В 2019 году моя дочь Вероника окончила восьмой класс. И заработала за лето 56 000 Р на новый Айфон.

Когда дочь была маленькой, каждое лето я отправляла ее к бабушке на дачу. Но в 2019 году ей было уже 14 лет. Я боялась, что она начнет гонять там на мопедах, тусоваться с сомнительными подростками и нервировать бабушку. Поэтому вариант с дачей отпал. Поездок тоже не планировалось: хорошие детские лагеря стоили дорого, а семейный отдых мы перенесли на осень. Оставаться без дела в Москве было скучно, и я предложила дочери подработать.

Вероника была не против. Она давно мечтала об Айфоне XR за 56 000 Р, но я считала его излишеством. Тогда она решила заработать на него сама, а заодно — получить ценный опыт. В итоге Вероника устроилась помощницей вожатой в детский городской лагерь.

В статье я расскажу, как подростки могут работать по закону и как все было у нас. Объясню, почему пришлось согласиться на зарплату в конверте и полный рабочий день. И опишу, какие сложности были у дочери из-за того, что она подросток.

На этот Айфон моя дочь зарабатывала 2,5 месяца
На этот Айфон моя дочь зарабатывала 2,5 месяца

Как по закону могла работать дочь

По закону подросток 14—18 лет может работать только в свободное от учебы время. И работа не должна вредить здоровью и нравственности. Например, запрещено поднимать тяжести, трудиться под землей, на химическом производстве и в казино. Можно, например, раздавать у метро листовки, работать курьером или расклеивать объявления.

Подросток может устроиться продавцом или кассиром. Но по закону не будет нести ответственности за доверенные ему деньги. Исключение — если он украдет их сознательно или потеряет под влиянием алкоголя или наркотиков.

Вероника могла работать и волонтером: помогать пожилым людям и ветеранам, организовывать спортивные мероприятия и концерты, сажать деревья на субботниках. Это расширяет круг общения и занимает свободное время. А еще можно получить бесплатные билеты на мероприятия или внедриться в организацию, где потом планируешь работать. Но официально за волонтерство не платят.

Сколько могут работать подростки

ВозрастВо время учебыНа каникулах
14—15 летДо 2,5 часов в день, до 12 часов в неделюДо 5 часов в день, до 24 часов в неделю
16—18 летДо 3,5 часов в день, до 18 часов в неделюДо 7 часов в день, до 35 часов в неделю
14—15 лет
Во время учебы
До 2,5 часов в день, до 12 часов в неделю
На каникулах
До 5 часов в день, до 24 часов в неделю
16—18 лет
Во время учебы
До 3,5 часов в день, до 18 часов в неделю
На каникулах
До 7 часов в день, до 35 часов в неделю

Подросток может сам подписывать трудовой договор с 14 лет. Но до 16 лет нужно еще согласие родителя и разрешение органов опеки. Исключение — если ему исполнилось 15 лет, но он окончил 9 классов или учится в вечерней школе, техникуме или колледже. Вероника под эти условия не подходила.

Я узнала, что согласие могу написать в свободной форме, разрешение выдают в соцзащите. Вероника должна была прийти туда вместе со мной, принести проект трудового договора и написать заявление. Сотрудник соцзащиты проверит документы и, если работа подходит, выдаст разрешение.

Кроме согласия родителя и разрешения опеки, на работе у подростка попросят следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Справку из поликлиники по форме 086/у с припиской от врача «Годен к работе с возрастными ограничениями».
  3. Трудовую книжку и СНИЛС. Если их нет, первый работодатель оформит их сам.

Дальше я расскажу, почему все эти условия нам не удалось соблюсти.

Как я искала дочери работу

В начале мая я изучила сайт Центра занятости молодежи, «Хедхантер», «Суперджоб» и «Авито». Везде выставляла фильтры «без опыта», «работа для школьников / студентов», «неполная занятость», «стажировка». Еще нашла две группы о работе для тинейджеров на «Фейсбуке» и во «Вконтакте».

Волонтерство я не рассматривала, потому что за него не платят.

Вот какие вакансии традиционно предлагают подросткам от 14 лет:

  1. Озеленитель.
  2. Почтальон.
  3. Курьер.
  4. Помощник на стройке.
  5. Дворник.
  6. Консультант в пункте проката велосипедов и самокатов.
  7. Расклейщик объявлений.
  8. Промоутер, предлагающий попробовать продукты в супермаркете.
  9. Распространитель листовок.
  10. Диспетчер колцентра в частной клинике.
  11. Сео-стажер.
  12. Практикант в отделе кадров.
  13. Консультант в магазине одежды.

Работа везде была официальная, но зарплата маленькая: 5000—15 000 Р в месяц. Да и вакансии мне не понравились. Я не хотела, чтобы Вероника устроилась курьером и встречалась один на один с незнакомцами. Работа промоутером или оператором колцентра казалась не очень интеллектуальной. Как сео-стажер она бы целыми днями сидела за компьютером. А работа консультантом в магазине не нравилась самой Веронике.

Я стала расспрашивать знакомых: вдруг кто-то знает, куда можно устроить подростка. Рассматривала даже неофициальную работу — лишь бы она нравилась Веронике, была безопасной и хорошо оплачивалась. И скоро такой вариант появился.

Моя подруга работала в школе иностранных языков. Она рассказала, что каждый год там организуют городской летний лагерь, и туда нужен помощник вожатых. В прошлые годы на эту должность как раз брали школьников и студентов.

Работа подходила под мои требования, плюс школа была недалеко от дома. Один филиал — в пяти минутах пешком, а другой — на расстоянии трех станций метро. Я созвонилась с директором, и в середине мая мы с Вероникой пошли на собеседование.

На «Авито» для&nbsp;подростков много вакансий промоутера. Например, за&nbsp;раздачу газет с&nbsp;7 до&nbsp;11 утра платят 400—450 <span class=ruble>Р</span>
На «Авито» для подростков много вакансий промоутера. Например, за раздачу газет с 7 до 11 утра платят 400—450 Р
На «Хедхантере» при&nbsp;поиске вакансий можно выбрать фильтр «только доступные для&nbsp;соискателей от&nbsp;14&nbsp;лет»
На «Хедхантере» при поиске вакансий можно выбрать фильтр «только доступные для соискателей от 14 лет»
В категорию 14+ попадает вакансия копирайтера
В категорию 14+ попадает вакансия копирайтера

Как прошло собеседование

На собеседовании директор спросила у Вероники про учебу и увлечения. А меня — согласна ли я, чтобы дочь работала.

Потом директор рассказала про лагерь. Он был для детей 7—12 лет, которые остались в Москве на лето. Там они занимались английским, играли, ходили на экскурсии и посещали творческие студии. Лагерь работал с начала июня до середины августа — всего было 5 смен по 2 недели. Дети находились там в будни с 9:00 до 18:00.

Директор сказала, что вожатой нужен помощник — в лагере его зовут волонтером. Это работа не по договору, и разрешение от соцзащиты не нужно — только мое письменное согласие. Зарплату директор обещала выдавать в конверте в конце каждой смены. Других достойных вариантов у нас не было, так что пришлось согласиться на эти условия.

Директор знала, что по закону Вероника не может работать больше 5 часов в день. И предложила график с 9:00 до 13:00 с оплатой 500 Р в день. Но Вероника сказала, что хочет работать с 9:00 до 18:00. Она понимала, что за это заплатят вдвое больше: 1000 Р. Директор предупредила, что работа ответственная, сложная и потребует много энергии и терпения. Но Вероника настояла на своем.

Мы решили, что дочь отработает первую и вторую смены, но пропустит третью. Отдохнет 2 недели и вернется на четвертую и пятую смены. В итоге потом она сама захотела отработать 2,5 месяца без перерыва.

Вероника произвела на директора хорошее впечатление, и ее пригласили на работу с 3 июня.

С Вероникой никакой договор не заключали. А я подписала вот такое согласие. В нем написано, что дочь будет волонтером
С Вероникой никакой договор не заключали. А я подписала вот такое согласие. В нем написано, что дочь будет волонтером

Как распределялись обязанности в лагере

В лагере работали директор, администраторы, преподаватели, вожатая и волонтер — Вероника. Директор отвечала за безопасность. Если бы кто-то заболел, отравился или травмировался, спрос был бы с нее.

Администраторы следили за чистотой и порядком в помещении. Преподаватели вели уроки английского и организовывали развлечения: квесты, творческие студии, занятия по изучению окружающего мира, химические опыты.

Вожатой была студентка последнего курса института. Она следила за дисциплиной, расписанием, играми на улице и водила детей в кафе на обед. Со всем этим вожатой помогала моя дочь.

Избранные статьи для родителей
Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Обязанности моей дочери

Рабочий день Вероники начинался в 9:00. Родители привозили детей. В группе было 15 человек. Детям выдавали завтрак: хлопья с молоком, печенье и чай. Сервировкой и уборкой должны были заниматься администраторы, но делала это только одна из них. Остальные оставляли кучу грязной посуды Веронике.

Потом дети шли на часовую прогулку. Дочь играла с ними на улице, развлекала, следила, чтобы они не разбежались и не растеряли вещи.

В полдень был обед в кафе в десяти минутах ходьбы от школы. Вероника и вожатая сопровождали группу и обедали вместе с ними. Дочь питалась за счет лагеря.

В течение дня у детей были мастер-классы, опыты, творческие занятия и урок английского. Вероника раздавала дидактические материалы, карточки и помогала делать творческие задания.

Работа кипела. Вероника постоянно что-то приносила, уносила, убирала, делала поделки, завязывала шнурки, вытирала носы и мыла посуду. Успокаивала детей вместе с вожатой, если они скучали по мамам, разбегались на улице или начинали беситься.

По факту Вероника была второй вожатой. Но из-за возраста называлась волонтером, работала без договора и получала в три раза меньше. Вероника это понимала, но никогда не жаловалась. Она воспринимала все это как обучение, любила коллектив и считала, что работать в лагере круто.

Дочь готовила стаканы и разливала воду для&nbsp;химических опытов
Дочь готовила стаканы и разливала воду для химических опытов
Еще она помогала детям справляться с творческими заданиями
Еще она помогала детям справляться с творческими заданиями

Что нравилось дочери в лагере

В первый день я сама проводила Веронику на работу и осталась за ней понаблюдать. В классе уже шел урок. Когда Вероника туда заходила, у нее был взгляд, будто она отправляется в клетку с тиграми. Но она взяла картинки для урока и стала раздавать их детям. Скоро я поняла, что она спокойна, понимает свои задачи и занятие нравится ученикам. А со временем и Вероника начала получать радость от работы.

Спокойные и воспитанные дети стали ее любимчиками и заряжали энергией. Они не нуждались в опеке, и дочь общалась с ними на равных. Ей нравилось помогать им с конкурсами, устраивать дефиле в костюмах из газет и смотреть, как они показывают трюки на конкурсе талантов. Она с интересом наблюдала, как развиваются детские лав-стори, и переживала, когда пары распадались после смены.

Во время работы Вероника подтянула и свой английский. Некоторые преподаватели были носителями языка, а она любила с ними общаться. Так она закрепила то, что прошла в школе.

У Вероники сложились хорошие отношения с коллегами. Внутренние разборки ее не касались: она должна была всем помогать и хорошо с этим справлялась. Дочь неконфликтный человек, и ей нравилось проходить эту школу жизни.

Еще она проводила много времени на свежем воздухе. Например, последний день смены отмечали на поляне для шашлыков: жарили сосиски, танцевали и пели. С одной группой вожатые устроили праздник под моросящим дождем. Но пока разводили огонь, хлынул ливень. Дети надели на головы пакеты и побежали в лагерь. Вернулись насквозь мокрые, в хлюпающих кроссовках, долго сушились и кутались в пледы. Но выпускной все равно получился незабываемый.

В дождливые дни в лагере сооружали палатки и рассказывали страшные истории
В дождливые дни в лагере сооружали палатки и рассказывали страшные истории
На прогулке Вероника помогала вожатой играть с детьми
На прогулке Вероника помогала вожатой играть с детьми
Дочь проводила на свежем воздухе по несколько часов в день
Дочь проводила на свежем воздухе по несколько часов в день

Какие были сложности

Отношения с подопечными. Веронике было 14, а ее подопечным — от 7 до 12. И дети часто говорили: «Кто ты такая, чтобы нам указывать?» Ей приходилось жестко выстраивать границы и доказывать свой авторитет. Вероника объясняла, что она представитель директора и следить за ними — ее обязанность. А те, кто ее не слушает, будут иметь дело с руководством. В основном это действовало.

Постоянная бдительность. В группе было 15 человек. Вожатой и Веронике было сложно уследить за ними вдвоем, особенно на улице. Дети часто убегали играть на другие площадки. Тогда вожатая оставалась с ребятами, а Вероника искала беглецов по всему району. Дети обычно оказывались неподалеку, но каждый раз она боялась, что с ними что-то случится.

В первый же день один мальчик незаметно ушел домой и никого не предупредил. С мамой он не пересекся, и когда она за ним пришла, поднялась страшная паника. Оказалось, по дороге домой беглец встретил подругу и заигрался с ней на детской площадке. Его нашли там через полчаса. Вожатая и Вероника получили выговор.

Однажды детей водили на экскурсию в парк Горького. Когда вернулись, обнаружили, что один мальчик идет босиком. Он даже не запомнил, как и где оставил ботинки. Хорошо, что его мама с юмором восприняла ситуацию.

Трудные дети. Было два случая, когда родителям вернули деньги за лагерь и попросили забрать детей. Один мальчик избивал всю группу, а одна девочка вела себя асоциально и всем угрожала. Например, говорила, что в следующем году займет место Вероники и та будет прозябать на улице. На такие высказывания дочь просто не реагировала.

В другой смене был мальчик, который постоянно говорил, как радио. Поток слов не иссякал ни на минуту. Когда его смена закончилась, Вероника вздохнула с облегчением.

В лагере были и просто непослушные дети. На кухне был запас снеков и хлопьев для завтрака, и дети постоянно их воровали. Вероника не могла за этим уследить. А как-то мальчики играли в мяч прямо в кабинете и сделали вмятину в потолке из гипсокартона. Их папы потом только посмеялись.

Отношение родителей. Родителям нравилась Вероника, они видели, что дети тянутся к ней. Ее уважали за то, что она работает в 14 лет. Но были и те, кто показывал, что она — обслуживающий персонал, не преподаватель и не вожатая. Ей было неприятно, но она просто выполняла свои обязанности и старалась не обращать внимания.

Усталость. За 2,5 месяца работы с 09:00 до 18:00 Вероника очень устала. Директор не раз предлагала ей отдохнуть, но она не соглашалась. Дочь хотела заработать на Айфон, а еще не могла представить, что вместо нее в лагере будет другой волонтер.

Последняя неделя была самой трудной: сказывалась накопленная усталость. Вероника приходила домой и плакала или сразу ложилась спать. Но в итоге дошла до конца.

Дочь отдохнула только в конце августа, когда закончилась последняя смена. Она все-таки уехала отсыпаться к бабушке. Соблазны дачной жизни больше меня не пугали. Я увидела, что Вероника повзрослела, укрепила силу воли и подумает, прежде чем делать что-то опасное.

Дочь участвовала во всех детских занятиях и иногда не могла даже присесть
Дочь участвовала во всех детских занятиях и иногда не могла даже присесть
На прогулке Веронике трудно было уследить за группой из 15 детей
На прогулке Веронике трудно было уследить за группой из 15 детей
Вероника искала общий язык с абсолютно разными детьми. Иногда это утомляло
Вероника искала общий язык с абсолютно разными детьми. Иногда это утомляло

Что дала работа в лагере

Веронике повезло с работой. Конечно, она была неофициальная, а зарплату выдавали в конверте. Зато она была интересная, безопасная и находилась недалеко от дома.

Подруги Вероники устроились на лето не так удачно. Одна ездила на другой конец Москвы и раздавала листовки у метро. Стояла на ногах по 8 часов в день, а получала 15 000 Р в месяц. Вторая работала курьером в юридической фирме: 5 часов в день ездила по всему городу, получала 25 000 Р в месяц. Третья была консультантом в магазине одежды: работала по 10 часов в день, получала 30 000 Р в месяц.

Зарплата двух последних девушек была выше, чем у Вероники. Но они не получили от работы столько полезного. Вот что дала моей дочери работа в лагере.

Опыт. Вероника научилась находить подход к разным людям, и теперь ее терпению можно позавидовать. Нельзя сказать, что это лето помогло ей определиться с будущей профессией. Но она поняла, что общаться с людьми ей приятнее, чем сидеть за компьютером.

Еще Вероника получила благодарственное письмо, где сказано, что она работала волонтером. Это письмо и опыт волонтерства пригодятся, если она захочет поступить в иностранный вуз: там это ценится.

Возможности для будущих подработок. Во время третьей смены мама 9-летней девочки предложила Веронике подработку. Она привозила дочку к нам домой за полчаса до занятий и просила с ней посидеть. Девочка тихо играла в игры на телефоне, а потом шла с Вероникой в лагерь. За это ее мама платила 1000 Р в неделю.

Осенью, после лагеря, родители приглашали Веронику посидеть с их детьми. За бэбиситтинг платили 300 Р в час. Но если в лагере Вероника была авторитетом, то здесь — человеком, которого наняли родители. И дети вели себя хуже. К тому же родители часто задерживались в гостях за полночь, Вероника очень уставала, и следующий день был потерян. В общем, дочь посидела с чужими детьми всего пару раз, а потом отказалась.

Зимой вожатая из лагеря пригласила ее поработать аниматором на елке в Измайловском кремле. Вероника помогала вести мастер-класс по изготовлению карамели. За день работы с 9:00 до 21:00 она получала 3000 Р.

Бережливое отношение к деньгам. Вероника перестала тратить деньги на ерунду типа попсокетов или ненужной косметики. И поняла, что получить желаемое можно, только приложив усилия. В конце лета она купила себе Айфон ХR.

Это благодарственное письмо Вероника приложит к документам, если захочет поступать в иностранный вуз
Это благодарственное письмо Вероника приложит к документам, если захочет поступать в иностранный вуз