Мы спросили у читателей, стали бы они участвовать в пирамиде, если бы точно знали, что деньги не пропадут.

Ведь это значило бы, что их потеряет кто-то другой — возможно, сосед-пенсионер или даже кто-то из друзей. Мнения разделились. Некоторые уверены, что финансовые пирамиды — несомненное зло и их организаторов нужно наказывать. Другие называют пирамиды лотереей и считают, что их участники сами подписываются на риск все потерять. Собрали главные аргументы за и против — выбирайте сторону и делитесь своим опытом в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

👍 За: если не рекламировать пирамиду, то можно и сыграть

Не вижу проблем в том, чтобы вложить деньги в пирамиду. Главное — никому не говорить об этом. Не рекламировать и не зазывать. Даже просто рассказывать о своих успехах знакомым, если вдруг они есть, или вообще делиться реферальной ссылкой — вот это уже не этично.

👎 Против: организаторы пирамид ничего не создают и воруют чужие деньги

Мне кажется, что даже если 90% участников пирамиды — жадные и глупые люди, которые готовы на все, чтобы «навариться по-быстренькому», и осознают риски, то 10% — реально глупые, доверчивые люди, которых еще и конкретно обработали родственники или друзья.

Я считаю, что организаторы пирамид — преступники, которые воруют чужие деньги, не создают ничего хорошего, и место им в тюрьме.

На бирже — даже с учетом высокого риска — ты покупаешь акции реальных компаний. Поэтому если ты по собственной дурости начнешь трейдить и уйдешь в минус, то это твоя ответственность. Даже если твои компании упадут в цене, ты все равно не потеряешь все в ноль.

В пирамидах вообще не продают ничего реального, только обещания. Торгуют просто воздухом. Твои «проценты» — это только деньги новых вкладчиков. Юридически ты вообще никак не защищен. Никакого бизнеса и бумаг, с которыми ты можешь пойти в суд и что-то вернуть.

👍 За: пирамиды как казино, шансы есть у всех

«Этично ли зарабатывать на пирамидах?» — глупый вопрос. Я перефразирую: этично ли уходить с выигрышем из казино, ведь есть и проигравшие? Когда играешь в азартную игру, шансы есть у всех, а после окончания игры глупо ныть.


Среди нынешних «обманутых вкладчиков» большинство знали, на что шли. Просто надеялись «соскочить вовремя».

👎 Против: большинство участников пирамид не понимают риски

В лотереях никто ни у кого не ворует. В пирамиде же те, кто вложился раньше и успел выйти до падения, получают деньги тех, кто вложился позже и выйти не успел. Большинство этих людей находятся в заблуждении и не понимают рисков. В итоге деньги, которые вы заработали в пирамиде, — это средства, мошенническим путем полученные у других людей. И вы в этом участвуете, получается.

Пирамида по определению основана на обмане и заблуждении. Это не азартная игра, где условия сразу открыты и понятны всем участникам.


При равной информированности участников пирамиды ее условия могли бы быть справедливыми. Но большинство, как мне кажется, не имеют четкого представления о том, во что они вкладываются.

👍 За: проблема в финансовой грамотности самих вкладчиков

Я считаю, что пирамиды нужны, потому что в России мало кто стремится осваивать финансовую грамотность или хотя бы проверять контору перед тем, как вложить в нее деньги. Так что закрытие фонда с их деньгами послужит им уроком.


Я бы проголосовала за закон, лишающий права делать инвестиции, если у человека нет иного дохода, кроме пенсии и пособий. Это грубая, общая формулировка, но, по сути, это защитило бы от вложений в пирамиды пенсионеров и безработных. Остальные — велкам. Если они идиоты, не вижу этических проблем в том, чтобы на них навариться.

👎 Против: карма дороже

Немного аналогии:

  • А ты бы украл в магазине что-то, если бы знал, что об этом никто не узнает?
  • А ты бы обманул своего близкого, если бы он об этом никогда не узнал?
  • А ты бы нагадил на коврик вредному соседу, если бы никто никогда не узнал, что это ты?

Этот ряд можно продолжать бесконечно. И все сведется к тому, насколько велик радиус твоего эмоционального восприятия: только ты, или ты плюс твои близкие, или плюс еще тот, кто тебе дорог, — а может, уже в тебе даже и тебя нет. Или рассмотри ситуацию, когда все это произойдет с близким тебе человеком.

