УК не делает перерасчет за воду. Почему?

11

С начала пандемии несколько месяцев не передавали показания счетчиков за воду, но оплачивали фактическое потребление. Когда подали в УК заявление на проверку и перерасчет, получили отказ. Правомерен ли он?

Вот заявление, с которым мы обратились в УК
Вот заявление, с которым мы обратились в УК
А вот что УК ответила на наше заявление
А вот что УК ответила на наше заявление

Затем от управляющей компании пришло заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. Мы подали возражения, и приказ отменили. В определении суд предложил УК предъявить свое требование в порядке искового производства.

Прошло уже полтора месяца, но исковое производство так и не началось. Получается, разбираться УК не хочет. Если это так, в чем может быть причина?

Аватар автора

Дмитрий Бурняшев

эксперт по вопросам ЖКХ

Страница автора

Если счетчики исправны, УК обязана учитывать полученные показания. Даже если вы долго их не передавали и платежи вам начисляли по среднемесячным показаниям или нормативам, новые данные все равно должны принять и сделать перерасчет. Тогда вы заплатите за реальное потребление воды по счетчикам.

Расскажу, почему управляющие компании могут отказывать в перерасчете, даже если обязаны его произвести, и что можно сделать в вашей ситуации.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Почему УК отказывает в перерасчете

Как должно быть по закону. Если вы не передали показания счетчиков за 1—3 месяца, плату должны начислить по среднемесячному потреблению. Для этого УК суммирует объем воды по счетчикам за полгода и делит его на шесть  .

Если не передавать показания дольше трех месяцев, УК считает плату по нормативу потребления, исходя из количества проживающих в квартире  .

На практике УК не проводят перерасчет, прикрываясь ложными причинами. Разберу на примере.

Представим, что в октябре 2023 года человек передал показания счетчика — 380 м³. А следующие данные — 400 м³ — сообщил только в апреле 2024 года. Фактически за пять месяцев он потратил 20 м³ воды.

Но с ноября по март УК начислила 31 м³:

  1. Ноябрь, декабрь, январь — среднемесячное потребление. Предположим, 5 м³ в месяц, а за три месяца — 15 м³.
  2. Февраль и март — по нормативу 8 м³ в месяц, в сумме 16 м³.

Если УК примет показания собственника, придется делать перерасчет. Чтобы обойтись без него, она может заявить, что показания за прошлый период не важны и человек должен платить по среднему и нормативному потреблению. А новые показания в 400 м³ учтут как начальные для следующих начислений.

Но так нельзя, и УК в этом примере нарушает закон. Это подробно разобрал Верховный суд в деле, где собственник пытался оспорить положения о начислении по средним показателям и нормативу. Владелец квартиры не был согласен, что после таких начислений показания счетчиков не учитывают, а переплату УК может не возвращать.

Суд объяснил, что УК не права. Закон не обязывает платить за показания, начисленные по среднемесячной норме и превышающие объем действительно потребленных ресурсов. Значит, вы вправе требовать перерасчет по показаниям счетчиков, а отказ УК неправомерен.

Главное условие для перерасчета по показаниям — исправное состояние счетчиков. Чтобы доказать их работоспособность, обратитесь в УК с заявлением о проверке.

Как проверить счетчики

Если вы подадите заявление или обратитесь через ГИС ЖКХ, УК обязана провести проверку и снять показания счетчиков. На проверку будет 10 рабочих дней с даты подачи заявления  .

Пример текста для заявления о проверке счетчиков
Пример текста для заявления о проверке счетчиков

УК проверяет счетчики по четырем критериям  :

  1. Заводские пломбы и антимагнитные ленты не нарушены.
  2. Нет механических повреждений.
  3. Межповерочный интервал не истек.
  4. Счетчики отображают показания при пользовании коммунальными ресурсами — например, показывают изменения, если открыть кран.

Если счетчики в порядке, УК составит два экземпляра акта проверки состояния приборов учета. Там должно быть указано, что счетчики исправны, а также должны быть внесены текущие показания.

Подпишите акты и оставьте себе экземпляр с подписями сотрудников УК. Дополнительно писать заявление о перерасчете не нужно: акт передадут в отдел по начислениям и там все сделают сами.

Если проверка выявила нарушения в работе счетчиков, УК составит один из актов:

  1. о несанкционированном вмешательстве в работу счетчиков — если нарушены пломбы или есть механические повреждения;
  2. о выходе счетчиков из строя — при наличии других нарушений.

Такие акты также вручают под подпись. Если вы не согласны с выводами, отразите это в акте.

Дальнейшие действия зависят от ситуации. Например, если царапину на корпусе счетчика отнесли к механическим повреждениям, можно обратиться в экспертную организацию и оценить, влияет ли это на работу прибора учета.

Как делают перерасчет

Если по нормативу начислили больше, чем вы потратили по счетчикам, разницу:

  1. отражают как авансовый платеж, если вы платили каждый месяц таких начислений;
  2. вычитают из долга, если вы не платили в этот период.

Если по счетчикам вы потратили больше, чем начислила УК, разницу выставят к оплате  . Разберу на примере.

Предположим, с ноября по март человек потратил 20 м³ воды. Показания счетчиков он подал только в марте. Но к этому времени УК насчитала на 11 м³ больше — 31 м³.

Получается, управляющая компания должна:

  1. выставить к оплате 20 м³, если человек не платил с ноября по март;
  2. снизить начисления на 11 м³ и сделать перерасчет, если человек платил все время. А полученную сверх нормы сумму отобразить как переплату или аванс.

Если же УК насчитала 31 м³, а по факту человек потратил 40 м³, УК должна выставить счет за неоплаченные 9 м³.

Что делать, если УК игнорирует заявления

Подайте жалобу в Государственную жилищную инспекцию через портал ГИС ЖКХ, если:

  1. вы направили заявление о проверке состояния счетчиков, а УК его проигнорировала;
  2. УК проверила счетчики, но по-прежнему уверена, что не обязана делать перерасчет.

В жалобе отразите все обстоятельства:

  1. Вам выставили счет по среднемесячному потреблению и нормативу.
  2. Вы подавали заявление о проверке счетчиков.
  3. УК уклонилась от проверки или перерасчета.

В течение 30 дней жилинспекция проведет проверку. И, если ваша правота подтвердится, выдаст УК предписание произвести перерасчет коммунальных услуг исходя из показаний счетчиков.

Пример жалобы на УК в жилинспекцию
Пример жалобы на УК в жилинспекцию

Что в итоге

УК обязана сделать перерасчет по показаниям счетчиков, если вы их не передавали некоторое время. Главное условие — исправность счетчиков. Чтобы это подтвердить и передать актуальные показания, обратитесь в УК с заявлением о проверке приборов учета.

В течение десяти дней к вам придут и составят акт о том, что счетчики исправны, куда внесут показания. После этого сотрудники УК сами передадут данные для перерасчета.

Если в работе счетчиков найдут нарушения, придется решать проблему индивидуально — в зависимости от того, что пропишут в акте сотрудники УК.

Если же УК отказывается проверять счетчики и делать перерасчет, подайте жалобу в Государственную жилищную инспекцию. В течение 30 дней УК получит предписание произвести перерасчет по показаниям приборов учета.

Дмитрий БурняшевЗабывали передавать показания? Расскажите, как делали перерасчет:
  • Ivan LevashovМожно пожаловаться в гжи, это можно сделать через сайт ГИС ЖКХ, а именно dom.gosuslugi.ru4
  • ЙцукенА как можно снизить расчет по нормативу?0
  • Дмитрий БурняшевЙцукен, если мы берем классическую ситуацию - отсутствуют индивидуальные счетчики в квартире, то тут расчет ведется по нормативу и количеству проживающих. Снизить оплату можно: - уменьшить количество проживающих; - установить счетчики. Другого варианта нет.0
  • ЙцукенДмитрий, а если ситуация, сломался счетчик который сам передает показания, ну то есть он исправно передавал 0 каждый месяц пол года пока не заметили. УК с радостью выкатывает перерасчет по среднему/нормативу. Например я был в отпуске, у меня есть билет туда, билет оттуда, соответственно я в квартире не жил и допустим за один месяц обосновано 0 показания0
  • Дмитрий БурняшевЙцукен, нет. Тут УК начисления делает на законных основаниях, так как прибор учета считается вышедшим из строя. Перерасчеты по причине временного отсутствия в квартире предусмотрены для случаев, когда в квартире отсутствует счетчик. У вас же он есть, но неисправен.1
  • Елена КашафутдиноваСпасибо, не знала, что есть такая возможность, можно ли отправить такое заявление, если оплачивала по нормативам один месяц давно (примерно год назад)?0
  • Дмитрий БурняшевЕлена, да, можно. Но нужно смотреть историю начислений после передачи вами показаний. Если УК после передачи вами показаний продолжила делать начисления, как в описываемом примере, то да, перерасчет положен. Пример: Представим, что в октябре 2023 года человек передал показания счетчика — 380 м³. А следующие данные — 400 м³ — сообщил только в апреле 2024 года. Фактически за пять месяцев он потратил 20 м³ воды. Но с ноября по март УК начислила 31 м³: Ноябрь, декабрь, январь — среднемесячное потребление. Предположим, 5 м³ в месяц, а за три месяца — 15 м³. Февраль и март — по нормативу 8 м³ в месяц, в сумме 16 м³. Если УК примет показания собственника, придется делать перерасчет. Чтобы обойтись без него, она может заявить, что показания за прошлый период не важны и человек должен платить по среднему и нормативному потреблению. А новые показания в 400 м³ учтут как начальные для следующих начислений.1
  • Татьяна ИшковаДмитрий, Почему?? Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708)Расчет ЖКХ https://raschetgkh.ru/postanovleniya/2-postanovlenie-ot-06-05-2011-354.html#p59-b0
  • Дмитрий БурняшевТатьяна, не понял сам вопрос, что именно почему? Если в контексте выше комментария, то описан пример логики УК, которые часто отказывает в перерасчете.0
  • Ольга КупринаНе передавали показания за воду . Но платили по счётчику. Насчитали задолжность 12000 тыс. Куда обратиться, чтобы сделали перерасчёт.0
  • Дмитрий БурняшевОльга, алгоритм такой же как и в статье. 1. Пишите заявление о проведении проверки и снятии показаний. 2. Вам делают проверку и фиксируют показания. 3. В текущем месяце в платежном документе должен быть отражен перерасчет.0

Сообщество