![Как остаться в Венгрии, если потерял работу](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main_ostatsya-v-vengrii.vzy0hk.jpg)
Из-за пандемии многие в Венгрии потеряли работу, в том числе и мы с мужем.
Мой муж Дима жил в стране на основании вида на жительство, который был прикреплен к рабочему контракту. А у меня был ВНЖ по воссоединению семьи. Как только мужа сократили на работе, мы быстро лишились почвы под ногами: наши ВНЖ стали недействительными. Из-за этого нам нужно было либо быстро найти новую официальную работу, либо покинуть страну. Но с работой не складывалось — новых предложений не поступало, и быстрые поиски к результатам не привели.
В такой ситуации кажется, что все пропало и ничего не остается, кроме как паковать чемоданы. Но мы хотели остаться в Венгрии и стали искать другие варианты, как легально это сделать. В статье расскажу, как нам удалось самостоятельно оформить ВНЖ «Для других целей» и остаться в стране.
Кем мы работали
Мы с мужем живем в Венгрии с 2017 года и даже писали об этом в другой статье в Т—Ж. Дима работал здесь дизайн-лидом в хорошей международной компании, которая до пандемии стабильно развивалась. В целом дела шли неплохо даже в начале 2021 года, но потом компанию продали. Новые владельцы решили перестроить бизнес, и компания остановила основную активность. Из-за этого сократили 90% персонала. Под сокращение попал и Дима.
Я подрабатывала на фрилансе копирайтером и журналистом, но за год до пандемии начала интересоваться профессией гида. Я влюблена в Будапешт, увлекаюсь историей Венгрии, веду блог, много путешествовала по стране и мне очень хотелось делиться всем этим с гостями.
Я разработала несколько оригинальных маршрутов и сценариев, попробовала провести экскурсии для своих друзей, а затем и для незнакомых людей. Судя по отзывам, у меня здорово получалось, и я уже всерьез задумывалась, что пора подтягивать венгерский и получать лицензию — без нее официально работать гидом в Венгрии нельзя. Но началась пандемия.
Венгрия закрыла границы для туристов в середине марта 2020 года, и туристический бизнес пришел в упадок. Не имея прибыли, гиды, оформившие свою деятельность как ИП, все равно продолжали платить обязательный ежемесячный налог — 50 000 HUF (11 110 ₽). Правительство отменило плату этого налога лишь на два месяца. Кроме того, вся финансовая помощь от государства работникам туристической сферы во все время пандемии выразилась только в единоразовой выплате в размере 219 000 HUF (48 700 ₽). И за эту выплату надо еще было побороться.
Согласно итогам исследования, опубликованного в апреле 2021 года, с начала пандемии без работы остался каждый десятый житель Венгрии, а число людей, так или иначе пострадавших от ковидных ограничений, может достигать 800 000 человек. Для маленькой Венгрии с населением 9,73 млн человек это очень много.
![Через 2,5 месяца после закрытия границ около 200 лицензированных гидов вышли на одну из главных площадей Будапешта в поддержку письменного обращения к правительству. Самым важным положением обращения было выделение бюджетных средств на помощь представителям туристической отрасли. Источник: facebook.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-1.uokxfx.jpg)
Как легально остаться в Венгрии
Пообщавшись с друзьями, почитав форумы, экспатские группы и покопавшись на сайте иммиграционного офиса, стало ясно, что не все так плохо и нам не обязательно уезжать из страны. Вот какие варианты мы рассматривали, чтобы остаться в Венгрии.
Быстро найти новую работу — это первый вариант в ситуации, когда лишаешься работы и ВНЖ, связанного с ней. У нас на поиски было полтора месяца, и за это время ничего найти не удалось: либо по разным причинам не подходили компании, либо работодатель был не готов взять на себя заботы по трудоустройству иностранца. Это более сложный, долгий и финансово затратный процесс, чем нанять гражданина Венгрии или ЕС.
Оформить статус самозанятого. Когда мы думали, как оформить нашу деятельность в Венгрии, то рассматривали KATA — одну из форм ИП, что-то вроде российской УСН. Предприниматели с KATA могли сотрудничать и с частными лицами, и с компаниями. Но с сентября 2022 года правила усложнились — теперь владельцы KATA могут работать только с частными лицами. От этого пострадали многие айтишники на фрилансе, чьими клиентами были в основном компании, а еще курьеры из сервисов доставки еды. Но, например, мастера маникюра и гиды с KATA с облегчением выдохнули.
Теперь фрилансеры регистрируются как самозанятые. Вот что для этого нужно:
- Действующий ВНЖ — по-венгерски он называется Tartózkodási Engedély.