Всю Библию, думаю, можно свести к одной фразе: не делай другому то, чего не хочешь, чтобы делали по отношению к тебе.


Не стал бы вкладываться в пирамиду. Моя карма мне дороже. Я серьезно.

👍 За: если это не нарушает закон, нет проблем

Если есть шанс заработать, не попадая под действие законодательства, то да, нужно зарабатывать. Вопрос этики оставим тургеневским барышням, мне и так хватает ограничений, и я не хочу себе новых никем и ничем не определенных рамок. Выигрыш в казино, раскоп кладов, присвоение найденного — все мое.

Если я знаю, что вклад в условный «Кэшбери» мне вернется с профитом, то я в деле. Но я должен быть уверен.

Да, я могу получить деньги условной бабулечки, которой навешали лапши на уши. Ну и что? Бабуля захотела поучаствовать в рисковых гонках и проиграла. Такое бывает. Победителей не судят.

👎 Против: пирамиды — это мошенничество

Я полагаю, что вопрос участия в пирамидах в действительности просто не стоит в аспекте этики. Смысл пирамиды как раз в том, что в ней невозможно «безопасно участвовать» и «гарантированно заработать». Это даже не азартная игра, где есть понятные правила, можно рассчитать вероятность выигрыша и ожидать, что тебе его выплатят.

Это мошенничество со всеми вытекающими и, на мой взгляд, довольно наивно рассчитывать, что мошенники, кидающие всех вокруг, не кинут именно тебя.

👍 За: пирамиды — это просто механизм перераспределения избыточной прибыли

Вложился бы без проблем, пирамиды — один из механизмов перераспределения избыточных средств, не более. Нет там хороших или плохих. Больше смущают банки, дающие миллион-полтора в долг явно неплатежеспособным гражданам.

По большому счету, пирамиды — это не страшно, главное — минимизировать возможности вывоза средств из страны и покупку иностранных товаров роскоши, полученных через пирамиды. Это простимулирует траты на российские активы и предметы роскоши. Централизованно это сделать проще, да и обложить конским налогом можно.

Главное — обезопасить совсем уж обезумевшее население, не давая кредиты на слишком большой процент от доходов.


Петр Рябиков
Продолжите список аргументов:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Андрей Титов

"Вложился бы без проблем, пирамиды — один из механизмов перераспределения избыточных средств, не более".

"главное — минимизировать возможности вывоза средств из страны и покупку иностранных товаров роскоши, полученных через пирамиды. Это простимулирует траты на российские активы и предметы роскоши".

Безумные идеи, если честно.

67
Ренат Гареев

Андрей, этот чувак вообще за диктатуру: "минимизировать возможности вывоза средств из страны и покупку иностранных товаров роскоши")))

12
Андрей Титов

Ренат, предлагает вернуть железный занавес

0
Алексей

Андрей, полностью согласен

1
0
Оксана Скрипченко

Всё участвуют в финансовой пирамиде. Она функционирует на законных основаниях и называется Пенсионный фонд России. И простым смертным не реально получать от участия в ней доход (20-25 тысяч доходом назвать нельзя).

42
Конкретный А. А.

Оксана, в Таиланде нет пенсионного фонда и пенсионной системы в целом. Шансы на выживание в преклонном возрасте зависят исключительно от того, сколько детей сможете родить за свою жизнь и скольким из них удастся выбиться в люди, чтобы они смогли вам помогать финансово.

Поезжайте туда и расскажите пожилым местным жителям об ужасной финансовой пирамиде под названием ПФР. Спросите, согласились бы они поучаствовать.

0
Endeavor8080

Конкретный, согласились бы они поучаствовать? Само собой огласились бы! Сейчас они, нихера не сделавшие за свою жизнь, выживают за счёт детей, а будь у них ПФР, они могли бы выживать за счёт других граждан, что намного комфортнее!

0
Иван Иваныч Иванов

Конкретный, это означает только, что там примерно такой же процент идиотов, как и среднемировой. Потому что по-другому сложно назвать человека, который видит свою обеспеченную старость только в подачках государства и детей, которых поэтому надо побольше настрогать.

0
Елизавета Чугунова

Оксана, а представляете если пенсия будет такая же как зарплата была? Че тогда начнется....

0
Виктория Лавриненко

Елизавета, так у судей наших так оно и есть: пенсия как зарплата, только называется "пожизненное содержание" и ничего не происходит паранормального - живут бывшие судьи как белые люди..

6
Елизавета Чугунова

Виктория, да, как вариант, неплохо было бы, чтоб у всех граждан так было. Какая зп, такая и пенсия. Может многие больше бы стремились повышать заработок

2
0
sol 32

Кутов чепуху несёт, впрочем как обычно.. какой вывоз средств за границу ? Какие предметы роскоши? Ты бы ещё написал запретить офшорам туда вкидываться. Участники сего действа в массе своей далеки от всего этого и даже выведя копейки оттуда до других стран их не донесут. Пирамиды зло конечно. Сама идея, что закопал 5 золотых, а утром выкопал 30 золотых кажется утопической и странной.

26
Ренат Гареев

sol, еще предлагает ЗАПРЕТИТЬ покупать иностранные автомобили, технику дорогую итп) Чувак в зазеркалье живет!)

9
0
Георгий Наумов

Участие в любой мошеннической деятельности, а пирамида, на мой взгляд, мошенничество, безнравственно. И по большому счёту не важно, потеряешь ли ты деньги или приобретёшь.

20
0
Юрий Лифанов

Скажу так.
Если всё участники знаю что вкладываются в пирамиду, то это этично. Никто никого не обманул, всё действовали на свой страх и риск, кто то остался в жирном +, кому-то не повезло, не фортануло. Это обычная лотерея, где миллион человек вкладывается по сотке за билет. Половину сразу забирает организатор, а дальше небольшой % срывает куш, остальные теряют всё. Чем не финансовая пирамида? Но проблема же как раз в том, что большАя часть участников не знает что это пирамида (по глупости, по наивности, жадность глаза закрывает, не важно), это уже не этично. Простите, но вопрос этичности финансовых пирамид по сути сводится к вопросу этичности мошенничества. Этично ли мошенничество? Нет, не этично!!
А этично ли участвовать в них, ну вопрос спорный. Если опять таки, всё участники в курсе правил игры, то этично, если нет, то это как играть в шашки с человеком который не знает правил: ты вроде сам правила и не нарушаешь, забираешь его шашки по правилам, но всё равно минимум не красиво выходит

18
0
Саня

Против.
Участие в лотереях, пирамидах и игра в казино - есть некая ненулевая вероятность обогатиться не прикладывая усилий. Алчность, помноженная на систематическое участие в таких вещах, вызывает зависимость, которая есть азарт. Это чудовищная зависимость, в одном ряду с героином стоит на мой взгляд. Лично знаю 2 случая когда люди квартиры слили в 5-ти рублёвые столбы.
Я однозначно против таких вещей.

П.С. Корни этого всего лежат в гордыне - желании быть круче/богаче/лучше других людей

Изображение пользователя Саня
14
Roman K

Саня, для кого-то эта зависимость, а для тех кто это понимает, это работа. Найди правильную пирамиду, зайди вовремя, привлеки зависимых, заработай, выйди вовремя, найди другую пирамиду.

1
Саня

Roman, Много заработал уже?

0
Roman K

Саня, я то как раз нет. Я в пирамидах не участвую. Но профф лоховоды рубят нормально, миллионы в месяц.

2
Константин Гридчин

Саня, согласен. Гордыня и тщеславие как две сестры, всегда ходят рядом под ручку.

1
Кабина Белаза

Однажды Антон Крутов поспорил с Хэмингуэем что напишет рассказ из двух слов, который доведет до дизлайка любого...

Изображение пользователя Кабина Белаза
12
0
Viktor Razumeichenko

В пирамидах, к сожалению, страдают в основном не знающие люди. Участие в пирамидах, тем более зная что да как, это обман, причем как правило незащищенных слоев населения(мам, бабушек). Стыд и позор тем, кто на этих людях пытается сделать деньги.

10
0
dp

Против.
Как можно участвовать в мошенничестве? Надо привлекать не только организаторов, но и их особо фанатичных последователей как группу лиц.

