«Арендовали целый дом за 1100 €»: как я в октябре переехал в Сербию

Александр Тихомиров

Решил ехать в Сербию поскольку там уже находился мой близкий родственник со своей женой. Они приехали несколькими днями ранее. Другие страны не рассматривал.

Вещи и документы

Собирался недолго, буквально час ушёл на сборы и проверку. Чемодан был небольшой, вес вышел около 10,5 кг. Вообще никогда не любил брать с собой много вещей и собираться сильно заранее, делал всё в последний момент. Мне нравится услышанный где-то принцип сборов: "Если вещь не будет нужна каждый день, то в поездку её брать не нужно".

Самым важным для меня был мой рабочий ноутбук, телефон, документы и деньги. Всё остальное, на мой взгляд, менее критично и всегда можно докупить на месте.

Работа

Работаю дистанционно с апреля 2020. Работодателю особо нет дела до того, где я нахожусь, лишь бы был на связи и выполнял задачи, а с этим проблем нет.

Взял за свой счёт два дня, в течение которых я добирался до места назначения, после чего продолжил работать.

Деньги

За несколько дней до отъезда обменял часть своих накоплений на 2000 $. Плюс помогли родители и близкие, всего у меня на момент отъезда было около 3000 $ и 2500 евро.

Дорога и граница

Уезжал я в одиночку. Изначально я купил билет на самолёт до Белграда с двумя пересадками — в Тегеране и в Дубае, стоил такой билет 39 686 руб. Прочитал где-то, что в Тегеране можно без проблем сделать визу по прибытии, но за 3 дня до вылета меня начали одолевать сомнения и я полез на форум Винского и в другие источники, где обнаружил противоречивую информацию: одни писали, что успешно получили визу по прибытии в Тегеран, а другие утверждали, что их без иранской визы даже не пустили в самолёт. Решив не испытывать судьбу, купил новый билет на ту же дату по маршруту Москва — Стамбул — Сараево (до Белграда на эту дату уже не было билетов).

Обошёлся мне такой перелёт в 65 716 руб. Купленный ранее билет я попытался сдать, но поскольку он был невозвратным, я потерял почти всю его стоимость.

Пересадка в Стамбуле была долгой, 19 часов, поэтому я забронировал на одну ночь номер в отеле, который примыкает прямо к зданию аэропорта. Стоило мне это 132 евро.

Сараево я выбрал потому, что для въезда в Боснию и Герцеговину, как и в Сербию, не требуется виза, а действующей шенгенской визы у меня не было.

От Сараево до Белграда можно было добраться несколькими способами: на самолете (билеты на ближайший рейс были, и недорогие, но только на следующий день после моего прибытия), на автобусе (25-30 евро, судя по информации, найденной мной в сети), на такси (250-400 евро). Взвесив все "за" и "против", я выбрал самый недорогой вариант — автобус.

Прибыв в Сараево, я взял такси до автовокзала (20 евро). Водитель такси предлагал отвезти меня сразу в Белград, за это он попросил 400 евро. Я вежливо отказался, сказав, что это дорого для меня, на что он предложил найти двух попутчиков и разделить стоимость на троих. Но я не стал соглашаться на это, хотя желающие так сделать на автовокзале были.

На автовокзале я встретил соотечественника из Казани, после чего мы с ним примерно в 17:30 заняли очередь в кассу. Там висело объявление, что продажа билетов на автобус до Белграда начнётся в 20:00, а отправится автобус в 22:00. В итоге мы поочередно продежурили у окошка 2.5 часа, но не напрасно — к моменту открытия продажи желающих набралось уже немало, и не займи мы очередь заранее, могли бы и не получить билеты. Автобус в итоге был полный.

В 22 часа автобус выехал из Сараево, на границе Боснии и Герцеговины и Сербии мы оказались примерно в 2 ночи. Очереди там не было, на выезде из Боснии пассажиры вышли из автобуса и прошли через небольшую будочку, где пограничник ставил печать о выезде. С въездом в Сербию было ещё проще — пограничник просто собрал со всего автобуса паспорта и вышел, а через некоторое время водитель автобуса вернулся со стопкой паспортов и раздал их владельцам. Даже не пришлось выходить из автобуса, не говоря уже о досмотре багажа.

Около 6 утра автобус прибыл в Белград. Чтобы сразу оказаться с интернетом, я рассчитывал купить туристическую сим-карту на автовокзале, но не нашёл, где это можно было сделать. Или просто из-за раннего времени ещё всё было закрыто. Поэтому попросил моего нового знакомого расшарить мне интернет, нашёл на карте адрес отеля, который я забронировал, после чего распрощался со знакомым и пошёл в отель пешком. Дойдя до нужного адреса, я обнаружил стрип-клуб, а ничего похожего на отель не было.

Тогда я стал искать на улице открытый Wi-Fi, вскоре нашёл его и выяснил, что в Белграде есть две улицы с одинаковым названием и, разумеется, я пришёл не на ту.

Тогда я вызвал такси через Яндекс Go (о том, что он работает в Белграде, мне рассказал новый знакомый) и на нём успешно добрался до правильного адреса. Местных денег (динаров) у меня на тот момент ещё не было, но таксист охотно взял 10 евро и дал сдачу местными деньгами. Поездка на такси стоила мне 664 динара (примерно 5,6 евро).

Как устроился на новом месте

Ещё будучи дома, я забронировал отель в Белграде на 8 ночей (414 евро). После этого мы с моим родственником планировали снять жильё и платить вскладчину. Вопрос с жильём мы в итоге успешно решили, но въехать смогли на два дня позже, чем собирались изначально, поэтому мне пришлось ещё на 2 ночи снять номер в другом отеле (в первом продлить проживание не удалось). Второй отель обошёлся мне в 50 евро.

Карты иностранного банка у меня не было, были только наличные доллары и евро. По необходимости я менял их на динары для повседневных расходов.

Мы арендовали целый дом площадью 155 м2, стоило нам это 1100 евро в месяц + коммунальные расходы. Договор подписали сразу на полгода, при подписании заплатили за месяц аренды + депозит, итого 2200 евро.

Такая площадь нужна была потому что мы ожидаем приезда ещё двух близких, всех нужно будет где-то разместить. Поэтому мы изначально рассматривали варианты с большой площадью и несколькими спальнями.

Кстати, сейчас в чатах люди пишут, что спрос на недвижимость сильно вырос и цены сильно выросли. Так что считаю, что мы очень вовремя забрали хороший вариант.

Работать на новом месте мне вполне комфортно. Разве что из-за разницы во времени приходится подключаться на ежедневные созвоны в 8 утра, но это терпимо.

Что дальше

Планирую на 3-4 месяца остаться здесь. Перемещаться в какую-то ещё страну не собираюсь.

Работать пока продолжаю на своего прежнего работодателя, но рассматриваю варианты трудоустройства в местную компанию или компанию из другой европейской страны. Если устроюсь в сербскую компанию, смогу подать на ВНЖ.

Гражданин РФ может находиться в Сербии без визы максимум 30 дней. Однако в отличие от многих других стран, в Сербии нет правила, что можно пробыть на территории страны только 90 дней из 180 (к примеру). Поэтому многие делают так называемый "visa-run" — выезжают в соседнюю страну (ту же Боснию или, например, Черногорию) и сразу же въезжают обратно. Об этом писала автор статьи в Тинькофф Журнале.

Я уже один раз успешно совершил "виза-ран", взяв напрокат машину (45 евро). Всё прошло хорошо, пограничники никаких вопросов мне не задавали — думаю, уже все привычные к такому.