Из-за пандемии многие в Венгрии потеряли работу, в том числе и мы с мужем.
Мой муж Дима жил в стране на основании вида на жительство, который был прикреплен к рабочему контракту. А у меня был ВНЖ по воссоединению семьи. Как только мужа сократили на работе, мы быстро лишились почвы под ногами: наши ВНЖ стали недействительными. Из-за этого нам нужно было либо быстро найти новую официальную работу, либо покинуть страну. Но с работой не складывалось — новых предложений не поступало, и быстрые поиски к результатам не привели.
В такой ситуации кажется, что все пропало и ничего не остается, кроме как паковать чемоданы. Но мы хотели остаться в Венгрии и стали искать другие варианты, как легально это сделать. В статье расскажу, как нам удалось самостоятельно оформить ВНЖ «Для других целей» и остаться в стране.
Кем мы работали
Мы с мужем живем в Венгрии с 2017 года и даже писали об этом в другой статье в Т—Ж. Дима работал здесь дизайн-лидом в хорошей международной компании, которая до пандемии стабильно развивалась. В целом дела шли неплохо даже в начале 2021 года, но потом компанию продали. Новые владельцы решили перестроить бизнес, и компания остановила основную активность. Из-за этого сократили 90% персонала. Под сокращение попал и Дима.
Я подрабатывала на фрилансе копирайтером и журналистом, но за год до пандемии начала интересоваться профессией гида. Я влюблена в Будапешт, увлекаюсь историей Венгрии, веду блог, много путешествовала по стране и мне очень хотелось делиться всем этим с гостями.
Я разработала несколько оригинальных маршрутов и сценариев, попробовала провести экскурсии для своих друзей, а затем и для незнакомых людей. Судя по отзывам, у меня здорово получалось, и я уже всерьез задумывалась, что пора подтягивать венгерский и получать лицензию — без нее официально работать гидом в Венгрии нельзя. Но началась пандемия.
Венгрия закрыла границы для туристов в середине марта 2020 года, и туристический бизнес пришел в упадок. Не имея прибыли, гиды, оформившие свою деятельность как ИП, все равно продолжали платить обязательный ежемесячный налог — 50 000 HUF (11 110 ₽). Правительство отменило плату этого налога лишь на два месяца. Кроме того, вся финансовая помощь от государства работникам туристической сферы во все время пандемии выразилась только в единоразовой выплате в размере 219 000 HUF (48 700 ₽). И за эту выплату надо еще было побороться.
Согласно итогам исследования, опубликованного в апреле 2021 года, с начала пандемии без работы остался каждый десятый житель Венгрии, а число людей, так или иначе пострадавших от ковидных ограничений, может достигать 800 000 человек. Для маленькой Венгрии с населением 9,73 млн человек это очень много.
Как легально остаться в Венгрии
Пообщавшись с друзьями, почитав форумы, экспатские группы и покопавшись на сайте иммиграционного офиса, стало ясно, что не все так плохо и нам не обязательно уезжать из страны. Вот какие варианты мы рассматривали, чтобы остаться в Венгрии.
Быстро найти новую работу — это первый вариант в ситуации, когда лишаешься работы и ВНЖ, связанного с ней. У нас на поиски было полтора месяца, и за это время ничего найти не удалось: либо по разным причинам не подходили компании, либо работодатель был не готов взять на себя заботы по трудоустройству иностранца. Это более сложный, долгий и финансово затратный процесс, чем нанять гражданина Венгрии или ЕС.
Оформить статус самозанятого. Когда мы думали, как оформить нашу деятельность в Венгрии, то рассматривали KATA — одну из форм ИП, что-то вроде российской УСН. Предприниматели с KATA могли сотрудничать и с частными лицами, и с компаниями. Но с сентября 2022 года правила усложнились — теперь владельцы KATA могут работать только с частными лицами. От этого пострадали многие айтишники на фрилансе, чьими клиентами были в основном компании, а еще курьеры из сервисов доставки еды. Но, например, мастера маникюра и гиды с KATA с облегчением выдохнули.
Теперь фрилансеры регистрируются как самозанятые. Вот что для этого нужно:
- Действующий ВНЖ — по-венгерски он называется Tartózkodási Engedély.
- Налоговый номер — Adószám.
- ТАЙ-номер — TAJ-szám — номер местного аналога ОМС.
- Доступ на клиентский портал Ügyfélkapu — это местный аналог российского сайта госуслуг. Только в Венгрии это не один конкретный сайт, а несколько. Чтобы пользоваться порталом онлайн, надо получить специальный логин и пароль. Для этого нужно сходить в Kormányablak — это местный МФЦ.
- Договор аренды квартиры — на адрес квартиры, в которой вы живете, будет зарегистрирована ваша предпринимательская деятельность. Если вы снимаете квартиру, иногда налоговые органы просят предоставить дополнительный документ — письменное согласие от владельца жилья, что он не против, что на его адрес будет зарегистрировано предприятие.
Перед регистрацией стоит проверить, есть ли ваша специальность в реестре деятельности самозанятых предпринимателей, и узнать код специальности — он понадобится для подачи заявления.
Регистрация статуса самозанятого происходит онлайн на сайте nyilvantarto.hu. С момента подачи документов до готового ВНЖ проходит в среднем 3—4 месяца. На время ожидания вам выдадут временное разрешение на проживание, с которым можно будет находиться только на территории Венгрии. А когда получите ВНЖ со статусом «Деятельность, связанная с получением дохода» — Jövedelemszerző Tevékenységet, — можно будет без проблем выезжать из страны и возвращаться обратно.
Самозанятые платят налоги по фиксированной ставке. Точная цифра зависит от очень многих показателей — наличия высшего образования, суммы дохода в год, от того, работаете ли вы штатно или внештатно, и так далее. Но в целом самозанятые платят ежемесячно до 30% налогов с дохода.
Для ведения учета есть сайт szamlazz.hu. Через него нужно выставлять счета, и он сам напоминает про уплату налогов. Пользоваться системой можно бесплатно, а самый дорогой пакет обслуживания стоит 2490 HUF (521 ₽) в месяц.
Вариант с предпринимательской деятельностью мы всерьез рассматривали, но отказались от него, потому что у нас не было готовой клиентской базы, с которой можно было бы начать быстро зарабатывать на фрилансе. Кроме того, нас не устраивало, что пришлось бы постоянно искать новых заказчиков, а график и доход были бы нестабильными. От этого была бы нервозность и неуверенность в завтрашнем дне.
Оформить ВНЖ «Для других целей» — Egyéb célú tartózkodási engedély. Такой тип визы подходит тем, кто уже живет в Венгрии и хочет остаться в стране, например чтобы изучать венгерский язык, культуру или, как в нашем случае, — чтобы найти работу. Выдают такой документ на 10—12 месяцев, с ним можно выезжать из Венгрии и въезжать обратно, и никакой отчетности о поиске работы не требуется.
Об этом варианте мы случайно узнали от друзей, которые были в такой же ситуации, как и мы, и тоже думали, что придется уезжать. Эти условия прекрасно подходили нам — мы могли остаться в стране и продолжить спокойно искать нормальную работу.
Сколько стоит оформить ВНЖ «Для других целей»
Обычно мы занимаемся оформлением всех документов сами или с минимальной помощью частного юриста. Мы самостоятельно собирали документы на самые первые ВНЖ в Венгрии, на их продление, получали отказы, а с юристом подавали апелляции. В общем, можно сказать, прошли венгерский бюрократический ад. Но в этот раз казалось, что мы сами не справимся — не было ни времени, ни сил копаться в бумажках. О скором сокращении Димы мы узнали довольно внезапно, подготовка портфолио, поиск новой работы и общение с компаниями съедали все ресурсы, а на носу еще был переезд и перевоз всего накопленного в другую квартиру.
