Хоррор изнутри: как я год работал юристом в крупной риелторской компании
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В этом небольшом повествовании я хочу рассказать о своем опыте работы в юридическом отделе одной крупной риелторской компании.
Трудоустройство
Начну с трудоустройства. В этом плане всё просто: позвонила молодая девушка HR, сообщила, что звонит из «федеральной» компании, рассказала, какая компания классная, и всё в этом духе. Далее было немного вопросов о моем опыте работы, прошлом месте работы. В итоге мы договорились о собеседовании.
Прибыл на собеседование. Встречают красиво, конечно: презентабельные девушки с ресепшена сразу предлагают кофе с конфетками и обхаживают тебя. Есть зона ожидания, всё приятно и предрасполагает к общению. Для нашего небольшого городка это большая редкость.
В ходе собеседования HR рассказала о компании, показала на первый взгляд современный офис, рассказала, что у них работает много молодых успешных риелторов, постоянно проводятся различные обучения, компания делает всё для развития своих работников. На собеседовании обсудили размер з/п, который составлял 50 000 руб. (минималка) + ежемесячный бонус от результатов работы, при этом сообщила, что средняя з/п юриста — 120 000 руб., что в принципе устраивало меня.
Объем работы не оговаривался, но сказали, что иногда надо поработать сверхурочно и даже в выходной день. Вопросов по профилю работы не задавалось, начальника юридического отдела на собеседовании не было, что показалось немного странным для меня, но я списал это всё на то, что компания современная, молодой коллектив, инновационные подходы и т. д.
В этот момент я еще не понимал, что мне «продавали» компанию и одновременно меня «покупали».
Начало работы
В перечень моих обязанностей входило юридическое сопровождение сделок с недвижимостью, консультирование клиентов, проведение обучения для риелторов, отслеживание изменений в законодательстве. Пару месяцев я привыкал к новой работе, делал всё необходимое и даже больше, но получить среднюю з/п даже близко не смог.
Во время работы я наблюдал за коллективом, работой разных отделов, возрастной неоднородностью риелторов, их подходами к работе. Отмечу, за пару месяцев работы я еще больше убедился, что профессия риелтора в таком виде, в котором она существует сейчас, вообще не нужна. Какой-либо ценности для общества она не представляет.
Типы риелторов
Начну с самого главного — портрета риелтора.
Тип риелтора:
- Обычный. Как правило, к этому типу относятся риелторы 30–40 лет, пришедшие на эту работу с различных областей, кто-то с продаж, кто-то с гос. службы. В общем, обычные люди, не имеющие ничего общего с недвижимостью, но желающие работать в этом направлении. По моим наблюдениям, это самый нормальный тип риелтора, так как в силу возраста они имеют определенный опыт, еще относительно молоды для того, чтобы запоминать новое и учиться, в силу различных обязательств (ипотеки, кредиты, дети, аренда жилья, долги и т. д.) пытаются работать.
- Молодежь. К этому типу относятся ну прям очень молодые риелторы. Некоторые только едва успели закончить школу. В основном это риелторы возраста 18–27 лет. Опытом работы, познаниями окружающего мира они не отягчены, но желают зарабатывать огромное количество денег. Данный тип риелторов огромного желания обучаться не испытывает, не пытается узнать для себя что-то новое. Среди данного типа риелторов самая большая текучка, кто-то уходит со стажировки спустя пару дней, недель, месяцев. Результата от них немного, но он есть (об этом отдельно).
- Продажники. Риелторы различного возраста, как правило, 30–40 лет, в исключительных случаях молодежь. Таких немного, из 100 человек их будет не больше 10 человек. Полагают, что работают на опыте, клиенты к ним идут (логически не понимаю почему, но реально — сарафанное радио). 80% выручки компании приносят именно они, по этой причине они считают себя крутыми специалистами в сфере недвижимости. Работают эти риелторы стабильно и поэтому особо не обременяют себя необходимостью развиваться в сфере недвижимости, о безопасности сделки не думают (проверка документов, продавцов и т. д.), бегут лишь бы получить скорее деньги. По мне, так это самый неприятный тип риелторов.
- Исключительный. Для меня это риелтор, обладающий знаниями в области права в сфере недвижимости, знает все тонкости проведения сделки (условия ипотеки, использование материнского капитала и других субсидий), знает рынок недвижимости, может рассказать о районе, в котором клиент приобретает недвижимость, готов помочь клиенту продать дороже или купить дешевле квартиру. Встретил такого только одного.
Все эти типы риелторов, за исключением последнего, объединяет одно — они не имеют отношения к недвижимости.
Задачи риелторов
У меня сложилось стойкое убеждение, что в риелторы берут абсолютно всех и никому не отказывают. Приведу пример. Один хороший компетентный риелтор может качественно провести, допустим, 3 сделки в месяц. Но такого риелтора нужно найти, создать условия, чтобы ему захотелось работать именно в этой компании. Либо обучить нового, проверяя его компетентность и следя за качеством предоставляемой им услуги. То есть компании необходимо вкладываться в каждую рабочую единицу.
Но ведь намного проще взять трех вчерашних школьников, каждый из которых худо-бедно как сможет проведет по 1 сделке, и на выходе мы получим те же самые 3 сделки. Компания в таком случае вкладывает примерно ничего.
Собственно по второму пути они и идут. Прибыль и объемы на первом месте, а качество и полезность не имеют значения.
Работа
В основном работа юриста заключается в сопровождении риелтора до сделки, так как напрямую юрист не общается с клиентами, с ними общаются риелторы. Что нужно юристу от риелтора для выполнения свой работы — получить все документы (паспорта, документы на квартиру, сертификаты и т. д.).
И вот тут начинается самое интересное. Риелтор не может сообщить всех деталей проведения сделки, предоставить все документы для сделки, в связи с чем приходится нянчиться с риелторами как с маленькими детьми, убеждать в необходимости этих документов для сделки, просить уточнить разные нюансы сделки у клиентов и т. д. Исходя из такого качества знаний риелторов в проведении сделки с недвижимостью приходишь к выводу о том, что риелтор не специалист в сфере недвижимости, а просто открыватель дверей квартир/сопровождающий в квартиры (которые клиенты как правило находят сами) и, соответственно, сборщик комиссионного вознаграждения.
Работа в таком детском саду — полный ужас, ведь риелтор не один, и их даже не десять, а гораздо больше. Проводить обучение с риелторами — бесполезная трата времени, так как им этого не надо, им надо быстро найти, быстро продать/купить, быстро получить комиссионное вознаграждение. Нюансы проведения сделки, качество предоставляемой услуги их не волнует. З/п.
Ежемесячный план работы юриста предусматривает определенное количество сделок с недвижимостью, от этого полностью зависит зарплата юриста. В таком положении юрист полностью зависит от работы риелторов, ведь самостоятельно квартиры он не продает и не покупает.
Загвоздка в том, что один риелтор в один месяц может заработать достаточно много и в другом месяце позволить себе спокойно отдохнуть от всех забот, что в свою очередь сказывается на з/п юриста. За год работы в компании мне удалось только один раз выполнить месячный план, и то, чтобы его выполнить, пришлось работать на износ, и случилось это как-то вообще спонтанно (риелторы активизировались, наверно, деньги у всех позаканчивались).
В общем, з/п для юриста в компании, с учетом того, что приходится работать частично за риелтора, брать ответственность за проведение сделки, работать в выходные дни и после работы, несопоставимо мала.
Вывод
Больше чем за год работы юристом в «федеральной» компании по работе с недвижимостью я сделал вывод о том, что в таких местах работа риелторов — это полностью коммерческий продукт, не нацеленный на предоставление качественной услуги.
Главная цель этого продукта заключается в скорейшем получении денег от клиентов любыми путями, завоевать рынок недвижимости количеством риелторов, а не качеством.
Риелтор — главная ценность компании, так как именно он приносит деньги в компанию. HR — вторая ценность компании, так как его задача состоит в хантинге кого угодно, лишь бы количество риелторов стало больше. Юрист в данной цепочке является лишь надоедающим звеном, беспокоящимся о сделках как факте оказания услуги, который только тормозит риелторов.
Для себя сделал вывод, что если только HR проводит собеседование, без твоего потенциального руководителя, обещает золотые горы, руководство не предпринимает мер для набора качественных специалистов (не принимает меры к повышению профессионализма имеющихся риелторов), то надо задуматься, не «покупают» ли тебя с потрохами для работы в качестве смазки шестеренок, где шестеренки это риелторы.