«Вам подороже или похуже?»: 9 работающих уловок продавцов
Мозг
3K

«Вам подороже или похуже?»: 9 работающих уловок продавцов

Опыт читателей

23
Аватар автора

Настасья Костина

намотала на ус

Страница автора

Чтобы уговорить человека что-то купить, бывает достаточно простых приемов.

Часто в основе манипуляций лежит правило взаимности. Это негласная социальная норма, когда человек старается ответить услугой на услугу. Например, делает комплимент, услышав приятные слова, дарит подарок, если раньше поздравляли его, или совершает покупку в качестве благодарности продавцу, который потратил на него время или был внимателен. Но это не единственная хитрость, которую используют в торговле. Читатели Тинькофф Журнала рассказали, на какие уловки попадались они.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Уловка № 1

Давить на жалость

Аватар автора

Аглая-Ляля-Милена-Фекла

поверила бабуле

Страница автора

Как-то раз я покупала салат у бабушки с лотка. И она такая: «Купи два, и я пойду. Устала стоять». Купила два. А потом, так получилось, пришлось часа через два вернуться на рынок. Так же та же бабушка всучивала по две пары своего салата другим. Обидно.

Когда дурят молодые люди, мы как-то морально к этому готовы. И особой жалости эти самые молодые мошенники не вызывают. А вот от бабушки не ожидаешь подвоха. От этого особенно обидно, хоть речь о копейках, конечно.

Уловка № 2

Обещать повышение цен

Аватар автора

Наталия Мехедова

не сразу, но попалась на уловку

Страница автора

В октябре выбирала матрас в известной фирме, выбрала, но вспомнила, что в ноябре же обычно Черная пятница. Я уже действительно выгодно делала покупки раньше в этот период. И спросила консультантов прямо, будут ли скидки. Мне ответили, что не планируют, более того, у них буквально на неделе будет переоценка и таких цен, как сейчас, уже не будет. Но я не поддалась сразу, потом пошла в другой день на неделе и спросила то же самое у другого консультанта — ответ был тот же, что никакой распродажи не планируется. Ну, я прикинула и все-таки купила матрас.

Потом проверяла цены на этот матрас из любопытства: на следующей неделе, и в ноябре, и даже сейчас цена на этот матрас все та же, плюс-минус 500 ₽, хотя «распродажа» у них в ноябре типа все-таки была.

Вывод: меня все-таки подгоняли сделать покупку «мифом» о переоценке — что таких цен уже не будет. Фактически я ничего и не потеряла, но раньше верила продавцам больше.

Уловка № 3

Торопить с покупкой

Аватар автора

Вотрина-Лопатина Елена

возмутилась чрезмерному давлению

Страница автора

Расскажу, как я не попалась на манипуляцию, а покупка была значительная — целая машина. В салоне продавец меня, «блондинку» в автомобилях, уже раскрутил по полной: дорогие и ненужные прибамбасы, сменная резина по цене крыла «Боинга», страховка какая-то заломленная и так далее. Чувствую, что раскручивает, но не могу понять, где именно, и все равно киваю. Итоговый ценник вышел запредельным, но симпатяга-продавец мастерски обработал, и я готова была заплатить больше рассчитанного.

Но это не кофточка, а машина, цена нехилая, и я говорю продавцу, что мне необходимо согласовать покупку с мужем. И вот тут парень делает ошибку. Он лезет в «базу для сотрудников автосалона» и сообщает, что машина эта последняя в Москве и, если я ее вот прямо сейчас не куплю или не внесу предоплату — все, машина уйдет через 15 минут. Именно это время система якобы позволяет держать бронь. Вот такой хамский развод я уже не съела — развернулась и ушла. А продавец хорошо работал, просто в последний момент передавил.

Уловка № 4

Давить на чувство вины

Аватар автора

Пухоспинка Царственная

попала в логово хитрых продавцов

Страница автора

Вспомнился забавный случай, как я попалась на уловки знаменитых в Санкт-Петербурге продавцов чая, которые с улицы заманивали людей к себе и начинали обрабатывать на покупку якобы элитных чаев. Сработали грамотно: я ждала подругу в «Этажах» во дворе, на улице зима, мороз — и тут подходят молодые люди, начинают говорить, что у них рядом открылась чайная, сейчас как раз дегустация, мол, зачем на улице стоять, пойдемте к нам. Зная, что в «Этажах» тогда было много прикольных местечек, я, не чуя подвоха, поднялась в их магазинчик.

