Как убрать из кредитной истории списанную задолженность?
Больше полугода назад родственник прошел процедуру банкротства. С него списали кредиты от двух банков. Документы об этом на руках.
На днях он запросил свою кредитную историю в нескольких БКИ. Оказалось, везде одно и то же: кредит от первого банка списан, а второй активен и просрочен больше чем на 180 дней. Что это значит?
Почему один банк передал информацию о списании долга в БКИ, а другой нет? Что делать с якобы активным просроченным кредитом? Достаточно обратиться в банк с требованием передать в БКИ верную информацию или нужно сделать что-то еще?
Информация о списании обоих кредитов должна была появиться в кредитной истории вашего родственника через три рабочих дня после банкротства. Но из-за какой-то ошибки, например технического сбоя, этого не произошло. По работе я часто с таким сталкиваюсь.
Чтобы исправить ошибку, можно обратиться в банк или бюро кредитных историй — БКИ. Расскажу, как это сделать.
Что такое кредитная история и кто передает туда данные
Кредитная история — это досье на заемщика, которое хранится в БКИ. В ней можно увидеть, как часто человек обращался за кредитами, сколько займов ему выдали и есть ли просрочки по ним. Подробнее о том, как формируется кредитная история, написано в другой статье в Т—Ж.
БКИ только хранят кредитную историю, а формируют ее кредиторы, например лизинговые компании, инвестиционные платформы, но чаще всего — банки. Вот как это происходит:
- Человек подает заявку на кредит или становится поручителем по чужому кредиту.
- Банк или другой кредитор направляет данные об этом в БКИ, с которым у него заключен договор.
Теперь по кредитной истории другие кредиторы смогут понять, надежный ли это заемщик.
Многие мои клиенты находят ошибку в кредитной истории и думают, что виновато БКИ. Но это не так: бюро не может вносить данные в кредитную историю по своей инициативе. Оно меняет ее, только когда получает подтверждение от кредитора, например банка.
В какой срок кредитная история должна обновляться
Банк должен передать в БКИ информацию об изменении статуса кредита в течение двух рабочих дней после того, как должника признают банкротом. Банк участвует в этом деле как кредитор, поэтому должен отслеживать судебные решения.
А бюро обязано обновить кредитную историю за один рабочий день.
То есть через три рабочих дня после того, как вашего родственника признали банкротом, статус долга в кредитной истории должен был измениться.
Почему в кредитной истории появляются ошибки
В вашем случае списанный после банкротства кредит числится как активный. Это значит, что банк вовремя не передал информацию в БКИ. Так бывает, например, из-за технических ошибок: в программе произошел сбой и сведения о списании кредита не ушли в бюро. Я регулярно проверяю кредитные истории своих клиентов и часто с таким сталкиваюсь.
Другие популярные ошибки, с которыми я работала:
- кредит помечен как просроченный, хотя заемщик погасил просрочку и уже несколько месяцев платит вовремя;
- после частичного досрочного погашения ежемесячный платеж не изменился, хотя должен был.
Как исправить ошибку в кредитной истории
Через банк. Это самый быстрый способ: кредитор должен рассмотреть запрос за 10 дней. Идти в отделение необязательно — можно написать в чат мобильного приложения или позвонить в колцентр. В обращении нужно кратко описать ситуацию.
По вашему запросу банк проверит информацию и передаст верные данные в БКИ. Обычно на это уходит до пяти рабочих дней.
В БКИ обращения рассматривают дольше, чем в банке, — до 20 дней. Так происходит потому, что бюро уточняет информацию у банка. И если тот не подтвердит ошибку, бюро кредитную историю не исправит.
Самостоятельно скорректировать кредитную историю БКИ может только в исключительных случаях. Например, если погашенный кредит числится активным, но банк, который его выдал, закрылся и банка-правопреемника по этому кредиту нет.
Если решите обращаться в БКИ, уточните, как оно принимает заявления от заемщиков. Например, в ОКБ можно обратиться по электронной почте, в «Русский стандарт» — через личный кабинет на сайте, а в НБКИ придется направлять заявление обычной почтой или нести в офис.
Что делать вашему родственнику
Я рекомендую обратиться в банк с требованием исправить ошибку. В заявлении, по телефону или в чате нужно кратко описать ситуацию.
Дальше в течение 10 дней банк сообщит о том, что направил информацию в БКИ.
Примерно через пять дней кредитная история должна обновиться. Чтобы удостовериться в этом, еще раз закажите отчет в БКИ. Рядом с кредитом должна появиться отметка «Банкротство».