10
Аптечко

Галина, вы описали технические процедуры отчислений в ПФР. Да, отчисления производит работодатель. Но откуда он берет эти деньги? Из воздуха? Он берет эти деньги из прибыли, которую приносит работник. Есть работник - есть отчисления в ПФР. Нет работника - нет отчислений в ПФР. Таким образом, отчисления в ПФР - это результат труда сотрудника. Совершенно нет никакой разницы, кто платит в ПФР и ФСС. В любой организации ФОТ включает в себя НДФЛ, взносы в ПФР и ФСС. По трудовому договору сотрудник получает 100 рублей. 13 рублей уходит в НДФЛ, 30 рублей уходит в ПФР и ФСС. В этом случае ФОТ равен 130 рублей. Соответственно, результат труда сотрудника это 130 рублей. А на руки он получает 87 рублей. И в любой компании бюджетируют ФОТ в размере 130р, а не 100р.

10
Илья

Галина, работодатель точно так же конкурирует на рынке труда за кадры, как и за клиентов. Поэтому, если бы ему не надо было платить в ПФ взносы, есть ненулевая вероятность, что эти деньги он бы стал платить работникам.
Ну и в целом - когда бремя налогов (а взносы в ПФ по сути это налоги) переносится на гражданина - это воспитывает в нем более требовательное отношение к государству, а от этого лучше всем.

9
Natalie S

Антон, ну, например потому, что далеко не всегда это перераспределение ИЗБЫТОЧНЫХ средств. О каком избытке можно говорить, если люди продают квартиры и вкладываются в пирамиды, а потом годами снимают жилье? Или например, берут кредиты в банках и вкладывают эти деньги в пирамиды, а потом годами расплачиваются с долгами. Лично знакома с таким персонажем. И вроде не самый глупый человек, с высшим образованием, правда не экономически и не юридическим. Где же тут избыток?

9
Сергей Полтавец

Natalie, "И вроде не самый глупый человек", какое слово здесь ключевое? По смыслу - глупый. Если он продал единственное жилье, чтобы сорвать куш, который ему пообещали, то так оно и есть. Если он взял кредит, чтобы сорвать куш, который ему пообещали, то так оно и есть. Даже если это рисковое мероприятие принесло плоды. Значит повезло. Ну а если нет, то так оно и есть вдвойне. Пенять тут не на кого, про пирамиды поют песни из каждого утюга. Огромным процентам прибыли неоткуда взяться, но у нас есть "авось". На него вся надега.

5
Удалённый пользователь

27.10.21, 09:32

Natalie, ну есть же поговорка, что дурак и деньги должны расстаться. С одной стороны, я не глумлюсь над такими людьми, с другой — не могу ни сочувствовать, ни помогать таким, кто не проверяя инфу кидается закладывать последнюю хату, чтобы влошиться в очередную пирамиду. Не надо спасать людей помимо их воли, любые деньги у них избыточны по определению.

3
Roman K

27.10.21, 10:54

Отредактировано

Арсен, не сами же они это придумали, квартиру заложить. Это отработанная давно схема у лоховодов. Зомбировать, навешать тонну лапши что надо вот заложить, влошиться и после будет финансовая независимость, дело верняк! Риски может и есть, но где их нет, даже в Сбере нет гарантий. Так что мы тебе даже поможем взять кредит и расскажем про карусельки с кредитными картами....
Не было бы лоховодом, которые обманом обирают людей, не надо было бы и спасать никого.
Сам то в скольких пирамидах уже поднял бабла?

3
0
Илья

26.10.21, 20:28

Отредактировано

Пирамида - это не лотерея. Если бы при привлечении в пирамиду говорили "Давайте нам свои деньги и приведите еще N лопухов, но учтите, что завтра нас здесь может и не быть" - тогда другое дело. Но так не говорят. Значит, если вы понимаете, как тут все устроено и получаете "доход" от пирамиды, то вы - соучастник мошенничества.
А в целом, вообще странно, как можно обменять свою спокойную совесть на, будем честны, не слишком большую сумму денежных знаков.

8
0
Антилопа Губерниева

На счет того, что пирамиды учат фин грамотности через боль, убедилась на примере отца, что это не работает. Он продолжает лететь со скоростью света в долговую яму, прыгая из одной пирамиды в другую. Его не переубедить, к сожалению.

