Как мы сделали первый в жизни ремонт и уложились в смету и сроки

Фреймворк читателя Т⁠—⁠Ж
38
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Аватар автора

Вадим Затуловский

уложился в смету и сроки

Страница автора

Написать этот текст меня подтолкнула реакция друзей и коллег на мой рассказ о ремонте: большинство просили поделиться нашими «фреймворком».

Кратко о том, что вы прочтете: мы делали первый в жизни ремонт, нас кинул дизайнер, кинул прораб, подставили производители мебели, нам пришлось по ходу дела менять планировку, объединяя санузел. Несмотря на это, мы превысили смету не более чем на 5%, а срок — примерно на две недели.

После рождения второго ребенка мы поняли, что в маленькой двушке нам уже не уместиться. На семейном совете было принято решение о покупке трехкомнатной квартиры в ипотеку. Жилье удалось найти довольно быстро, при этом квартира была в том состоянии, которое вполне пригодно для жизни. Хоть последний ремонт в ней был сделан, наверное, еще даже до моего рождения. Но если уж делать ремонт, то делать идеально, поэтому мы сразу решили с началом работ снести все под ноль: от старой квартиры оставили только стеклопакеты на окнах и балконную дверь.

Примерно четыре года ушло на выплату ипотеки и накопление некоторых средств на ремонт, и вот, отправив детей на все лето на дачу, мы приступили к работам. Хотя, конечно, я немного лукавлю, и ремонт мы начали примерно за полгода до намеченного срока. Нет, мы не стали сдирать обои или срывать дверные косяки. Мы начали составлять план ремонта.

И здесь кроется первая и, пожалуй, самая важная часть «ремонтного фреймворка» — планирование.

Лейбл заголовка

План

Первое, что вам нужно сделать, — составить самый общий план того, каким вы видите свое жилье после ремонта. Если ваше видение прекрасной квартиры будущего ограничивается «вот на кухне бы света больше, и чтобы в комнате диван был перед телевизором, или телевизор перед диваном, я еще не решил» — не беритесь. Нет, серьезно, не беритесь, потому что иначе вы рискуете потратить кучу денег, сил и нервов и оказаться в результате у разбитого корыта.

Мы привлекли для планировки квартиры дизайнера, которая делала план ремонта нашим хорошим знакомым. Изначально договорились о том, что на основе замеров квартиры она составит технический план и визуальную модель, чтобы увидеть, как смотрятся цвета и все остальное. Но, к сожалению, наш опыт оказался отрицательным. Дизайнер не хотела нас слушать и слышать, начисто игнорируя как предлагаемые цветовые решения от супруги, так и технические от меня. Потратив почти четыре месяца на «бодания» с ней, мы были вынуждены полюбовно разойтись, выплатив ей примерно половину гонорара.

Но это отнюдь не значит, что дизайнер при планировании ремонта не нужен. Напротив, я глубоко убежден, что составленный дизайнером технический и визуальный план — это то, что называется мастхэв. Да, вы заплатите за него некоторые деньги, но при этом сэкономите в разы больше.

В результате мы самостоятельно составили схему в программе Visio и распланировали, как и где будет расположена различная мебель. Это оказалось не слишком сложно, хотя я полный профан в планировке помещений. Мне кажется, это полезная практика вне зависимости от того, нанимаете вы дизайнера или нет, так как она позволяет посмотреть на будущую квартиру немного отстраненно. Да и расставить мебель куда проще, когда вы четко видите на плане размеры и другие параметры.

Мы сделали так: взяли размеры квартиры, перенесли их на схему помещения, потом квадратиками или прямоугольниками добавили всю мебель и начали расставлять ее по комнатам. Кстати, в процессе составления плана многое пересмотрели.

Следующий шаг — разметка розеток, как силовых, так и ethernet. В наш цифровой век это весьма важно, потому что в противном случае вам придется раскидывать удлинители, а ничто так не уродует квартиру, как разбросанные повсюду «пилоты».

Мне кажется, про разметку розеток можно отдельную статью написать, но я бы отметил следующие моменты:

  1. Около кровати нужно по две розетки с каждой стороны: зарядить телефон, подключить ноутбук и так далее.
  2. Если вы часто гладите вещи — обязательно не забыть розетку под утюг.
  3. Если у вас есть стационарный компьютер, под него нужно пять розеток: для системного блока, монитора, второго монитора, колонок и отдельно розетка для вывода ethernet-кабеля.
  4. Для роутера и кондиционера тоже нужны розетки. Причем для кондиционера желательно на отдельном автомате.
  5. Если у вас есть дети, то каждому ребенку нужны как минимум лампа на рабочем столе и зарядка для гаджетов. А как максимум — свой компьютер.
  6. Если вы, как и мы, не планируете проводить телевидение при ремонте, то идеально подключить ваши телевизоры со смарт-ТВ по ethernet. Значит, как минимум по две розетки на телевизор.
  7. Роботы-пылесосы, увлажнители воздуха и прочие устройства тоже работают от электричества.

В этом случае план как раз очень поможет. Четко зная, что где будет стоять, вы сразу распланируете, где вам понадобятся розетки и какие именно.

Смета

Завершив работу над планом мебели и розеток, мы приступили к составлению сметы. Мы выписали все пункты, на которые у нас уйдут деньги, начиная от мебели, кабеля, розеток и заканчивая вывозом мусора и работами бригады.

Это важнейший этап планирования, так как у вас появляется смета с общими затратами на ремонт. Как видно на скриншоте, почти везде мы приложили ссылки на выбранные товары и, забегая вперед, примерно в 85% случаев купили там, где планировали, и за те деньги, за которые планировали. Nota bene: если во время ремонта вам нужно снимать жилье, не забудьте включить эти затраты в смету.

Согласно нашей смете получилось, что ремонт обойдется в 2 210 950 ₽. Примерно миллион у нас был накоплен, еще один мы брали в долг, а 200—250 тысяч рублей планировали скопить в процессе. Лето, дети на даче, не нужно платить за кружки, секции, школу и развлечения — затраты семьи сильно меньше. Это тоже очень важный этап подготовки.

Многие мои знакомые делали ремонт не только без плана, но и без четкого понимания источников финансирования. Это всегда выливалось в то, что ремонт простаивал. Надо купить полы, но до зарплаты еще неделя. Надо заплатить бригаде, но сейчас денег нет. В результате едут сроки, приходится на лету менять план работ, лезть в кредитки без возможности вовремя погасить и тому подобное.

Мы не только рассчитали необходимую для ремонта сумму и продумали, откуда мы возьмем эти деньги, но и ежедневно вносили в файл текущие расходы и смотрели, сколько нам еще предстоит заплатить, сколько мы уже заплатили и сколько переплатили. Последнее важно, потому что, чем раньше вы поймете, что превышаете смету — а это может случиться по вполне объективным причинам, — тем проще вам будет найти дополнительные источники финансирования. К примеру, взять небольшой кредит или занять у знакомых.

В итоге переплата составила всего 5% — где-то мы переплатили, где-то сэкономили. Но мне кажется, переплата — это не катастрофа. Главное же — не стоимость ремонта, а то, как вы нашли на него деньги. Если вам придется переплатить суммарно 500 000 ₽, которые вам одолжит отец, и вы точно все вернете после ремонта, это не проблема. А если у вас неожиданные расходы в 50 000 ₽, но денег и так впритык, то это уже проблема, ведь придется что-то вычеркивать из бюджета.

Лейбл заголовка

Работа бригады

Сейчас в моду вошли оценки стоимости ремонта в виде «N рублей за квадрат с черновыми». У этого подхода есть один плюс и много минусов. Плюс только в том, что вы не паритесь. Но поверьте, в вопросе ремонта «не паритесь» равно «не контролируете ситуацию». Постарайтесь договориться с бригадой о конкретных работах и их стоимости. В этом случае вы сможете, во-первых, платить по факту выполненных работ, а во-вторых, корректировать процесс, если нужно.