Там было нереально тесно, душно, толпились люди и продавцы. Меня посадили на низкий пуфик и, буквально нависая надо мной, начали предлагать разный чай в плошках, рассказывать о его чудодейственных свойствах и огромных скидках прямо здесь и сейчас. Было максимально дискомфортно, особенно после того, как я отказалась брать две банки чая за лютый оверпрайс. Мне начали говорить, что я, наверное, не поняла, тут огромные скидки, а они бедные студенты, плати давай.

В тот момент у меня уже не работала голова от духоты и бесконечных уговоров, поэтому я с позором отдала 1000 ₽ за банку какой-то китайской травы и сбежала. А продавец еще нагло поинтересовался, не будет ли чаевых. Эта банка потом долго стояла на кухне как символ моего фиаско :)

Эти чайные магнаты еще какое-то время тусили в «Этажах», потом, после огромного количества гневных комментариев в их группе, перебрались куда-то на Невский, и там их методы воздействия стали совсем агрессивными, я слышала, что они там чуть ли не за руки волокли людей в свое логово.


Аватар автора

Дизайнер-запеканка

расплатилась чувством вины

Страница автора

Меня тоже затащили в чайное логово. Но мне повезло, что тогда не было и 1000 ₽ лишних. И я ушла без покупок, но с жутким ощущением вины за то, что они меня напоили двумя мини-кружками чая, а я такая наглая и неблагодарная ушла.


Аватар автора

Лена Л

заплатила и ушла без покупок

Страница автора

Я продавцам чая сказала, что денег нет. Когда разнылись, сунула 100 ₽ и ушла. Но ощущение мерзкое было…

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Уловка № 5

Заманивать подарками

Аватар автора

Аделия Сафина

не хочет упускать возможности

Страница автора

Ох уж этот «Ив Роше»! Стараюсь лишний раз не заходить, но иногда становится что-то нужно. И вот стою я на кассе, довольна покупкой и какой-нибудь сумочкой в подарок… И тут консультант говорит: «Наберите еще на 200 ₽, и мы подарим вам еще что-то». Вот здесь и начинаются душевные муки — ведь, отказавшись от предложения, ощущаю, что я что-то потеряла.

Уловка № 6

Демонстрировать профессионализм

Аватар автора

Яна Гаева

доверилась профессионалу

Страница автора

Однажды я купила кофе в зернах, и он мне не очень понравился: запах хороший, а вкус бедный и бледный. Я решила больше не брать этот сорт. Пошла в «Кантату», продавцом там был молодой человек, который очень подробно и интересно стал рассказывать про разные сорта кофе, давал нюхать зерна, расспрашивал, как и в чем я готовлю напиток. «Профессионал», — подумала я.

В общем, я уже и устала от выбора, и оттенки запаха совершенно не ощущала, поэтому попросила взвесить первые зерна, которые он мне предлагал. Помнила, что тогда еще запах ощущала и он мне понравился. Когда пришла домой, обнаружила, что купила тот же самый кофе, который мне раньше так не понравился. Сама, конечно, виновата, что позволила себя так заболтать. Теперь вот пью, не выбрасывать же.


Аватар автора

Alice

не могла не поверить красавцу

Страница автора

Единственный раз недавно повелась — на «потрясающе». Но можно понять, продавец одежды был красавец-мужик, я вышла из примерочной посмотреть на себя издалека и не успела посмотреть объективно. Рядом оказался этот продавец, сказал «потрясающе», и я поплыла. Хорошо, что не сильно космическая была цена, дома увидела, что ничего потрясающего в кофточке нет. Но оставила, вдруг продавец не совсем слукавил и еще какой-то красафчек отреагирует так же :)

Как же прекрасно быть красавцем-мужиком в магазине женских тряпочек! Без усилий: улыбнулся, сказал одно слово — и готово. Правда, я такое чудо встретила всего лишь раз.

Уловка № 7

Предлагать выбор

Аватар автора

Lin Lin

думает, что же выбрать

Страница автора

«Вам подороже или похуже?»


Аватар автора

Гусь лапчатый

иногда брала ненужное

Страница автора

В «Бургер Кинге» замануха. Покупаешь бургер, и продавец такой: «Вам картошку фри или по-деревенски?» А я изначально никакую не хотела. Но на вариант ответа «никакую не надо» нужно задуматься. Пару раз брала ненужную картошку чисто на автопилоте.

Уловка № 8

Проявлять личный интерес

Аватар автора

Rufinale

любит мед

Страница автора

Мед. Обычно располагаются при входе в супермаркеты. Продавцы в основном активные молодые люди, которые заговаривают умело зубы и, когда ты соглашаешься на дегустацию, очень назойливо спрашивают «левую» для них информацию: а где работаете, а как вас зовут и тому подобное.

Я хотела на тот момент приобрести немного — рублей на 500 максимум. В итоге ушла от них с пластиковым контейнером меда на 1700 ₽. Выйдя из магазина, посмотрела на контейнер и не поняла, зачем мне столько…

Уловка № 9

Запугивать последствиями

Аватар автора

Арина Ларина

отказалась от дорогого лечения

Страница автора

Лет в 18 стала переживать, что у меня волосы плохие. Прием трихолога стоил дорого, поэтому пошла в клинику, где консультация бесплатная. Там с умным видом через трихоскоп меня осмотрели, ахнули и сказали, что если сейчас не начать лечение, то за несколько лет я стану почти лысой…

Составили план «лечения» из каких-то массажей со специальным маслом, масок и чего-то еще очевидно не очень эффективного, посчитали примерно на 60 тысяч. Ради спасения своей шевелюры я бы отдала такие деньги, но смутило то, что до конца не объясняют, какая процедура для чего и какой будет эффект. Окончательно отпугнуло то, что такая цена только при оплате здесь и сейчас, а потом будет уже 80 тысяч. Понимая, что мотивация у такого ценообразования слабая, сказала «подумаю» и ушла. Уже дома решила почитать отзывы о клинике. Кроме жалоб на денежный развод, там красовалось: «Ольга Борисова [имя изменено] спит с чужими мужьями!! НИКОГДА не водите своих мужчин в эту клинику!!!»

После этого пошла к трихологу за 3000 ₽ за прием. У меня была запись, но я просидела в клинике минут 40, не дождалась приема и ушла. Потом мне позвонили, извинились и предложили прийти в другое время бесплатно. Я согласилась. В итоге, когда я пришла в следующий раз, трихоскоп у них «не включился», но предложили сделать сразу мезотерапию, которая стоит 10 тысяч во время первого приема и 15 тысяч по отдельной записи, нужно сделать минимум три раза, иначе не будет эффекта. Я сказала свое коронное «подумаю», и мне прописали какую-то травку, которую нужно втирать в корни, и сыворотку, и все это по счастливой случайности продается у них в клинике.

Врач отвела на кассу — смотрела и ждала, пока я не начну оплачивать. А мне не хотелось ничего покупать, так как ни клиника, ни сама врач мне вообще не понравились, но смелости сказать прямо об этом не хватало. Поэтому я приложила карту без денег, получила отказ. Приложила еще раз — отказ. В этот момент врач уже попрощалась и ушла. А после этого я покопалась в сумке «в поисках другой карты», развела перед администратором руками и ушла.


Настасья КостинаНа какие уловки продавцов попадались вы?
  • АнастейшаРаньше всегда стеснялась примерить, а потом уйти без покупки. Прям до боли было жалко продавца. С возрастом поняла, что это их работа, и никому ничем не обязана. Но иногда они давят. Да вы что, это же хит сезона, вы наверное не понимаете! И ничего, что этот хитяра сидит на мне, как мешок от картошки😂24
  • kinoПочему-то вспомнились такие уловки в медицине, в частности, в стоматологии - вам подешевле пломбу/анестезию или получше? А ты не шаришь в этом и берёшь естественно «получше»18
  • Не ОнБесит когда хочешь купить что-то недорогое а тебе продавец говорит: возьми лучше это, оно лучше. (Оно дороже конечно) А нахрена тогда вы вообще плохое и дешевое привозите?15
  • ri miuНе, ну у нас есть дешёвый матрас с боннель я его предлагаю покупателям опробовать, чтобы они могли понять, что надо брать матрас подороже с независимым пружинным блоком. Ну и ещё есть те, кому просто нужно подешевле.3
  • Сёмка ДруковУловки уловками, но все чувствовали себя неловко на картонке, примеряя джинсы))6
  • Александр ПатраковСчас появилось обратное: " вам хорошее или подороже". Смотришь приличную знакомую фирму, тебе нахваливают, всё вроде хорошо - и качество, и цена не самая приятная, но более менее. Продавец вздыхает - "да, были времена, цены на это же самое были совсем другие, но - санкции, вы же понимаете". И вскользь упоминает - благо счас есть уже аналоги ничем не хуже. И показывает - вроде да, всё тоже, и дешевле. Думаешь - ну да, времена параллельного импорта, какой хороший человек, не пытается впарить самое дорогое. А уже потом по факту покупки понимаешь, что купил хрень какую-то, и цена на алике в 2-3 дешевле.7
  • Исмаил Шамилову нас на Алтае любят предложить продегустировать медовуху. моя любимая уловка) если мне не надо - я пройду мимо, а если хочу купить - то попробую и выберу ту, что мне по нраву. и сами продавцы ещё довольные, что шалость удалась и обычно поболтать получается весело короче вин-вин) но это туристические поездки, тут соответствующий вайб. а когда недавно пришёл телек купить в днс, а мне втирали, что моя модель чушь, а вот та, которую советуют - она топ... это бесит. ясное дело я взял то, что заранее изучил и к чему был готов, а не то, что всучивают. и никаких разочарований - получил ровно то, что ожидал. ещё бесит в булочных когда пытаются втюхать всего по несколько позиций с понтом, что они такие заботливые. я сразу жёстко, но корректно обозначаю, что буду брать только то, что решил взять, но каждый пятый раз всё равно не доходит. очевидно, что все эти колхозные методы работают иначе бы ими не пользовались. и ладно ещё дегустация медовухи, тут атмосфера располагает поиграться, а вот когда ходишь за бытовыми покупками это напрягает.7
  • SchischЧему меня научили в детстве родители: пришел на рынок, никогда не бери сразу, даже если вещь понравилась, говори, что еще походишь и если что вернешься. Работает и сейчас не совершать покупки слишком быстро и без раздумий. Хоть чай, хоть мед, хоть косметику.8
  • ВладимирПокупал ортопедические стельки, а мне упорно впаривали и чуть не пробили бальзам для губ в ортопедическом салоне. Вовремя успел остановить.2
  • Татьяна БриндасПосле родов у меня отключилось критическое мышление, я тогда покупала всякие курсы у блогеров (сейчас думаю, ну как же так?). Методы используются все, но самый главный - запугивание последствиями от отказа от покупки. На остальное как-то пофиг, но чувство вины и вот это вот «блин, как же я без этих знаний проживу». Потом ещё такой момент, что блогер ведь даёт что-то бесплатное - вебинарчик или чек-лист или ещё что. Уже начинаешь доверять. А по факту - это просто маркетинговый ход. Но самое тупое, на что я тратила деньги - раскопов таро, всякие «чистки от негатива», «защиты» и т.д. Самое вредное «приобретение» - заказ так называемой регрессии у непрофессионального психолога. Там даже пришлось разгребать последствия, но зато ни ногой больше к эзотерикам, чур меня😂 вот так вот в период стресса и сниженного когнитивного иммунитета можно сходить с ума, верить во всякое и отдавать деньги мошенникам и инфоцыганам3
  • ГураночкаПри покупке в Спортмастере, где на кассе кроме протеиновых батончиков ничего и нет, мне предложили что-нибудь докупить на 50 рублей, чтобы зачислилось побольше бонусов. Я взяла батончик, не подумав. Но когда спустя месяц я вновь пришла за покупкой, и кассир снова предложил мне ту же схему...я снова не подумала и взяла батончик))) только выйдя из магазина решила проанализировать, в какой момент мне впарили дважды то, что брать я не планировала. В следующий раз точно не поведусь!5
  • Татьяна БриндасBarracuda, да, бабуля вертится как может, на пенсию нынче сложновато прожить. Но она просто так скоро всех клиентов растеряет6
  • Аватаркакак говорится " не обманешь - не продашь", поэтому очень не люблю торговлю и всё что связано с продажами.6
  • ТатьянаПоследнее время на уловки продавцов попадаюсь всё реже (трижды плюю через левое плечо и стучу по дереву). Перед походом в магазин составляю список покупок, выясняю модные тренды, чтоб не купить старомодный завалявшийся товар. Стараюсь подходить к покупкам осознанно. Бывает, мне понравилась какая-либо вещь. Я задаю себе вопросы: куда я это надену, с чем надену. Даю себе время на раздумья. Если через неделю не "перегорела", покупаю. В интернет-магазинах забрасываю понравившуюся покупку в корзину и жду пару недель. Потом снова возвращаюсь к этой вещи. Бывает, недоумённо вопрошаю: "Где была моя голова? Чем меня прельстила эта безвкусная безделушка?" Помогает! Были моменты, когда жалела, что не совершила покупку, а теперь уже нужная мне вещь подорожала или же её купили. Научилась доверять своей интуиции: если мой внутренний голос говорит твёрдое нет, не покупаю. Этот приём никогда не подводит! Расставляю приоритеты. Если иду в магазин за хлебом, то покупаю именно хлеб, а не духи и туфли, хотя пары туфель для пятого десятка мне как раз не хватает. 😉 Всем удачных покупок, а я - за туфлями. Тьфу, за хлебом!1
  • NadezhdaВ продажах проработала почти 7 лет, поэтому на уловки продавцов не ведусь. Если настроение хорошее то могу включить "дурочку" и по отработке возражений продавца погонять, но потом уже на чай оставить🤣 если настроения нет то даже наушники не вынимаю, просто беру что надо и несу на кассу1
  • Сорок кошекБесят разводы от врачей! Знакомая заплатила космическую сумму за диагностическую процедуру, которую можно сделать бесплатно по полису по показаниям без ожидания в очереди! Раздражают уловки провизоров, такие как: 1. шипучая форма антибиотиков действует лучше чем таблеточная (нет, это работает не так) 2. Подсовывают пластиковый блистер, а не бумажный (например мукалтин в красивой упаковке стоит около 300 рублей, а мукалтин в бумаге 100, но внутри таблетки по составу не отличаются) Расстраивают все уловки, которые заточены под туристов, чтобы развести на побольше Горько от того, что на продуктовом рынке обязательно подкинуть в кило чего нибудь пару штук битых или с гнильцой. Я же деньги нормальные плачу не на газетной бумаге напечатанные. Продайте и вы мне нормальный товар.6
  • АнтиконсьюмеристПопадался только в совсем юном возрасте, а после того, как сам некоторое время поработал продавцом и узнал всевозможные маркетинговые уловки, технику продаж и работы с возражениями и т.п., на меня стало невозможно подействовать никакими чарами :) А ещё слава интернет-магазинам и маркетплейсам. Уже даже не могу вспомнить, когда последний раз покупал что-нибудь в оффлайн-магазине, кроме продуктов. Захотел что-то купить - сначала изучаю ассортимент в разных интернет-магазинах, читаю все отзывы и обзоры, потом нахожу самую низкую цену, потом ещё 10 раз подумаю "а точно ли оно нужно" и только после этого покупаю :)3
  • АделинаУловка бабушки в пятерочке. Подходит с товаром в руке и в другой руке гора мелочи "дочка, посчитай, хватит мне этих денег на это?" Ну а дальше либо кто-то добавляет жалея бабушку кто то нет. Я не считала и не добавляла. Она на выборы ходит голосует*****, а я ей потом данатить должна4
  • АделинаТатьяна, у бабули как бы странно не звучало, деньги есть.3
  • Считал себя айтишникомНе, затем, что должен быть выбор. Люди с низким достатком покупают дешевле не потому, что хотят плохое, а именно потому, что оно дешевле. И таких людей много, на дешевое большой спрос.0
  • Не ОнСчитал, я об этом и говорю. Вот он я - человек с низким достатком. Зачем мне хотят продать дорогое, если я не могу его позволить себе, а на полке есть дешевле0