Из предыдущих статей вы узнали, как устанавливать цену на товар, составлять текст объявления и фотографировать лоты. В этот раз я расскажу, как пережить торг с покупателем и не отдать вещь за копейки.

Ни слова о торге

Никогда не пишите в объявлении «Возможен торг» или «Хороший торг при осмотре». Возможно, покупатель не собирался торговаться с вами, но теперь вы не оставили ему выбора.

Приглашение поторговаться означает, что вы накинули на цену товара пару сотен рублей. Или пару тысяч — так может думать покупатель. Чем богаче у него воображение, тем жестче он будет торговаться.

Даже если вы не упоминали торг в объявлении, накинуть сверху всё-таки надо. Чем тяжелее покупателю досталась вещь, тем выше он ее ценит.

Некоторые люди торгуются из спортивного интереса. Такие покупатели могут отказаться от сделки, если вы не уступите им хотя бы сотню. Их греет мысль о том, что они не просто купили почти новый корейский холодильник, но и сэкономили 500 рублей, которые заплатят грузчикам. Сделайте покупателя счастливым — учтите в цене товара 500 рублей для торга.

По этой же причине не соглашайтесь на первое встречное предложение покупателя. Это выглядит подозрительно.

Неправильный торг

— Сколько стоит ваша Тойота Камри?

— Отдаю за 750 тысяч.

— А за 600?

— Забирайте.

Покупатель невольно задумается, по какой причине вы легко соглашаетесь на такой большой торг. Нет ли у вашей Тойоты скрытых дефектов?

По этой же причине продавайте дешевое дороже, а бесплатное отдавайте за деньги. Люди так устроены, что чем больше они заплатили, тем выше они ценят покупку. Если они не платили ничего, то и ценность приобретения для них под вопросом.

Если вы отдаете старые вещи бесплатно, покупатели гарантированно замучают вас требованиями и претензиями, как если бы вы эти вещи продавали. Попросят сфотографировать вещь со всех сторон, привезти к ним домой или встретиться у метро на другом конце города, отправить посылкой в другой город. Позаботьтесь о возмещении морального ущерба заранее. Отдаете старый шкаф — поставьте в объявлении хотя бы символическую цену 500 рублей.

Друзья в сельской местности отдавали даром дрова. Диалог с большинством откликнувшихся на объявление людей строился по схеме:

Бесплатное отдавайте за деньги

— Дрова еще не забрали?

— Еще нет.

— А много их у вас?

— 5 кубов.

— А вы их сами привезете?

— У нас самовывоз.

— Тогда нам это не подходит, прощайте.

Друзья дополнили объявление фразой: «Первому, кто заберет сегодня, отдам за 700 рублей». За деньги дрова забрали в течение часа.

Цена входа и выхода

Цена входа — это та сумма, с которой вы начинаете торг. Цена выхода — с которой заканчиваете. Цену входа вы объявляете покупателю, вторую — держите в голове.

Чтобы не было больно из-за невыгодной для вас сделки, определите цену выхода заранее. Посмотрите цены конкурентов.

Хороший аргумент

Допустим, ваш сосед продает квартиру без ремонта и с видом на гаражи за 3 000 000 Р, а вы продаете свою с мебелью и видом на парк за 3 300 000 Р. Покупатель попросит скидку 300 тысяч.

Вы заранее узнали о ценах конкурентов и понимаете, что за эти деньги покупатель может рассчитывать только на покупку соседской квартиры. Вы отказываете в скидке и обосновываете решение: «За эти деньги вы можете купить разве что с видом на гаражи и без ремонта». Так подготовка поможет вам настоять на справедливой цене.

У покупателя тоже есть цена входа и выхода. Если вы не знаете цену входа покупателя, вы находитесь в невыгодном положении. Это торг вслепую.

Как не надо делать

— Продаю шкаф за 10 тысяч.

— Сколько вы готовы уступить?

— За 9 000?

— Да ну! Новый стоит 12 000.

— Ну, давайте за 8 000?

— 8 000? Да лучше доплачу 4 тысячи и куплю новый, ещё и бесплатно привезут из магазина. У вас же нет бесплатной доставки?

— Хорошо, скину вам на доставку еще тысячу, забирайте за 7 тысяч.

— Ладно, возьму за семь, но заберу послезавтра, когда будет машина.

Не поддавайтесь на провокации покупателя, когда он просит назвать сумму скидки. Настаивайте на том, чтобы покупатель сам назначил приемлемую для него цену. Это и будет его ценой входа.

Правильный торг

— Так за сколько вы свой диван отдадите?

— Как я и написал в объявлении — за 10 тысяч.

— Надо бы уступить — обивка изношена.

— И какую же скидку вы хотите?

— Я возьму за 5 000.

— За износ я вам могу скинуть до 9 тысяч, не больше.

— Давайте за 7 000, и я заберу его прямо сегодня?

— Я готов подождать до завтра, 8 тысяч — моя последняя цена.

Провоцируйте покупателя на проявление инициативы в торге. Не позволяйте ему превращаться в капризную принцессу.

Скидку нужно заработать

Никогда не давай скидку просто так. Вынуждайте покупателя аргументировать более низкую цену. Торг — это работа. Аргументы должны быть справедливы и логичны.

Аргумент покупателяКонтраргумент продавца
Сколько вы уступите?А какую скидку вы хотите и почему?
Чтобы довести машину до ума, надо вложить в нее еще 70 тысяч.Верно. Я учел это в цене и поэтому не продаю ее по цене новой.
Я видел объявление, где точно такой же фотоаппарат продается вдвое дешевле.А что вас в таком случае привлекло в моем объявлении?
В магазине точно такая же электронная книга по акции стоит на 300 рублей дороже.Тогда вам выгоднее купить в магазине, там дают гарантию. Почему вы решили обратиться ко мне?
Аргумент покупателя
Сколько вы уступите?
Контраргумент продавца
А какую скидку вы хотите и почему?
Аргумент покупателя
Чтобы довести машину до ума, надо вложить в нее еще 70 тысяч.
Контраргумент продавца
Верно. Я учел это в цене и поэтому не продаю ее по цене новой.
Аргумент покупателя
Я видел объявление, где точно такой же фотоаппарат продается вдвое дешевле.
Контраргумент продавца
А что вас в таком случае привлекло в моем объявлении?
Аргумент покупателя
В магазине точно такая же электронная книга по акции стоит на 300 рублей дороже.
Контраргумент продавца
Тогда вам выгоднее купить в магазине, там дают гарантию. Почему вы решили обратиться ко мне?

Мопед не мой

Если вам психологически сложно торговаться или закончились аргументы используйте прием «Я — просто посредник». Создайте для покупателя легенду, что сервант продает ваша бабушка из Германии. А вы — ее доверенное лицо. Это уменьшит накал противостояния. Вы бы и рады дать скидку побольше, но бабулю не переубедить.

Правильный торг от чужого имени

— А две тысячи на телевизор уступите?

— К сожалению, не могу. Телевизор продает теща, попросила помочь. Я и не накидывал ничего сверху для торга, просто разместил объявление.

— Ну, может, позвоните ей и спросите?

— Я бы позвонил, но она во Владивостоке, и у нее там ночь.

— Ну, может быть, хотя бы тысячу скинете?

— Вот я вижу, что вы реальный покупатель. А мне не хочется долго возиться с продажей. Давайте сделаем так: я вам уступлю 500 рублей, а теще отдам всю сумму из своих. Больше, к сожалению, скинуть не могу, супруга не поймет.

Запомнить

  1. Не указывайте в объявлении, что возможен торг.
  2. Корректируйте цену с поправкой на скидку.
  3. Узнайте цену входа покупателя.
  4. Не соглашайтесь на первое предложение.
  5. Заставьте покупателя аргументировать предоставление скидки.
  6. Представьтесь посредником.

Иллюстратор — Илья Переведенцев