Мы решили прикинуть, что будет, если:
- работать с частным юристом;
- обратиться в крупное агентство;
- самим собирать документы и подавать их в иммиграционный офис.
В работе с частным юристом были свои плюсы. Например в том, что юрист пришлет список документов, которые надо подготовить, поможет все заполнить и подать в иммиграционный офис, в том числе сам запишет на прием. Кроме того, услуги частного юриста дешевле, чем в крупном агентстве.
За работу над ВНЖ «Для других целей» частный юрист запросил:
- 100 000 HUF (22 220 ₽) за Диму.
- 50 000 HUF (11 110 ₽) за меня.
- 27% VAT — это венгерский НДС.
- Госпошлину за каждого заявителя по 10 000 HUF (2223 ₽), то есть 20 000 HUF (4446 ₽) за двоих.
Всего получалось 210 500 HUF (46 777 ₽).
Но у частников есть и минусы:
- Они берут больше нагрузки, из-за этого невнимательны, могут забывать какие-то моменты, которые с вас спросят в иммиграционном офисе.
- Долго отвечают на письма.
- В иммиграционный офис помимо вас юрист, скорее всего, приведет еще группу людей, которых он также сопровождает в этот день. Индивидуальный подход и уверенность в такой ситуации не сильно чувствуются.
- Часто у таких юристов нет сайтов и негде найти отзыв о человеке, поэтому приходится доверять вслепую.
В работе с крупным агентством сплошные плюсы:
- Оно дорожит своей репутацией и не связывается ради наживы со всеми подряд.
- Юристы быстро и корректно отвечают на письма.
- Сразу назовут цену и без предварительной оплаты скинут список документов, которые надо подготовить.
- Оплату можно разбить на два платежа — одну часть оплачивают при заключении договора, а вторую только при получении положительного ответа от иммиграционных органов.
- Агентство выделит персонального юриста, который будет вести ваше дело от начала до конца и будет открыт к вопросам и общению.
- Все загрузят за вас на сайт иммиграционного офиса, напишут все письма на венгерском, запишут на прием и так далее.
Крупное агентство обозначило такую стоимость:
- За каждого заявителя примерно по 100 000 HUF (22 220 ₽), то есть 200 000 HUF (44 440 ₽) за двоих.
- 27% VAT.
- Госпошлина за каждого заявителя по 10 000 HUF (2223 ₽), то есть 20 000 HUF (4446 ₽) за двоих.
Всего получалось около 274 000 HUF (60 885 ₽).
В целом мы могли позволить себе даже работу с крупным агентством. Но все-таки решили еще раз обдумать вариант с самостоятельной подачей.
Самостоятельно. Обычно самостоятельно разбираться в вопросе получения нового типа ВНЖ — это значит собирать кучу документов, обязательно что-то упустить, заполнить что-то с ошибками, ездить в иммиграционный офис по несколько раз, стоять в очереди по три часа. Единственный плюс здесь — это будет почти бесплатно.
Но мы узнали, что в связи с чрезвычайным положением, до сих пор действующим в стране из-за пандемии, документы можно подать онлайн на сайте Enter Hungary. То есть не придется стоять в очереди в иммиграционный офис три часа, как это обычно бывает. Кроме того, действие текущих документов продлевается до конца ЧП, а значит, их не надо менять в срочном порядке или получать временные. Правда, и выехать за пределы Венгрии с ними уже не получится.
Поэтому мы решили все-таки попробовать сделать все сами. Вот сколько мы должны были бы потратить в этом случае:
- 92 027 Ft
- Госпошлина за рассмотрение заявлений — 10 000 Ft × 2 = 20 000 HUF (4446 ₽).
- Новые частные страховки — 72 027 HUF (16 010 ₽) за двоих.