В нашем случае пришлось перевозводить ванную и туалет, и это вылилось в доплату в размере 16 тысяч рублей по двум пунктам: демонтаж и возведение. Но обошлось без споров и серьезных пересмотров сметы. За счет того, что все работы бригады были осмечены отдельно, нам не пришлось пересматривать общий бюджет: просто добавили в список работ новую сумму и по факту рассчитались с прорабом.

За всеми материалами я ездил сам — каждый вечер после работы в строительный магазин или заказывал в интернете, но это неизбежное зло. Иначе вас, скорее всего, кинут. Лукавить не буду — уходило все свободное время и даже немного больше. Бывало так, что после работы я ехал по строительным магазинам и рынкам, а возвращался домой за полночь. Тратил, кажется, 5—6 дней в неделю, но я глубоко убежден, что так и надо. Пару раз я отправил рабочих за материалами — меня обманули по чеку и стоимости доставки, половину дня они не работали, да еще я и за такси заплатил. После этого стал ездить за всем необходимым исключительно сам.

К сожалению, это не уберегло нас от проблем, так как прораб проигрался в автоматы после очередного транша и просто забил на работу, погрузившись в депрессию. Но от такого никто не застрахован. Пришлось искать на лету другую бригаду, что стоило многих нервов и некоторых денег.

Первую бригаду мы нашли по знакомству. И надо признать, руки у прораба просто золотые: все, что он сделал, отлично лежит, смотрится, держится. Но с лудоманией не повезло. Вторую бригаду искали уже на рынке, было очень сложно выйти на тех, кто согласится закончить на 80% сделанный ремонт. В итоге нашли, но ребята доделали так себе: часть пришлось потом рихтовать уже отдельно.

Кстати, тут мы ничего не переплатили, так как платили прорабу именно за сделанные работы по факту их готовности. Это еще один плюс против схемы оплаты «за квадрат»: когда вы платите за квадрат и хотите в процессе расстаться с бригадой, то проблематично понять, сколько уже сделано, а сколько нет. У нас в этом смысле проблем не возникло.

В процессе ремонта мы почти каждый день бывали в квартире. Мы же покупаем все сами, вот и повод зайти, чтобы это не выглядело как излишний контроль. Смотрели за тем, как все проходит, и отмечали расходы в смете. В результате мы закончили ремонт со второй бригадой, правда, еще некоторое время ждали поставки мебели, но мои родители любезно согласились подержать детей на даче еще пару недель.

Лейбл заголовка

Советы

И под конец несколько небольших советов, если вы воспользуетесь этим «фреймворком»:

  1. Закладывайте в расходы траты на доставку и подъем на этаж. В сумме это выльется в существенные деньги.
  2. Не заказывайте мебель только в магазинах. Многие вещи отличного качества и вида можно найти на «Ярмарке мастеров».
  3. Составляя смету, постарайтесь учесть максимальное число товаров и работ, которые вам предстоят. Это позволит избежать ситуации «забыли спланировать расход». Наша смета на трехкомнатную квартиру состояла из примерно 130 пунктов.
  4. Не забудьте включить в смету кухонные принадлежности. Мы записали только основное вроде «посуда + кастрюли + сковороды», но совсем забыли про всякие ложки, мешалки, солонки, салфетницы, емкости и прочее. Это вылилось в превышение по этому пункту почти в 30 000 ₽.
  5. Не стесняйтесь менять смету в процессе, но четко отдавайте себе отчет в том, что превышение выльется в проблемы. Моя супруга — огромное ей за это спасибо! — смогла поменять некоторые позиции на аналоги дешевле.