- Налоговый номер — Adószám.
- ТАЙ-номер — TAJ-szám — номер местного аналога ОМС.
- Доступ на клиентский портал Ügyfélkapu — это местный аналог российского сайта госуслуг. Только в Венгрии это не один конкретный сайт, а несколько. Чтобы пользоваться порталом онлайн, надо получить специальный логин и пароль. Для этого нужно сходить в Kormányablak — это местный МФЦ.
- Договор аренды квартиры — на адрес квартиры, в которой вы живете, будет зарегистрирована ваша предпринимательская деятельность. Если вы снимаете квартиру, иногда налоговые органы просят предоставить дополнительный документ — письменное согласие от владельца жилья, что он не против, что на его адрес будет зарегистрировано предприятие.
Перед регистрацией стоит проверить, есть ли ваша специальность в реестре деятельности самозанятых предпринимателей, и узнать код специальности — он понадобится для подачи заявления.
![Так выглядит ВНЖ старого образца. С 2020 года дизайн немного изменился](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-2.x4wppv.jpg)
![Это карточка с ИНН. При регистрации в налоговой номер вам скажут сразу, а карту пришлют через пару недель. Для регистрации в качестве самозанятого онлайн достаточно знать только номер](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-3.k2wfel.jpg)
![Это ТАЙ-карта. Тоже достаточно только номера](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-4.pb1ryc.jpg)
![Это Корманьаблак в 8-м районе, здесь можно сделать доступ на местные госуслуги и решить кучу других бюрократических вопросов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-16.g2attn.jpg)
![Так с «Гугл-переводчиком» выглядит один из сайтов, на которых можно получить госуслуги. Он не такой удобный и понятный, как сайт госуслуг в России, но разобраться можно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-5.igaehc.png)
Регистрация статуса самозанятого происходит онлайн на сайте nyilvantarto.hu. С момента подачи документов до готового ВНЖ проходит в среднем 3—4 месяца. На время ожидания вам выдадут временное разрешение на проживание, с которым можно будет находиться только на территории Венгрии. А когда получите ВНЖ со статусом «Деятельность, связанная с получением дохода» — Jövedelemszerző Tevékenységet, — можно будет без проблем выезжать из страны и возвращаться обратно.
Самозанятые платят налоги по фиксированной ставке. Точная цифра зависит от очень многих показателей — наличия высшего образования, суммы дохода в год, от того, работаете ли вы штатно или внештатно, и так далее. Но в целом самозанятые платят ежемесячно до 30% налогов с дохода.
Для ведения учета есть сайт szamlazz.hu. Через него нужно выставлять счета, и он сам напоминает про уплату налогов. Пользоваться системой можно бесплатно, а самый дорогой пакет обслуживания стоит 2490 HUF (521 ₽) в месяц.
![Сайт полностью на венгерском языке, но с «Гугл-переводчиком» можно разобраться](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-update-screen-100.f1kh2n..png)
Вариант с предпринимательской деятельностью мы всерьез рассматривали, но отказались от него, потому что у нас не было готовой клиентской базы, с которой можно было бы начать быстро зарабатывать на фрилансе. Кроме того, нас не устраивало, что пришлось бы постоянно искать новых заказчиков, а график и доход были бы нестабильными. От этого была бы нервозность и неуверенность в завтрашнем дне.
Оформить ВНЖ «Для других целей» — Egyéb célú tartózkodási engedély. Такой тип визы подходит тем, кто уже живет в Венгрии и хочет остаться в стране, например чтобы изучать венгерский язык, культуру или, как в нашем случае, — чтобы найти работу. Выдают такой документ на 10—12 месяцев, с ним можно выезжать из Венгрии и въезжать обратно, и никакой отчетности о поиске работы не требуется.
Об этом варианте мы случайно узнали от друзей, которые были в такой же ситуации, как и мы, и тоже думали, что придется уезжать. Эти условия прекрасно подходили нам — мы могли остаться в стране и продолжить спокойно искать нормальную работу.
Сколько стоит оформить ВНЖ «Для других целей»
Обычно мы занимаемся оформлением всех документов сами или с минимальной помощью частного юриста. Мы самостоятельно собирали документы на самые первые ВНЖ в Венгрии, на их продление, получали отказы, а с юристом подавали апелляции. В общем, можно сказать, прошли венгерский бюрократический ад. Но в этот раз казалось, что мы сами не справимся — не было ни времени, ни сил копаться в бумажках. О скором сокращении Димы мы узнали довольно внезапно, подготовка портфолио, поиск новой работы и общение с компаниями съедали все ресурсы, а на носу еще был переезд и перевоз всего накопленного в другую квартиру.
