Мнение: помощь близкому не дает права нарушать его границы
Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество
Я принимаю помощь, когда ее предлагают муж или родители. Но это не дает им права навязывать мне свое мнение, давать непрошеные советы и обзывать меня.
«Я даю тебе деньги, а ты теперь слушай меня и выполняй, что я скажу» — это не помощь, а попытки купить власть над человеком.
Считаю, что оказанная близкому помощь не делает помогающего повелителем и не дает ему права нарушать чужие границы. А если он родил ребенка, это не означает, что ребенок — его собственность навеки и что он обязан любить родителя и помогать ему до гроба.
Я самостоятельна, но если мне необходима помощь, я за ней обращаюсь как к близким, так и к посторонним. Но посторонние принимают плату за помощь — и на этом все. А близкие почему-то не всегда усваивают, что их попросили, например, посидеть с ребенком, а не объяснить, как его воспитывать. Если они добровольно согласились, то спасибо, я благодарна. Но не надо указывать, как мне растить детей, — я об этом не спрашиваю. Если кто-то может помогать, давая взамен непрошеные советы, — пусть предупреждают сразу, и мы обговорим условия.
Как-то папа попросил меня убрать в его квартире, и я согласилась. За это он сказал «спасибо». Все. Я не ожидаю, что за уборку, которая занимает много времени и сил, папа теперь мне обязан.
У нас не бартер, не услуга, у нас — помощь. Он попросил — я сделала и не жду ничего взамен.
Я не считаю, что я вправе указывать отцу, как жить и свинячить ли дальше в квартире, где я убираю. Если бы я сказала: «Папа, я убираю у тебя, но теперь ты должен перестать есть на диване» — вряд ли ему нужна была бы такая помощь. Но я могу после уборки сказать: «Папа, я убрала у тебя, но ты бы очень помог мне и облегчил мою работу, если бы впредь ел хотя бы над подносом». А дальше уже его выбор: делать так или нет. Или я могу сразу сказать: «Извини, пап, но я слишком устала и убираться нет сил — попроси, пожалуйста, моего брата».
Благодарность в моем понимании выражается словом «спасибо», а не двиганием своих границ и выслушиванием всего на свете. Есть разница между тем, чтобы сказать «Дочь, у твоего ребенка ноги холодноваты, не простынет ли он, как считаешь?» и «У твоего ребенка холодные ноги, так быть не должно, он простынет и умрет, ты плохая мать!» Или еще хлеще: «У твоего ребенка ноги холодные, я тут решила облить их перцовой настойкой и обмазать горчицей, а потом надеть ему шерстяные носки, чтобы не простыл. И все это я делаю, потому что считаю нужным и потому что я вправе так поступать, ведь мы тебе помогаем».
На вопрос мамы про холодные ноги можно спокойно ответить: «Мама, спасибо за совет и твое волнение, но я не вижу проблемы в холодных ногах моего ребенка». И если после этой фразы мать продолжит настаивать, что так быть не должно, то извините, это уже расшатывание границ. Если ты нормально сепарировался от родителей, ты можешь отвечать спокойно, при этом настаивая на своем.