Как россияне ходят за продуктами
Наверное, всем приходится ходить в магазин за едой.
Мы изучили привычки россиян, связанные с покупкой продуктов питания: как часто люди ходят по магазинам, сколько торговых точек посещают, что покупают и сколько тратят.
Как часто люди ходят за продуктами
Аналитики T‑Data проанализировали обезличенные транзакции клиентов Т-Банка в супермаркетах и специализированных продуктовых магазинах: например, кондитерских, булочных или мясных. Среди транзакций выделили «походы за продуктами» — последовательность таких офлайн-покупок, когда между каждыми двумя соседними покупками прошло менее 45 минут. «Покупкой» мы здесь называем одну транзакцию в какой-то торговой точке.
То есть если человек купил во «Вкусвилле» свежий йогурт, потом зашел в «Чижик» за коробкой гречки, а потом закупился в «Ашане» продуктами для основного меню, причем между каждыми двумя покупками прошло меньше 45 минут, это считали одним «походом за продуктами».
Оказалось, что в среднем люди ходят за продуктами 16 раз в месяц — то есть чуть чаще чем через день, примерно три-четыре раза в неделю. Основная часть походов по магазинам — 80,5% — заканчивается на первом магазине. Но почти каждый пятый поход включает в себя минимум две покупки. Во время 15% походов за продуктами клиенты заходят в два магазина, 3,3% — в три, 1,2% — в четыре и более.
Пожилые люди ходят по магазинам примерно в полтора раза активнее, чем молодежь. Например, среди россиян в возрасте 61—70 лет доля походов с посещением двух и более торговых точек составляет 26%. А среди молодежи 21—30 лет — около 16—17%. Можно предположить, что с возрастом люди начинают внимательнее подходить к выбору товаров: ищут более выгодные предложения или товары конкретных марок, посещая несколько магазинов за раз.
За месяц клиенты совершают 16 походов по магазинам и посещают 20 торговых точек. В рамках недели люди чаще всего посещают несколько магазинов за раз в выходные: в течение всего дня, с 10:00 до 19:00, доля походов, которые включают в себя больше одного магазина, превышает 20%.
В будни больше времени на магазины тратят по вторникам и пятницам. Пик активности приходится на период с 16:00 до 19:00. При этом с 01:00 до 03:00 доля активных походов по магазинам выше, чем с 05:00 до 08:00. Можно предположить, что ранним утром — возможно, перед работой — люди, как правило, ограничиваются одним магазином.
Сколько тратят
По данным аналитики T-Data, среднемесячная сумма трат на продукты составила 8400 ₽ на покупателя, а средний чек одного похода — 525 ₽. Причем с пятницы по воскресенье такие траты выше: максимальный, 610 ₽, — в субботу, а в пятницу и воскресенье — примерно на 50 ₽ меньше, около 560 ₽.
Если взять покупки в одном магазине, средний чек в сентябре 2023 года составил 426 ₽. Это меньше, чем чек за один поход за продуктами, потому что в один поход человек может зайти сразу в несколько магазинов.
Средний чек снижается: год назад средняя сумма покупки в супермаркете была на 4,4% выше, притом что цены за год, по данным Росстата, выросли на 6,05%. Вместе с тем растет число транзакций. То есть люди стали чаще дробить единый чек на несколько покупок в разных торговых точках. Также этот показатель может снижаться потому, что покупатели все чаще выбирают маркетплейсы и сервисы доставки вместо традиционных офлайн-магазинов.
Существенно выше среднего по стране чек на Северном Кавказе: в Чечне, Северной Осетии и Дагестане — от 550 ₽. Сопоставимую сумму за раз тратят в магазинах жители Москвы и отдаленных регионов: Магаданской и Мурманской областей, Камчатского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.
В приволжских республиках — Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, — а также в Пермском крае и республике Тыва средний чек не превышает 330 ₽: разница, например, с Москвой — около 70%, это 200 ₽.
Что покупают
Откуда эти данные
Телеграм-издание «Свободная касса» опубликовало рейтинг самых популярных товаров в чеках крупнейших розничных сетей Москвы в 2022 году. Данные предоставлены компанией NTech, которая анализирует фискальные чеки.
Опубликованы два рейтинга: товарных групп и популярных товаров. В первом все виды молока, творога и тому подобных продуктов входят в группу «Молочная продукция», а все колбасы — в группу «Мясная гастрономия». А во втором, например, строка «Сметана» включает в себя сметану разных брендов в таре разного объема, при этом пастеризованное и непастеризованное молоко считаются разными видами товара.
В супермаркетах чаще всего покупают свежие овощи: в семи из восьми проанализированных торговых сетей эта категория занимает первое место. Можно объяснить это тем, что если человек с пустым холодильником захочет приготовить борщ, то ему придется покупать сразу несколько видов свежих овощей: свеклу, картофель, лук и морковь.
Вторую строчку в тех же сетях занимает молочная продукция: сметана, молоко, кефир, творог и тому подобные продукты. Следом идут кондитерские изделия и свежие фрукты. Во «Вкусвилле» самые популярные категории те же, но молочка занимает первое место, потом идут фрукты и кулинария и только потом — овощи.
Если посмотреть на конкретные товары, то окажется, что чаще всего в чеках покупателей встречаются яйца, сметана, бананы и яблоки, а также овощной набор: огурцы, помидоры, картофель и лук. В чеках гипермаркетов — «Ашана», «Метро», «Ленты» и «Окея» — часто бывают курица и макароны.
Некоторые товары входят в топ-10 только в одной розничной сети. Например, во «Вкусвилле» чаще покупают манго, творог, сэндвичи, готовые салаты и кефир. В «Метро» — воду и туалетную бумагу, в «Перекрестке» — сыр, в «Окее» — майонез, а в «Ашане» — морковь.
В магазинах у дома. Компания «Эвотор» анализирует чеки в несетевой рознице: компания специализируется на поставке онлайн-касс в небольшие розничные магазины «у дома». По нашему запросу она составила рейтинг товарных групп в таких магазинах.
По этим данным, в магазинах «у дома» люди чаще всего покупают пиво. В зависимости от времени года оно приносит 12,8—16,6% выручки. Круглый год среди самых популярных товаров молоко, лимонад, чипсы, энергетики и растворимый кофе. С мая по август в лидеры по оборотам выходят мороженое и вода: летом мороженое — второй по популярности товар, вода — шестой-седьмой.
Что в итоге
Получается, что среднестатистический россиянин ходит за продуктами четыре раза в неделю: например, во вторник, среду и пятницу — в «Пятерочку», а в воскресенье — в «Пятерочку» и «Продукты 24».
На питание у него уходит около 2 тысяч рублей в неделю. Чеки типичного покупателя в 2023 году выглядят примерно так.