Реалити о релокации: 11 историй тех, кто начал новую жизнь в другой стране
Читатели переезжают в Сербию, Грузию, Черногорию, Марокко, Нидерланды, Грецию, Молдову и на Бали
Т—Ж запустил реалити о релокации, где каждый может рассказать о своем переезде и адаптации в новой стране.
Мы получили десятки заявок от тех, кто уехал в Европу, на Балканы, в страны бывшего СНГ, Юго-Восточную Азию или Африку. Все они опубликованы в потоке «Реалити: релокация». В этой подборке — 11 кратких историй героев, которые начали строить жизнь заново: ищут работу, открывают или планируют новый бизнес, учат язык или размышляют, куда двинуться дальше.
Вы можете подписаться на интересных вам героев — наш телеграм-бот будет присылать вам уведомления о новых постах. Если вы тоже недавно переехали и хотите участвовать в реалити, присылайте заявку до 1 мая.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
В Грецию в доме на колесах
Я маркетолог, трейдер, диджей. 20 лет работал в крупных корпорациях и отправился смотреть мир. Мы уехали из Москвы в доме на колесах еще в мае 2021 года. Проехали всю Россию, пол-Европы, Армению, Грузию, Турцию и наконец осели в Греции.
Вместе со мной — жена-фрилансер и ребенок-школьник, он учится на удаленке. Мы подали документы на номадский ВНЖ в Греции и знаем, как это сделать самому, без помощи «помогашек».
В Марокко развивать свой бизнес
Мне 32 года. Жил в Москве. Работал во многих компаниях: «Сити-банке», «Европлане», «Юникредит-банке». Последние три года — в ИТ-компании ITV Group.
Долгое время планировали переезд в теплую страну. Марокко мы хорошо знаем еще со студенческих времен. После нескольких туристических поездок, анализа местного рынка, уровня жизни мы решились и начали для себя новый путь.
Переехали всей семьей — с женой и сыном 6 лет.
Я открыл в Марокко свою компанию и заключил договор с партнером в сфере интеллектуальной системы безопасности. Марокко считается очень перспективным рынком для развития.
Начал учить французский и арабский. Занимаюсь спортом — триатлоном. Планируем завести собачку, сын долго просил нас об этом. Это будет новый опыт.
Я прошел очень большой путь и с удовольствием поделюсь с читателями своим опытом выбора города и района для жизни, аренды жилья, открытия счетов в банке, открытия своей компании, получения ВНЖ, устройства ребенка в школу, изучения новых языков, обустройства быта, возможностей и потенциальных сфер работы для женщин — есть опыт поиска работы для супруги.
В Кишинев получать ВНЖ и искать работу
Мне 33 года. До отъезда жили в пригороде Санкт-Петербурга, в Гатчине.
Последние четыре года имела свое дело. Я профессиональный пар-мастер — организатор банных мероприятий.
Мы переехали семьей: я, муж и сын, ему 5 лет. Кошка осталась с моей бабушкой в Гатчине.
Продолжаем познавать город, встречаемся с такими же релокантами, как мы, заводим новые знакомства, организуем интересный досуг. Сейчас в процессе получения ВНЖ, жду уже саму карточку.
Последний месяц занимаюсь поиском работы, который пока не результативен. Ребенок в садике неполный день. В остальное время исследуем интересные места, сын посещает различные кружки. Здесь другая культура и другой менталитет, поэтому есть сложности.
В «грузинскую Сибирь» с мужем и двумя собаками
В январе 2023 года я, мой муж — он именуется сочинец — и два хвоста породы метис пересекли границу в пункте «Верхний Ларс». Уже четыре месяца, как мы осваиваем Грузию. У нас нестандартный опыт: мы не живем в столице. Наш город — Хашури, или «грузинская Сибирь».
Переезд случился спонтанно. Людям за сорок не так просто бросить все, погрузить в багажник старого автомобиля необходимое, затолкать на заднее сиденье хвостов и в пять утра уехать из уютного Краснодара в никуда.
Но подходящая работа для меня никак не находилась. Сочинец мог хранить верность своей архитектуре удаленно. Иждивенцев-хвостов спрашивать никто не стал. И мы рискнули.
Жизненному пути наших хвостов может позавидовать любой. Тузик — сокращенное ласковое имя от полного Блютус — был взят нами из приюта в Нижнем Новгороде, переехал на ПМЖ в Краснодар, жил в Мцхете и доехал до Хашури. Ипохондрик. Лечился во всех клиниках, включая грузинские.
Калич — это скорее не имя, а констатация факта — был подобран сбитым на шоссе в Краснодаре, вылечен и взят в Грузию вместе с Тузиком.
С моей антропофобией или человекобоязнью на адаптацию мне понадобилось два месяца. В 48 лет шансов выучить язык, начать карьеру, завести знакомства намного меньше. Мы это понимаем. Но эта страна научила нас не оглядываться назад с ностальгией, а смотреть вперед с любопытством и надеждой.
Мы не знаем, задержимся в Грузии надолго или поедем осваивать другие места. Но пока я не попробую вишню, сливу и алычу из нашего сада в Хашури, сочинцу не сдвинуть меня с места.
В Белград открывать кафе для русского комьюнити
Мне 33 года, и до переезда в Белград я жила жизнью мечты. К тому времени полгода как переехала в Сочи, удаленно работала руководителем блогерского департамента в «Рутьюбе», ходила в горы, бегала вдоль моря по вечерам и водила электрокар.
В октябре 2023 года я уволилась с работы из-за невозможности удаленки из другой страны, мы переехали, и я обалдела.
Муж уехал на неделю раньше нас. Мы с двумя дочерьми прилетели 3 октября прямым рейсом из Сочи с тремя чемоданами, куда я упаковала всю свою жизнь. Жизнь мечты со сноубордами, трекинговыми ботинками и мотокурткой пришлось сложить в тачку и вместе с тачкой оставить на парковке у друга в Сочи.
На удивление, я чувствую себя как дома. Вот несколько причин:
- В апреле я успешно получила ВНЖ на всех нас в новом помещении управы, где все сделано по образу и подобию московских МФЦ: электронная очередь, высокие потолки и много видов услуг в одном месте. Это приятно: есть ощущение, что страна для меня старается, что очень подкупает.
- Мы сняли новую комфортную квартиру, где все подходит под наши запросы. Есть сушилка, посудомойка, двухъярусная кровать, подземный паркинг и закрытый двор. Стоит чуть дороже, чем предыдущая, но очень напоминает мою квартиру в Москве, а главное, не нужно инвестировать кучу энергии и денег в создание уюта в месте, где мы живем, как я делала в первый приезд.
- Уже есть собственное представление о городе: места, где хочешь жить, где хочешь бывать, а куда вообще лучше не соваться. Как будто уже все понял, переосмыслил и можно осознанно приступать к реализации планов с минимальными издержками на налаживание рутины.
- Нам здесь рады наши новые друзья, с которыми мы подружились в первый приезд. Это семьи с детьми и ребята, с которыми я по выходным хожу изучать местные культурные места и на мероприятия русского комьюнити в Белграде. Поддерживающее окружение всегда дает мне много сил.
Я хочу открыть тут кафе-бар для русского комьюнити, подыскиваю помещение и вдохновляюсь конкурентами, которые уже открылись.
На Бали работать удаленно и искать себя
Мне 32 года. До релокации я успела почти три месяца пожить в Сочи, до этого больше года — в Москве. Родилась и долго жила в Кирове.
В марте 2022 года я решила путешествовать. В кармане был только загран, немного иностранной наличности, уйма вещей, с которыми надо было разобраться. У моего молодого человека был двоюродный брат в Израиле, он давно звал нас в гости. Решили поехать туда. Потом переместились в Турцию, потом мне пришлось возвращаться в Россию, а сейчас живем на Бали с новыми планами на жизнь.
Я работаю удаленно UX/UI-дизайнером. Постоянно ищу новые проекты, потому что найти удаленную работу за рубежом оказалось не так легко. А российская компания, где я работала, попросила меня уволиться из-за переезда, не соблюдая правила договора, по которому я могла работать где угодно.
Так начался путь фриланса, поиска новой работы, заодно поиска себя как личности и как специалиста.
На Бали заранее пришлось получать визу, я долго выбирала между бизнес-визой и туристической. Рассматривали ВНЖ, но тут есть подводные камни.
Активно учу английский, немного французский — для души. Проводим полноценные выходные в путешествиях, работаем по будням. Сейчас веду два разных проекта, постоянно учусь новому в профессии.
В Черногорию учить язык и строить планы
Мне 31, я редактор. До релокации жила во Владимире. В марте 2022 года мы с молодым человеком переехали в Ташкент, в августе 2022 — в Ереван. Оба этих города — релокация на минималках: все говорят по-русски, большая московско-питерская тусовка, даже продукты в магазинах знакомые.
Мы решили испытать себя по-настоящему и из мира, где есть вафли «Яшкино» и сосиски «Черкизово», переместиться в самую простую для переезда Европу. В марте 2023 года приехали в столицу Черногории Подгорицу.
Ни я, ни Саня до этого в Черногории не были, поэтому место для жизни пришлось выбирать по картинкам в «Пинтересте» и отзывам в тревел-блогах. В стране, которую все ценят за потрясающей красоты морские курорты, мы поселились не на море.
Подгорица — самый крупный город Черногории, здесь чуть больше 150 000 человек. Тут есть единственные в стране кинотеатр и торговый центр, нет сезонности и повышения цен. Отсюда каждый час ходят автобусы в любой город на побережье, так что без моря мы не останемся.
Еще с нами переехали две пары наших друзей. Чтобы хорошо и свободно жить в Черногории, хочу выучить язык. Получать ВНЖ пока не стану — буду визаранить. Планирую осмотреться и решить, оставаться в Черногории или ехать дальше — в Хорватию или Испанию.
В Великобританию в неизвестность
Мне 28 лет, жила в Иркутске, Москве, Питере. Была стюардессой. Последние года три работаю в SMM. Сейчас занимаюсь созданием контента в сервисе подбора психотерапевтов.
Переехали вместе с парнем Л. Не женаты. За год успели побывать в Грузии, Армении, Сербии, Англии и Израиле.
Это история факапа. Л. перевелся по работе из грузинского офиса в лондонский. Три месяца делал документы: сдавал экзамен IELTS, получал сертификат о спонсорстве, делал рабочую визу, получал BRP — местное ВНЖ. Потом собирали документы для меня, поскольку мы не женаты, на визу партнера.
Мы переехали в конце января 2023 года, начали искать жилье. А через две недели после переезда компания сократила 50% сотрудников по всему миру. В том числе моего парня Л.
Сейчас не знаем, что делать дальше. Найти в Лондоне работу по специальности Л. — задачка со звездочкой. Скорее всего, придется уезжать и искать работу в другом месте.
В Германию за политическим убежищем
Мне 28 годиков, и я одним днем с одним рюкзаком сорвался и уехал в неизвестность: поймал попутку до Финляндии и потратил около 12 часов на преодоление границы. Думаю, не нужно объяснять, почему так долго.
Жил я в Петербурге, работал скромным айтишником в поддержке. После февраля 2022 года готовился к переезду в Словакию, собирал деньги, документы, чтобы учиться. Но в сентябре произошли два события, которые перечеркнули все и изменили все планы. Первое: моя запись на сайте консульства исчезла, а следующие слоты на подачу документов были только в 2024 году — очень рад, что я не успел оплатить учебу. А про второе событие вы все и так знаете.
Далее предстоял интересный маршрут. После Финляндии я на пароме поехал в Эстонию. Прибыл ночью, пришлось ночевать на вокзале. Следующим утром уже ехал на автобусе до Чехии через Литву, Латвию, Польшу. В Праге сел на автобус до Берлина. Ехать больше суток подряд — так себе идея, но опыт интересный.
Сейчас я проживаю в контейнерном лагере, хожу в языковую школу и изучаю немецкий язык. Живу в ожидании получения защиты. Есть, скажем так, разрешение на работу и на аренду жилья. Никого из родных и друзей, кто дорог мне, рядом нет, но стали появляться новые друзья из иммигрантского сообщества.
Есть много планов: выучить язык, найти работу, жилье, понять страну, получить полноценное ВНЖ, может, даже получить местное образование, обменять водительское удостоверение, осуществить давнюю мечту купить мотоцикл, жить полноценной жизнью с чистого листа. Ну а конечная цель — получить гражданство.
На Северный Кипр сдавать недвижимость
Мне 40 лет. До переезда я работал директором по развитию крупнейшего производителя пищевых продуктов РФ и жил во Владимире. Перебрался в Турецкую Республику Северного Кипра. Это частично признанная страна, расположенная на севере средиземноморского острова Кипр.
Переехал вместе с женой и дочерью. Устроил дочь в американскую школу. Но сейчас задумался о смене школы в следующем году. Местное образование — отдельная большая тема. Еще планирую перевезти собаку — это оказалось непросто, потребуется время для подготовки.
Сейчас в процессе получения ВНЖ. Тот еще квест, потому что поток желающих превысил возможности этой неторопливой страны.
Пытаюсь перевести часть пассивного дохода от сдачи квартир из России на остров. Основная задача — обеспечить жизнь семьи на острове на ближайшие несколько лет.
В интернете очень много информации о Северном Кипре. Подавляющая часть подготовлена риелторами или людьми, связанными с продажей недвижимости. Поэтому общий фон сильно смещен в сторону острова как идеального места жительства. Однако это не так. Как человек с развитым критическим мышлением, я задумал серию материалов о Северном Кипре от лица нериелтора.
В Нидерланды искать работу
Мы с мужем переехали в Нидерланды в октябре 2022 года: меня релоцировали по работе до августа. Я живу в Гааге рядом с кладбищем, хожу до работы мимо «Девушки с жемчужной сережкой», и у меня из окна офиса видно тот самый суд.
Мне 31 год. Жила всю жизнь в Москве. До релокации я восемь лет проработала в образовании за рубежом: сначала пять лет отправляла людей учиться в вузы по всему миру, затем перешла в филиал нидерландской компании, продвигающей вузы Нидерландов, — организовывала научные лекции и открытые онлайн-курсы. Сейчас курирую гранты на групповое обучение сотрудников из развивающихся стран. Еще я из любви к искусству подрабатываю редактором в агентстве email-маркетинга.
Мужу 32 года. Он восемь лет был в ретейле: продавал гаджеты и другое оборудование. В феврале 2022 года окончил обучение на 2D-художника и стал изучать 3D-графику, чтобы сменить работу, но происходящее в мире подставило ему ножку, когда игрострой начал массово уходить из России. Сейчас ищет работу на удаленке, хочет стать 3D-художником окружения — рисовать локации и уровни в играх. Пока получается не очень.
Все основные документы уже получили, но загвоздка в том, что релокация была только на год. Сейчас я ищу работу в Европе, потому что в России работать с международным образованием у меня не получится. Искать работу сложно вдвойне: каждая вторая вакансия — айтишника, а я со своим переводческим дипломом и опытом работы с клиентами и грантами должна идеально разговаривать на голландском и рассматривать только руководящие позиции. В противном случае нужную для визы зарплату мне никто платить не станет. Голландский у меня средний, и я активно им занимаюсь.