УК не делает перерасчет за воду. Почему?

25

С начала пандемии несколько месяцев не передавали показания счетчиков за воду, но оплачивали фактическое потребление. Когда подали в УК заявление на проверку и перерасчет, получили отказ. Правомерен ли он?

Вот заявление, с которым мы обратились в УК
Вот заявление, с которым мы обратились в УК
А вот что УК ответила на наше заявление
А вот что УК ответила на наше заявление

Затем от управляющей компании пришло заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. Мы подали возражения, и приказ отменили. В определении суд предложил УК предъявить свое требование в порядке искового производства.

Прошло уже полтора месяца, но исковое производство так и не началось. Получается, разбираться УК не хочет. Если это так, в чем может быть причина?

Аватар автора

Дмитрий Бурняшев

эксперт по вопросам ЖКХ

Страница автора

Если счетчики исправны, УК обязана учитывать полученные показания. Даже если вы долго их не передавали и платежи вам начисляли по среднемесячным показаниям или нормативам, новые данные все равно должны принять и сделать перерасчет. Тогда вы заплатите за реальное потребление воды по счетчикам.

Расскажу, почему управляющие компании могут отказывать в перерасчете, даже если обязаны его произвести, и что можно сделать в вашей ситуации.

Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Почему УК отказывает в перерасчете

Как должно быть по закону. Если вы не передали показания счетчиков за 1—3 месяца, плату должны начислить по среднемесячному потреблению. Для этого УК суммирует объем воды по счетчикам за полгода и делит его на шесть  .

Если не передавать показания дольше трех месяцев, УК считает плату по нормативу потребления, исходя из количества проживающих в квартире  .

На практике УК не проводят перерасчет, прикрываясь ложными причинами. Разберу на примере.

Представим, что в октябре 2023 года человек передал показания счетчика — 380 м³. А следующие данные — 400 м³ — сообщил только в апреле 2024 года. Фактически за пять месяцев он потратил 20 м³ воды.

Но с ноября по март УК начислила 31 м³:

  1. Ноябрь, декабрь, январь — среднемесячное потребление. Предположим, 5 м³ в месяц, а за три месяца — 15 м³.
  2. Февраль и март — по нормативу 8 м³ в месяц, в сумме 16 м³.

Если УК примет показания собственника, придется делать перерасчет. Чтобы обойтись без него, она может заявить, что показания за прошлый период не важны и человек должен платить по среднему и нормативному потреблению. А новые показания в 400 м³ учтут как начальные для следующих начислений.

Но так нельзя, и УК в этом примере нарушает закон. Это подробно разобрал Верховный суд в деле, где собственник пытался оспорить положения о начислении по средним показателям и нормативу. Владелец квартиры не был согласен, что после таких начислений показания счетчиков не учитывают, а переплату УК может не возвращать.

Суд объяснил, что УК не права. Закон не обязывает платить за показания, начисленные по среднемесячной норме и превышающие объем действительно потребленных ресурсов. Значит, вы вправе требовать перерасчет по показаниям счетчиков, а отказ УК неправомерен.

Главное условие для перерасчета по показаниям — исправное состояние счетчиков. Чтобы доказать их работоспособность, обратитесь в УК с заявлением о проверке.

Как проверить счетчики

Если вы подадите заявление или обратитесь через ГИС ЖКХ, УК обязана провести проверку и снять показания счетчиков. На проверку будет 10 рабочих дней с даты подачи заявления  .

Пример текста для заявления о проверке счетчиков
Пример текста для заявления о проверке счетчиков

УК проверяет счетчики по четырем критериям  :

  1. Заводские пломбы и антимагнитные ленты не нарушены.
  2. Нет механических повреждений.
  3. Межповерочный интервал не истек.
  4. Счетчики отображают показания при пользовании коммунальными ресурсами — например, показывают изменения, если открыть кран.

Если счетчики в порядке, УК составит два экземпляра акта проверки состояния приборов учета. Там должно быть указано, что счетчики исправны, а также должны быть внесены текущие показания.

Подпишите акты и оставьте себе экземпляр с подписями сотрудников УК. Дополнительно писать заявление о перерасчете не нужно: акт передадут в отдел по начислениям и там все сделают сами.

Если проверка выявила нарушения в работе счетчиков, УК составит один из актов:

  1. о несанкционированном вмешательстве в работу счетчиков — если нарушены пломбы или есть механические повреждения;
  2. о выходе счетчиков из строя — при наличии других нарушений.

Такие акты также вручают под подпись. Если вы не согласны с выводами, отразите это в акте.

Дальнейшие действия зависят от ситуации. Например, если царапину на корпусе счетчика отнесли к механическим повреждениям, можно обратиться в экспертную организацию и оценить, влияет ли это на работу прибора учета.

Как делают перерасчет

Если по нормативу начислили больше, чем вы потратили по счетчикам, разницу:

  1. отражают как авансовый платеж, если вы платили каждый месяц таких начислений;
  2. вычитают из долга, если вы не платили в этот период.

Если по счетчикам вы потратили больше, чем начислила УК, разницу выставят к оплате  . Разберу на примере.

Предположим, с ноября по март человек потратил 20 м³ воды. Показания счетчиков он подал только в марте. Но к этому времени УК насчитала на 11 м³ больше — 31 м³.

Получается, управляющая компания должна:

  1. выставить к оплате 20 м³, если человек не платил с ноября по март;
  2. снизить начисления на 11 м³ и сделать перерасчет, если человек платил все время. А полученную сверх нормы сумму отобразить как переплату или аванс.

Если же УК насчитала 31 м³, а по факту человек потратил 40 м³, УК должна выставить счет за неоплаченные 9 м³.

Что делать, если УК игнорирует заявления

Подайте жалобу в Государственную жилищную инспекцию через портал ГИС ЖКХ, если:

  1. вы направили заявление о проверке состояния счетчиков, а УК его проигнорировала;
  2. УК проверила счетчики, но по-прежнему уверена, что не обязана делать перерасчет.

В жалобе отразите все обстоятельства:

  1. Вам выставили счет по среднемесячному потреблению и нормативу.
  2. Вы подавали заявление о проверке счетчиков.
  3. УК уклонилась от проверки или перерасчета.

В течение 30 дней жилинспекция проведет проверку. И, если ваша правота подтвердится, выдаст УК предписание произвести перерасчет коммунальных услуг исходя из показаний счетчиков.

Пример жалобы на УК в жилинспекцию
Пример жалобы на УК в жилинспекцию

Что в итоге

УК обязана сделать перерасчет по показаниям счетчиков, если вы их не передавали некоторое время. Главное условие — исправность счетчиков. Чтобы это подтвердить и передать актуальные показания, обратитесь в УК с заявлением о проверке приборов учета.

В течение десяти дней к вам придут и составят акт о том, что счетчики исправны, куда внесут показания. После этого сотрудники УК сами передадут данные для перерасчета.

Если в работе счетчиков найдут нарушения, придется решать проблему индивидуально — в зависимости от того, что пропишут в акте сотрудники УК.

Если же УК отказывается проверять счетчики и делать перерасчет, подайте жалобу в Государственную жилищную инспекцию. В течение 30 дней УК получит предписание произвести перерасчет по показаниям приборов учета.

Дмитрий БурняшевЗабывали передавать показания? Расскажите, как делали перерасчет:
  • Ivan LevashovМожно пожаловаться в гжи, это можно сделать через сайт ГИС ЖКХ, а именно dom.gosuslugi.ru4
  • ЙцукенА как можно снизить расчет по нормативу?0
  • Дмитрий БурняшевЙцукен, если мы берем классическую ситуацию - отсутствуют индивидуальные счетчики в квартире, то тут расчет ведется по нормативу и количеству проживающих. Снизить оплату можно: - уменьшить количество проживающих; - установить счетчики. Другого варианта нет.0
  • ЙцукенДмитрий, а если ситуация, сломался счетчик который сам передает показания, ну то есть он исправно передавал 0 каждый месяц пол года пока не заметили. УК с радостью выкатывает перерасчет по среднему/нормативу. Например я был в отпуске, у меня есть билет туда, билет оттуда, соответственно я в квартире не жил и допустим за один месяц обосновано 0 показания0
  • Дмитрий БурняшевЙцукен, нет. Тут УК начисления делает на законных основаниях, так как прибор учета считается вышедшим из строя. Перерасчеты по причине временного отсутствия в квартире предусмотрены для случаев, когда в квартире отсутствует счетчик. У вас же он есть, но неисправен.1
  • Елена КашафутдиноваСпасибо, не знала, что есть такая возможность, можно ли отправить такое заявление, если оплачивала по нормативам один месяц давно (примерно год назад)?0
  • Дмитрий БурняшевЕлена, да, можно. Но нужно смотреть историю начислений после передачи вами показаний. Если УК после передачи вами показаний продолжила делать начисления, как в описываемом примере, то да, перерасчет положен. Пример: Представим, что в октябре 2023 года человек передал показания счетчика — 380 м³. А следующие данные — 400 м³ — сообщил только в апреле 2024 года. Фактически за пять месяцев он потратил 20 м³ воды. Но с ноября по март УК начислила 31 м³: Ноябрь, декабрь, январь — среднемесячное потребление. Предположим, 5 м³ в месяц, а за три месяца — 15 м³. Февраль и март — по нормативу 8 м³ в месяц, в сумме 16 м³. Если УК примет показания собственника, придется делать перерасчет. Чтобы обойтись без него, она может заявить, что показания за прошлый период не важны и человек должен платить по среднему и нормативному потреблению. А новые показания в 400 м³ учтут как начальные для следующих начислений.1
  • Татьяна ИшковаДмитрий, Почему?? Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708)Расчет ЖКХ https://raschetgkh.ru/postanovleniya/2-postanovlenie-ot-06-05-2011-354.html#p59-b0
  • Дмитрий БурняшевТатьяна, не понял сам вопрос, что именно почему? Если в контексте выше комментария, то описан пример логики УК, которые часто отказывает в перерасчете.0
  • Ольга КупринаНе передавали показания за воду . Но платили по счётчику. Насчитали задолжность 12000 тыс. Куда обратиться, чтобы сделали перерасчёт.0
  • Дмитрий БурняшевОльга, алгоритм такой же как и в статье. 1. Пишите заявление о проведении проверки и снятии показаний. 2. Вам делают проверку и фиксируют показания. 3. В текущем месяце в платежном документе должен быть отражен перерасчет.0
  • ТатьянаДом сдан в июне 2023, договор с УК не заключался, ИПУ по воде не вводились в эксплуатацию. В марте 2024 года ИПУ ввели в эксплуатацию и начали передавать данные в УК, а до этого времени начисления велись по нормативу. Сейчас начисления ведутся по фактическим данным, но задолженность начисленную по нормативам не пересчитывают. Правомерны ли действия Указано и Мособлеирц?0
  • Дмитрий БурняшевТатьяна, ситуация, описанная вами и ситуация, указанная в вопросе и ответе, совершенно разные. В вашей ситуации УК руководствуется п. 81 Правил № 354, согласно которой - чтобы первично считать счетчик в качестве расчетного (то есть принимать его показания и учитывать их в расчете коммунальных услуг) нужно его ввести в эксплуатацию. То есть вы, как потребитель, подаете заявление в УК , а УК в ответ приходит и проверяет счетчик, а также устанавливает свои пломбы. В такой ситуации счетчик принимается к учету с 1 числа месяца, следующим за месяцем составления акта ввода в эксплуатацию. Тем не менее, можно попробовать использовать выводы ВС РФ, указанные в настоящем ответе. Но в целом ситуация спорная и однозначного ответа нельзя дать.0
  • Аленаподскажите, пожалуйста, если не была сделана поверка счётчиков во время из-за отсутствия в стране, соответственно начисляли по нормативу, а потом повышенный.. я сделала поверку, счётчик исправен, то могу ли я требовать перерасчёт за этот период, когда меня не было?0
  • Дмитрий БурняшевАлена, вы вправе требовать перерасчет за период, когда поверка истекла, а не только за период вашего отсутствия в России.Об этом подробно расписано в статье выше.0
  • АленаДмитрий, спасибо большое за ответ :) я прочитала статью, но бухгалетр оперирует статьёй 354, где говорится, что пока счётчик был не проверен, то считался отсутствующим и поэтому за этот период перерасчёт они не сделают по закону.. в разных статьях тоже многие "эксперты" пишут, что перерасчёт если и сделают, то макс. за 6 месяцев, а вообще отказ якобы правомерен.. но это абсолютно не логично, поэтому я и спросила, т.к. в этой статье вы говорите, что я могу это требовать.. возможно, есть какие-то нюансы ещё? или достаточное основание - это проверка и факт исправности счётчика? к тому же приборы учёта для всех квартир в моём доме находятся не в квартире, а на общей площадке и доступ к ним у управляющей компании всегда есть, а показания передаются автоматически.0
  • НиколайНе передавали 5 месяцев.Обратились в УК. В тот же день пришел сантехник, проверил пломбы и снял актуальные показания счетчиков. Отнесли заявление в УК. Через 20 дней получили на почту отказ в перерасчете за предыдущие периоды и предложение передавать показания и впредь оплачивать по показаниям. Видимо, придется обратиться в жилинспекцию0
  • Дмитрий БурняшевНиколай, типичная ситуация. Надеюсь информация в статье поможем вам добиться перерасчета.1
  • Дмитрий БурняшевАлена, описанная в статье ситуация не под ваш случай. Для вашего случая используйте информацию из статьи по ссылке https://journal.tinkoff.ru/water-meter-challenge/0
  • user3393206Здравствуйте, скажите пожалуйста как быть если я уже месяц не могу долбится чтобы пришли сняли показание счётчиков воды? Диспетчер не адекватная женщина игнорирует вызовы по моему адресу. Горячая линия уже устала принимать мои заявки, как быть в моей ситуации?0
  • Дмитрий Бурняшевuser3393206, обратитесь в письменной форме, чтобы зафиксировать факт обращения. Это поможет в дальнейшем при написании жалобы. В помощь вам: пп. е(2) п. 31 Правил № 354.0
  • Дмитрий ЗаславскийСпасибо! Вот только непонятно, зачем обязательно обращаться в УК по поводу проверки счётчиков? Им это объективно не надо, если стоит цель отпираться от перерасчёта! Что мешает сразу обратиться в организацию, которая делает поверку, и вносит результаты поверки в реестр? Тогда у УК уже не будет никаких оснований оспаривать работоспособность, целостность пломб, ну и вообще придумывать иные отмазки от перерасчёта.0
  • АлександраДмитрий, подскажите пожалуйста. Прописана в коммунальной квартире, иногда нахожусь здесь, счетчики на воду есть. Но к сожалению соседи ранее не снимали показания. Решила заняться этим вопросом, чтобы перерасчет сделали. Но мне отказали. Хотя ГВС мне пересчитали, оказалась большая переплата. А ХВС отказываются. Компании 2 разные Как можно решить этот вопрос? Спасибо0
  • Дмитрий БурняшевАлександра, в коммунальной квартире правила расчета немного другие. Там, за комнатное потребление нужно оплачивать + за места общего пользования в коммунальной квартире. Ну и никто не отменял КР на СОИ. Но в целом, если установлен ИПУ или комнатный ПУ, то перерасчет по индивидуальному потреблению положен, как и выше расписано. Думаю, претензия(подробная, а не краткая) и вероятность повысится на досудебное урегулирование.0
  • Здравствуйте! г. Москва, нам выставили перерасчет на 209 т.р. по последнему ЕПД за ноябрь, правомерно ли это? Обратились в МФЦ, там разъяснили, что это перерасчет с декабря 2021 года (т.е., за 3 последних года). В квартире не было никогда счетчиков воды, перерасчет появился только после того, как мы поставили водосчетчики. Счетчики воды поставили 8 октября 2024, на следующий день передали в УК. При этом на мос ру висела переплата 39 т.р., в октябре пришел ЕПД на 16 т.р., в МФЦ разъяснили, что переплата 39 т.р. пошла сюда, плюсом почему-то начислено было 41.61 кб.м. холодной воды и 28.47 кб.м. горячей. В ЕПД за октябрь переплата не упоминается вообще, однако теперь она уже пропала с мос.ру. В квартире количество проживающих 0 человек. Норматив в Москве 6,935 холодное, 4,745 горячее водоснабжение. По предыдущим ЕПД: с 11.21 по 04.22 начислялось ХВС 13.87 кб.м., ГВС 9.49 кб.м. Затем с 05.22 по 07.23 начислялось ХВС 10.4025 кб.м., ГВС 7.1175 кб.м. Затем с 08.23 по 09.24 почему-то не начислялось за воду вообще ничего, только за отопление. 10.24 начислилось 41.61 кб.м. ХВС, 28.47 кб.м. ГВС, а 11.24 9.3958 кб.м. ХВС, 6.4287 кб.м. ГВС. По всем ЕПД всё исправно платилось. В последнем ЕПД: ГВС ДПУ 122552.84 руб. перерасчет, ХВС ДПУ 37609.97 руб. перерасчет, Водоотв. ДПУ 49036.96 руб. перерасчет. Откуда могли появиться такие цифры? Есть ощущение, будто бы за 36 месяцев по коэффициенту 3 перерасчитали, не учтя, что мы по нормативу платили исправно всё время, кроме периода в 13 месяцев, когда не было никаких начислений. Прошу подсказать и помочь в данной ситуации.0