Может ли​ бортпро­водница потребо­вать, чтобы пассажир пересел на другое место в самолете?

13
Аватар автора

Олег Зубков

спросил в Сообществе

Страница автора

Моя жена недавно столкнулась с такой ситуацией. Купила билет в Турцию российской авиакомпании Iraero. В аэропорту все как надо: прошла регистрацию на рейс, получила посадочный талон с номером места 1F. А когда зашла в самолет, стюардесса сказала, что это место платное, и попросила жену пересесть на другое место — 11F.

Законно ли такое требование стюардессы? И если нет, на какие пункты каких законов можно сослаться?

Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Скорее всего, требование бортпроводницы незаконно. Но получить компенсацию вряд ли получится. Расскажу почему.

Как авиакомпании назначают места для пассажиров

Посадочное место в самолете определяют во время регистрации на рейс. Если пассажир заранее не бронировал кресло, авиакомпания выберет свободное в зависимости от класса обслуживания. Оно будет указано в посадочном талоне  .

Если при регистрации произошла ошибка и вашей жене случайно назначили место лучшего класса, требование пересесть неправомерно. Исключение — когда у сотрудников авиакомпании есть веские основания. Например, пассажира могут пересадить из-за экстренной ситуации на борту или нарушения требований безопасности. Об этом расскажу дальше.

Правило работает и в обратную сторону. Если путешественнику назначили место при регистрации, он не вправе занять другое свободное. Например, иногда в посадочных талонах ребенка и родителя указаны места в разных частях салона, а родитель садится рядом. И хотя авиакомпании должны сделать все возможное, чтобы дети до 12 лет сидели рядом с сопровождающими  , эту проблему надо решать во время регистрации, а не на борту.

Когда экипаж может попросить пассажира поменять место

Есть три ситуации, когда бортпроводник может пересадить пассажира. Расскажу о каждой.

Аннулирование регистрации. Авиакомпания может заменить тип самолета, если есть угроза безопасности полета  . В другом самолете могут отличаться количество и размещение кресел. Поэтому регистрацию аннулируют, а пассажирам присвоят новые посадочные места.

Присвоенное при регистрации место противоречит требованиям безопасности. Авиакомпании утверждают свои правила воздушных перевозок  . В них могут быть требования о том, как размещать пассажиров в салоне.

Например, по правилам «Аэрофлота» в ряду у аварийного выхода не могут сидеть  :

  1. Дети до 12 лет — даже с сопровождающими.
  2. Несопровождаемые дети любого возраста.
  3. Беременные женщины.
  4. Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности, в том числе те, кто перевозит медицинское оборудование. Например, концентратор кислорода, кислородную подушку, кислородный баллон, костыли, трость.
  5. Пассажиры, габариты которых не позволяют быстро выполнить действия по экстренной эвакуации. Габариты считают большими, если человек использует удлинительный ремень безопасности.
  6. Депортированные и пассажиры под стражей.
  7. Те, кто перевозит животных в салоне.
  8. Пассажиры, которые заказали провоз багажа в салоне на пассажирском месте.

Люди до 18 лет и те, кто не говорит на русском или английском языке, не должны сидеть в кресле у аварийного выхода, но могут на соседних в этом ряду.

Если пассажиру назначили место у аварийного выхода, а по правилам авиакомпании ему запрещено там сидеть, бортпроводник вправе потребовать пересесть. А путешественнику, которые не слушается, командир судна сделает замечание по громкой связи.

Если пассажир и после этого не выполнит требование, экипаж может вызвать полицию. Когда самолет уже взлетел, на нарушителя могут надеть пластиковые наручники и привязать его нейлоновыми ремнями к выбранному экипажем месту  .

Экстренная ситуация на борту. Нельзя прописать правила для всех возможных ситуаций. Поэтому, если произошло ЧП, командир вправе давать распоряжения любому человеку на борту  .