Всего получалось 92 027 HUF (20 456 ₽). Забегая вперед, скажу, что это была финальная сумма, которую мы потратили на самостоятельное оформление ВНЖ.
Как мы оформляли ВНЖ
Нас сразу предупредили, что самые важные документы, которые будут влиять на принятие решения в иммиграционном офисе, — это сумма накоплений на счетах и сумма налогов, уплаченных в Венгрии. Чем больше сумма накоплений и чем больше налогов вы заплатили, тем выше вероятность положительного решения.
При этом нельзя, например, просто занять у кого-то денег и положить крупную сумму на счет — нужно будет доказать, что это ваши деньги, прикрепив выписку с течением средств на счете за 4 месяца. Если крупную сумму вы получили, например, за счет продажи квартиры, это тоже нужно будет доказать.
Дима официально работал в Венгрии, получал хорошую зарплату, платил налоги, у нас были накопления на общем счете, поэтому он без проблем мог податься на ВНЖ «Для других целей». Я не успела оформить свою трудовую деятельность до пандемии, а накоплений на моем личном счете явно не хватило бы, чтобы я могла запросить такой же документ. Поэтому я подавалась на ВНЖ со статусом «Воссоединение семьи».
Список документов для ВНЖ «Для других целей» и «Воссоединение семьи» есть в открытом доступе на сайте иммиграционного офиса, но кое-что мы добавили от себя или по рекомендации друзей, которые бывали в похожей ситуации. Вот полный список документов, который мы с мужем подготовили:
- Текущий вид на жительство.
- Загранпаспорт.
- Российский паспорт.
- Договор аренды квартиры минимум на три месяца.
- Выписка из кадастра, подтверждающая, что человек, сдающий квартиру, имеет на это право. Этот документ должен предоставить владелец квартиры, но если у вас есть регистрация на Ügyfélkapu, то можете найти его сами на сайте foldhivatal.hu. Для этого нужно знать полное имя владельца квартиры и точный адрес.
- Адресная карта — документ, подтверждающий адрес проживания в Венгрии.
- Выписки со всех имеющихся банковских счетов за 4 месяца на венгерском или английском языке.
- Справка с последнего места работы в Венгрии, показывающая имя и фамилию, должность в компании и историю перечисления зарплаты за 6 месяцев.
- Подтверждение увольнения из компании.
- Свидетельство об уплаченных налогах за предыдущий год — этот документ обычно выдает предыдущий работодатель или можно запросить в NAV.
- Диплом о высшем образовании.
- Частная страховка от несчастных случаев сроком действия на год с покрытием по всему миру или в ЕС и суммой покрытия не менее 30 000 €. На момент подачи наши текущие страховки закончились, поэтому мы купили новые в Generali.
- Подтверждение оплаты частной страховки. На страховках, купленных онлайн, не ставятся штампы об оплате, но доказать факт оплаты нужно обязательно. Мы просто прикрепили скрины о переводе денег на счет страховой, этого оказалось достаточно.
- ТАЙ-карта.
- Карта с ИНН.
- Официальный перевод свидетельства о браке — он может быть сделан только в одном агентстве, официально аккредитованном государственными органами в Венгрии — Offi. Переводы других агентств не принимаются.
- Спонсорское письмо о том, что муж обязуется взять на себя мои расходы.
- Две фотографии не старше трех месяцев.
- Заполненная анкета.
- Свидетельство об оплате госпошлины — нужно оплатить онлайн после того, как заполнили все на Enter Hungary. В 2023 году стоимость госпошлины на портале — 24 000 HUF (5023 ₽), в иммиграционном офисе — 39 000 HUF (8163 ₽).
- Заявление о добровольном отъезде из страны, если в ВНЖ будет отказано. Заполняется в свободной форме. Покинуть страну нужно в течение 30 дней с момента получения отказа.