Мы решили прикинуть, что будет, если:
- работать с частным юристом;
- обратиться в крупное агентство;
- самим собирать документы и подавать их в иммиграционный офис.
В работе с частным юристом были свои плюсы. Например в том, что юрист пришлет список документов, которые надо подготовить, поможет все заполнить и подать в иммиграционный офис, в том числе сам запишет на прием. Кроме того, услуги частного юриста дешевле, чем в крупном агентстве.
За работу над ВНЖ «Для других целей» частный юрист запросил:
- 100 000 HUF (22 220 ₽) за Диму.
- 50 000 HUF (11 110 ₽) за меня.
- 27% VAT — это венгерский НДС.
- Госпошлину за каждого заявителя по 10 000 HUF (2223 ₽), то есть 20 000 HUF (4446 ₽) за двоих.
Всего получалось 210 500 HUF (46 777 ₽).
Но у частников есть и минусы:
- Они берут больше нагрузки, из-за этого невнимательны, могут забывать какие-то моменты, которые с вас спросят в иммиграционном офисе.
- Долго отвечают на письма.
- В иммиграционный офис помимо вас юрист, скорее всего, приведет еще группу людей, которых он также сопровождает в этот день. Индивидуальный подход и уверенность в такой ситуации не сильно чувствуются.
- Часто у таких юристов нет сайтов и негде найти отзыв о человеке, поэтому приходится доверять вслепую.
В работе с крупным агентством сплошные плюсы:
- Оно дорожит своей репутацией и не связывается ради наживы со всеми подряд.
- Юристы быстро и корректно отвечают на письма.
- Сразу назовут цену и без предварительной оплаты скинут список документов, которые надо подготовить.
- Оплату можно разбить на два платежа — одну часть оплачивают при заключении договора, а вторую только при получении положительного ответа от иммиграционных органов.
- Агентство выделит персонального юриста, который будет вести ваше дело от начала до конца и будет открыт к вопросам и общению.
- Все загрузят за вас на сайт иммиграционного офиса, напишут все письма на венгерском, запишут на прием и так далее.
Крупное агентство обозначило такую стоимость:
- За каждого заявителя примерно по 100 000 HUF (22 220 ₽), то есть 200 000 HUF (44 440 ₽) за двоих.
- 27% VAT.
- Госпошлина за каждого заявителя по 10 000 HUF (2223 ₽), то есть 20 000 HUF (4446 ₽) за двоих.
Всего получалось около 274 000 HUF (60 885 ₽).
В целом мы могли позволить себе даже работу с крупным агентством. Но все-таки решили еще раз обдумать вариант с самостоятельной подачей.
Самостоятельно. Обычно самостоятельно разбираться в вопросе получения нового типа ВНЖ — это значит собирать кучу документов, обязательно что-то упустить, заполнить что-то с ошибками, ездить в иммиграционный офис по несколько раз, стоять в очереди по три часа. Единственный плюс здесь — это будет почти бесплатно.
Но мы узнали, что в связи с чрезвычайным положением, до сих пор действующим в стране из-за пандемии, документы можно подать онлайн на сайте Enter Hungary. То есть не придется стоять в очереди в иммиграционный офис три часа, как это обычно бывает. Кроме того, действие текущих документов продлевается до конца ЧП, а значит, их не надо менять в срочном порядке или получать временные. Правда, и выехать за пределы Венгрии с ними уже не получится.
Поэтому мы решили все-таки попробовать сделать все сами. Вот сколько мы должны были бы потратить в этом случае:
- 92 027 Ft
- мы потратили на самостоятельное оформление ВНЖ
- Госпошлина за рассмотрение заявлений — 10 000 Ft × 2 = 20 000 HUF (4446 ₽).
- Новые частные страховки — 72 027 HUF (16 010 ₽) за двоих.
Всего получалось 92 027 HUF (20 456 ₽). Забегая вперед, скажу, что это была финальная сумма, которую мы потратили на самостоятельное оформление ВНЖ.
![Так организован вход в иммиграционный офис. Обычно с левой стороны толпятся люди с раннего утра, а очередь тянется метров на 150. Подача заявок онлайн и предварительная запись решили этот неудобный момент](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-17.iml8i2.jpg)
Как мы оформляли ВНЖ
Нас сразу предупредили, что самые важные документы, которые будут влиять на принятие решения в иммиграционном офисе, — это сумма накоплений на счетах и сумма налогов, уплаченных в Венгрии. Чем больше сумма накоплений и чем больше налогов вы заплатили, тем выше вероятность положительного решения.
