«Часть зарплаты получал продуктами»: сколько зарабатывает организатор туров и экскурсий

В Санкт-Петербурге
20

Читатели Т⁠—⁠Ж каждую неделю рассказывают о своих профессиях.

Аватар автора

Настя Сушко

послушала про экскурсии

Страница автора

Герой этого выпуска на первых курсах университета устроился в турфирму, которая занималась организацией экскурсий по Санкт-Петербургу, Казани и Нижнему Новгороду. Он рассказал, как придумываются новые программы для туристов, как такая работа тренирует стрессоустойчивость, почему лучше никогда не забывать историю убийства Распутина и как жить в пандемию, получая МРОТ и еду вместо привычной зарплаты.

Выбор профессии

Аватар автора

jan ян 阳样

придумывал экскурсии по Питеру

Когда я поступал в свой петербургский вуз на кафедру туризма, я очень расплывчато представлял, какие перспективы меня ждут и какой сотрудник из меня выйдет.

Мой профиль — туризм с изучением китайского. Я планировал переводиться на факультет международных отношений, но неудачная аттестация по вышмату все испортила. После такой горькой неудачи я решил найти подработку на лето. Ознакомился на «Хедхантере» со списком вакансий для тех, у кого нет никакого опыта, но ни одна из позиций меня не привлекала, пока в одно июньское утро случайно не наткнулся на свежую: в турфирму требовался консьерж со знанием минимум двух иностранных языков, чтобы продавать экскурсии в отеле.

Я отослал CV и не прогадал: с удовольствием проработал в гостинице три месяца. Мой доход формировался из оклада и бонусов. Я продавал индивидуальные экскурсии, ценник которых стартовал от 100—150 евро, и получал свои 10% от общей стоимости услуги за каждую сделку. В течение сезона уровень зарплаты скакал подобно американским горкам: за июль я получил всего 39 000 ₽, из которых 22 000 ₽ — оклад после вычета процентов, а за август удалось заработать чуть больше ста тысяч благодаря большому потоку иностранных туристов.

Изначально меня наняли по договору на четыре месяца, но когда контракт закончился, предложили перейти в штат компании.

Место работы

Турфирма ориентирована на путешественников, заинтересованных в том, чтобы всю поездку спланировали четко, удобно и — самое главное — за них. Мы организовывали индивидуальные и небольшие групповые экскурсии в Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Кроме экскурсий предоставляли трансфер, кейтеринг и проживание.

Обычно в наших группах было не больше шести человек, чаще всего — семьи из трех-четырех человек или группа друзей/коллег. Путешествиями для больших групп тоже занимались, но только по особым заявкам от корпоративных клиентов или государственных организаций. Например, мы устраивали экскурсию по Петербургу для 35 школьников из Выборгского района. До момента «закрытия» туризма в мире и в нашей стране мы начинали работать с корпоративными клиентами и сменили фокус на организацию регулярных путешествий для конкретных компаний.

В прошлом году Санкт-Петербург поставил рекорд по количеству туристов, посетивших город: 9,1 млн человек. В самый разгар туристического сезона в Петербурге, то есть с мая по сентябрь, доля иностранцев среди общего числа туристов была 84%. Россияне редко пользуются нашими услугами и, судя по маркетинговым исследованиям нашей компании, предпочитают либо бронировать место в группе, либо отправляться самостоятельно, без экскурсовода.

Какая-то часть клиентов находила нас через сайты-агрегаторы вроде Viator, Getyourguide, но в основном мы получали заказы через отели.

С отелями мы заключали партнерские соглашения, которые работают так: в гостинице чаще всего стоял наш консьерж, который продавал услуги через нашу турфирму — экскурсии, бронь столиков и билетов на мероприятия. Если в гостинице не было нашего сотрудника, то там была наша рекламная продукция, чтобы работники рецепции предлагали наши услуги. В теории заключить партнерское соглашение вполне возможно даже с «Асторией», но конкуренция довольно высокая: почти все крупные отели в Санкт-Петербурге уже распределены между консьерж-службами, которые занимаются организацией индивидуальных программ для туристов, и маленькими турфирмами. Мы фокусировались на апарт-отелях, а также гостиницах, которые расторгали договор с консьерж-службами. Поэтому очень важно первыми узнавать о «свободной» гостинице. У нас это получалось благодаря большой корпоративной клиентской базе и нашим инсайдерам — коллегам с прошлой работы, однокашникам.

Штат у нас был довольно маленький: наш CEO, я, графический дизайнер и координатор MICE, то есть бизнес-туризма. С экскурсоводами работали сдельно. Какие-то задачи, связанные с ИТ, рекламой и аудитом, тоже часто отдавали на фриланс уже знакомым ребятам — так проще и для компании, и для этих сотрудников.

Конечно, в список наших самых популярных услуг входили обзорные экскурсии, посещение Эрмитажа, Петергофа и других главных достопримечательностей. Но далеко на таком не уедешь, ведь у конкурентов практически та же самая программа. Чтобы выделиться на рынке и завлечь как российских, так и иностранных туристов, мы каждый квартал старались внедрять по три-четыре тематические экскурсии.

Чаще всего новые экскурсии разрабатываются так: я присылаю начальнику идеи перспективных, по моему мнению, вариантов, мы собираемся на летучку небольшой командой и составляем подробную маршрутную карту.

Каждая новая экскурсия и комплексный тур обязательно проходили проверку, когда сотрудники компании отправлялись в путешествие, чтобы ознакомиться с программой. Грубо говоря, мы как организаторы прокатывали всю поездку, чтобы выявить возможные проблемы, а также испытать реальные ощущения от тура и потом точно описывать его клиентам.

Туристам после каждой экскурсии мы присылали опрос на почту или мобильный, общались с гидом во время и после экскурсии: уточняли детали поездки, смотрели по билетам, все ли объекты посетили, обязательно беседовали с водителем.

Вот небольшой список экскурсий, которые нравятся мне самому — это и наши продукты, и хорошие программы других компаний.

🪓 Петербург Достоевского. Отличная возможность окунуться в город Федора Михайловича, особенно если обзорка уже надоела.

🇸🇪 Шведский Петербург. Несколько столетий в самом центре города жила община шведов, а многие знаменитые деятели, например некоторые Нобели, творили в Санкт-Петербурге.

🏭 Петербург XXI века. Небольшое путешествие по нескольким ныне популярным кластерам и пространствам города. Люди впервые узнают, почему Новая Голландия, к примеру, называется именно так.

🏰 Выборг. Этот город — лично мой самый любимый объект показа в северо-западной части Ленобласти: можно побывать в Скандинавии, не выезжая в зону шенгена.


Суть профессии

У разработчика программ для туристов много задач: начиная с создания задумок будущих услуг и заканчивая заключением партнерских соглашений с отелями и сайтами-агрегаторами, где мы «сбываем» свой продукт. Я контролировал реализацию экскурсий и туров, следил за международным туристским рынком, обрабатывал заявки туристов и иногда проводил переговоры с корпоративными заказчиками.

Сказать, что мои должностные обязанности могли поменяться так же быстро, как погода в Питере, это ничего не сказать. Иногда приходилось править текст на лендинге с подарочными сертификатами, чтобы читался легче. Иногда — общаться с иностранными заказчиками в три часа ночи, потому что им срочно нужна экскурсия в Ораниенбаум для футбольной команды.

Я люблю эту работу за два важных аспекта: удаленность и динамичность. Совмещать ее с учебой можно вполне успешно: нагрузка у меня в университете не такая, как на медицинском факультете или том же юрфаке. А работа очень помогает учебе: например, благодаря своему опыту я без проблем сдал на отлично экзамен по одной из дисциплин (по какой — не скажу, преподаватель читает Т⁠—⁠Ж), а некоторые рабочие проекты и ситуации привожу в качестве примеров в своих научных работах.

До пандемии каждую неделю могла произойти неприятность: туристов вдруг не устроил гид, заказчики задержали выплаты, отель отказался заселять путешественников в полночь, а у них был долгий перелет. Выходили из таких ситуаций, ориентируясь на урон, нанесенный как туристам, так и нам. Где-то давали сертификат на скидку или экскурсию, где-то хватало личной беседы и чашки кофе.

Вспоминаю один хардкорный случай, после которого я подумал: «Эта сфера для меня, кажется, ту мач». В июле прошлого года так получилось, что клиент не разобрался в списке предоставляемых дополнительных услуг: была экскурсия на корабликах, группа итальянцев с русскоговорящим гидом решила, что им положено шампанское, так как их соседям по отелю мы такую фичу заказали. Отказать туристам мы не могли, так как из-за этого небольшого конфликта на нас начал наезжать с претензиями отель, в котором мы продавали экскурсии. Пришлось в сжатые сроки покупать продукты и выпивку на корабль. Заказать службу кейтеринга за два часа до отправления было физически невозможно. А из-за часа пик и пробок самым быстрым вариантом была пробежка на своих двоих до пирса с полными сумками.

В запланированное время корабль не подали к пирсу, туристы были недовольны, гид подавала мне знаки, что они вот-вот начнут требовать возврат.

Пришлось импровизировать: включать плейлист для водных прогулок на телефоне и разливать по бокалу каждому, вспоминая все, что знал о подаче напитков и закусок. Уже на кораблике я продолжал сервировать закуски и наливать в бокалы шампанское, а чтобы немного разрядить обстановку, мы с экскурсоводом нашли на «Саундклауде» несколько популярных итальянских шлягеров в версии полукараоке и в перерывах между рассказами я включал микрофон для самых горячих характером туристов. История закончилась лучше, чем мы надеялись: туристы собирались вернуться этим летом в Петербург, но уже вдвое большей компанией!

Такие ситуации эффективно тренируют стрессоустойчивость и заставляют учиться предугадывать возможные и не очень риски. К примеру, из-за резкой смены погоды уровень воды в каналах и реках Петербурга может подняться настолько, что отправиться на прогулку от ближайшего пирса не получится. Поэтому важно включать в стоимость возможный трансфер. Если таковой не понадобился, мы либо делаем скидку на следующее путешествие, либо предоставляем небольшой кейтеринг на борту корабля.

До пандемии, честно говоря, нервы начинали сдавать: я взялся за большое количество проектов, оставить их возможности не было. Голова была переполнена интереснейшими и перспективными идеями, но силы были уже на пределе: иногда приходилось сдавать blueprint экскурсионного квеста уже под утро, потому что весь день общался с ребятами из UI/UX и обговаривал xmind-карту для сайта.

Это, пожалуй, главный минус такой работы — ненормированная нагрузка. К счастью или к сожалению, начиная работать в турсфере, ты автоматически подписываешься на отсутствие полноценных выходных. Благодаря пандемии я смог восстановиться, но если бы не случился локдаун, то пришлось бы бронировать недельку на курорте или у психотерапевта.

Рабочий день

Никакой мой рабочий день нельзя назвать обычным — и это то, что мне нравится.

До ухода на самоизоляцию рабочая рутина выглядела как-то так: утром я просматривал почту и отвечал на письма коллег, в районе 10—11 часов по пути в университет проверял в «Трелло» новые, а также еще не выполненные задачи от руководителя. Обычно все рабочие вопросы приходилось решать в университете или в ближайшем коворкинге — в офис до пандемии я приезжал не чаще раза в месяц.

Во второй половине дня всегда отвечал на активные запросы от заказчиков, редактировал черновые варианты рекламных проспектов будущих экскурсий. Три раза в неделю мы всей командой созванивались на летучку, после которой все новые задачи и планы я формировал в документ и вешал в «Трелло».

Самым моим продуктивным временем всегда был поздний вечер или ранняя ночь — где-то с 21:00 до полуночи. Я просматривал научные журналы некоторых мировых факультетов гостеприимства. В таких журналах публикуют исследования международного рынка турбизнеса, примеры развития продуктов в разных типах туризма — экологическом, сельском, пляжном и так далее. Тем, кто сидит в отделах разработки туристских продуктов, рекомендую журнал Journal of Sustainable Tourism — там частенько публикуют хорошие статьи о том, как грамотно и структурированно создавать турпродукт «устойчивого туризма».

Как правило, тенденции европейского и американского рынка доходят до России с опозданием где-то в 6—10 месяцев. В журналах я знакомился со статистикой продаваемых экскурсий и, грубо говоря, черпал вдохновение для будущих проектов. К примеру, в феврале мне пришла идея запустить AR-тур по одному из крупнейших музеев Санкт-Петербурга — это один из популярных форматов на мировом экскурсионном рынке. Моему начальнику идея виртуальных путешествий очень понравилась, но мы решили отложить проект до марта. Дальше случилось то, что вы и так знаете: туризм ограничили до уровня «просмотр видов улиц в гугл-картах», средств для создания новой платформы у нас не было — все молниеносно стало улетать на возвраты. Но, думаю, после пандемии многие станут активнее использовать технологии дополненной реальности.

Пандемия

На время самоизоляции наша операционная деятельность была отчасти приостановлена, мы общались с клиентами, оформляли возвраты средств и корректировали маркетинговые и экономические планы.

Действовали довольно оперативно, но без промахов не обошлось: кому-то оформили меньше, чем надо, кому-то пришлось вернуть в виде ваучера. Обстановка была неприятная, честно говоря. В апреле работы не было совсем — надо было только общаться с клиентами и переносить путешествия. Запрет на экскурсии пришелся и на сезон белых ночей, так что турфирмы потеряли много.

Потом власти потихоньку стали снимать ограничения, и мы начали входить в прежнюю рутину. Ранних бронирований у нас не было, все заявки за период ослабления ограничений — это экскурсия день в день или на следующие сутки.

Внутренний туризм из-за пандемии стал популярнее, и с этим довольно глупо спорить. Количество посещений нашего веб-сайта после ослабления режима самоизоляции стало быстро расти, но до прошлогодних чисел все равно далеко. Сложно обеспечить себе прежнюю выручку, ведь в основном мы работали с иностранцами, а даты открытия туризма в мире пока неизвестны. Например, итальянцам в представительствах и консульствах какое-то время сообщали, что границы с Россией откроются «со дня на день», но их так и не открыли.


Случай

Предпраздничные дни перед 2020 годом я не забуду никогда. Где-то в сентябре у меня были переговоры с нашим давним корпоративным клиентом — апарт-отелем на Петроградке, — который хотел организовать для своих работников экскурсию перед новогодним банкетом. С первого звонка до подписания договора прошло почти два месяца — генерального директора гостиницы не устраивала то длительность экскурсии, то цена и включенные в нее услуги.

Сначала мы планировали организовать поездку по Петроградскому острову и показать главные достопримечательности района: сотрудникам отеля было бы полезно познакомиться со знаковыми местами округа, в котором они расположены. А после — посетить Юсуповский дворец на реке Мойке. Но финальная программа экскурсии сократилась до фамильного имения князей Юсуповых.

В день экскурсии мне нужно было встретить группу с их турлидером и отдать ей билеты во дворец на экскурсионное обслуживание. Автобус должен отправляться в 16:30, на экране телефона уже 16:28, а сопровождающей нет. И тут выясняется, что она не появится вовсе: ей резко стало плохо и она не могла предупредить компанию. Как вы думаете, кто теперь ответственный за сопровождение и навигацию экскурсантов?

Пришлось усадить группу из 28 работников в автобус и отправиться в Юсуповский дворец. Честно признаться, в тот момент мной овладели и страх, и возбуждение одновременно. Никаких заранее подготовленных программ, что рассказывать в автобусе — особенно если мы встрянем в пробку, — у меня не было. Спасло то, что накануне я сдавал в университете экзамен по экскурсоведению, поэтому кое-что знал о памятниках архитектуры, которые встретились нам по пути.

На самой экскурсии по Юсуповскому дворцу мне пришлось везде сопровождать группу: от контроля их движения по пешеходным переходам до раздачи номерков для гардероба и вызова гида в музее. Под конец туристы начали возмущаться: им еще ни слова не сказали о «гвозде программы» — знаменитом убийстве Распутина, которое случилось в этих стенах. Я уточнил у гида, в какой из парадных зал она нам расскажет эту историю. Как говорится во всех токсичных рекламных объявлениях, «ответ шокировал всех»: экскурсовод поставила меня перед фактом, что это не входит в экскурсию. Ваучер, который я держал в руках, говорил об обратном, но гид настаивала на своем.

После экскурсии ко мне подошла женщина из группы и сказала: «Ян, ну вы же нам расскажете об убийстве Распутина? Я знаю эту историю, но многие мои коллеги даже с такой фамилией ни разу не встречались». Нервничал я тогда ого-го, но решил, что успею быстренько подсмотреть историю преступления. Но ко мне подсел турист, так как его сзади укачивало. «Приплыли, хорошо закроем год перед заказчиком», — думал я, не успев освежить историю в памяти. Но в условиях адского стресса и большой ответственности я вспомнил абсолютно все, что читал об убийстве Распутина, когда готовился к ЕГЭ по истории.

Всю дорогу из музея в ресторан, где у туристов был банкет, я повествовал все подробности преступления, которое удивило почти весь автобус: никто не знал, что у Петровского моста Григорий Распутин с огнестрельным ранением внезапно выскочил из машины и стал вести себя подобно живому человеку. Вот кого-кого, а себя в ту декабрьскую экскурсию я живым человеком назвать не мог.

С тех пор всегда в телефоне храню дежурный документ с легендами о городе, знаменательными историями и небольшими викторинами: вдруг опять придется занять туристов.

Подработки

Из-за возникшего кризиса, сокращения оборота в компании и резкого снижения продаж пришлось брать подработки в других сферах. Благодаря знакомому мне удалось устроиться в детский образовательный центр рядом с домом, там я стал преподавать детям английский язык, а некоторым желающим — китайскую иероглифику. Я занимался преподаванием и раньше, когда подрабатывал в одиннадцатом классе перед выпуском. Также приходилось в отеле обучать коллег базовым китайским фразам и разговорным клише, чтобы упростить работу. Но 80% моих занятий — это все же английский.

Мой заработок в образовательном центре формируется из количества академических часов, которые я преподавал, и числа учеников. Я веду занятия в пяти группах, в каждой из них не больше трех человек, с каждой занимаюсь раз в неделю по 60 минут.

Первое время доход от занятий составлял не больше 13 000 ₽ в месяц, но и это лучше, чем только МРОТ, который я получал на основной работе. А в мае мне вообще повезло: я помогал своей клиентке с разработкой сайта для ее предприятия, она меня тогда денежно отблагодарила.

Сначала я думал, что, как только ограничения снимут, а жизнь примет обычный характер, я, вероятнее всего, откажусь от репетиторства. Я люблю работать с детьми, сам еще недалеко ушел от них возрастом, но руки так и чесались уже составить черновую программу нового тура.

Но деятельность нашей турфирмы в итоге приостановилась, и сейчас ее пытаются признать банкротом.

А я теперь веду борьбу за свои средства — обращаюсь в инстанции. Летом на фрилансе редактировал некоторые квест-экскурсии в турфирмах коллег, но это один-два заказа в месяц.

Доходы

До пандемии мой доход в турфирме составлял около 40—45 тысяч в месяц. Это была официальная зарплата — 25 тысяч рублей после вычета налогов — и бонусы от продажи экскурсий и туров: когда их бронировали лично через меня мои клиенты, то 10% оставалось мне. Такие клиенты знакомы именно со мной, а не с турфирмой, для них это выглядело скорее как «заказ путешествия у Яна». Благодаря плодотворной работе в самом начале в отеле я смог накопить приличную клиентскую базу, поэтому поддерживать свой доход на уровне рынка мне удавалось. От сделок с корпоративными клиентами я тоже получал процент, но меньший.

После фактической остановки туристской деятельности зарплата сократилась до 15 тысяч рублей, бонусов не стало совсем.

Иногда часть зарплаты приходилось получать в продуктах.

«Дочка» нашей турфирмы занимается поставкой провизии и деликатесов из Испании. Никаких санкционных продуктов, конечно же, мне не привозили, только испанские товары, разрешенные для ввоза в РФ. Набор выглядел следующим образом: несколько бутылок оливкового масла, несколько банок оливок, брускетт и несколько пачек прочих закусок. Конечно, было неприятно получать вместо зарплаты такой пакет, но я прекрасно понимал, что сейчас руководство не может выплатить мне ни рубля: видел все бумаги с отказами в льготах и кредитах, а сам вел переговоры по возврату внесенных депозитов в отели и транспортные компании.

Зато сейчас у меня хорошо пошло репетиторство английского языка, я вышел на доход чуть выше того, что получал в турфирме в хорошие времена. Пока мне вполне хватает, чтобы покрывать расходы и немного откладывать на финансовую подушку.

С оплатой квартиры и коммунальных услуг мне помогают родители, они живут в другом городе. Больше половины дохода у меня уходило на питание, мобильную связь, проездной или такси в срочных ситуациях и на линзы. Около 6000 ₽ позволял себе тратить на развлечения: «Спотифай», сериалы по подписке, виниловые пластинки любимых исполнителей, поход на диджей-сет или концерт. Часть откладывал на путешествия и университет: я учился на коммерческой основе и старался оплачивать учебу сам — она стоила 274 000 ₽ в год. Но с этого года меня перевели на бюджет.

Из-за коронавируса пришлось отказаться от линз и трат на развлечения.

Вообще экономность — это качество, которое у меня было бы 100%, если бы я жил во вселенной «Симс». За продуктами я хожу в несколько разных сетевых супермаркетов и отслеживаю цены необходимых товаров через приложения с акциями. Иногда, потратив больше времени и сил, удается сэкономить более 1500 ₽.

Все необходимые для работы курсы я проходил бесплатно благодаря своему университету: у меня, как и других студентов СПбГУ, есть неограниченный доступ ко многим интенсивам на Coursera или OpenEdu. Так я прошел вводные курсы по E-commerce и Python, «Архитектура ЭВМ» от СПбГУ и «Современные информационные технологии в бизнесе» от ВШЭ. Все они так или иначе пригодились в работе: чтобы более корректно представить электронный финансовый блок в плановом докладе или составить маркетинговый план на 2020 год.

Книги я практически не покупаю: все, что мне требуется, ищу в электронных архивах издательств, которые сотрудничают с моим университетом. Подписки на стриминговые сервисы либо оплачиваю по студенческой скидке, либо делю с друзьями. Гардероб обновляю крайне редко, хотя всегда хочется новый худи с витрины или баннера в «Инстаграме». Останавливаю себя простым механизмом: сравниваю, сколько я могу заработать на какой-то кофточке с Farfetch и на ИИС, если инвестирую эквивалентную сумму.

Хотя у меня нет инвестиционного счета, мне это не мешает постоянно думать о том, какую сумму я могу заработать.

Когда я путешествовал в Европу, то для экономии старался либо пользоваться услугами подрядчиков в нашей турфирме, что давало скидки, к примеру, на проживание в отелях и квартирах, либо вылетал из Таллина или Хельсинки — так в прошлом году удалось сэкономить около 150 долларов только на авиабилетах.

Наша турфирма состояла в аккредитованном альянсе, который дает скидки или льготы на посещение некоторых мест. Например, музей Альфонса Мухи я посетил бесплатно: показал свое удостоверение сотрудника, назвал партнера нашей турфирмы в Чехии — и мне выдали льготный билет.


Путешествия

До локдауна я успел сформировать небольшой список самых любимых и недооцененных дестинаций для самостоятельного путешествия.

🍷 Рекомендую хоть раз побывать в чешском городе Микулов — это отличный винный туризм.

🧚‍♂️ Если хочется уехать куда-то порелаксировать, но чтобы было недорого и недалеко, советую отправиться в эстонский город Хаапсалу. Летом там самое то: и экологический туризм, и силы восстановить.

🐻 В нынешних реалиях для нас возможен лишь туризм внутри страны: здесь прекраснейшая и недооцененная нашими гражданами Карелия с ее заповедниками Паанаярви и Рускеала, а также национальные парки Южной России — Богдинско-Баскунчакский заповедник, урочище Джилы-Су.

Россия — невероятно богатая на аттракции страна. У меня лично уже почти год крутится на уме идея о сайте-агрегаторе, на котором туристы смогут спланировать экологический тур в Южном федеральном округе, но пока что слабо представляю, где взять на это ресурсы.

Финансовая цель

Долгосрочных крупных планов на безбедную жизнь не строю, но стараюсь откладывать по 30 евро с каждой зарплаты. Этому правилу меня научили родители: ежемесячно покупать валюту, чтобы была небольшая, но хорошо сшитая подушка безопасности.

Для меня самая важная инвестиция — это инвестиция в себя, поэтому после восстановления прежнего уровня дохода планирую взять базовый курс на Data Science, потом хочу поступить в европейскую магистратуру на похожее направление.

Когда я был ребенком, мы ездили с родителями отдыхать в Чехию и мне захотелось там жить. Иностранец может там бесплатно получить высшее образование, обучение проходит на чешском языке. После одиннадцатого класса я уже пытался поступить в один из пражских университетов. Тогда я сдавал ЕГЭ и готовился к чешским экзаменам, учил язык. Я был записан на собеседование в чешское консульство, но мама сломала ногу. Вылет в Чехию послезавтра, а я не могу полететь, потому что мне 17 лет, по всем документам моим спонсором и сопровождающим выступает мама — уже нельзя полететь с папой или каким-то другим доверенным лицом.

Я не оставил цель переехать в Чехию. Теперь у меня есть опыт подготовки документов, буду пробовать поступить в магистратуру того же университета после окончания СПбГУ.

Вуз в Праге предоставляет общежитие, но не платит стипендию иностранным студентам, поэтому я планирую накопить денег, чтобы хватало на расходы в течение двух лет магистратуры. По моим подсчетам, месяц жизни в Чехии обходится не более чем в 20 тысяч крон, что чуть больше 60 тысяч рублей. То есть на два года жизни мне нужно накопить около 1,5 млн рублей.

Будущее

В идеале хочу отучиться, трудоустроиться и остаться жить в Чехии.

Я понимаю, что с обычным бакалавриатом в туризме хорошее рабочее предложение вряд ли можно получить, зато не понаслышке знаю, как не хватает в туризме кодеров, которые будут разбираться с большим потоком конкретных данных, — не каждый ИТ-специалист подходит турфирме. Поэтому и решил поступить в магистратуру на специальность «Работа с потоковыми данными».

Возможно, когда я поступлю, удастся совмещать работу с учебой. Я не рассматриваю вариант работать экскурсоводом для русскоговорящих групп в Праге: очередь на эту работу очень длинная, расписанная на детей и внуков, поскольку туризм — это семейный бизнес в Чехии. Если будет нужно, устроюсь в «Старбакс» или в любой другой общепит, а если удастся — туда, где будет полезен и релевантен мой опыт работы.

Вы можете стать героем нашего нового материала. Заполните анкету и расскажите о своей профессии.
Настя СушкоТоже работаете в туристической сфере? Расскажите, как там у вас:
  • Asd AsdВ комментарии призывается организатор частных путешествий 😳14
  • Анастасия ХаритоноваАвтор, вы просто огонь и живчик! Удачи вам25
  • jan ян 阳样Анастасия, спасибо, что прочитали!4
  • Alexandra P.Автор, очень интересно! Желаю вам удачи во всех ваших начинаниях! Ну и чтобы туризм поскорее начал восстанавливаться!5
  • МайскийЖукАвтор, вы молодец и удалец и я надеюсь все ваши планы осуществятся в лучшем виде! Столько энергии в одном человеке))8
  • Георгий ШабашевAsd, вот-вот, тоже подумал. Сначала испугался, что это ему зарплату начали картошкой платить :)7
  • Anastasia PetrovaУ тебя все получится! Очень приятно читать ❣️3
  • GogonaАвтор, от души желаю, чтобы все ваши планы осуществились! В вас столько жизни и энергии! Прикладываю подорожник к сфере туризма. Сама отработала в ней 6 лет и мне повезло уйти в другую сферу ровно перед пандемией. Но всю ситуацию до сих пор принимаю близко к сердцу и сочувствую бывшим коллегам.8
  • Организатор частных путешествийУ нас все хорошо. Апрель, май и июнь вообще никто никуда не летал, так что отдыхал от работы, изредка занимаясь возвратами. А с июля все стало даже лучше чем было. Дело все в том, что во время пандемии резко возросла потребность в экспертности: если раньше любой человек мог сам купить билет и улететь в Европу или Америку, то с закрытием границ и ежедневно меняющимися визовыми правилами задача перестала быть столь тривиальной. Кроме того, резко вырос спрос на перелеты в бизнес-классе: если раньше многие клиенты путешествовали с комфортом лишь в рамках определенной цены, то сейчас стали летать и втрое дороже, так как сидеть в экономе в маске среди множества людей — так себе развлечение. А в бизнесе не так сильно докапываются, в разы больше пространства, и можно хоть весь полёт сидеть без маски, если держишь в руках чашку с кофе. В общем и целом, туризм в дальнейшем будет либо массово-масочный, либо эксклюзивно-комфортный, так что спрос на мои услуги должен только вырасти.4
  • Анна ИвановаОчень понравились и статья, и автор) Успехов вам! Не сомневаюсь, что у вас все будет отлично!3
  • Анна СемёноваГоспода, я напишу здесь, так как в ваших учебниках нет раздела для комментов. У вас классные и понятные уроки, вы молодцы и реально помогаете людям, особенно молодым. Но когда ради интереса я прошла "экзамен про взрослую жизнь", а конкретно про Пашу, обнаружила несколько ошибок. 1я и самая трагическая: если заболел не у себя дома, - только скорая. Теоретически, по закону, снилс не-там может и должен работать. По факту - нет. Проверено не раз. Только скорая. Не вводите молодежь в заблуждение, промедление в таких случаях может стоить жизни и инвалидности. Качать права можно будет потом, здоровому. 2я. Если из горячего крана течет холодная. Вопросы неправильно поставлены в принципе. Надо посмотреть объявления на парадной или звонить в УК - возможно, это авария или плановый ремонт. Если нет - то сантехника. В моем случае, например, сантехник выяснил, что по стояку на время ремонта одна из квартир демонтировала кран и соединила подводки напрямую :)))))) А специалист "измеряющий температуру" не нужен вообще, это бред, ведь ЦЕЛЬ - получить горячую воду. Если цель - получить потом перерасчет, то так и ставьте вопрос, не морочьте головы молодняку. Кста, в случае планового ремонта и мерять ничего не надо, достаточно сфоткать объявление. Ну и 3я "ошибка" - не давать другу деньги в долг, потому что "нужны самому". Уважаемые, это вопрос нравственности и отношений с другом. Если вопрос стоял "знакомому" или "однокурснику" - тогда, скорее всего, вы правы. Но не стопудов. А вот в отношениях именно с другом ваш вариант сомнителен. А кто поможет Паше в тяжелую минуту, если он откажет другу? Банк Тинькофф? Сорри, но жизнь показывает, что банк дает деньги только когда они тебе не особо нужны, а в действительно критический момент помогают только друзья. Поправьте постановку вопроса в случае 2 и 3. По вопросу 1 - я рассказала про практику. И не стала бы брать ответственность за чужое здоровье в ожидании врача из несвоей поликлиники. Если скорая не нужна срочно, лучше вернуться домой.2
  • Larissa DyatchinaОчень приятно читать, несмотря на жизненные сложности вы работаете и идете к своей цели. Меня такие статьи очень мотивируют. Желаю вам исполнения вашей мечты об обучении в Чехии. Надеюсь, у вас все получится.4
  • Неточка НезвановаВы круты!!!!0
  • Александра МорозоваАвтор крут, желаю успеха! Проф. вопрос : я была в Паанаярви и пару раз на Джилы-су (ходила до Эльбруса с этой стороны), очень понравилось, что еще посоветуете из такого посетить?0
  • Анастасия Харитоноваjan, я сама, когда закончится коронная хренота, хочу отучиться на гида, интересно почитать про изнанку)0
  • Ольга ИвановаBudnick, последнее предложение-это ваша подпись, я так понимаю?4
  • катяАнна, спасибо большое! В учебниках есть раздел для комментов — после каждого урока есть поле, куда можно добавить комментарий любой длины, мы все читаем. Немного поправили пару вопросов.0
  • ДмитрийЗдравствуйте , ваша статья очень интересная, взятая из вашей личной жизни и дающая многое для понимания в организации туристических туров. Как с вами можно связаться?0