Как россияне ходят за продуктами

Сколько магазинов посещают, сколько тратят и что покупают
32
Как россияне ходят за продуктами
Аватар автора

Артем Иволгин

изучил статистику

Страница автора

Наверное, всем приходится ходить в магазин за едой.

Мы изучили привычки россиян, связанные с покупкой продуктов питания: как часто люди ходят по магазинам, сколько торговых точек посещают, что покупают и сколько тратят.

Как часто люди ходят за продуктами

Аналитики T‑Data проанализировали обезличенные транзакции клиентов Т⁠-⁠Банка в супермаркетах и специализированных продуктовых магазинах: например, кондитерских, булочных или мясных. Среди транзакций выделили «походы за продуктами» — последовательность таких офлайн-покупок, когда между каждыми двумя соседними покупками прошло менее 45 минут. «Покупкой» мы здесь называем одну транзакцию в какой-то торговой точке.

То есть если человек купил во «Вкусвилле» свежий йогурт, потом зашел в «Чижик» за коробкой гречки, а потом закупился в «Ашане» продуктами для основного меню, причем между каждыми двумя покупками прошло меньше 45 минут, это считали одним «походом за продуктами».

Оказалось, что в среднем люди ходят за продуктами 16 раз в месяц — то есть чуть чаще чем через день, примерно три-четыре раза в неделю. Основная часть походов по магазинам — 80,5% — заканчивается на первом магазине. Но почти каждый пятый поход включает в себя минимум две покупки. Во время 15% походов за продуктами клиенты заходят в два магазина, 3,3% — в три, 1,2% — в четыре и более.

Пожилые люди ходят по магазинам примерно в полтора раза активнее, чем молодежь. Например, среди россиян в возрасте 61—70 лет доля походов с посещением двух и более торговых точек составляет 26%. А среди молодежи 21—30 лет — около 16—17%. Можно предположить, что с возрастом люди начинают внимательнее подходить к выбору товаров: ищут более выгодные предложения или товары конкретных марок, посещая несколько магазинов за раз.

Источник: T-Data
Источник: T-Data

За месяц клиенты совершают 16 походов по магазинам и посещают 20 торговых точек. В рамках недели люди чаще всего посещают несколько магазинов за раз в выходные: в течение всего дня, с 10:00 до 19:00, доля походов, которые включают в себя больше одного магазина, превышает 20%.

В будни больше времени на магазины тратят по вторникам и пятницам. Пик активности приходится на период с 16:00 до 19:00. При этом с 01:00 до 03:00 доля активных походов по магазинам выше, чем с 05:00 до 08:00. Можно предположить, что ранним утром — возможно, перед работой — люди, как правило, ограничиваются одним магазином.

Источник: T-Data
Источник: T-Data

Сколько тратят

По данным аналитики T-Data, среднемесячная сумма трат на продукты составила 8400 ₽ на покупателя, а средний чек одного похода — 525 ₽. Причем с пятницы по воскресенье такие траты выше: максимальный, 610 ₽, — в субботу, а в пятницу и воскресенье — примерно на 50 ₽ меньше, около 560 ₽.

Источник: T-Data
Источник: T-Data

Если взять покупки в одном магазине, средний чек в сентябре 2023 года составил 426 ₽. Это меньше, чем чек за один поход за продуктами, потому что в один поход человек может зайти сразу в несколько магазинов.

Средний чек снижается: год назад средняя сумма покупки в супермаркете была на 4,4% выше, притом что цены за год, по данным Росстата, выросли на 6,05%. Вместе с тем растет число транзакций. То есть люди стали чаще дробить единый чек на несколько покупок в разных торговых точках. Также этот показатель может снижаться потому, что покупатели все чаще выбирают маркетплейсы и сервисы доставки вместо традиционных офлайн-магазинов.

Источник: T-Data
Источник: T-Data

Существенно выше среднего по стране чек на Северном Кавказе: в Чечне, Северной Осетии и Дагестане — от 550 ₽. Сопоставимую сумму за раз тратят в магазинах жители Москвы и отдаленных регионов: Магаданской и Мурманской областей, Камчатского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В приволжских республиках — Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, — а также в Пермском крае и республике Тыва средний чек не превышает 330 ₽: разница, например, с Москвой — около 70%, это 200 ₽.

Что покупают

Откуда эти данные

Телеграм-издание «Свободная касса» опубликовало рейтинг самых популярных товаров в чеках крупнейших розничных сетей Москвы в 2022 году. Данные предоставлены компанией NTech, которая анализирует фискальные чеки.

Опубликованы два рейтинга: товарных групп и популярных товаров. В первом все виды молока, творога и тому подобных продуктов входят в группу «Молочная продукция», а все колбасы — в группу «Мясная гастрономия». А во втором, например, строка «Сметана» включает в себя сметану разных брендов в таре разного объема, при этом пастеризованное и непастеризованное молоко считаются разными видами товара.

В супермаркетах чаще всего покупают свежие овощи: в семи из восьми проанализированных торговых сетей эта категория занимает первое место. Можно объяснить это тем, что если человек с пустым холодильником захочет приготовить борщ, то ему придется покупать сразу несколько видов свежих овощей: свеклу, картофель, лук и морковь.

Вторую строчку в тех же сетях занимает молочная продукция: сметана, молоко, кефир, творог и тому подобные продукты. Следом идут кондитерские изделия и свежие фрукты. Во «Вкусвилле» самые популярные категории те же, но молочка занимает первое место, потом идут фрукты и кулинария и только потом — овощи.

Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж
Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж

Если посмотреть на конкретные товары, то окажется, что чаще всего в чеках покупателей встречаются яйца, сметана, бананы и яблоки, а также овощной набор: огурцы, помидоры, картофель и лук. В чеках гипермаркетов — «Ашана», «Метро», «Ленты» и «Окея» — часто бывают курица и макароны.

Некоторые товары входят в топ-10 только в одной розничной сети. Например, во «Вкусвилле» чаще покупают манго, творог, сэндвичи, готовые салаты и кефир. В «Метро» — воду и туалетную бумагу, в «Перекрестке» — сыр, в «Окее» — майонез, а в «Ашане» — морковь.

Товары, которые входят в топ-10 хотя бы двух проанализированных розничных сетей. Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж
Товары, которые входят в топ-10 хотя бы двух проанализированных розничных сетей. Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж

В магазинах у дома. Компания «Эвотор» анализирует чеки в несетевой рознице: компания специализируется на поставке онлайн-касс в небольшие розничные магазины «у дома». По нашему запросу она составила рейтинг товарных групп в таких магазинах.

По этим данным, в магазинах «у дома» люди чаще всего покупают пиво. В зависимости от времени года оно приносит 12,8—16,6% выручки. Круглый год среди самых популярных товаров молоко, лимонад, чипсы, энергетики и растворимый кофе. С мая по август в лидеры по оборотам выходят мороженое и вода: летом мороженое — второй по популярности товар, вода — шестой-седьмой.

Источник: «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источник: «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж

Что в итоге

Получается, что среднестатистический россиянин ходит за продуктами четыре раза в неделю: например, во вторник, среду и пятницу — в «Пятерочку», а в воскресенье — в «Пятерочку» и «Продукты 24».

На питание у него уходит около 2 тысяч рублей в неделю. Чеки типичного покупателя в 2023 году выглядят примерно так.

Источники: средний чек, число походов в магазин — T-Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — T-Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — T-Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — T-Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — T-Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат

Артем ИволгинКакая у вас стратегия покупки продуктов?
  • Персиковый кумкватИнтересно чем вызван столь высокий средний чек в Чечне, Осетии и Дагестане🤔. Слабой насыщеностью магазинов у дома или иными причинами? Странно получается что в одних из самых бедных регионов самый высокий чек7
  • Персиковый кумкватНе хватает ещё статистики по среднему количеству чеков по сетям,регионам или средних месячных трат по тем же срезам2
  • LentenПерсиковый, он не бедный. Там просто все мимо кассы идет, поэтому официальные цифры маленькие8
  • Персиковый кумкватLenten, в Дагестане и Чечне не был, а вот Осетия точно бедный регион. Очень ощущается при посещении. Да и все эти 3 региона занимают последние строчки рейтинга по зп1
  • LentenПерсиковый, эта статья - хороший пример почему низки зп в Чечне и Дагестане не такие низкие. У них в среднем затраты на человека (высчитывается по ввозимым в регион товарам) в 2 раза выше чем средняя зп Потому что зп платят в черную, чтоб НДФЛ не платить7
  • Мистер ХУже который раз вижу аналитику от Tinkoff Data и каждый раз думаю что это ну очень искаженные данные, ток пользователей Тинькофф которые в свою очередь представляют определенный слой населения, по этому выводы надо делать не "среднестатистический россиянин", а "среднестатистический пользователь Тинькофф банка", все же Тиньковым не там много людей пользуются, всего 16.7 млн чел, когда как у Сбера 92 млн чел, а есть еще ВТБ и Альфа..37
  • Ирина М.Персиковый, возможно карты Тинькофф у определённого слоя населения, у бедноты Сбербанк скорее всего.3
  • Персиковый кумкватИрина, возможно🤔. Вообще я упустил момент что это статистика только по пользователям тинька4
  • Фата-морганаМоя стратегия - взять с собой авоську)) Вообще сумма среднего чека впечатлила, с кем случайно не заведешь разговор, у всех примерно "ничего не купила, 2к потратила", но это семейные, с детьми.17
  • Big BugСейчас бы ходить в магазины, когда можно нажать пару кнопок в приложении и все приедет само)10
  • MaxxilandКурица 1 кг - 197 рублей и огурцы 1 кг - 48, ну-ну))31
  • user1683824Maxxiland, да там многие цены довольно странные, тоже удивилась6
  • OМистер, по Тинькофф аналитике большинство в моем городе алкоголики, Красное и Белое на первом месте с большим отрывом.8
  • Мистер ХЕвгений, как я понял Tinkoff Data всю свои аналитику берет с данных Тинькофф банка, поправьте если я не прав.6
  • Анастасия КоршунковаНе вижу в статье данные о таких сетях, как "магнит" и "пятерочка". А там люди чаще всего отовариваются. А если речь о магазинах "у дома", то верно, в малые киоски идут за пивом, семечками, сигаретами, да и просто пообщаться. По поводу овощей и фруктов, думаю статистика искажена. У нас на юге овощи и фрукты покупают в основном в мелких торговых точках. Сейчас сезон абхазских мандарин. Лично мои траты на овощи и фрукты в супермаркете в этом месяце около 300руб.(это кочан капусты, морковь, пару яблок и 4 банана). Но на деле, потрачено больше в мелких торговых точках: покупали мандарины несколько раз, хурму, зелень и т. Д.6
  • Elena40 к в месяц на еду. Из них супермаркеты 20 примерно. Как можно тратить 2000 за неделю? Может быть данные не полноценные потому что клиенты пользуются не одной картой?14
  • Гриша АничкинElena, в месяц реально трачу около 8 тысяч на еду, а то и меньше. Расплачиваюсь вообще за все-все покупки одной картой, других нет.1
  • VVKНу жа, покажите мне средний чек в Магаданской области на 500 руб в 2023 году. Тут средний чек уже за 1000 перевалил, и при том, что ничего существенного ты не купил. Яйца 180, окорочка перевалили за 300 руб, огурцы- помидоры от 500 и до бесконечности, батон 80 руб, сыры - колбасы от 750 и до бесконечности, сало (грудинка солёная) - 850 руб...8
  • ДарьянElena, или платят налом. Не все же с картами ходят. На меня и мужа, без детей, Москва, в среднем 50 тыс.в месяц. Полноценное питание с рыбой, мясом, овощи, фрукты (даже не сезонные). Как правило, у нас идёт большая закупка тысяч на 15, а потом закуп по мелочи, типа хлеба. Но я ещё считаю закупки печенек на работу, один-два раза в месяц это ресторан.4
  • Гриша АничкинElena, попрошу без оскорблений. Я вам что-то плохое сделала? Если так, то напишите, пожалуйста.4
  • Максим СавиновМоя стратегия проста и незамысловата. Покупаю молоко, йогурты, хлеб двух видов, ром, джин и средства для/ после бритья. Всё остальное покупает жена, а я частенько бываю привлекаем для транспортировки купленного. Если успеваю прийти только к кассе, чтобы забрать пакеты - отлично. Если звонок "приходи" звучит чуть раньше, то хожу с тележкой, делая скорбное лицо и иногда восклицая "ну это же не Эрмитаж... ну чо мы тут делаем... ну пойдём, а?" И да. Это очень хорошая, десятки лет оправдывающая себя стратегия.0
  • Лидия ЛуккьяноваС такой статистикой ни прожиточные минимумы, ни пенсии, ни зарплаты повышать нет необходимости, у всех полно денег остается, девать некуда3
  • Лидия ЛуккьяноваГриша, поделитесь своим меню1
  • Илья БасбустедЖивем в Москве вдвоем с девушкой. На продукты уходит тысяч 20 с моей стороны, 10 с её. И ещё какая-то сумма на прикупить-докупить, её посчитать сложно. В среднем, заходя в магазин, оставляем 700-800р, если покупаем на неделю — от 4 тысяч. Странная у вас аналитика :)3
  • Мария КараченцеваРаз в месяц два закупать то, что не портиться - макароны, выбор круп. Раз в неделю овощи, по требованию или по скидке чай и сладости. Воду каждый день. Но покупать ее не выгодно, носить тяжело, фильтры эффекта желательного не дают - старые трубы - поэтому думаю заказать доставку воды. На рынок либо за тем, чего нет в супермаркетах - если нет нормальных овощей, в ритейлерах бывают "гнилые" недели - когда всё уже в ящиках с плесенью. Хотя может быть стоит попробовать другие сети. Например, домашний сыр и зелень лучше брать на рынке. Надеюсь мой ответ помог в подсчете и формировании покупательской статистики. Спасибо за данные.0
  • Эксперт по вывескамBig, я хожу специально в магазин. Работаю дома. Выхожу ребёнка в сад отвести, в магазин, на треню и с кружка ребёнка вечером забрать. Специально добавляю активности вне дома1
  • Эксперт по вывескамИрина, вот сейчас обидно было) Сбер у меня лично основная карта, помимо корпоративной Точки.0
  • Эксперт по вывескамVVK, причём 8400 в месяц это ж считается типа на одного покупателя, а покупают часто на семью из 2-3-4 человек. Да даже на одного это меню пенсионера какое-то0
  • Эксперт по вывескамКаждый день что-то заканчивается и приходится докупать. Но идёшь за молоком, а набирается по мелочи тысячи на 20