Например, если у пассажира экономкласса, который сидел у окна, случилась паническая атака, командир судна может пересадить его на более комфортное место в бизнес-классе.

Может ли пассажир получить компенсацию за изменение места

Если пассажира пересадили на место ниже классом обслуживания, чем указано в билете, есть шанс добиться компенсации. Исключение — если путешественник сам создавал угрозу безопасности других людей в самолете, например бил по окну. Тогда авиакомпания вправе не возвращать деньги.

Если пассажир заплатил за услугу выбора места  , а его пересадили на другое, он может потребовать выплаты за неоказанную услугу. Правда, иногда авиакомпании не соглашаются возвращать деньги. Например, на сайте Utair указано, что, если пассажира пересадили на новое место в такой же ценовой категории или выше, услуга считается оказанной и деньги не вернут. С таким подходом соглашаются и суды.

Женщина выбрала для своего ребенка удобное место в самолете. Но авиакомпания задержала рейс и изменила тип самолета. Из-за этого регистрацию аннулировали и ребенку предоставили другое кресло — у аварийного выхода.

Клиентка потребовала компенсировать ей деньги за услугу выбора места. Но суд не согласился удовлетворять ее требование  : новое место было того же класса обслуживания, что и ранее выбранное.

Как быть в вашем случае

Хотя требование бортпроводницы было неправомерно, ваша жена должна была его выполнить. Потому что для безопасности полета пассажиры должны следовать требованиям экипажа  .

При этом супруга может пожаловаться в Госавианадзор или прокуратуру, чтобы там проверили действия сотрудницы авиакомпании. В Т⁠—⁠Ж уже рассказывали, как подать жалобу в любое ведомство.

Компенсация была бы возможна, если бы пассажирку необоснованно пересадили на место более низкого класса, чем она оплачивала. Если класс обслуживания тот же, а путешественница не платила за выбор места, получить компенсацию не удастся. На это не повлияет даже вердикт надзорных органов о том, что перевозчик нарушил правила.

Алексей КаблучковРасскажите, как вы выбираете место в самолете:
  • НиколайИлья, а причем здесь Турция с её законами? Самолёт вылетал из России,да и авиакомпания из Иркутска.10
  • ИльяНиколай, я не знал, простите1
  • Владимир Коваленкостюардесса поступила неправильно и ее действия могут быть обжалованы - но для этого необходимо подтвердить, что пересадка внутри салона самолета была - авиакомпания может просто не признать факт пересадки и тогда придется обратиться в суд по вопросу защиты прав потребителя (нужен посадочный талон и свидетельские показания - видимо, соседей Вашей супруги, если Вы с ней не летели). Давайте разберем подробней ситуацию. Супруга уже получила посадочный талон на привилегированное место (стандартно 1 ряд - самые лучшие места в салоне, кроме бизнес-класса, и авиакомпании обычно требуют доплату за регистрацию на них). Если Ваша жена уже была зарегистрирована на это место, то уже никого не должно было волновать на каких условиях - спрашивать о ее доплатах было неуместно. Рассадку пассажиров сейчас обычно проводит компьютер, но с участием человека - который и может подобрать для регистрации "особое" место - это могут быть доплата, так и сугубо субъективные причины. Поэтому жена абсолютно законно была зарегистрирована на это место. Пересадка в салоне самолета стандартно запрещена (как международными правилами, так и российскими - Приказ Росавиации от 27.12.2022 N 961-П "Об утверждении Норм летной годности самолетов транспортной категории НЛГ 25"). Причины следующие: нарушение безопасности (у запасных выходов должны сидеть люди, способные помочь открыть аварийный выход - запрещена рассадка детей, инвалидов и др.), нарушение балансировки судна и хаос при изменении мест (если каждый будет выбирать то мосто, которое понравится), необходимость идентификации пассажира в случае аварии судна. Исключениями являются только несколько случаев - прежде всего, нарушение правил аварийного выхода (в прошлом рейсе при мне пересадили женщину-инвалида). Но бывает обратное правило - при свободных местах space (на аварийных выходах с большими проходами) стюардесса может туда пересадить пассажира. Я сам парень под 2 м ростом и весом 120 кг, поэтому данные вопросы изучал основательно))) в Вашем случае, быстрей всего, место 1F в итоге оказалось занято другим пассажиром, более "угодным" стюардессе...во всех спорных вопросах всегда надо звать старшего стюарда - обычно никто не хочет конфликта и ситуация решается положительно. У меня был случай в Казани, когда меня с супругой зарегистрировали специально на самые проблемные места (перед аварийным выходом - спинки не откидываются! а сосед спереди наоборот с удовольствием отдыхает на Ваших коленках) - возник конфликт по поводу ручной клади и представитель авиакомпании "Северный ветер" (Nordwind Airlines) в Казани правильно подмигнула специалисту на стойке (меня вообще пугали снятием с рейса за то, что доказал, что моя ручная кладь правильных размеров!). В итоге в самолете я обратился к старшему стюарду и нас пересадили на комфортные места - есть отдельное кресло у окна после ряда у аварийного выхода (считаю его реально лучшим, чем другие места - ноги вообще никто не ограничивает, т.к. впереди аварийный проход, а спинка откидывается, столик есть). Эту ситуацию отследила местная стюардесса из Казани (она сидела практически напротив при взлете-посадке) и, видимо, потом рассказала о ней в Казани (надо было видеть ее лицо, когда мы обнаружили места, на которые нас зарегистрировали, и затем ее лицо, когда нас пересадили на комфортные места). Старший стюард был из Москвы, в ходе полета я рассказал о ситуации при регистрации на рейс (вообще часто экипажи сборные). История закончилась тем, что я несколько раз обратился по поводу конфликтной ситуации при регистрации на рейс в авиакомпанию Nordwind Airlines, получил откровенно глупые ответы от якобы комиссии, разбиравшейся с проблемой...поэтому надо понимать - есть "сложные" авиакомпании (Nordwind Airlines практически лоукостер, за все надо доплачивать, при этом это партнер Пегас туристик и многие пассажиры покупают тур, надеясь на комфортный перелет), а есть люди на борту - с которыми можно всегда договорится) если повезет)16
  • АлиПохоже имеет место некомпетентность со стороны стюардессы. Плохо, что в истории не названа причина пересадки (пересаживайтесь, потому что я так хочу -- это самоуправство). Владимир Коваленко, дал развёрнутый ответ, хотел бы ещё дополнить его тем, что есть пункт позволяющий стюардессам пересаживать пассажиров по просьбе пассажиров с грудными детьми и вроде бы беременных женщин. Обычно это всё есть в регламентах авиакомпаний, поправьте если по памяти не так сформулировал.6
  • BeaRitzя так и не поняла, почему жену просили пересесть и почему она обязана подчиняться. дали же место - все.1
  • tim burtonBeaRitz, я тоже не понял этот момент...0
  • Олег ПогодинОчень не люблю самолеты как раз из-за мест, во первых тесно, во вторых мне всегда везет с соседями0
  • Фуад СафаровСамостоятельно. Всегда.0
  • Вадим ПриходькоИрАэро - это удивительная компания. Насколько знаю у неё только самолёты SSJ на балансе, которые и так не отличаются комфортом, так ещё и бортпроводники вечно добавляют треша. Места с 1-3 ряда стоят 5000₽. Причём они не отличаются от других. Их и Победу не стоит рассматривать в качестве авиаперевозчика3
  • Mikhail SergeevВ копилку ограничений на пассажиров, сидящих в ряду с аварийными выходами, зарубежные авиакомпании очень часто ещё требуют свободное владение английским языком или национальным для этой авиакомпании. Что, в принципе, понятно: в аварийной ситуации не время до трудностей с пониманием0