8
Ренат Гареев

Гульнара, это уже психическое. Зависимость...

0
0
Андрей Чмыхов

Против финансовых пирамид и любых схем быстрого обогащения.

Вот здорово было бы, если бы со школьной скамьи особое внимание уделяли обучению финансовой грамотности людей. Тогда бы и пирамид/казино/ставок/форексов и прочих "обещающих быстрый заработок" схем было бы в разы меньше.

Простые вопросы, которые стоит себе задать, прежде чем залесть в любую схему быстрого заработка:

1. Ты участник системы или владелец ? (если участник, то ты будешь играть по правилам чужого бизнеса и нет шансов ее обойти)
2. Кому это выгодно?

7
0
Галина Килина

26.10.21, 16:53

Отредактировано

Против, мошенничество а чистом виде.
Касательно комментариев "пирамида - лоторея". Это далеко не так. Во-первых, участники лотореи не занимаются поиском и привлечением других участников. Во-вторых, в лотореях призовой фонд зафиксирован государством - минимум 50% сборов. А в пирамиде выплаты могут составлять вообще 5-10% от сборов, в зависимости от ее стратегии. В-третьих, юридическое оформление проекта и прозрачность денежных потоков.

7
0
Evgeny Stepanov

26.10.21, 19:11

Отредактировано

Участие в пирамидах преступно, это сознательное участие в мошеннической схеме. Несовершенство современного законодательства, позволяющего существовать подобным организациям, это позор для законодательных органов которые за 30 лет не закрыли эту дырку. И я недоумеваю как вам не стыдно оправдывать это в комментариях

6
Roman K

Natalie, значит работник найдёт другого работодателя.
Отчисления в РФ работодатель делает как раз для того, чтобы наивные граждане не чувствовали, что это ИХ деньги, не понимали, что это они по сути платят эти 45% налогов со своего дохода. И не требовали их с государства. И эта схема работает, судя по всему.
Вы ещё расскажите сказку, что акцизы и НДС платит магазин, а не потребитель.
В США вот НДС в явном виде платит покупатель на кассе, это неудобно, зато явно видно, 100р заплати магазину, а сверху 20р государству. А у нас как цены подняли, так предприниматель плохой.

6
Roman K

Антон, "большинство "обманутых" были в курсе" - может Вы сможете как-то подтвердить свои слова? Ну возьмём например две пирамиды МММ 90х и Финико.

5
0
Геннадий Беняш

Однозначно пирамиды - это мошенничество, безнравственное явление, грех. Думаю уголовным преступлением является не только организация пирамиды, но и сознательное участие в ней.

5
0
Екатерина Ворончук

не знаю. Остатки порядочности внутри меня кричат против пирамид. Это мошенничество. Но опыт последних десятилетий показывает что порядочности в мире всё меньше. надуть друг друга -вот цель человечества в борьбе за выживание. Капитализм это борьба за выживание и в этой борьбе все средства хороши. Так получается. Это к вопросу " стали бы вы участвовать, зная что точно не проиграете..." Недавний пример: Моя сотрудница поучаствовала. её близкий родственник шепнул на ушко, что надо вложиться сейчас. Не проиграешь. И она так сделала. Всё что было вложила. Через пару месяцев вывела. Сразу закрыла ипотеку и какие-то долги. И что-то ещё осталось. Довольна. Но мне это рассказывала шёпотом.

5
0
Сергей Ерзиков

Есть такие компании сразу можно не увидеть признаки пирамиды, но когда вкладывают не малые деньги в надежде быстро обогатиться и не думают почему такие большие проценты платит компания, в конечном итоги они теряют всё. Жадность движет такими людьми.