При этом нельзя, например, просто занять у кого-то денег и положить крупную сумму на счет — нужно будет доказать, что это ваши деньги, прикрепив выписку с течением средств на счете за 4 месяца. Если крупную сумму вы получили, например, за счет продажи квартиры, это тоже нужно будет доказать.
Дима официально работал в Венгрии, получал хорошую зарплату, платил налоги, у нас были накопления на общем счете, поэтому он без проблем мог податься на ВНЖ «Для других целей». Я не успела оформить свою трудовую деятельность до пандемии, а накоплений на моем личном счете явно не хватило бы, чтобы я могла запросить такой же документ. Поэтому я подавалась на ВНЖ со статусом «Воссоединение семьи».
Список документов для ВНЖ «Для других целей» и «Воссоединение семьи» есть в открытом доступе на сайте иммиграционного офиса, но кое-что мы добавили от себя или по рекомендации друзей, которые бывали в похожей ситуации. Вот полный список документов, который мы с мужем подготовили:
- Текущий вид на жительство.
- Загранпаспорт.
- Российский паспорт.
- Договор аренды квартиры минимум на три месяца.
- Выписка из кадастра, подтверждающая, что человек, сдающий квартиру, имеет на это право. Этот документ должен предоставить владелец квартиры, но если у вас есть регистрация на Ügyfélkapu, то можете найти его сами на сайте foldhivatal.hu. Для этого нужно знать полное имя владельца квартиры и точный адрес.
- Адресная карта — документ, подтверждающий адрес проживания в Венгрии.
- Выписки со всех имеющихся банковских счетов за 4 месяца на венгерском или английском языке.
- Справка с последнего места работы в Венгрии, показывающая имя и фамилию, должность в компании и историю перечисления зарплаты за 6 месяцев.
- Подтверждение увольнения из компании.
- Свидетельство об уплаченных налогах за предыдущий год — этот документ обычно выдает предыдущий работодатель или можно запросить в NAV.
- Диплом о высшем образовании.
- Частная страховка от несчастных случаев сроком действия на год с покрытием по всему миру или в ЕС и суммой покрытия не менее 30 000 €. На момент подачи наши текущие страховки закончились, поэтому мы купили новые в Generali.
- Подтверждение оплаты частной страховки. На страховках, купленных онлайн, не ставятся штампы об оплате, но доказать факт оплаты нужно обязательно. Мы просто прикрепили скрины о переводе денег на счет страховой, этого оказалось достаточно.
- ТАЙ-карта.
- Карта с ИНН.
- Официальный перевод свидетельства о браке — он может быть сделан только в одном агентстве, официально аккредитованном государственными органами в Венгрии — Offi. Переводы других агентств не принимаются.
- Спонсорское письмо о том, что муж обязуется взять на себя мои расходы.
- Две фотографии не старше трех месяцев.
- Заполненная анкета.
- Свидетельство об оплате госпошлины — нужно оплатить онлайн после того, как заполнили все на Enter Hungary. В 2023 году стоимость госпошлины на портале — 24 000 HUF (5023 ₽), в иммиграционном офисе — 39 000 HUF (8163 ₽).
- Заявление о добровольном отъезде из страны, если в ВНЖ будет отказано. Заполняется в свободной форме. Покинуть страну нужно в течение 30 дней с момента получения отказа.
- Мотивационное письмо — этого пункта нет среди документов на сайте, но его нам подсказал написать друг. Такое письмо пишется в свободной форме. Главное — попытаться донести, почему вы очень хотите остаться в Венгрии и чем вы ей будете полезны.
- Свидетельство о подаче документов онлайн.
![Это адресная карта. Раньше ее нужно было заполнить и подписать у владельца жилья, а в иммиграционном офисе на нее ставили печать и отдавали вам левую часть. С 2023 года такие карты больше не выдают. Указать адрес регистрации или изменить его можно на сайте Enter Hungary](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-8.jmv457.png)
![Так выглядит выписка из кадастра. Такой копии достаточно, ее можно скачать бесплатно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-7.uuzyxv.jpg)
![Так выглядит свидетельство о браке, переведенное в Offi на венгерский язык](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-9.yszn0i.jpg)
![Это первая страница анкеты на получение ВНЖ. На сайте иммиграционного офиса можно скачать анкету на английском языке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-10.gn9a43.jpg)
Мы собрали все документы по списку, зашли на сайт иммиграционного офиса в раздел Enter Hungary, начали заполнять формы и загружать фотографии документов. Не обязательно все делать за один раз — черновики заявлений можно сохранять, документы можно подгружать постепенно.