- Мотивационное письмо — этого пункта нет среди документов на сайте, но его нам подсказал написать друг. Такое письмо пишется в свободной форме. Главное — попытаться донести, почему вы очень хотите остаться в Венгрии и чем вы ей будете полезны.
- Свидетельство о подаче документов онлайн.
Мы собрали все документы по списку, зашли на сайт иммиграционного офиса в раздел Enter Hungary, начали заполнять формы и загружать фотографии документов. Не обязательно все делать за один раз — черновики заявлений можно сохранять, документы можно подгружать постепенно.
Когда все готово, нужно нажать кнопку «Подать заявление». Если с документами все в порядке, то через 2—3 дня на электронную почту придет ответ, что можно прийти в иммиграционный офис, чтобы сдать биометрические данные и предоставить оригиналы некоторых документов.
Вот какие документы мы взяли с собой в иммиграционный офис:
- Загранпаспорт.
- Текущий ВНЖ.
- Договор аренды квартиры.
- Адресную карту.
- Распечатанное свидетельство о подаче документов онлайн.
- Чек об оплате госпошлин.
- Оригиналы первых двух страниц заполненных анкет с приклеенной фотографией.
- Одно дополнительное фото — такое же, как на анкете.
- Распечатанную запись на посещение иммиграционного офиса.
В день подачи мы пришли в иммиграционный офис за 15 минут до назначенного времени, на входе показали распечатанную бронь и наши паспорта. Сотрудник дал нам талоны в разные окна, и через пять минут мы уже подавали документы. Там же у нас взяли биометрические данные и сфотографировали на новые ВНЖ.
Все было спокойно и понятно, сотрудники офиса говорили по-английски. У меня в анкете была небольшая ошибка, я переживала, что из-за этого все придется переделывать, но мне сказали, что я могу просто зачеркнуть ручкой и написать правильно, поставив рядом свою подпись. Весь процесс занял примерно 30 минут.
На этапе сдачи биометрических данных закончилось все, что зависело от нас. Оставалось только ждать и надеяться, что нам дадут новые документы.
Сколько времени нам оформляли ВНЖ
На сайте иммиграционного офиса написано, что решение о выдаче ВНЖ принимают в течение 21 дня. Друзья и знакомые готовили нас к разным сценариям — от отказа до ожидания ответа в течение трех месяцев.
Вот сколько времени занял весь процесс в нашем случае:
- 31 мая мы начали сбор документов, заполнение форм на сайте и загрузку документов;
- 30 июня сдали биометрические данные;
- 15 июля получили письмо от иммиграционного офиса, где было сказано, что по нашим кейсам принято положительное решение. В этот момент мы сидели в кафе и на радостях заказали вина;
- 30 июля Диме по почте пришел новый ВНЖ со сроком действия — год.
Мой ВНЖ тоже должен был прийти по почте. После почти полутора месяцев ожидания я написала на электронный адрес иммиграционного офиса. Мне ответили, что я могу забрать новую карточку завтра. Я записалась на посещение, пришла в офис с паспортом, распечатанной бронью времени и подтверждением готовности ВНЖ, которое мне прислали в том же письме, и получила новую карточку 25 августа.
Весь процесс от сбора документов до получения новых ВНЖ занял почти три месяца.
Итоги
Остаться в другой стране без работы и без возможности быстро найти новую — максимально некомфортно. При мысли, что нам придется прощаться с друзьями и избавляться от всего нажитого за почти четыре года жизни в Венгрии, становилось ужасно тоскливо. Но нам повезло, потому что была колоссальная поддержка: от друзей, от бывших коллег. Ну и, наконец, просто здорово, что в Венгрии есть такая возможность — получить специальную визу и попробовать с ней найти работу.
Конечно, это забирает много времени и сил, но мы были уверены, что это того стоит. Теперь главное для нас — найти работу. Но поскольку у нас на руках есть официальные документы, позволяющие это сделать, с этой задачей мы справимся.