Может ли бортпроводница потребовать, чтобы пассажир пересел на другое место в самолете?
Моя жена недавно столкнулась с такой ситуацией. Купила билет в Турцию российской авиакомпании Iraero. В аэропорту все как надо: прошла регистрацию на рейс, получила посадочный талон с номером места 1F. А когда зашла в самолет, стюардесса сказала, что это место платное, и попросила жену пересесть на другое место — 11F.
Законно ли такое требование стюардессы? И если нет, на какие пункты каких законов можно сослаться?
Скорее всего, требование бортпроводницы незаконно. Но получить компенсацию вряд ли получится. Расскажу почему.
О чем вы узнаете
Как авиакомпании назначают места для пассажиров
Посадочное место в самолете определяют во время регистрации на рейс. Если пассажир заранее не бронировал кресло, авиакомпания выберет свободное в зависимости от класса обслуживания. Оно будет указано в посадочном талоне .
Если при регистрации произошла ошибка и вашей жене случайно назначили место лучшего класса, требование пересесть неправомерно. Исключение — когда у сотрудников авиакомпании есть веские основания. Например, пассажира могут пересадить из-за экстренной ситуации на борту или нарушения требований безопасности. Об этом расскажу дальше.
Правило работает и в обратную сторону. Если путешественнику назначили место при регистрации, он не вправе занять другое свободное. Например, иногда в посадочных талонах ребенка и родителя указаны места в разных частях салона, а родитель садится рядом. И хотя авиакомпании должны сделать все возможное, чтобы дети до 12 лет сидели рядом с сопровождающими , эту проблему надо решать во время регистрации, а не на борту.
Когда экипаж может попросить пассажира поменять место
Есть три ситуации, когда бортпроводник может пересадить пассажира. Расскажу о каждой.
Аннулирование регистрации. Авиакомпания может заменить тип самолета, если есть угроза безопасности полета . В другом самолете могут отличаться количество и размещение кресел. Поэтому регистрацию аннулируют, а пассажирам присвоят новые посадочные места.
Присвоенное при регистрации место противоречит требованиям безопасности. Авиакомпании утверждают свои правила воздушных перевозок . В них могут быть требования о том, как размещать пассажиров в салоне.
Например, по правилам «Аэрофлота» в ряду у аварийного выхода не могут сидеть :
- Дети до 12 лет — даже с сопровождающими.
- Несопровождаемые дети любого возраста.
- Беременные женщины.
- Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности, в том числе те, кто перевозит медицинское оборудование. Например, концентратор кислорода, кислородную подушку, кислородный баллон, костыли, трость.
- Пассажиры, габариты которых не позволяют быстро выполнить действия по экстренной эвакуации. Габариты считают большими, если человек использует удлинительный ремень безопасности.
- Депортированные и пассажиры под стражей.
- Те, кто перевозит животных в салоне.
- Пассажиры, которые заказали провоз багажа в салоне на пассажирском месте.
Люди до 18 лет и те, кто не говорит на русском или английском языке, не должны сидеть в кресле у аварийного выхода, но могут на соседних в этом ряду.
Если пассажиру назначили место у аварийного выхода, а по правилам авиакомпании ему запрещено там сидеть, бортпроводник вправе потребовать пересесть. А путешественнику, которые не слушается, командир судна сделает замечание по громкой связи.
Если пассажир и после этого не выполнит требование, экипаж может вызвать полицию. Когда самолет уже взлетел, на нарушителя могут надеть пластиковые наручники и привязать его нейлоновыми ремнями к выбранному экипажем месту .
Экстренная ситуация на борту. Нельзя прописать правила для всех возможных ситуаций. Поэтому, если произошло ЧП, командир вправе давать распоряжения любому человеку на борту .
Например, если у пассажира экономкласса, который сидел у окна, случилась паническая атака, командир судна может пересадить его на более комфортное место в бизнес-классе.
Может ли пассажир получить компенсацию за изменение места
Если пассажира пересадили на место ниже классом обслуживания, чем указано в билете, есть шанс добиться компенсации. Исключение — если путешественник сам создавал угрозу безопасности других людей в самолете, например бил по окну. Тогда авиакомпания вправе не возвращать деньги.
Если пассажир заплатил за услугу выбора места , а его пересадили на другое, он может потребовать выплаты за неоказанную услугу. Правда, иногда авиакомпании не соглашаются возвращать деньги. Например, на сайте Utair указано, что, если пассажира пересадили на новое место в такой же ценовой категории или выше, услуга считается оказанной и деньги не вернут. С таким подходом соглашаются и суды.
Женщина выбрала для своего ребенка удобное место в самолете. Но авиакомпания задержала рейс и изменила тип самолета. Из-за этого регистрацию аннулировали и ребенку предоставили другое кресло — у аварийного выхода.
Клиентка потребовала компенсировать ей деньги за услугу выбора места. Но суд не согласился удовлетворять ее требование : новое место было того же класса обслуживания, что и ранее выбранное.
Как быть в вашем случае
Хотя требование бортпроводницы было неправомерно, ваша жена должна была его выполнить. Потому что для безопасности полета пассажиры должны следовать требованиям экипажа .
При этом супруга может пожаловаться в Госавианадзор или прокуратуру, чтобы там проверили действия сотрудницы авиакомпании. В Т—Ж уже рассказывали, как подать жалобу в любое ведомство.
Компенсация была бы возможна, если бы пассажирку необоснованно пересадили на место более низкого класса, чем она оплачивала. Если класс обслуживания тот же, а путешественница не платила за выбор места, получить компенсацию не удастся. На это не повлияет даже вердикт надзорных органов о том, что перевозчик нарушил правила.