Можно ли есть свою еду в ресторане отеля?
Заселились в четырехзвездочный отель, при котором есть ресторан. Он относится к отелю, не сторонняя организация. На вопрос, можно ли расположиться за столиком, который находится на улице около фасада здания, со своей едой, нам ответили отказом. В номер такую еду — раков — мы нести не хотели, так как у них специфический запах.
С политикой по запросу нас не ознакомили. Обещали скинуть позже, но прошло три дня, а документ мы так и не увидели. Законен ли отказ в употреблении своей еды — без алкоголя — в отеле вне номера?
Ресторан отказал вам незаконно. Но не потому, что находится при отеле, а потому, что сотрудники не показали правила посещения, где прописан запрет на свою еду.
Можно ли есть свои продукты в гостиничном ресторане
Закон не запрещает приходить в ресторан со своей едой. Но такие ограничения может установить само заведение во внутренних правилах.
Если у ресторана в правилах был четко прописан запрет на свою пищу, то есть раков там было нельзя. Если же такого запрета не было или не было самих правил, вы могли там есть что угодно.
В данном случае неважно, что это ресторан при отеле: у него своя территория, на которой действуют правила оказания услуг общественного питания.
Как ресторан должен оформить запрет
Чтобы запрет приносить свою еду в заведение был законным, недостаточно зафиксировать его в правилах посещения. Ресторан должен разместить информацию об этом так, чтобы посетители легко могли ее увидеть: по закону потребитель вправе получить полную информацию об услуге до того, как ее окажут.
Поэтому ресторан должен был явно предупредить вас о запрете: повесить вывеску, написать об этом в меню, пустить бегущую строку вдоль бара, выдать правила по требованию — как угодно. Тогда придраться было бы не к чему.
Например, в Ульяновской области мужчина купил в одном заведении гамбургер и принес его в другое, чтобы съесть с супом. Во втором ресторане висело объявление о запрете приходить со своей едой. Когда посетитель достал принесенный гамбургер, сотрудники заведения сослались на эту вывеску и попросили его убрать блюдо.
Мужчина решил, что такое требование нарушает его права как потребителя и написал жалобу в Роспотребнадзор. Но ведомство нарушений в действиях ресторана не нашло и в возбуждении дела об административном правонарушении отказало. Потребитель пытался обжаловать отказ в суде, но безуспешно. Апелляционная инстанция оставила решение в силе.
Главное, запрет должен быть письменным. Нельзя сообщить о нем только на словах, как было в вашем случае.
Вы правильно поступили, когда попросили показать правила посещения. Если у потребителей нет возможности ознакомиться с письменным запретом, требование убрать раков нарушает закон.
Чего можно потребовать
Поскольку вам не показали правила, на основании которых в гостиничный ресторан нельзя было приносить свою еду, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор.
За такое нарушение ведомство может оштрафовать заведение: предпринимателю и малому предприятию грозит штраф от 1000 до 2000 ₽, крупной компании — от 10 000 до 20 000 ₽.
Еще можно попробовать обратиться в суд за взысканием морального вреда. Но по такому делу вряд ли присудят большую сумму: даже если решение будет в вашу пользу, скорее всего, компенсация составит 1000—5000 ₽. Поэтому подумайте, хотите ли вы связываться с судебным процессом при таком вероятном результате.
Что в итоге
Чтобы ресторан мог законно отказать человеку в посещении со своей едой, такой запрет должен быть зафиксирован во внутренних правилах. А в самом заведении должно висеть предупреждение, что со своим нельзя, или вам должны показать правила по первому требованию.
Если правил нет или их вам не показывают, отказ незаконен и можно жаловаться на ресторан в Роспотребнадзор.