«Не рекомендую тем, кто плани­рует ра­бо­тать вне Канады»: как я учусь в канадском колледже

История героини реалити: часть 22

29
«Не рекомендую тем, кто плани­рует ра­бо­тать вне Канады»: как я учусь в канадском колледже

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Анна Конар

получает четвертое образование

Страница автора

Мы живем в Канаде с апреля 2023 года.

До переезда я работала репетитором по английскому языку. У меня три высших образования, но педагогического нет. Я решила поступить в канадский колледж, потому что там предлагают годичные программы обучения Teaching English as a Second/Foreign Language.

Как резидент Канады, я могу учиться по расценкам для местных жителей: около 6300 CAD⁣ (4641 ₽) вместо 18 000 CAD⁣ (13 261 ₽) для иностранцев.

В декабре 2023 года закончился мой первый семестр в Algonquin College. По четырем предметам я получила А+ плюс два зачета за производственную практику и индивидуальный проект, и сейчас моя оценка — 4,0. Это максимально возможный балл.

Ощущения от учебы несколько неоднозначные: что-то понравилось, а что-то не очень. Поделюсь впечатлениями.

Поступление

Про выбор колледжа и поступление я подробно рассказала в одном из предыдущих отчетов. Коротко упомяну основные моменты:

  1. Нужно сдать экзамен по английскому. У меня был IELTS Academic. Стоимость указана у них на сайте и зависит от страны. Я заплатила 220 CAD⁣ (162 ₽). Перед экзаменом дополнительно не занималась: сама готовлю к нему своих учеников. Стоимость проезда на автобусе — 5 CAD⁣ (4 ₽) туда и обратно.
  2. Эвалюировать документ об образовании в WES. Я сделала эвалюацию своих дипломов перед иммиграцией, в Канаде просто доплатила за апгрейд около 100⁠—⁠200 CAD⁣ (74⁠—⁠147 ₽).
  3. Подать документы максимум на пять программ через платформу OntarioColleges. В 2023 году это стоило 110 CAD⁣ (81 ₽).
Источник: ontariocolleges.ca
Источник: ontariocolleges.ca

Студенты

Контингент учащихся можно разделить на две группы: международных студентов и канадцев. Международных — на две подгруппы, у которых разные цели:

  1. Получить бумажку об образовании в англоязычной стране для поднятия престижа в качестве преподавателя английского у себя дома. Они рассказывают о своем богатом опыте работы, хотя в это с трудом верится, потому что произношение и грамматика у них страдают. Необходимый минимум английского языка для поступления на эту программу — общий IELTS 6,5 и минимум 6,0 по каждому модулю. Мой общий IELTS — 8,0.
  2. Получить разрешение на работу в Канаде на основании канадского образования для последующей иммиграции. Этим студентам, как мне показалось, вообще все равно, что учить и какие оценки получать. Главное — обеспечить посещаемость 80% и успеваемость 60%, и виза в кармане.

Канадцы в колледже — в основном люди 40—50 лет, которые решили сменить род деятельности, в том числе многодетные мамочки, мечтающие выйти из декрета.

Они совершенно не знают английской грамматики и ее терминологии, не могут объяснить применение того или иного правила — так же как и я не задумываюсь над большинством правил русского языка, потому что мне это не нужно. Им тоже важна бумажка, потому что без нее преподавать английский нельзя.

Предметы

Как оказалось, программа Teaching English as a Second/Foreign Language заточена именно под носителей языка — канадцев. Я надеялась с помощью предмета «Педагогическая грамматика» повысить свои знания. Но мы учились по учебнику Azar среднего уровня, чтобы канадцы могли познакомиться с азами английской грамматики.

На предмете «Введение в язык и овладение языком» мы учились делать фонетический и морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений. Я помню, как мы проходили такое в школе на уроках русского языка, но как это может помочь в изучении английского, не знаю. Ничего полезного из этого предмета я тоже не вынесла.

Предмет «Изучение языка и культура» чем-то похож на культурологию, которую я изучала в российском вузе, и многонациональный менеджмент — в американском. В том плане, что это предмет больше для галочки. Каждое занятие — переливание из пустого в порожнее о том, как важно преподавать не голую грамматику и лексику, а в контексте типичных для Канады ситуаций, например визита к врачу или посещения банка. Рассказывают также про невербальный язык: мимику, жесты, правила поведения в Канаде.

На методологии английского языка мы создавали планы уроков. Этот предмет, как и остальные, заточен под канадские реалии. В Канаде уровни знания языка отличаются от европейских: здесь не A1, A2, B1, B2, C1 и С2, а CLB 1, CLB 2 и так далее до CLB 12. А преподавание языка иммигрантам основано на задачах написать письмо в школу, открыть счет в банке, а не на грамматических или лексических темах. Мне такой неуниверсальный подход не нравится, но приходится работать с тем, что есть.

Учебные материалы

Учебные пособия по трем из четырех предметов старые, 2013—2015 годов, а дополнительные материалы попадались даже из девяностых. Качество материала в статьях тоже часто было не на высоте. Для меня такое неприемлемо. Если студент платит деньги за обучение, он должен получать самую свежую информацию о самых современных методиках, а не читать статью 20-летней давности. Я сама работаю с новейшими учебными пособиями, потому что уважаю своих учеников.

Из положительных моментов: я научилась более уверенно составлять планы занятий экспромтом, а не по учебникам. Это необходимый навык, так как у учеников могут быть специфические запросы, которых в учебниках нет. Например, ни в одном пособии вы не найдете темы «Билль о правах и свободах в Канаде» или «Деловая поездка на конференцию в Бангалор».

Что в итоге

Резюмируя, я не рекомендую учиться в канадском колледже тем, кто планирует работать вне Канады, потому что учеба заточена именно под местную специфику и местных носителей языка. А вот если вы иммигрировали в Канаду, стоит получить местное образование: так будет намного легче найти хорошо оплачиваемую работу.

У колледжа есть связи с работодателями, он регулярно публикует вакансии, устраивает производственную практику. Моя первая производственная практика была в октябре, вторая будет в феврале. По окончании учебы желающие могут пройти международную практику за рубежом — пару месяцев в Польше, Чехии, Турции или Индонезии. Можно даже отправиться работать по контракту на год или два в Корею или Японию.

Меня сначала пригласили поехать в Индонезию с предоставлением жилья, питания и денег на билеты, но потом я отказалась. В последнюю учебную неделю колледж устраивает ярмарку вакансий в кампусе и онлайн по «Зуму», где на протяжении четырех дней языковые школы будут рассказывать о возможностях трудоустройства у них. Мое резюме уже готово!

Редакция
Учились за границей? Расскажите про свой опыт:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество