Как женщина пыталась вернуть деньги за некачественную кухню. Но не смогла
Изумительные истории
7K
Фотографии в коллаже — Ground Picture / Artem Glushchenko / Shutterstock / FOTODOM

Как женщина пыталась вернуть деньги за некачественную кухню. Но не смогла

22
Аватар автора

Светлана Логвина

юрист

Страница автора

В декабре 2020 года жительница Смоленска сделала в квартире ремонт и решила заказать новый кухонный гарнитур. Вместе с исполнителем она составила проект кухни и заключила договор на ее изготовление по индивидуальному заказу. Привезти все должны были через 45 дней — в конце февраля 2021 года. Женщина внесла 160 000 ₽ предоплаты и стала ждать новую мебель.

Кухню привезли и собрали только в апреле. Заказчица заплатила еще 150 000 ₽, но обнаружила в гарнитуре множество недостатков: материал заменили на другой, на фасадах были сколы, петли установили разные и без доводчиков, а положенных по проекту цоколя и фальшпланки вообще не было.

Женщина дала изготовителю семь дней на устранение недостатков, тот несколько раз звонил покупательнице, но в ее квартиру так и не попал. Тогда заказчица обратилась в суд и потребовала расторгнуть договор на изготовление мебели, взыскать 310 000 ₽, которые заплатила за кухню, 323 500 ₽ неустойки, 20 000 ₽ компенсации морального вреда и 50% от взысканной суммы в качестве потребительского штрафа.

Аргументы сторон

Заказчица. Я недовольна работой исполнителя. Мало того что мне доставили кухню на два месяца позже, так ее еще и изготовили с недостатками. Материалы использовали не те, что мы предусмотрели в договоре, мойки нет, ящики кривые, доводчики не работают, кромка корпусов другого цвета и рисунка, зазоры на фасадах разные. Я не подписала акт приема-передачи и отправила предпринимателю претензию с требованием исправить все недочеты. Но никто ничего не сделал.

Я узнала в другой фирме, что исправление всех недоработок будет стоить около 100 тысяч, а значит, недостатки мебели существенные. Поэтому прошу, чтобы исполнитель забрал кухню, вернул 310 000 ₽, которые я заплатила за гарнитур, и еще выплатил мне неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф за некачественную работу.

Исполнитель. Эта женщина все придумала. Мы действительно заключили договор в декабре, но тогда проект составили по примерным размерам, потому что у заказчицы дома был ремонт, кухонный фартук еще не выложили. Сделать точные замеры я смог только 28 января, с этой даты и надо считать 45 дней. К тому же я предупреждал ее, что фасадов придется ждать два месяца. В эти сроки я уложился.

Женщина заплатила остаток суммы, а значит, приняла кухню. Но потом предъявила кучу претензий, причем часть ее требований вообще не была предусмотрена договором. Я попытался связаться с заказчицей, попасть к ней домой, чтобы посмотреть, что не так с гарнитуром. Но она сказала, чтобы я все исправил за семь дней. Это нереально в любом случае — а женщина еще и не пускала меня в квартиру под разными предлогами. Я даже не смог увидеть, что именно ей не нравится.

В любом случае я считаю, что все недостатки несущественные, их можно исправить. Просто на это нужно время. А истица — потребительский террорист. Она злоупотребляет своими правами, чтобы заработать на добросовестных предпринимателях. Прошу в иске отказать.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-1220/2021

👍
Верните заказчице деньги.

Суд назначил экспертизу, чтобы специалисты осмотрели мебель и выяснили, есть ли в гарнитуре недостатки и насколько они серьезные.

Эксперты установили, что кухня действительно не соответствует эскизу и в ней много недоработок — как серьезных, так и незначительных. Например, она изготовлена не из того материала, что стороны согласовали в договоре, есть зазоры на фасадах, вытяжка не установлена. Доводчики есть, но установлены неправильно, их надо отрегулировать. Цоколь, мойка и фальшпланка также есть в наличии, но их нужно установить. С кромкой кухонных шкафов все в порядке, она сочетается по цвету с кухней, а часть сколов появилась уже во время эксплуатации.