Когда все готово, нужно нажать кнопку «Подать заявление». Если с документами все в порядке, то через 2—3 дня на электронную почту придет ответ, что можно прийти в иммиграционный офис, чтобы сдать биометрические данные и предоставить оригиналы некоторых документов.
![Так выглядит раздел Enter Hungary, где можно подавать документы онлайн. Здесь надо было выбрать Application for residence permit. Дальше открывалась очень подробная форма для заполнения персональных данных и разделы для загрузки документов. Все можно заполнять на английском языке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-11.guwngr.jpg)
![После загрузки всех документов нужно забронировать день и время для сдачи биометрических данных. Это тоже можно сделать на сайте иммиграционного офиса. Так выглядели слоты для записи в августе — это самый горячий месяц в иммиграционном офисе, так как в это время приезжает много иностранных студентов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-12.4gkmsj.jpg)
Вот какие документы мы взяли с собой в иммиграционный офис:
- Загранпаспорт.
- Текущий ВНЖ.
- Договор аренды квартиры.
- Адресную карту.
- Распечатанное свидетельство о подаче документов онлайн.
- Чек об оплате госпошлин.
- Оригиналы первых двух страниц заполненных анкет с приклеенной фотографией.
- Одно дополнительное фото — такое же, как на анкете.
- Распечатанную запись на посещение иммиграционного офиса.
В день подачи мы пришли в иммиграционный офис за 15 минут до назначенного времени, на входе показали распечатанную бронь и наши паспорта. Сотрудник дал нам талоны в разные окна, и через пять минут мы уже подавали документы. Там же у нас взяли биометрические данные и сфотографировали на новые ВНЖ.
Все было спокойно и понятно, сотрудники офиса говорили по-английски. У меня в анкете была небольшая ошибка, я переживала, что из-за этого все придется переделывать, но мне сказали, что я могу просто зачеркнуть ручкой и написать правильно, поставив рядом свою подпись. Весь процесс занял примерно 30 минут.
На этапе сдачи биометрических данных закончилось все, что зависело от нас. Оставалось только ждать и надеяться, что нам дадут новые документы.
![Так выглядит вход в иммиграционный офис. На вывеске можно заметить надпись Aliens policing — мы шутим, что здесь венгерское отделение «Людей в черном», а мы пришельцы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-18.335iqe.jpg)
Сколько времени нам оформляли ВНЖ
На сайте иммиграционного офиса написано, что решение о выдаче ВНЖ принимают в течение 21 дня. Друзья и знакомые готовили нас к разным сценариям — от отказа до ожидания ответа в течение трех месяцев.
Вот сколько времени занял весь процесс в нашем случае:
- 31 мая мы начали сбор документов, заполнение форм на сайте и загрузку документов;
- 30 июня сдали биометрические данные;
- 15 июля получили письмо от иммиграционного офиса, где было сказано, что по нашим кейсам принято положительное решение. В этот момент мы сидели в кафе и на радостях заказали вина;
- 30 июля Диме по почте пришел новый ВНЖ со сроком действия — год.
Мой ВНЖ тоже должен был прийти по почте. После почти полутора месяцев ожидания я написала на электронный адрес иммиграционного офиса. Мне ответили, что я могу забрать новую карточку завтра. Я записалась на посещение, пришла в офис с паспортом, распечатанной бронью времени и подтверждением готовности ВНЖ, которое мне прислали в том же письме, и получила новую карточку 25 августа.
Весь процесс от сбора документов до получения новых ВНЖ занял почти три месяца.
![Это письмо от иммиграционного офиса, в котором мне сообщили, что я могу остаться в стране на год со статусом ВНЖ «Воссоединение семьи». Диме пришло такое же, но со статусом ВНЖ «Для других целей»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-13.do25cq.jpg)
![А это второе письмо, которое я получила спустя почти полтора месяца. В нем говорится, что моя карточка готова, и я могу ее забрать в иммиграционном офисе](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-14.vptbql.jpg)
![Это мой новый ВНЖ нового образца](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ostatsya-v-vengrii-15.thj8sx.jpg)
Итоги
Остаться в другой стране без работы и без возможности быстро найти новую — максимально некомфортно. При мысли, что нам придется прощаться с друзьями и избавляться от всего нажитого за почти четыре года жизни в Венгрии, становилось ужасно тоскливо. Но нам повезло, потому что была колоссальная поддержка: от друзей, от бывших коллег. Ну и, наконец, просто здорово, что в Венгрии есть такая возможность — получить специальную визу и попробовать с ней найти работу.
Конечно, это забирает много времени и сил, но мы были уверены, что это того стоит. Теперь главное для нас — найти работу. Но поскольку у нас на руках есть официальные документы, позволяющие это сделать, с этой задачей мы справимся.