Где в России самый дешевый общественный транспорт

Сколько стоят поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе и метро в городах-миллионниках
41
Аватар автора

Екатерина Шамаева

изучила статистику

Страница автора

Для каждого третьего россиянина общественный транспорт — это основной способ передвижения при поездках по своему населенному пункту.

Популярнее только личный автомобиль. Среднестатистический россиянин пользуется городским транспортом 17 раз в месяц, проводя в дороге 43 минуты ежедневно.

Мы посмотрели, какой общественный транспорт есть в крупных российских городах и сколько стоит проезд.

Каким общественным транспортом пользуются россияне

По данным Росстата, общественным транспортом пользуется 42% населения. В понятие «общественный транспорт» входят все виды транспорта, которые перевозят людей по заранее установленному маршруту с остановками. Это разные виды автобусов, троллейбусы, трамваи, метро, поезда, электрички, паромы, самолеты и даже канатные дороги.

Росстат утверждает, что за 2021 год россияне воспользовались общественным транспортом 13,7 млрд раз. Больше всего поездок совершили на автобусах: 8,1 млрд. На втором месте — метро: 2,7 млрд поездок. На третьем — поезда: 1,1 млрд. Дальше идет электротранспорт: трамваем воспользовались 992 млн раз, троллейбусом — 808 млн.

Активнее всего пользуются общественным транспортом школьники старших классов и пенсионеры: они составляют 60% пассажиров.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

От чего зависит стоимость проезда

Цена на топливо, запчасти и обслуживание транспорта — все это влияет на стоимость проезда.

Также до недавнего времени владельцев автобусов и маршруток обязывали покупать тахографы — приборы для контроля скорости и режима работы водителя. Но действие этого требования приостановили до 1 марта 2024 года, чтобы цены на проезд росли не так быстро.

Еще стоимость проезда зависит от статуса оператора. Автобусы и маршрутки можно разделить на две категории: муниципальные — те, что выбрали по конкурсу местные власти, и частные — обычно их называют маршрутными такси.

Сколько будет стоить проезд в муниципальном общественном транспорте, решают органы местного самоуправления. А частные перевозчики работают по нерегулируемым тарифам — сами определяют стоимость проезда и теоретически имеют право повышать цены хоть каждый месяц.

Однако по закону частники должны согласовывать изменения цен с муниципалитетом. Иначе им придется отвечать за необоснованное повышение цен перед ФАС. Такие случаи не редкость: например, в марте 2022 года в Пензе за завышение стоимости проезда оштрафовали пять перевозчиков на 2 млн рублей.

Где в России самый дорогой и самый дешевый общественный транспорт

В крупных российских городах проезд в общественном транспорте можно оплатить несколькими способами: наличными, банковской картой, транспортной картой — правда, они есть далеко не везде. Также можно купить проездной. В Москве есть возможность платить еще одним способом — с помощью Face ID, технологии, которая использует распознавание лиц для подтверждения платежей.

Мы посмотрели, как в крупных городах России различается стоимость проезда в городском транспорте — автобусах, троллейбусах и трамваях. Стоимость проезда указали на внутригородских маршрутах для среднестатистического пассажира без социальных льгот. Кроме того, мы посмотрели, как цена зависит от способа оплаты. Например, часто расплачиваться банковской картой выгоднее, чем наличными.

Автобус. Дороже всего ездить в муниципальных автобусах в двух столицах: в Москве разовая поездка по городу стоит 62 ₽, в Санкт-Петербурге — 65 ₽. В Санкт-Петербурге оплатить проезд в наземном транспорте наличными деньгами нельзя с 1 апреля 2022 года, доступна оплата только банковской или транспортной картой. На третьем месте среди городов-миллионников — Нижний Новгород и Краснодар: 40 ₽. Самая низкая цена — в Воронеже: 28 ₽.

Однако, в Санкт-Петербурге есть другие способы расплатиться в автобусе. Например, если оплачивать проезд банковской картой МИР, то одна поездка будет стоить 43 ₽. Если использовать мобильное приложение МИР, то проезд будет стоить еще дешевле — 41 ₽. Такие же правила действуют для трамваев и троллейбусов.

Если пользоваться транспортной картой — пластиковой картой для оплаты проезда в городском и пригородном транспорте, получится сэкономить. Например, в Москве проезд по карте «Тройка» будет стоить 50 ₽, а в Санкт-Петербурге по карте «Подорожник» и Единой карте Петербуржца — 44 ₽. Правда, если оплачивать через мобильное приложение ЕКП, то цена проезда снизится до 40 ₽.

Из миллионников транспортных карт нет только в Воронеже — но и там планируют внедрять карточную систему. Существеннее всего они позволяют экономить в Москве и Санкт-Петербурге: 12—25 ₽ с поездки. В других городах экономия менее ощутимая: например, Единая транспортная карта Башкортостана «Алга» удешевляет проезд на 5 ₽, а екатеринбургская «Екарта» — всего на 3 ₽.

Транспортные карты выгодны также тем, что можно оформить безлимитный тариф — и пользоваться транспортом без ограничений, например, в течение месяца. Среди городов, где есть метро, дешевле всего безлимитная транспортная карта в Самаре: 1985 ₽ в месяц. Если же посмотреть на ситуацию в городах, где подземки нет, то самое выгодное предложение — в Челябинске: за месячную безлимитную карту на весь наземный общественный транспорт здесь нужно отдать 1100 ₽.

Еще один способ сэкономить — платить банковской картой. Почти везде поездка будет дешевле на 2—5 ₽, а в Москве — на 6 ₽. Но в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске и Красноярске цена при оплате наличными и картой одинаковая.

Троллейбус и трамвай. Электротранспорт есть во всех городах-миллионниках. В целом стоимость проезда в троллейбусах и трамваях такая же, как в автобусах. Но есть города, где передвигаться на электротранспорте дешевле. Например, в Уфе поездка на автобусе за наличные стоит 33 ₽, а на трамвае и троллейбусе — 25 ₽.

Метро. Метрополитен есть в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Самаре. Самая высокая стоимость проезда — в Москве и Санкт-Петербурге: 62 и 70 ₽ соответственно. Самая низкая — в Новосибирске: 30 ₽. Но стоит учесть, что в Новосибирске всего две ветки, в то время как в Москве, например, 14.

В Москве, как и в Санкт-Петербурге, тоже есть много способов оплатить проезд. Например, самый выгодный способ расплатиться в метро — Face ID. Если оплачивать проезд таким способом, то проезд будет стоить 46 ₽.

Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ
Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ
Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ
Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ

Екатерина ШамаеваКаким общественным транспортом вы пользуетесь? Сколько тратите на поездки?
  • кровохлебкаВолгоград, 50 поездок по 21 рублю, а далее по 23. И у нас, кстати, нет безлимитного проездного на все виды транспорта: автобус в этой схеме незаслуженно угнетен для трудоспособного населения5
  • LucynaПетрозаводск, 280 тыс.жителей - столица Карелии! Поездка на автобусе стоит целых 40 рублей, проездных нет. Расписания тоже нет. Общественный транспорт - боль и позор нашего города...14
  • ЮиПАвтобусом и, реже, трамваем. Пермь. Около 1000 руб. в месяц. Езжу 2-3 раза в неделю обычно. После повышения стоимости проезда с 24 руб. до 33 и отмены бесплатных пересадок расходы выросли на 50%3
  • Никита МардюковЛюбимый автобус17
  • Олег(Москва) Чаще всего езжу на метро, иногда еще на наземном. Одна поездка по Тройке стоит 46, при пересадках включается билет "90 минут" за 69. В месяц уходит около 2000.0
  • Влюбленный котТроллейбус/автобус по городу в Крыму - 20 рублей по банковской карте, 25 - наличными. Проездных нет. В Ялту троллейбус - 183 рубля.2
  • EmilyKsenia, ага, автобусов муниципальных нет, одни раздолбанные маршрутки, выкупленные в Питере. Я так однажды по граффити на сиденьях узнала суперубитую 690-ю, на которой в универ ездила, когда в СПб училась) У неё даже номер маршрута не удосужились снять с лобового :D22
  • Sasha BondПо карте Мир списывает 41 за поездку2
  • ОлегSasha, это при оплате Андроидом?0
  • Sasha BondYes0
  • МарлаЭ, а почему при расчете стоимости не считаете пройденное расстояние? Если брать из расчета рубль/км то в москве самый дешевый общественный транспорт .7
  • Влюбленный котKsenia, 😱0
  • Lexa LexaСПб, метро, 31 по ЕКП, вкусно.1
  • Екатерина Шамаевакровохлебка, спасибо! Мы исправим)1
  • pastel pinkКак обычно без Краснодара. У нас поездка 35р стоит (% повышение стоимости за пару лет большое). Нет бесплатных пересадок и проездных (по крайней мере я о них не в курсе). У нас адская жара летом (вчера рекорд побили), почти весь транспорт без охлаждения. Продлевают линии, но не добавляют новых трамваев, по итогу в любое время суток трамвай забит людьми. Ужасные пробки, Москва курит в сторонке. С февраля сломался сайт с расписанием поездок, ну так на него и забили благополучно.4
  • Антон КуриловВ Красноярске безлимитный проездной уже дешевле, 1800₽ вместо 2100₽ (https://newslab.ru/news/1116921)1
  • Екатерина ШамаеваАнтон, спасибо! Исправим обязательно0
  • AИспания, региональная столица на ~800 тысяч населения. Метро на 50+ станций, самый ходовой и удобный транспорт - 59-69руб. (курс 61/€). Автобус и трамвай 40 руб. Т.к. газ и соот электричество подорожало, до нового года (но все ждут продления подарка)) по стране на весь ОТ скидка 50%, соот метро стало 29-35руб, автобус 20руб. Пенсионерам, включая иностранцев было 23 руб натлюбом транспорте, стало 12 руб на любом транспорте. Проездной 2100-2600руб (50 поездок), сейчас соот также 1050-1300руб. Электрички сделали бесплатными всем, чтобы не запутаться. Завидуем Петрозаводску и Воронежу - зачем нужен новый современный транспорт, метро как в Питере для города где и миллиона нет, когда тебя не боятся во всем мире и тайно не завидуют!5
  • КонстантинЕзжу теперь во всех городах России в транспорте аки царь: я из Питера и он здесь слишком дорогой. Мало того, он еще и тупой: "Подорожник" не заправить онлайн без отметки в метро или в автобусе с красными валидаторами, новые постреформенные автобусы еле тащатся, нигде нет табличек о том, откуда и куда они идут и в новых районах после отмены маршруток происходит ад. Спасаюсь тем, что купил себе абонемент на городской станционный велопрокат и использую его как шаттл от дома до метро и назад. Зато без толп людей, бесплатно (30 минут хватает чтобы добраться) и всегда (в основном) без ожидания.2
  • xTAYDxЕкатерина, в Воронеже, кстати, есть троллейбусы, хоть мало, но до сих пор 3 маршрута осталось0
  • МаксимСтранная статья. Сделали бы информацию по ценам во всех городах России. В Элисте вроде рублей 15 проезд. В Луганске по Тройке (!) 20.1
  • Den denlsКазань,весь транспорт по ,36рублей,по картам дишевле,езжу на метро быстро ,и удобно,,0
  • Екатерина ШамаеваxTAYDx, спасибо за замечание, исправим! Я сама живу в Воронеже, но настолько редко езжу на троллейбусах, что уже забыла об их существовании0
  • LucynaEmily, все так и есть) частники со списанными автобусами из спб)2
  • АватаркаАнна, к чему это? раздуть город до невероятных размеров, чтобы поездки были как можно длиннее и отнимали как можно больше времени ежедневно и преподносить это как плюс в пересчете на стоимость километра поездки?2
  • Натали КузнецоваПривет из Екатеринбурга! Предпочитаю трамвай, даже если нужно ехать в район, где есть метро. А таких районов, "обметрошенных", мало: Орджоникидзевский (Уралмаш и Эльмаш), центр и Чкаловский (автовокзал и Ботаника). В нашем замечательном метро всех пассажиров, даже с очень маленькими сумочками, заставляют проходить через досмотровую зону с металлоискателями и лентой, выворачивают карманы. Это унизительно. У некоторых от контакта с рамкой портится техника. К тому же в метро самый дорогой проезд: 33 рубля. И за что? А что трамвай? Он есть везде, кроме Химмаша, Елизавета, Уктуса, Широкой речки и Кольцово - в этих районах живет не так много людей. Сейчас строят ветку на Академический. Пожалуй, наш город - один из самых трамвайно-обеспеченных в стране. Уютный и приятный вид транспорта, особенно когда вагон пустой и идет по "выделенке". Не стоит в пробках, спокойно, стуча колесами, обгоняет транспорт. Тем более, у нас много старых почти музейных чешских "Татр". Правда, зимой ездить тяжело. В вагонах нередко бывает холодно, на морозе трамвай буксует из-за плохого сцепления с рельсами. Также пользуюсь троллейбусом и автобусом. Все зависит от обстоятельств. Каждая поездка обходится в 32 рубля. Сколько трачу на проезд? Не знаю. Всегда по-разному. Недавно устроилась на работу. Вполне могу ездить туда на трамвае, но добираюсь на авто. В компании принято подвозить коллег до работы и обратно. Так что езжу с сотрудницей, которая живет со мной на одной улице. Едем - болтаем. Вместе веселее. Также иногда подвозит начальник - ему как раз по пути. Раньше у меня был проездной - е-карта на 70 поездок и три вида транспорта: трамвай, троллейбус и автобус. До повышения цен покупала эти поездки за 1680 рублей. Сейчас это удовольствие обходится в 1 925 рублей. Метро в нашем замечательном городе включено только в безлимитный тариф и "электронный кошелек", хотя раньше оно входило в эти самые 70 поездок. Еще одна причина, почему я перестала пользоваться метро. Тариф на 70 поездок в моем случае был самый выгодный: хватало на 1,5 месяца.3
  • ЗлатеникаБуэнос-Айрес, метро и автобус. 30 песо или 7 рублей за поездку. Очень интересное правило - если на станции метро нет карточек (а их нет почти всегда), то проход в метро бесплатный. Проездной, наверное, есть, но меня в целом устраивают цены и без проездного.0
  • mаpиoнeтo4kaПитер, после студенческого за ~1000 на метро и наземку очень жалко было расставаться. Оформила ЕКП, плачу в метро телефоном, 31 рубль. Наземка по Подорожнику все равно 40, меньше не хотят делать. Ездила один раз в Керчь, проезд на автобусе 19 рублей по карте, я чуть не расплакалась там, за 23 рубля проехала, потому что только нал был. Каждый раз, когда деньги на подорожнике кончаются замечаешь это только когда снимает в автобусе не 40, а 60 рублей. Но это нивелируется отсутствием конлукторов после реформы ;) Кстати, после неё же автобус из Зеленогорска дальше в ЛО стал стоить за 60 рублей весь путь, 40 по Подорожнику. До этого местные драли по 85 рублей за 25 км пути. Приятненько.2
  • Alex KaikaВ Уфе на электротранспорте тоже дешевле чем на автобусе0
  • Борис ФедотовKsenia, Псков. 210 тыс чел. С сегодняшнего дня 36 рублей. Если пересчитать стоимость билета на автобусе со средним расстоянием, которое за эти деньги можно проехать, то наш город по дороговизне общественного транспорта станет чемпионом России.1
  • Mori LeeLexa, сегодня уже 47 руб по ЕКП,была неприятно удивлена0
  • Mori LeeКонстантин, живу в центре, если и езжу- только на наземной транспорте. Раздражает непродуманность транспортной системы-, у Собянина заплатил и едешь на мцк и метро, у нас же вышел- плати снова. Летом тоже думаю купить абонемент на велик и ездить на работу на велике, потому что сейчас из-за закрытия Чернышевской мне проще дойти на работу пешком (от Лиговки до Чернышевской), чем пытаться залезть в забитую наземку1
  • LucynaБорис, о, я была в Пскове несколько дней, мне понравились ваши ухоженные автобусы, которые ходят четко) у нас таких нет(( и кстати, с 1 января у нас 50 рублей проезд1
  • Борис ФедотовKsenia, Ухоженные... ходят четко... Вы точно в Пскове были? Или в Петрозаводске настолько плохо с транспортом, что если меньше часа ждали автобус, который должен ходить каждые 7 минут, то это великое счастье ?)0
  • GalaxyВ Томске проезд у частников 27 руб, на муниципальном транспорте 25 руб.0
  • Татьяна КушнинаВ Тюмени есть лишь автобусы и маршрутки, ходят по расписанию, которое можно посмотреть на сайте или через приложение. Стоимость - 30 р по безналу и 31 за наличные. Проездных нет.0
  • Кирилл СапаровA, что за город?0
  • Elven_KelevraA, тот случай, когда переехал из России и пытаешься каждому встречному в интернете при любой возможности это сообщать, обязательно проводя аутотреннинг о том как ты счастлив и как все плохо там, откуда переехал0
  • Анастасия ТеслаеваLucyna, прошло два года. Изменилась только цена. Теперь 50. А в остальном петрозаводский транспорт удивительно стабилен. Всё те же боль и позор)))0
  • Анастасия ТеслаеваБорис, ну да... А что не так? (я из Петрозаводска)0