. Подрядчики часто пропадают — как раз когда приходит время устранять недоработки. Поэтому важно иметь деньги, которые вы сможете потратить на устранение недостатков, если подрядчик откажется это делать.
Таким денежным фондом может быть последний платеж за выполненные работы. Пропишите в договоре, что оплата последнего этапа будет произведена только после подписания итогового акта приемки. И с условием, что у вас не будет претензий к качеству работ.
Другой вариант — договориться о гарантийных удержаниях с каждого платежа подрядчику. Например, вы будете выплачивать 90% стоимости каждого этапа работ, а 10% удерживать как обеспечение устранения недостатков. Если недочетов не будет, вы уплатите подрядчику все удержанные деньги.
Когда будете проверять результат работ, досконально опишите в акте все недостатки. Если не разбираетесь в тонкостях, лучше пригласите специалиста или хотя бы более опытного знакомого. Если кажется, что недостаток есть, но подрядчик убеждает вас в обратном, все равно укажите его в акте. Трещина в стене, которую подают как дизайн при штукатурных работах, со временем может стать поводом для суда. И лучше зафиксировать ее наличие.