4
0
Dm Purtov

Когда-то давно, лет 10 назад, имел опыт участия в одной пирамиде, название неважно, ибо все они плюс-минус одинаковые. Было просто до дрожи в коленках интересно как оно изнутри работает. Деньги все потерял, ничего не заработал. Благо, деньги были не большие и далеко не последние. Никого из друзей/родственников/знакомых туда не привлёк, так что совесть моя чиста. Насмотрелся на всякое. Реально много простачков, которые искренне верят в "магию денег" и что они тут "занимаются бизнесом", удивлялся как их качественно обработали и продолжали обрабатывать. Способствует этому ещё и тот факт, что во всех пирамидах обязательно есть мероприятия, которые конечно же надо посещать, а то успеха не будет. Естественно там выступают всякие якобы успешные чуваки и ещё больше забивают людям головы чепухой. Туда я конечно же тоже приходил и пытался выглядеть серьёзным, но это просто какой-то сюр, как проповедь в баптистской церкви. Для себя сделал вывод, что шансы на успех в таких схемах имеют беспринципные засранцы, которые бровью не поведут когда будут рассказывать даже своей любимой бабушке о сказочных перспективах (умалчивая обо всех рисках, конечно же). Через несколько недель я с улыбкой помахал этому шапито рукой, полученный (жаль, что небесплатно) опыт оцениваю очень высоко.

Отвечаю на заглавный вопрос: нет, не стал бы, это грязные деньги, я бы смело поставил их в один ряд с наркоторговлей.

4
Roman K

Арсен, много Вы знаете пирамид, кроме МММ11, где честно говорилось, "ЭТО ПИРАМИДА" ?

4
Roman K

Арсен, а никто не путает. Схема Понци, это инструмент обмана. В 90%. Это её суть. Но некоторые вспоминают одну единственную пирамиду, где не было обмана и на её основе говорят, да ладно, схема Понци нормальная тема.
Вот когда фондовый рынок сюда приплетают и банки, это да, ж@па с пальцем и ошибки логики.
"Мошенничество там, где введение в заблуждение" - т.е. в абсолютном большинстве случаев, финансовая пирамида, это мошенничество. Верно?
А если пирамидчик не рефоводит, ну да, строго говоря он не мошенник, он просто получает прибыль от чужого мошенничества.

4
0
Miroslav Svobodin

Всё просто: хотите померить и узнать всё про вашу жадность, зайдите на небольшую сумму в какую-нибудь пирамидку, но только не говорите потом, что вас не предупреждали! Заодно узнаете темные стороны своей натуры!

3
0
Дмитрий

В своё время я вложился в МММ и потерял долларов США 300 . Мне это была наука. И все кто потом стоял у офиса этой компании, и пенсионеры и Предпринематели, хотели реально обогатится. И сокрушалились ох бы на неделю пораньше слить акции. А потом все стали такими обманутыми, стыдно смотреть. Все знали на что шли. Единственное что бы я запретил делать рекламу в СМИ. Наши газеты и телеканалы наверняка знают больше простых граждан.

3
Dmitrii Kuzmenko

Дмитрий, ну всё-таки они не знали на что шли. Откуда им было это знать в 1994 году.

3
0
Ярослав Логинов

Если нет обмана и сразу известно что это пирамида, то фактически это азартная игра, гемблинг, казино. Ничего не виже плохого в том чтобы иметь возможность сыграть, попытать удачу. Ведь многие покупают лотерейные билетики. По моему это похожие виды азартных игр. Важно вкладывать только ту сумму, которую не жалко потерять. Так как риск потери очень велик, а потенциальный заработок - призрачный. Лично моё мнение что лучше играть на фондовой бирже (без плечей, только на собственные деньги).

3
Ренат Гареев

Ярослав, в лотерее все совершенно по другому... в казино тоже... там естьправила. И участники заведомо знают о том, что пройгрыш будет в большинстве случаев.
Думаете в пирамиду, люди несут последние деньги, с ТАКИМИ же мыслями?

3
Юлия Влади

28.10.21, 00:01

Отредактировано

Аптечко, что за бред.
Когда я училась в универе, там была масса взрослых студентов вечерников, работающих на заводах рабочими, которые желали получить образование и поднять свой доход вместе с должностью. !!!
Кто то не хочет, их устраивает то, что они имеют. Поэтому не учатся и ничего с этим не делают.
А пирамида - это чистый развод каких нить бабулек или уставших мамань в декрете. Или слегка глуповатых людей. Даже если человек в чем то глуп, то это не повод поиметь с него бабла, как с буратины, это повод как минимум пройти мимо, и как максимум помочь, предостеречь или объяснить чисто по человечески. Понимаете? Чужая глупость не повод совершать преступление.
А все остальное отмазки.

2

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество