Наши читатели регулярно рассказывают о своих профессиях и о том, какой доход они им приносят.

В новом выпуске менеджер по туризму из Москвы рассказал, чем ему помог диплом учителя иностранных языков, как планировать путешествия от Северного полюса до Антарктиды, зачем нужны туроператоры, когда есть «Букинг» и «Скайсканер», а также чем отличается отпуск турменеджера от отпуска обычного человека.

Выбор профессии

Родители хотели от меня корочки о высшем образовании, но поступить на бесплатное не получилось. Пошел на платное очное по специальности «преподаватель иностранных языков (английский и немецкий)». Во время учебы подрабатывал репетитором. Деньги были несерьезные — 10 тысяч рублей в месяц, но этого хватало на личные нужды без особого шика.

Несколько раз у меня была практика в школе, даже дали хорошую рекомендацию. Многие рассказывали, что мужчины быстрее, чем женщины, поднимаются по карьерной лестнице в школах — вплоть до директоров. Но я не хотел идти работать учителем — казалось, что опыта и харизмы еще не хватает.

Думал, куда податься с филологическим образованием (не в «Макдональдс» же) и желанием путешествовать. Были варианты пойти в отель на ресепшен, гидом, стюардом, но все они предполагают общение с людьми, что на тот момент меня отпугивало.

С детства меня интересовала тема дайвинга — многие ребята моего поколения и старше выросли на фильмах Кусто и его «Подводной одиссее». Это помогло определиться со спецификой, и я стал искать вакансию в дайвинг-клубе. Практически сразу после выпуска устроился менеджером в туроператорский отдел одного из них.

Работодателю были важны мои навыки разговорного и письменного английского, умение пользоваться компьютером и вовлеченность в тему, поэтому сложностей не было, а языковой диплом преподавателя только помог.

Не уверен, что здесь обязательно иметь профильное образование, — эта профессия подходит усидчивым людям, внимательным к деталям и знающим язык. Продвинутые навыки работы в экселе и системах бронирования вроде «Амадеуса», несомненно, будут плюсом. Но им можно быстро научиться на практике.

Я поначалу делал ошибки в расчетах, что сказывалось на прибыли компании.

Чтобы полностью влиться в ритм и начать самостоятельно планировать поездки, мне понадобилось 3–4 месяца под чутким надзором опытных коллег. Первый месяц был испытательным сроком, потом меня устроили официально и подняли зарплату, а где-то через три года повысили до старшего менеджера — это дает прибавку к ставке и проценту, который получаешь от продаж.

До этого я часто ездил с родителями по пляжным курортам и Европе, сменил два загранпаспорта, но никакого отношения к планированию поездок не имел. Когда начал зарабатывать самостоятельно, путешествовать получалось гораздо реже, буквально два-три раза за время учебы в институте. И только на работе я стал разбираться, как все это устроено.

Суть работы

Моя задача — правильно спланировать групповое или индивидуальное путешествие: визовая поддержка, перелет, трансфер, размещение и дайвинг-услуги.

Идеи поездок в основном предлагает сам клуб — менеджеры и турлидеры (это инструкторы по дайвингу, которые сопровождают группу по всему маршруту). Иногда они привязаны к праздничным датам или детским каникулам, иногда — к событиям или сезону. Но и любые идеи клиентов возможно воплотить.

Есть регулярные поездки, которые повторяются каждый месяц или два. Каждый раз сделать что-то уникальное трудно, но нужно отслеживать новые интересные места, лодки, отели, чтобы немного обновлять программу. Составление плана для редких поездок со сложной логистикой может занять и пару недель: надо изучить кучу материала, найти новых партнеров. Это мне нравится больше всего — узнавать, читать, планировать новый маршрут. Например, дайвинг в Ирландии с наземной программой и концертом U2 в Дублине в честь 30-летия альбома The Joshua Tree — невольно представляешь, как сам бы там оказался.

Конечно, сервисы вроде «Скайсканера» и «Букинга» заметно облегчили планирование самостоятельных путешествий. Однако бюджетный отдых все же напоминает бытовой квест, поэтому иногда лучше обратиться к людям, которые уже изучили маршрут и знают все его детали. Естественно, это выходит чуть дороже, но время и опыт стоят денег. Все же дайвинг связан с рисками для здоровья и даже жизни.

К сожалению, в сети достаточно грустных историй, связанных с несоблюдением норм погружений. Поэтому важный момент — с кем ты будешь в поездке. Турлидер не только проводит курсы по дайвингу, но и решает все проблемы на месте. У многих из них уже сформировался постоянный костяк клиентов, которым вместе комфортно, они даже дружат семьями. Те, кто едет без группы, тоже получают всевозможные советы и поддержку во время поездки.

Бывают у нас и странные случаи.

Знаю одного мужичка, который очень хотел, чтобы его укусила акула.

И оставила шрам на ноге, который можно будет потом всем показывать. Если вкратце, он получил то, что хотел.

Мы тоже используем сервисы, но только для информации: на «Букинге» сравниваем стоимость отелей, а на агрегаторах билетов удобно смотреть варианты перелетов со стыковками. Однако бронируем с их помощью довольно редко. Гораздо надежнее работать с отелем или авиакомпанией напрямую, чтобы, если возникнет проблема, ее можно было быстро решить.

Так как общаться напрямую со всеми контрагентами на свете крайне сложно, иногда мы прибегаем к помощи. Например, сотрудничаем с крупными туроператорами, которые постоянно работают с разными отелями, их цены могут быть сопоставимы с «Букингом». Найти их и отслеживать изменения в стоимости, чтобы предлагать лучшие варианты, — тоже моя работа.

Но универсальное правило: чем меньше посредников, тем дешевле и качественнее продукт или результат. Так что в идеале во время подготовки поездки я всегда хочу знать источник услуги — человека, оформляющего визы при въезде, отвечающего за трансферы, ответственного за бронь номеров в отеле и на лодке и так далее.

Место работы

География нашего клуба — от Северного полюса до Антарктиды. Не всегда поездки связаны только с дайвингом, бывают еще интересные и сложные наземные программы. Пакетные туроператоры, которые занимаются пляжным отдыхом, как правило, такого не делают, наши направления не пересекаются. Например, дайвинг в Турции и Греции довольно посредственный по сравнению с Галапагосскими островами или островом Кокос. Хотя есть исключения вроде Мальдивских островов и Египта, точнее всей акватории Красного моря — уникального по флоре и фауне места, где популярен и пляжный туризм.

Одна из разновидностей дайвинг-туризма — это сафари. Оно предполагает проживание на корабле и погружения с перерывами на сон и еду.

Корабли могут быть как дырявыми корытами, так и люксовыми яхтами со всеми удобствами: мини-кинотеатром, приставками и массажем.

Многие владельцы при наборе группы открыто предлагают несколько бесплатных мест как для клубов, так и для компании друзей, коллег и так далее. Как правило, на группу из 18–20 человек таких мест не больше двух и их занимают наши турлидеры (командировки — их основная работа). Но иногда второй турлидер не требуется или есть дополнительное третье место, которое может занять сотрудник вроде меня. Полная стоимость недельной поездки на приличном сафари-корабле, например, на Мальдивах — 2000 $, и это может быть для меня бесплатно. А вот билет и остальные расходы нужно оплачивать самому. Хорошая цена за прямой перелет «Аэрофлотом» туда и обратно — в районе 500 $. Местный интернет, сервисные сборы — еще примерно 100 $. На сувениры, алкоголь, снаряжение для дайвинга все тратят по-разному.

Еще, если познакомиться с владельцем или пиар-отделом лодки, они могут пригласить на борт, чтобы изучить корабль и узнать все детали организации на месте. По такому же принципу устроены рекламные туры для пакетных туроператоров, когда их представители едут осматривать отели и всю логистику.

Редко, но случается, что у клуба оплачен полный фрахт корабля, а люди не набираются до заполнения. Тогда, если есть возможность и деньги, сотрудник может поехать в эту поездку как в отпуск. Но моя работа в том числе не допускать такие моменты, чтобы не терять деньги на недоборе.

В основном же мои поездки по работе ограничиваются редкими визовыми центрами в разных концах Москвы.

У сотрудников нашей компании есть скидки на погружения и на туры других операторов. Мы можем покупать их по себестоимости, если получается выгодно. Я в основном пользовался ресурсом бронирования билетов на чартерные рейсы в Египет, когда это было актуально.

Может сложиться впечатление, что на такой работе все постоянно путешествуют, но в моем случае это не так. Раньше мог себе позволить внезапно сорваться, но теперь надо вести семейный бюджет, не каждую поездку можно себе позволить, а с повышением курса доллара возможностей путешествовать стало еще меньше.

Конечно, у меня есть более успешные коллеги, которые чаще путешествуют, к этому стоит стремиться. Работа открыла глаза на мир с дайвингом и без него — после окончания вуза я побывал в местах, в которые просто так вряд ли поехал бы. Из самых экзотичных, наверное, путешествия в одну из бухт Японского моря в 5 часах от Владивостока — был там со знакомыми и коллегами — и в северный Судан — туда поехал совершенно один и жил на корабле в компании французов, почти не говорящих на английском. Мечтаю попасть в Антарктиду или Арктику.

Обычный рабочий день

Алгоритм нашей работы примерно такой: на сайте есть форма заказа с нужными графами, но чаще нам звонят по телефону — менеджеры продаж проходятся по такому же опроснику и принимают заявку. Мы, если нужно, задаем уточняющие вопросы и ищем варианты, узнаем, есть ли места, после чего составляем предложение в письме для отдела продаж с двумя-тремя на выбор. На это уходит не больше 20–30 минут. На втором этапе, если требуется, корректируем запрос, дальше ждем оплаты и подтверждаем бронирования, платим поставщику и готовим документы к поездке. На третьем этапе остается только обратная связь — во время поездки или после нее, через отдел продаж.

С клиентами я пересекаюсь редко, так как все-таки в первую очередь не продаю поездки, а создаю. Если весь цикл проводить самостоятельно, бонус при продаже будет выше. В среднем мой профит от одной успешной заявки 1000–2000 Р, но зависит от общей стоимости тура.

Работа на 60% состоит из переписки по почте и общения в скайпе с партнерами и коллегами, еще 30% — это расчет и описание групповых поездок или индивидуальных заявок, и только 10% — общение с клиентами по почте, телефону или в офисе. Так что почту с календарем и напоминаниями я не закрываю ни на минуту.

В моем графике нет ничего сверхъестественного: подъем в 9 часов, пешком до офиса (так совпало, что живу в собственной квартире в 25 минутах от работы), за компьютером с 10:00 до 19:00, с перерывами.

К переработкам в офисе отношусь крайне скептически.

Могу изредка задержаться на 10–20 минут, но уже с выключенным компьютером и обсуждая дела с коллегами, которые приходят и уходят чуть позже, чем я.

Случаются и форс-мажоры. Не со всеми турлидер может справиться сам, и ему, бывает, нужна наша помощь. У нас есть дежурный телефон, который постоянно находится у одного из менеджеров, но за 5 лет, что я работаю, на него не звонили ни разу. Если нужно что-то подсказать или помочь, турлидеры сами пишут в мессенджеры.

Например, был случай, когда на обратном пути потерялся один из туристов. Он должен был вылетать на следующий день после основной группы, но уже в Москве не появился на прилете и, как оказалось, даже не явился на свой рейс. Это были майские праздники — самое напряженное время для нашей работы, как и остальные праздники. Я обзванивал местную полицию, консульский отдел, подключал к поискам знакомых гидов, разговаривал с семьей, так как первым узнавал все новости. В итоге он объявился спустя пару дней сам — пьяный, без кошелька и телефона, но вполне живой и счастливый.

Ещё один случай

Однажды я ошибся с датами бронирования корабля для сафари в Египте. Люди хотели провести майские праздники в море, а из-за ошибки их могли прямо 9 мая высадить на берег и буквально оставить на улице. Пришлось уговаривать владельца корабля, араба, продлить фрахт. Он наш старый знакомый и отнесся с пониманием, но отказывался из финансовых соображений: нужно как минимум оплатить работу команды корабля и питание за лишний день. Мы это быстро решили: я честно признался, что сделал ошибку, и его дополнительные траты предложил возместить скидкой на рекламу в нашем каталоге судов. Но согласился он только после обещания выпить с ним, когда в следующий раз попаду на его корабль.

Подработки

По выходным и иногда будням беру подработку в дайв-центре. Они есть в Подмосковье и еще в нескольких бассейнах Москвы. Достаточно спросить завуча по обучению, нужна ли помощь, или они сами мне предлагают поработать. Как правило, надо встречать гостей, подбирать снаряжение, таскать баллоны, помогать при входе и выходе из воды и так далее. Так что это, скорее, для смены обстановки. По деньгам получается около 5 тысяч в месяц.

Конечно, репетиторством можно зарабатывать больше, но и готовиться к занятиям тоже нужно больше. Мне как-то предлагали проводить занятия для сотрудников в нашем учебном классе за дополнительную плату, но я отказался как раз из-за этого.

Доходы

Сейчас мой заработок — это фиксированная ставка в 32 тысячи рублей и процент от продаж. В месяц выходит очень по-разному, от 35 тысяч до 100. Благодаря Т—Ж я уже второй год веду таблицу трат по каждому месяцу, с ее помощью вычислил средний месячный доход с бонусами и кэшбэками — 65 тысяч.

Заранее вычислить, какой будет бонус, возможно, но я не отслеживаю его подсчет. Если знать свой уровень трат в месяц, целенаправленно откладывать возможные суммы на дорогие покупки и соблюдать рамки — все становится просто.

Моя зарплата считается соразмерной с рынком, но продающие менеджеры могут делать и больше, потому что больше продаж — больше прибыль. Вероятно, мне стоит чаще общаться с клиентами и продавать, но нужно научиться это делать не в ущерб основной работе.

Я тоже все это время старался расти: начал брать на себя общение с небольшим количеством клиентов, затем редактирование нашего сайта. В теории могу взять обязанности эникейщика по нашему офису, но пока думаю, как это предложить начальству.

Расходы

Сейчас я веду бюджет за двоих — себя и свою девушку. В среднем в месяц мы тратим 45–50 тысяч, если нет никаких крупных покупок. Скидываемся по 20 тысяч — это наш общий бюджет. За все, что выходит за него, вроде одежды, сломавшейся техники или чего-то еще, я плачу сам.

Около 25 тысяч (половина бюджета) уходит на еду, не только в супермаркетах, но и в кафе, еще 5 тысяч — на ЖКХ, столько же — на транспорт, связь, интернет, 5–10 тысяч уходит на развлечения и мелкие покупки («Алиэкспресс», аптеки и что-то такое), а с недавнего времени еще 2 тысячи на кота.

Экономия

Если мне нужна какая-то вещь, сначала ищу ее на рынке б/у. Так я, например, купил топовую видеокарту, несмотря на бум криптомайнинга, за 6 тысяч вместо 15, а еще давно — хороший ламповый усилитель за 50 тысяч вместо 90.

В магазине в первую очередь беру акционные товары. Пользуюсь разными акциями банков: обязательно смотрю в разделе спецпредложений, где и с какой карты что-то выгоднее купить, чтобы не переплатить. Стараюсь покупать продукты с повышенным кэшбэком — в среднем в месяц может получиться 3—4 тысячи, заношу их в прибыль.

Моя сверхспособность в организации собственного отпуска ничем особо не отличается от того, что делает любой человек, желающий получить максимальную выгоду: узнать заранее, что самый дешевый проездной на поездах в Бельгии можно купить только в кассе (и заполнять поездки надо от руки!) или где в Берлине лучше арендовать велосипеды. Еще мне важно ясно представлять план маршрута по дням и значимым временным отрезкам вроде прилета или следующего поезда, заселения и выселения и так далее. Уже в нескольких европейских поездках у нас выходит бюджет на двоих около 60 тысяч.

Финансовые цели

Так как доход очень непостоянный, то и возможность копить тоже. Один месяц удачный — например, в июле я сумел отложить 28 тысяч, но так редко выходит, к сожалению. А другой может быть в минус, тогда по возможности больше экономлю на себе и чаще подрабатываю. В среднем стараюсь откладывать 5–10 тысяч.

Сейчас пробую тратить кредитные средства банка, пока основные суммы лежат под проценты. Посматриваю на инвестиции, но вкладывать пока не решился — нет такой суммы, которую не жалко потерять или забыть о ней на пару лет.

Стараюсь копить на какую-то конкретную цель. Например, недавно установил дома кондиционеры за 100 тысяч, копил года 1,5–2. Теперь хочу сделать ремонт в ванной, на это тоже надо до 100 тысяч.

Плюс, конечно, всегда коплю на путешествия.

Хочу научить себя планировать и относительно недорогие траты вроде наушников за 5 тысяч. Мне и без них сейчас хорошо, но если буду откладывать 5–6 месяцев, порадую себя полезной вещью.

Будущее

Профессия турменеджера довольно скучная, я хочу до 30 лет сменить род деятельности. Отличным вариантом кажется работа инструктором по дайвингу, от которой меня отделяет только пара курсов повышения квалификации. На них мне нужно порядка 50 тысяч или чуть больше. И еще примерно столько же на поездку, чтобы сдать там экзамен.

Когда я начинал, я плохо представлял, что профессия дайвинг-инструктора крайне ответственная и быстро ей не обучиться. По стандартам для получения заветного статуса нужно иметь не менее 100 зарегистрированных погружений. А это как минимум 5 поездок обычной продолжительности и продвижение по специализациям с экзаменами и аттестациями в процессе. И это все же минимальный порог вхождения. Чтобы стать хорошим инструктором, необходимо гораздо больше. Я сейчас Rescue Diver со 120 погружениями.

Работа менеджером в туротделе позволяет набираться опыта в погружениях за счет скидок, найти работу инструктором тоже проще, если тебя уже знают. Стандартная практика: получив все знания о внутренней кухне, открыть свой клуб или дайв-центр в любом уголке мира, где можно погружаться.

Пока я решил немного вложиться в себя: исправляю прикус, планирую получить права, повысить навык съемки видео и фото в первую очередь для себя, но есть шансы стать оператором, спрос на эту работу сейчас довольно большой.

В общем, пока я в поиске, но знаю наверняка, что будущая профессия должна быть связана с путешествиями и давать возможность работать и зарабатывать откуда и где угодно.