Ответчик говорит, что истица не давала провести окончательные замеры для кухни. Но в договоре не указано, что перенос срока исполнения заказа согласован сторонами. Исполнитель нарушил срок договора, поэтому заказчица вправе по своему выбору:

  1. Назначить исполнителю новый срок.
  2. Поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.
  3. Потребовать уменьшения цены.
  4. Отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Требования женщины считаю законными. Расторгаю договор, взыскиваю с предпринимателя в пользу заказчицы 310 000 ₽ в счет оплаты заказа, 100 000 ₽ неустойки, 20 000 ₽ компенсации морального вреда, 150 000 ₽ потребительского штрафа, а всего 580 000 ₽.

Истица должна вернуть кухню, а ответчик в течение 15 дней со дня вступления решения суда в силу обязан демонтировать мебель и вывезти ее из квартиры.


Предприниматель не согласился с таким решением и пошел его оспаривать.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-886/2022

🧐
Так не пойдет.

Действительно, исполнитель нарушил сроки. Но заказчица не отрицает, что ответчик замерил кухню только в январе — и именно поэтому так поздно изготовил гарнитур. А устранить недостатки после монтажа он тоже не мог, так как женщина не пустила его в квартиру.

Мы назначили еще одну экспертизу, и она подтвердила, что все недостатки можно было бы устранить, если бы заказчица позволила это сделать. Что касается материала кухни, то он действительно изготовлен другим производителем. Но по качеству и характеристикам не отличается от материала, согласованного в договоре.

Недостатки в виде установки вытяжки, полки под холодильник, усилителя полки под духовой шкаф устранению не подлежат, поскольку вообще не были предусмотрены условиями договора.

Также суд первой инстанции не обратил внимания на то, что кухонный гарнитур, который изготавливается по заказу, обладает индивидуально-определенными свойствами, является товаром надлежащего качества, в связи с чем потребитель не вправе от него отказаться.

Решение суда первой инстанции отменяем. Предприниматель обязан в течение 10 дней с момента вступления решения суда в силу устранить все недостатки и выплатить женщине штраф — 10 000 ₽.


Заказчица обратилась в кассационный суд.

Аватар автора

Кассационный суд:

Дело № 88-24831/2022

👌
Все правильно.

Согласны с коллегами, нет оснований отменять определение апелляционной инстанции.


Тогда женщина пошла в Верховный суд.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 36-КГ23-1-К2

😬
Суды вышли за пределы полномочий.

Женщина в своем иске не просила исправлять недостатки кухни. Она хотела расторгнуть договор и требовала вернуть ей деньги. Но суды, вместо того чтобы удовлетворить ее иск или отказать в требованиях, вынесли совершенно другое решение.

Заказчица требовала вернуть деньги за гарнитур на основании нормы закона, которая предоставляет потребителю право отказаться от исполнения договора о выполнении работы, если исполнитель нарушит срок, существенно отступит от условий договора или не устранит недостатки за положенное время. К качеству кухни у нее вопросов не было.

Переделывайте решение.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-2714/2022

😅
Поняли, исправляемся.

По вине заказчицы исполнитель получил точные размеры кухни только в конце января. Очевидно, что изготовить кухню в феврале предприниматель не смог бы.

После установки ответчик пытался устранить недостатки, но истица не предоставила ему для этого доступ в квартиру.

Учитывая все проведенные по делу экспертизы, можно сделать вывод, что дефекты сборки носят несущественный характер, кухня используется по назначению, а заказчица сама не пустила мастера в квартиру, чтобы тот все исправил.

Отменяем решение суда первой инстанции и в иске отказываем.

Что в итоге

Суд прислушался к предпринимателю, и теперь тот не потеряет деньги на кухне, которая была сделана по индивидуальному заказу, а после установки не понравилась хозяйке.

Как вернуть товар, который был сделан под заказ

Товар под заказ — тот, что изготавливается для индивидуального пользования и отличается от других аналогичных товаров какими-то определенными свойствами. К примеру, платье, сшитое на заказ по выкройкам, сделанным для конкретной женщины, вряд ли подойдет другой. А мебель, которая делается по размерам определенного помещения в доме, не всегда подойдет для другой комнаты. Такой индивидуальный товар не представляет интереса для других покупателей.

Если качество вещи по индивидуальному заказу соответствует договору, вернуть ее нельзя.

В Московской области мужчина заказал дверь в квартиру. Получив и установив дверь, он решил, что оттенок ему не нравится, и захотел ее вернуть. Но изготовитель отказался принимать дверь, так как она была сделана по индивидуальному заказу и все ее параметры были прописаны в договоре. Суд изготовителя поддержал.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Что лучше: покупать готовую кухню или делать под заказ?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество