ЖКХ
33K

Как я установил счетчик воды, а управляющая компания не хотела его опломбировать

Зато теперь я плачу за ЖКУ меньше

44
Как я установил счетчик воды, а управляющая компания не хотела его опломбировать
Аватар автора

Александр Досколюк

поставил счетчик

Страница автора

Как оказалось, мало поставить счетчик, надо добиться, чтобы его опломбировали.

В 2021 году мы переехали из Нижнего Новгорода в пригород — в свой частный дом. До этого мы с женой и шестилетним ребенком жили в квартире. Мы не стали ее продавать, а оставили для сына. Сейчас приезжаем туда изредка, когда накапливаются дела в городе или если там останавливаются погостить родственники.

Так как в доме живем постоянно, в квартире мы решили поставить счетчики на газ и воду, чтобы не платить лишнего. Начать решили с воды. Однако в процессе столкнулись с трудностями: управляющая компания затягивала опломбировку, ситуация решилась только после жалобы на имя директора. Процесс растянулся на четыре месяца, так что потом пришлось делать перерасчет. Расскажу, как все было.

Почему мы решили установить счетчики

Мы построили дом совсем недавно, он находится в 15 километрах от города. Там своя вода — из скважины, поэтому платим только за электричество и газ. Мы переехали лишь зимой, поэтому сложно сказать, сколько в среднем тратим в месяц. Как только проживем хотя бы год, получим точные числа. Пока электричества в месяц нагорает примерно на 600 ₽. А в зимний период за газ выходило 10 000—15 000 в месяц, поскольку дом отапливается газовым котлом. Зато летом будет по нулям.

В квартире электрический счетчик поставили давно, а вот приборов для учета газа и холодной воды не было. Последние мы и решили поставить — ради экономии. Если счетчиков на воду или электричество нет, владелец помещения должен платить по нормативу потребления коммунальных услуг на человека с повышающим коэффициентом — с 2017 года это 1,5. Таким образом, нормативные значения умножают на этот показатель. В платежке за услуги ЖКХ так и пишут — «холодная вода ПК», то есть «повышающий коэффициент».

Поясню на примере: ежемесячный норматив потребления воды на одного человека — 6,74 м³. Стоимость кубометра в Нижнем Новгороде — 24,1 ₽. Если нет счетчика, придется заплатить: 6,74 м³ × 24,1 ₽ × 1,5 = 243,7 ₽. В реальности же человек может использовать, например, всего два куба, то есть по счетчику заплатил бы почти в пять раз меньше — 48,2 ₽.

Есть и исключения. Повышающий коэффициент не принимают, если нет технической возможности установить счетчик. Тогда владелец должен представить акт технического обследования, который это подтверждает. Но это не был наш случай.

На водоотведение повышающего коэффициента нет, хотя по логике в канализацию уходит столько же воды, сколько и пришло в дом.

В тот момент в нашей квартире был прописан один человек, и ежемесячно за комуслуги мы платили около 700 ₽. Из них больше половины, почти 380 ₽, — за водоотведение и воду с учетом повышающего коэффициента. Но так как по факту в квартире почти никто никогда не живет, со счетчиком эта часть платежей снизилась бы до минимума.

Дальше расскажу по шагам, как поставить счетчик и как действовать, чтобы официально ввести его в эксплуатацию.

Платежка, которую мы получили до установки счетчика
Платежка, которую мы получили до установки счетчика
Шаг 1

Установили счетчик

По закону озаботиться установкой приборов учета и следить за их своевременной заменой должен собственник помещения — не важно, жилое оно или нет. Это значит, что счетчики мы должны были установить за свой счет.

Мы начали со счетчика на воду. Решили установить его сами — это не запрещено. Выбрали самый простой — «Метер СВУ-15» с комплектом подключения, купили его в интернет-магазине за 845 ₽. Еще мы меняли железную трубу стояка холодного водоснабжения на пластиковую. В итоге все материалы обошлись нам в 5000 ₽.

Я собрал побольше информации в интернете и посмотрел видео. Например, есть соответствующие ролики-инструкции на «Ютубе». У меня сложилось четкое понимание, как это должно выглядеть. Существуют схемы сборки счетчика с кранами, обратным клапаном и муфтами. Такая схема на всех сайтах одинаковая и мало чем отличается. Ее я и взял за основу.

Вот так выглядит стандартная схема сборки счетчика — учтен даже фильтр грубой очистки
Вот так выглядит стандартная схема сборки счетчика — учтен даже фильтр грубой очистки
Расходы на материалы и счетчик
Расходы на материалы и счетчик

Инструмент, как и опыт сборки водоснабжения, у меня был еще с постройки собственного дома. Там я наделал ошибок на всю жизнь вперед, но чему-то в итоге научился. Я сразу прикинул, что на такой маленький объем работ мне нужен день, и купил материал.

Но обнаружилась небольшая сложность: у меня не было времени этим заниматься. Впереди предстоял переезд в новый дом, и там были еще не решенные дела. Поэтому я все же нашел специалистов на «Авито», чтобы они сделали эту, на мой взгляд, несложную работу. Они предложили заменить железную трубу стояка холодной воды на пластиковую за 4500 ₽. Мне не хотелось возиться со старой железной трубой, и я согласился.

Чтобы менять стояк, необходимо сначала перекрыть подачу воды в подвале и слить воду из системы. Я дополнительно повесил табличку на кран в подвале о том, что в моей квартире ведутся ремонтные работы и я прошу не открывать воду.

Трубы заменили за 30 минут: сверху и снизу обрезали старую трубу и установили специальные компрессионные фитинги, которые я купил заранее по 956 ₽ за штуку. К ним уже припаяли полипропиленовую трубу 32-го диаметра.

Специальные компрессионные фитинги
Специальные компрессионные фитинги
Так компрессионные фитинги выглядят в разрезе
Так компрессионные фитинги выглядят в разрезе

Дальше работать с полипропиленовыми трубами оказалось гораздо легче, чем с железом, и счетчик я уже ставил сам. Для этого понадобилось несколько часов, паяльник для полипропиленовых труб и газовые ключи. Я последовательно шел по инструкции из интернета и собирал на лен или фиксатор резьбы все резьбовые соединения. Для меня это было маленькое приключение, будто я собираю конструктор, как в детстве.

Паспорт от счетчика я сохранил: он понадобился, чтобы подать заявление на опломбировку.

Если в дальнейшем вы не будете пользоваться купленным инструментом, лучше пригласить специалистов и не тратиться на его покупку. Но если будете строить дом или делать ремонт в квартире, все пригодится в будущем.

Шаг 2

Написали заявку на ввод в эксплуатацию

После установки счетчика надо ввести его в эксплуатацию, то есть официально все оформить и опломбировать сам прибор, иначе считается, что по факту его не существует. Для этого собственник должен подать заявление — в нашем случае в управляющую компанию АО «ДК Нижегородского района».

Все оформление документов по вводу счетчика в эксплуатацию должна делать управляющая компания либо поставщик ресурсов, например энергетики или водоканал. По закону сделать это должны бесплатно. Обычно от собственника жилья нужна только заявка.

У каждого счетчика есть свой срок службы, у нашего он составляет 12 лет. Когда срок подойдет к концу, нужно будет написать заявление в управляющую компанию. Она снимет пломбу в связи с заменой счетчика, поменяет прибор и снова введет его в эксплуатацию.

На следующий день после того, как установили счетчик, мы отправились в управляющую компанию и написали заявление. Все прошло на удивление быстро: нам дали бланк заявления, попросили оставить телефон для связи, присвоили заявке входящий номер, отдали копию и сказали ждать.

Опломбировать прибор пообещали в течение месяца. Мы обрадовались, что все вышло так оперативно. Это было 15 сентября 2021 года. Как оказалось, мы рано обрадовались.

Заявление на опломбировку
Заявление на опломбировку
Паспорт на счетчик
Паспорт на счетчик

Прошел месяц, но нам никто так и не позвонил. При этом по закону пломбы должны поставить как раз в течение месяца. Более того, уже начиная с первого числа ближайшего месяца после установки платить за комуслуги надо, ориентируясь как раз на показания счетчика.

В законодательстве четко прописано, что если исполнитель — в нашем случае это УК — не явился в указанный в заявке день, то в течение трех рабочих дней нам должны предложить новые дату и время. Максимальный срок, на который могут перенести работы, — 15 рабочих дней. Сдвинуть этот срок могут не позднее чем через три дня после того, как владелец подал заявление.

Но когда мы писали заявление, никто не сказал, что надо договариваться на конкретный день. Просто заверили, что вопрос решат в течение месяца. Оказалось — обманули.

Мы звонили в управляющую компанию, но там всячески затягивали сроки. Операторы горячей линии отвечали, что «заявка на опломбировку в работе». Другой информации у нас не было. Каких-либо уведомлений от АО «ДК Нижегородского района» о переносе даты ввода прибора учета в эксплуатацию не поступало.

Наступал Новый год, а для УК нашего счетчика все так же не существовало.

Шаг 3

Пожаловались в управляющую компанию

С момента, как мы подали заявку, прошло три месяца, но счетчик так никто и не опломбировал. Все это время мы платили по нормативу — естественно, с повышающим коэффициентом. В квартире прописан один человек, а значит, ежемесячный норматив на холодную воду был 6,74 м³ плюс 3,37 м³ — повышающий коэффициент, а также водоотведение — 6,74 м³.

Счетчик же насчитывал по четыре-пять кубометров в месяц, только вот передать эти показания мы никак не могли, УК упорно не хотела его признавать.

Мы решили жаловаться директору на работу сотрудников УК. Вариантов было два:

  1. Подать жалобу лично, на имя директора УК. К ней прикладывают копию заявления на опломбировку и копию паспорта на счетчик. Заявление надо зарегистрировать обязательно у секретаря — в двух экземплярах. На одном экземпляре заявителя секретарь поставит входящий номер, свою должность, дату и печать. Этот экземпляр может пригодиться, если дело дойдет до суда. Второй останется у секретаря.
  2. Отправить письмом по электронной почте. Проще всего найти адрес на официальном сайте управляющей компании. К письму надо приложить сканы все тех же документов. Как юрист, советую отправить письмо с пометкой «лично директору УК». Заявление должно быть рассмотрено в двухнедельный срок.

9 января 2022 года мы отправили по электронной почте жалобу на имя директора управляющей компании. В жалобе подробно описали сложившуюся ситуацию и приложили все необходимые документы: копии паспорта счетчика и заявления на опломбировку. Здесь же попросили сделать перерасчет с дня первого обращения в УК — об этом расскажу чуть ниже.

Так выглядела жалоба директору УК
Так выглядела жалоба директору УК
Шаг 4

Дождались сотрудников УК, которые опломбировали прибор

Через четыре дня после того, как мы отправили жалобу, к нам пришли сотрудники управляющей компании и опломбировали счетчик. Вся процедура заняла не более пяти минут.

Слесари проверили, нет ли на трубе подтеков, а потом установили пластмассовую пломбу с индивидуальным номером. После этого они составили в двух экземплярах акт о вводе прибора в эксплуатацию. Один отдали нам.

Счетчик с пломбой
Счетчик с пломбой
Акт опломбировки
Акт опломбировки
Шаг 5

Сделали перерасчет

Оставался нерешенным главный вопрос: как сделать перерасчет платы за воду. Вообще, показания счетчика начинают учитывать только после первого числа того месяца, который следует за месяцем, когда прибор ввели в эксплуатацию. Однако есть одно но.

По закону, если прибор не опломбировали в день, который был указан в заявке, счетчик считается сданным в эксплуатацию начиная с момента подачи заявления. Мы подали его 15 сентября 2021 года, а на дворе уже был январь. Это значит, что мы имели право потребовать перерасчет с начала осени.

С 15 сентября по 13 января, то есть за четыре месяца, счетчик насчитал 18,194 м³ воды. По моим расчетам, при стоимости 24,1 ₽ за 1 м³ мы должны были отдать за те же самые четыре месяца 438 ₽. Однако по платежкам нам выставили счетов на 1508,4 ₽:

  • за холодную воду: 6,74 м³ × 24,1 ₽ × 4 месяца = 649,7 ₽;
  • повышающий коэффициент: 3,37 м³ × 24,1 ₽ × 4 месяца = 324,9 ₽;
  • водоотведение: 6,74 м³ × 19,8 × 4 месяца = 533,8 ₽.

Однако в управляющей компании произвели более детальный пересчет — причем в нашу пользу. 3 марта пришла первая платежка, где плата за воду и водоотведение рассчитывалась уже по счетчику.

Плюс выяснилось, что, по мнению управляющей компании, с 15 сентября по 23 февраля мы переплатили 1710,2 ₽:

  • 736,4 ₽ — за холодную воду;
  • 368,2 ₽ — повышающий коэффициент;
  • 605,6 ₽ — за водоотведение.

В квитанции за комуслуги было указано, что за февраль нам оставалось заплатить только 74 ₽ за техобслуживание внутриквартирного газового оборудования и 324,4 ₽ за капитальный ремонт. Дальше мы тоже будем платить по минимуму, пока сумма долга не станет нулевой.

Новая платежка
Новая платежка

Кратко о счетчиках на воду

  1. Если почти не живете в квартире, счетчик на воду стоит все-таки поставить.
  2. Вызывать сантехника, чтобы поставить счетчик, не обязательно. Можно посмотреть ролики в интернете и сделать все самому.
  3. Счетчик должна опломбировать специализированная компания. В нашем случае — УК. Для этого нужно написать заявление и приложить документы.
  4. Если УК затягивает сроки, лучше не ждать, как мы, а сразу писать жалобу. Подойдет даже жалоба в электронном виде.
  5. Когда счетчик опломбируют, попросите сделать перерасчет. Возможно, вы переплатили.

Александр ДосколюкСтавили счетчики? Сталкивались ли с какими-то трудностями в процессе?
  • kinoА почему нельзя мимо управляйки сразу в водоканал обратиться? И почему вы пишете про срок службы в 12 лет и не пишете про поверку через 6? Если не поверить(или заменить) счётчик после этого срока, то будут начислять по-среднему15
  • Виктор Тарасовсрок службы счетчика заявлен в 12 лет...но поверка действует 6. поэтому проще через 6 лет его просто заменить на аналогичный новый (отвернуть-завернуть 2 гайки) чем заморачиваться с новой поверкой - и не факт что он ее пройдет.1
  • Ароматный МирОх, опасное мероприятие вы затеяли :) Моя мама пару лет назад вызвала мастера из аккредитованной компании для поверки счетчика. Мастер сказал, что желательно заменить счетчик, мама согласилась, а мастер выполнил работу и составил акт. Когда мама обратилась в УК (СПб, Сити сервис) для пломбирования счетчика и постановки его на учет, то сотрудница УК составила акт о самовольной замене счетчика и выписала штраф в ~28 тысяч, со ссылкой на постановление, по-моему, 354, где прописано, что при замене приборов учета должен присутствовать представитель УК. Аккредитованные поверяльщики из конфликта самоустранились, мы пошли в суд, где не смогли доказать свою правоту и в итоге оплатили штраф. Такие дела.1
  • Андрей БушуевУ вас в доме за газ зимой 10-15 тыс. руб выходит? Вы не ошиблись? Какая площадь вашего дома?6
  • Дмитрий СоколовАндрей, тут интереснее вопрос, почему летом ожидается ноль. Летом горячая вода не нужна что ли?13
  • Ольга МорозНедавно вышел из строя счетчик горячей воды, совсем перестал крутить. Вызвала мастера через интернет, поменяли, отправила данные на электронный адрес в УК. На этом все. А вот контора через которую вызывала звонила еще пару раз под предлогом "обязательной" проверки счетчиков. Неприятный осадок1
  • Слава МорозовВиктор, нет не проще, потому, что придется пломбировать и снова вводить в эксплуатацию, номера счётчиков то разные ...10
  • kinoСлава, ввод бесплатный, ко мне вообще через месяц после установки из Водоканала пришли опломбировать и составили акт, даже ук не предупреждала4
  • kinoАроматный, впервые такое слышу, звонила в ук уточнить, они сами дали номер Водоканала и объяснили как действовать, никто не приходил никуда и штрафов тем более не выписывал6
  • Натали КузнецоваНедавно меняла счетчик ГВС. Расходы: 1400 - покупка прибора, 800 - замена, 0 - опломбировка. До этого момента мне Ук выставила фантастический счет за коммунальные услуги. По ходу разбирательства выяснили, что один счетчик не исправен, а второй в порядке. Однако это обстоятельство не повод выставлять дикие цифры. На фоне угроз судом и жалоб в проверяющие инстанции УК мне оперативно опломбировала счетчик.0
  • Оксана С.Гм, то есть в квартире после переезда Вы практически не бывали, и счётчик всё равно насчитывал 4-5 кубометра в месяц.. То есть когда Вы в ней жили, без счётчика платили примерно 10 кубов с учётом повышающего коэффициэнта, а по счётчику было бы в разы больше, верно? Нормально сэкономили Вы за эти годы.. А остальные жители через общедомовые расходы (разница между расходом по общедомовому счетчику за минусом показаний индивидуальных,у кого установлены, раскидывается на всех жителей) за Вас эту разницу доплачивали, видимо..2
  • Натали КузнецоваВелена, с ХВС все в порядке. Жив, здоров и срок поверки 2024 год. Поэтому замена не потребовалась.1
  • NataliaЯ как-то в разговоре с "управляющей" компанией назвала их "обслуживающей". Ох, что тут началось...6
  • Евгений ИгнатовВопрос по поверке счетчика, как в больших городах происходит? В нашем городе принуждают приносить его в метрологическую организацию (а она единственная в городе) либо покупать новый счётчик. Подскажите как лучше "переубедить" организаций-спекулянтов?0
  • Анатолий КищукСчётчики ставили. Сложностей не было и не должно быть, если оперировать хотя бы основопологающими законами: о ФГИС "Аршин" (https://reestru.ru/fgis-arshin-gosreestr/), про опломбировку и предельные сроки, если со стороны автора статьи все было сделано правильно, о чем описано четко в: пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354 и соответственно, если УО нарушила необоснованно сроки опломбировки, то автоматически действует: п. 81 (2) ПП РФ № 354. Ну и наконец, услуга опломбировки счётчика является частью услуги "Управление МКД", объем которых, тариф на которые определяется на основании решения ОСС. Исполнение которой некачественно, дает потребителю право штрафовать УО без суда, но через ГИС ЖКХ. Да, доказывать, что услуга была качественно оказана, и штрафа не должно быть, если со стороны потребителя все было сделано согласно закону, будет УО.3
  • Системный инженерВелена, повышающий коэффициент выгоден для собственника, по-вашему?0
  • ВеленаСистемный, ну сколько он там, мизер. А доплачивать за всех переиспользовавших установленный порог, поставить на квартиру 5 штук счетчиков. обслуживать их. Это 10 таких коэффициентов будет.0
  • Системный инженерВелена, ну как мизер. Суммировать каждый месяц - может набежать. Почему 5 счётчиков?1
  • ВеленаСистемный, ну 2-3 тысячи в год- это мало. По сравнению с гемором от 5 счетчиков. Потому что 2 на кухне, 2 в туалете, 1 в ванной. Такая схема работала, пока квартира была не моя. Когда стала моя, срок действия счетчиков истек, и я не стала их менять. Вот и очень интересно, как это у кого-то только один.0
  • ВеленаNatalie, ну вот ниже я уже написала, что у меня их 5)) А сколько должно быть, я не знаю...0
  • Системный инженерВелена, ну норма - два - по одному стояку горячей и холодной воды. Пять - это уже нифига не норма.1
  • ВеленаСистемный, вот тут еще и не поймешь, норма- это для кого. Для всех или на старых системах иначе. Ведь почему-то у нас стояло пять! Значит, так было надо, не просто же так. А где надо ставить по- нормальному? В каком месте? Туалет-ванна- кухня?0
  • Системный инженерВелена, ставится в зависимости от количества стояков, а не потребителей. У меня в одной квартире два санузла в разных концах квартиры, итого 4 счётчика0
  • ВеленаСистемный, ну вот, тоже же не два. Понятно, что не по числу потребителей. И сколько выгода?0
  • Системный инженерВелена, у нас такие тарифы без счётчиков, что лучше поставить0
  • ВеленаСистемный, так а сколько выгода получается?) Допустим, для простоты, если не учитывать расходы на счетчики?0
  • ЛиличкаАндрей, либо квадратов 500, либо нет счётчика на газ и квадратов 200, либо окна открыты настеж всю зиму 🤷🏼‍♀️4
  • ЛиличкаДмитрий, возможно горячую воду нагревает электрический водонагреватель. Но все равно по нулям не будет. Плита ж работает. Если она не электрическая конечно.2
  • Спокойный ДенисЕвгений, приходит товарищ с прибором, проверяет, даже если есть отклонения пишет что все ок и уходит. У меня так было)0
  • Максим ПетуховВсегда устанавливал счётчики на воду сам, после подачи заявки приходили на следующий день0
  • Семён КоридорныйУ нас в городе уже давно никто не пломбирует счетчики0
  • НикитаЕвгений, у нас в городе пришёл сертифицированный человек, посмотрел, что счётчик крутится и составил акт проверки. Но это провинция )0
  • ИнженерДавайте по порядку. 1.Сроки поверки у счетчиков : холодная вода раз в 6 лет,горячая раз в 4 года,от срока эксплуатации прибора не зависит. 2. За установку и замену счетчиков отвечает управляющая компания,но особенность в том,что на бесплатную замену счетчиков могут рассчитывать жильцы, которые снимают квартиру по договору социального найма, во всех остальных случаях она будет платной. 3. Если срок проверки истек,но срок эксплуатации не вышел обычно заказывают проверку проливом без снятия пломб в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности.. Стоит 300-400 р, делают акт который дальше отдается управляющей компании и минимум на 4 года вопрос закрыт. 4.После получения акта бухгалтерия УК сама делает перерасчет в течении месяца,так как понимает что в случае отсутствия перерасчета при первом аудите влетит на бешеный штраф.0
  • Иван Баки-БородовВелена, счётчиков должно быть столько, сколько у вас узлов ввода воды в квартиру. 5 это конечно странно, видимо, кухня и два санузла, и в одном только унитаз? В небольших квартирах обычно по одному стояку для ХВС и ГВС, или только ХВС, если стоит газовая колонка.1
  • AdaaАндрей, дом может быть плохо утеплен или не утеплен вообще. Итог - большие теплопотери и огромные счета за отопление.0
  • GosaОбратил сразу внимание на "В квартире электрический счетчик поставили давно, а вот приборов для учета газа и холодной воды не было." - какая то хрень с историей у автора. Квартира раньше была без электросчетчика?! А потом другие косяки по тексту, народ их приметил...0
  • kara IngressАнатолий, ну на бумаге хорошо) вот я поставил сам счетчик, пришел - заявление написал в УК (ГБУ Жилищник, место действия москва) (все как по пунктам в требовании к заявке п81 ПП РФ № 354 (когда придти желательно, номера счетчиков, паспорта, показания, дата поверки, телефон указал - ну прям по пунктам, копии паспортов приложил, на руках копия заявки есть) - так они просто дату проигнорировали полностью.. (правда при подаче заявки сказали что введение в эксплуатацию у них платное (плату берут за саму пломбу) - 650 руб с счетчика, я сказал что должно быть бесплатное введение в экплуатацию (на секунду, сам счетчик немного дешевле стоит) ну и что с того что я прав и теперь они должны быть приняты в эксплуатацию? место действия москва, платежка общая - приходят цифры от УГ вода и другие расходы - все в одной платежке, нельзя часть платить, а часть нет) передавать мне куда, если они говорят что счетчик не введен так как акта нет? НО Я ПРАВ ДА... застрял только, не знаю как дальше0
  • kara IngressОксана, понимаю Вас, и полностью с Вами согласен. По хорошему, надо что бы УК полностью всем ставила счетчики с водой, как это делается с электричеством.. тогда бы никаких вопросов и коллизий не было таких..0
  • kara IngressСлава, почитайте ПП РФ № 354 как это все происходит, как подается заявка, как устанавливается, кем может, как происходит ввод, по пунктам, достаточно объемный и интересный документ, даже формулы для рассчетов есть для среднего потребления в зависимости от входящих диаметров труб) так же сроки указаны взаимодейсвтий, кому что подавать, сколько стоит) кладезь просто я серьезно0
  • delta_bravokara, Здравствуйте! Как решилось с УК в итоге? У нас та же УК )) И то же решили поменять счетчики по истечению 12 лет... вот изучаю что к чему.0