Надеюсь, что мои советы помогут кому-то сохранить деньги и душевное спокойствие. Кстати, о спокойствии. Благодаря тому, что план ремонта был намечен заранее и мы просто действовали по нему, споров с супругой в процессе у нас было немного. Хотя от многих слышал, что ремонт жутко вымотал и чуть не разрушил семью.

Лейбл заголовка

Вывод

Наша жизнь состоит из случайностей чуть более чем полностью. Да, никакое планирование не убережет вас от прорыва воды или прораба-лудомана. Но если вы защититесь от тех случайностей и рисков, которые смогли предугадать, то остальные нанесут куда меньше ущерба, чем могли бы.

И это, кстати, не только к ремонту относится.

РедакцияПереплатили кучу денег в процессе ремонта? Расскажите, что пошло не так:
  • Вадим ЗатуловскийОксана, А почему не Visio? Он тоже единожды упоминается в тексте :)12
  • Вадим ЗатуловскийОксана, видимо, Ваше "знакомство с практикой" не слишком хорошо, потому что Вы попали пальцем в небо. Никакого отношения к SMM упомянутой сети я не имею. Ее легко можно заменить на слово "рынок". (P.S. Как, наверное, тяжко жить везде видя заговоры, скрытые мотивы и прочее)32
  • MacawЗабыли посчитать, сколько стоило ваше потраченное время при таком «фреймворке».7
  • Ivan PetrovКак мы сделали первый в жизни ремонт и уложились в смету и сроки Что за кликбейт!? Это невозможно !!! )))13
  • Мистер Хну и где фото ремонта то?58
  • Пфф24
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Ivan, согласен Даже фото нет - может там такой ремонт, который надо еще раз переделывать...18
  • Kettu"кухонные принадлежности" точно не относятся непосредственно к ремонту)) вообще же текст - нуууу как сказать)) не делали вы пока ремонтов серьёзных, вот что) с мебелью под заказ по вашим размерам, хорошо если по месту жительства (а не дай бог заказать за границей, это отдельная песня. и речь не о цене абсолютно. только логистика), с внеплановыми косяками УК, с соседом, который в ванной на этаже выше СДЕЛАЛ СЕБЕ БАССЕЙН! придурок)) да много чего бывает да даже просто ремонт в старом фонде, пусть даже и с капремонтом и нормальными ж/б перекрытиями)) или не дай бог когда дом находится под охраной государства как памятник :) в общем, я рассчитывала на статью на полчаса как минимум, а тут 5 минут чтения. эх)10
  • Andrey TSIvan, соглашусь, я превысил смету на 20-30%.1
  • Александр МжельскийКокарбоксилаза, По 2-му: нужно четко разделять черновые работы и отделку. Черновые точно нужно делать на века, т.к. переделать будет супер геморрно. Прикиньте себе приключение заливать пол раз в 5 лет или делать новые перегородки или тащить новый кабель до щитка. Это же жесть.18
  • Egor MorionКокарбоксилаза, за первый пункт: ремонт это только на малую долю интерьер, по факту там много технических нюансов, которые обычно не видны. Например, как организовать вытяжку, делать ли шумоизоляцию, будет ли стык ламината с плиткой, как и куда подходят плинтуса, будут ли двери скрытого монтажа и тп. Если такие вещи заранее не спланировать, то в процессе изменения внести может быть сложно или невозможно, а на выходе получится некрасиво6
  • Guy Some"Если у вас есть стационарный компьютер, под него нужно пять розеток: для системного блока, монитора, второго монитора, колонок и отдельно розетка для вывода ethernet-кабеля." Ммм, а ИБП значит не надо? Подключим все сразу в розетки? А нет, надо же защитить от перепадов напряжения + работа от аккумулятрной батареи! Но зачем тогда 5 розеток, ведь ИБП подключается в одну?... "Если вы, как и мы, не планируете проводить телевидение при ремонте, то идеально подключить ваши телевизоры со смарт-ТВ по ethernet. Значит, как минимум по две розетки на телевизор." Роутеры сейчас вполне "тащат" 1Gbps по 5Ггц, а новые модели телевизоров умеют эти 5Ггц принимать. Ну и по розеткам: мы для трешки распихали 45 розеток. В итоге некоторыми не пользуемся, что в целом не проблема. А в некоторых местах не хватает. Если сомневаетесь - нужна ли вам тут розетка или нет - ставьте. Лучше не использовать, чем потом думать "куда бы это подключить".8
  • Egor MorionПо поводу Ethernet розеток, кстати спорный вопрос: перед тем как их ставить под телевизор/приставку/комп убедитесь, что сетевая карта поддерживает скорость больше 100Мбит/с, иначе толку от этой розетки будет мало. Проще купить хороший роутер с 5гГц и подключиться по WiFi и скорость будет выше в несколько раз. Особенно это важно если провайдет выдает скорость больше 100Мбит. Сам поставил себе несколько таких розеток и везде протянул гигабитные кабели, в итоге не пользуюсь.5
  • ТониДля людей, которые тоже ни разу не делали ремонт — отлично! Хорошая статься, спасибо!3
  • ВладИпотека за 4 года это не в Москве?0
  • Guy SomeКокарбоксилаза, самое важное в результате ремонта не интерьер, а инженерная составляющая. Потому что передвинуть диван после ремонта - легко, а передвинуть газовую трубу - сложно.1
  • Ева БорисоваЯ тоже ждала деталей, подробного расклада по ценам всего и вся и трешовых фоточек...5
  • Кел-тузадEgor, не совсем согласен. Если соседи держатся на том же канале или (вот сейчас такое прохожу) используют тот же роутер, то часть связи лучше перевести в Ethernet( даже при потере в скорости )- чтобы избежать конфликта по частоте в пиковое время1
  • Пфф0
  • Пфф0
  • Artemii EmelianovEgor, я согласен с Константином. Роутер какой бы он ни был это не панацея. ок, новый wifi6 роутер c 5ГГц по 802.11ax стандарту, и тут начинаются но: 1) соседи, в многоквартирных домах их много, радио сигнал прошибает порой и пару этажей. 2) канал не безграничный и помехи все равно есть 3) даже если никто не пересекает твой канал(благо их в 5 даипазоне оч много) ближайшие каналы все равно будут мешать(пусть и не 100%) 4) 5ГГц это временная мера, которая уже теряет актуальность, роутеры дешевеют, все больше людей покупают 5ГГц по такой же причине как и вы описали и скоро шумы от радиосигнала будут как в 2.4ГГц 5) даже если вы обложите фольгой всю квартиру вы не сможете использовать 5ГГц на всю "силу", просто потому что количество клиентов вашей сети точно также засоряют сигнал. А в наше время количество вифи клиентов просто прак. скоро уже в каждом доме будет с пару десятков ИоТ устройств 6) даже чтобы 100мб/с по 5ГГц получить надо иметь соответствующий приемник, а далеко не каждый производитель оснащает качественным приемником свое устройство. в большинстве своем это просто приемник работающий на 5ГГц с минимально достаточным уровнем приема. качественные приемники 5ГГц на обычных устройствах это премиум сегмент отсюда и цена значительно выше. 7) а уж если у вас не одно/дух комнатная квартира готовьтесь добавить еще повторителей, которые будут и дальность повышать, причем сразу 50% потерей в скорости, так еще и помехи добавлять 8) а с повторителями готовьтесь к регулярному разрыву сигнала, что например во время конференции или онлайн звонка крайне не приятно. даже если ваши точки будут одинаково называться. чтобы этого избежать понадобится строить безшовную сеть, а это то еще приключение, которое опять же значительно подымает стоимость работ. у ethernet есть один плюс, но очень жирный. кабель он лично ваш, никакие соседи из соседних квартир хоть всего дома на вас не влияют. кабель - это только ваши клиенты вы их можете контролировать. скорость передачи данных зависит от коммуникационного устройства, но благо 1гб/с устройство для домашнего пользования это УЖЕ обыденность. приемники в 1гб/с тоже обыденность их ставят везде, они очень дешевы. Оставьте радио сигнал только тем устройствам которые не могут по кабелю совсем и для "временно" подключенных. минус конечно это провода, но я на 100% уверен что у каждого человека в квартире есть плинтуса, так выберите сразу те что идут с кабелеканалом сразу. кроме того можно группировать устройства, которым нет нужды иметь свой гигабитный канал, чтобы не тащить много проводов. а уже заменить 1 крутое устройства в будущем будет и проще и дешевле, чем множество. например у вас стоит телевизор, компьютер, приставка игровая и приставка к телику в одной комнате или просто достаточно близко друг к другу(даже если в разных комнатах). Берете один конец провода, подключаете к роутеру, второй конец включаете в дополнительный небольшой коммутатор, а уже из коммутатора раскидываете провода по близлежащим устройствам. Итог: по квартире протянут 1 кабель сразу на несколько устройств. Да даже если не хотите покупать второй коммутатор(который обойдется в разы дешевле качественного роутера), по одному кабелю можно подключить сразу 2 устройства. безусловно у радио сигнала есть свои плюс, как и у ethernet устройств, но лучше их комбинировать, и поменьше радио использовать в многоквартирных домах. ЗЫ кстати не стоит забывать что некоторые электрические приборы также создают значительные помехи в радио частоте и без того замусареной радио полосы в много квартирном доме где у каждой квартиры по одному и более роутеру и с десятку клиентов.6
  • Artemii EmelianovArtemii, кстати всегда можно добавить еще powreline устройства, что исключит необходимость кидать провода, но для этой затеи тоже нужны хорошие устройства и отлична проводка, что в текущих домах(хоть строящихся, а уже тем более постороенных) экзотика0
  • Artemii EmelianovКонстантин, в обывательском смысле ethernet никогда не уступит в скорости wifi сигналу. такое возможно, но в условиях близких к идеальным. но мы же тут рассматриваем исключительно жизненные ситуации.0
  • Artemii EmelianovGuy, на счет 5ггц я написал талмуд немного ниже, если интересно. на счет количества розеток. ИБП отлично, но не каждый ИБП имеет подходящее количество розеток, обычно от 2-4, остальные идут не через батарею. Кроме того, второй монитор вообще нет необходимости подключать к ИБП, если только нет желания быстрее его садить. А всякую переферию, которая тоже имеет место быть, вообще нельзя подключать к ИБП, вообще можно, но не рекомендовано потому что ИБП умеет быстрее во всех смыслах, а розетки нужны. А утилизировать эти самые батареи? чем больше и чаще(от количества устройств) разряжается ИБП, тем быстрее умирают аккумуляторы. также ИБП лучше нагружать только минимально необходимым, что нужно защитить.2
  • Системный инженерGuy, по поводу ИБП: лучше больше розеток, чем меньше0
  • Захар ИзломовВ целом почти все по делу. Но это не идеальный ремонт. Идеальный ремонт был у меня, дизайнер и прораб под уголовкой, а итоговый ремонт был произведен крутой фирмой, с которой мы познакомились когда проводили оценку сделанных работ первой бригадой0
  • Egor MorionArtemii, спасибо за детальный ответ. Согласен что кабель будет всегда эффективнее wi-fi сигнала. И раз уж делается ремонт, наверное стоит их протянуть в какие-то ключевые места квартиры - обычно это телевизор и рабочие места, чтобы потом не тянуть их по плинтусам. Кстати если не рассматривать пластиковые, то далеко не все плинтуса подразумевают демонтаж. Я лишь хочу предупредить людей, что гигабитный кабель еще не гарантия скорости и нужно проверять приемник. Потому что по своему опыту знаю, что это не такая уж обыденность. Не соглашусь по поводу приемников с поддержкой 5ГГц по Wifi. Зачастую проще встретить поддержку 5ГГц, чем лан карту на 1гбит lan - попробуйте например найти такой телевизор. Пару лет назад их не было. У меня Sony из упомянутого премиум сегмента - и там 100мбитная карточка - был очень удивлен. В итоге чтобы нормально смотреть 4к фильмы по dlna подключился по wifi (даже 2.4ГГц был лучше чем лан). Сейчас на 5ГГц выдает стабильно больше 500Мбит. Playstation 4 - аналогично. В 5й вроде завезли гигабитный лаг. Наверное и в ТВ-приставках тоже есть. Загруженность wifi канала бесспорно может стать проблемой, но всегда можно попробовать подыскать менее загруженный канал - иногда бывают даже совсем пустые (большинство не знает, как его менять и сидит на дефолтном или выбранном роутером, что не всегда эффективно). Так или иначе, но wifi устройств все больше и если квартира или дома большие - тогда уж при ремонте помимо кабелей стоит предусмотреть и места для роутеров/повторителей, которые вы описали, чтобы не придумывать, куда их впихнуть впоследствии.0
  • Egor MorionКокарбоксилаза, а ну это да, от людей скорее зависит. Кто-то может обставить все икеей и жить, а кому-то важно, чтобы с каждым предметом был "контакт". Про обои это конечно жесть, но знаю много людей, которые сделав ремонт потом долго выбирают определенную мебель и элементы интерьера по форме, цвету и фактуре. Наверное и с обоями это так. И пожалуй это правильно, потому что если ты смотришь на вещь изо дня в день на протяжении долгого времени - она должна нравится. Какую нибудь вазу заменить просто, а вот диван, обои или плитку - уже не так легко.1
  • AndersenКокарбоксилаза, очень мало людей, которые обладают чувством вкуса, умеют сделать всё стильно, красиво, гармонично. А, когда не знаешь, как, возникает масса сомнений0
  • Пфф1
  • Сергей ГридинArtemii, отличный комментарий) люди не любят провода и поэтому сразу кажется, что вайфай решение всех проблем, но ведь на самом деле, если есть возможность по проводу, да ещё и по гигабиту, то лучше по нему.0
  • AndersenКокарбоксилаза, даже если знаешь, как делать, всё равно многие моменты приходится вымучивать. Мы с мужем инженеры, делаем у себя ремонт. Точнее. рабочие делают, а мы говорим что да как . делаем себе проект. Мебель расставить, коммуникации провести, где стены под элекрику проштробить. Нужно увязать много моментов. Это весьма трудоёмкий процесс в несколько итераций. Определённые вещи меняешь, потому что пришло в голову/нашли лучшее решение. Или вспомнилось. что ещё надо что-то учесть. Любое решение должно вылежаться0
  • StarушкаIvan, вполне. Мы купили квартиру в 2012 с подготовкой под отделку т. е. голый бетон. Три месяца и мы въехали. У нас было два дедлайна. 1 июля мы должны были освободить свою старую квартиру, т.к. она была продана еще в феврале и мы платили новым собственникам за найм. 5 июля я улетала в ЮВ Азию на месяц, сын на стажировку, а муж к маме в деревню. Прораб у нас был чудесный, рекомендую всем до сих пор. Материалы закупали совместно, то, что требовало выбора мы сами, или вместе с прорабом (он консультировал по маркам, долговечности и пр.) Помог снизить стоимость ряда позиций, т.к. посоветовал не раскрученные, но хорошие бренды. Все расходники он закупал сам, точнее заказывал в крупных сетях, я оплачивала он-лайн, или отдавал чеки. Всегда было понятно куда, что и сколько пойдет. Осмечивали каждый вид работ отдельно и оплачивали по факту выполнения. Исключение - электрика. Там была просто общая сумма с договоренностью "любой каприз за эти деньги". Проблемы вкусовщины и принятия решения в магазине по поводу обоев, кафеля или формы раковины в общих зонах решались просто. Простым голосованием. Нас трое взрослых. В своих комнатах каждый делал, что хотел. Но остальные имели право покритиковать. Я вот не согласилась с критикой обоев в своей спальне и потом жалела, что не прислушалась. Сын люстру себе выбрал, которая нам не нравилась, тоже потом жалел. Вместе с кухней, бытовой техникой и мебелью мы влезли в 2 млн.как и планировали, ни копейкой больше. Работы были около 700 т р, остальное материал, мебель и техника. Технику, люстры, светильники, часть мебели везли из Финляндии, поэтому очень дешево получилось. Никаких шкафов, только гардеробные, кровати, диваны, кухню делали на заказ по рекомендации. Правда потом существенные суммы были потрачены "на уют". Тут верно писали, что все ремонты примерно одинаковы, а индивидуальность жилью придают всякие штучки. Вот на штучки да, потратились. Собираю живопись, не бог весть что, но масло, офорт, графику, что-то всегда привожу из поездок или покупаю на выставках, керамика бывает превосходная аутентичная какая-нибудь, Португальская например.0
  • Анастасия ЗатуловскаяВлад, в Москве. Но часть суммы была с продажи старой квартиры0
  • АлександраЗахар, посоветуйте, пожалуйста, как найти такую крутую фирму0
  • Захар ИзломовАлександра, тут сложно вывести какие-то закономерности, но что я точно заметил, хорошая фирма имеет: 0. возможность дать точную смету на работы (если конечно есть готовый дизайн проект). Никаких "мы тут примерно посчитали, а там по факту разберемся". Или "как мы посчитаем сколько цемента нам потребуется". Вам потом столько насчитают цемента, (хорошо если его действительно покупали) а проверить уже никак не получится (они могут сказать что мы вам предоставим чеки, но не верьте в это, чеки могут штамповать магазины очень бодро за скромное вознаграждение, или этот же материал купить, а потом могут отвезти на соседние стройки и там же показать тоже самое другому заказчику). 1. Руководитель не пытается пустить пыль в глаза, понторезов сразу вычеркивать из списка кандидатов (приехал на дорогой машине - повод насторожиться). Отсутствие семьи и детей у руководителей, или развод, тоже небольшой намек на нежелание брать обязательства и выполнять их. 2. У фирмы есть несколько объектов в работе и они готовы их показать. 3. Руководители и сотрудники соблюдают аккуратность в диалогах, ведут себя сдержано, критикуют чью-то работу только по делу, имеют самокритику. 4. Если договор планируете заключать с компанией, то проверить что она не имеет долгов, давно работает, показывает стабильные обороты. Если дог с физлицом то проверить что не имеют задолженностей на ФССП, пройтись по отзывам в интернете, набирая разные варианты поиска (фио руководителей, название компании, телефоны, инстаграмы и так далее, смотреть результаты до 5 страницы) проверить на картах яндекс и гугл отзывы, обязательно побывать в офисе. Проверить есть ли сотрудники которые работают на ЗП, или там коморка на одного человека. Это важно потому что нормальная компания не сможет сама делать работы, одновременно принимать новые звонки и еще успевать делать новые просчеты. Оплата только наличкой ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЗВОНОЧЕК ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ПРОБЛЕМЫ. С НИМ ЛУЧШЕ НЕ СВЯЗЫВАТЬСЯ ЧТОБЫ ОН НЕ ГОВОРИЛ И ЧЕМ БЫ НЕ ОПРАВДЫВАЛ. 5. Стараться договориться работать с оплатой на неделю позднее выполненных работ. 6. Платить только за то что сделано. Никаких предоплат. Это сложно потому что они могут начать делать сразу несколько этапов и будет не понятно что доделано а что нет. 7. Очень внимательно наблюдать за всем что происходит. Если Вам кажется что что-то идет не так, Вам не кажется, 100% что-то идет не так и надо всех вызывать на ковер.1