Чтобы уговорить человека что-то купить, бывает достаточно простых приемов.
Часто в основе манипуляций лежит правило взаимности. Это негласная социальная норма, когда человек старается ответить услугой на услугу. Например, делает комплимент, услышав приятные слова, дарит подарок, если раньше поздравляли его, или совершает покупку в качестве благодарности продавцу, который потратил на него время или был внимателен. Но это не единственная хитрость, которую используют в торговле. Читатели Т—Ж рассказали, на какие уловки попадались они.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Давить на жалость
Как-то раз я покупала салат у бабушки с лотка. И она такая: «Купи два, и я пойду. Устала стоять». Купила два. А потом, так получилось, пришлось часа через два вернуться на рынок. Так же та же бабушка всучивала по две пары своего салата другим. Обидно.
Когда дурят молодые люди, мы как-то морально к этому готовы. И особой жалости эти самые молодые мошенники не вызывают. А вот от бабушки не ожидаешь подвоха. От этого особенно обидно, хоть речь о копейках, конечно.
Обещать повышение цен
В октябре выбирала матрас в известной фирме, выбрала, но вспомнила, что в ноябре же обычно Черная пятница. Я уже действительно выгодно делала покупки раньше в этот период. И спросила консультантов прямо, будут ли скидки. Мне ответили, что не планируют, более того, у них буквально на неделе будет переоценка и таких цен, как сейчас, уже не будет. Но я не поддалась сразу, потом пошла в другой день на неделе и спросила то же самое у другого консультанта — ответ был тот же, что никакой распродажи не планируется. Ну, я прикинула и все-таки купила матрас.
Потом проверяла цены на этот матрас из любопытства: на следующей неделе, и в ноябре, и даже сейчас цена на этот матрас все та же, плюс-минус 500 ₽, хотя «распродажа» у них в ноябре типа все-таки была.
Вывод: меня все-таки подгоняли сделать покупку «мифом» о переоценке — что таких цен уже не будет. Фактически я ничего и не потеряла, но раньше верила продавцам больше.
Торопить с покупкой
Расскажу, как я не попалась на манипуляцию, а покупка была значительная — целая машина. В салоне продавец меня, «блондинку» в автомобилях, уже раскрутил по полной: дорогие и ненужные прибамбасы, сменная резина по цене крыла «Боинга», страховка какая-то заломленная и так далее. Чувствую, что раскручивает, но не могу понять, где именно, и все равно киваю. Итоговый ценник вышел запредельным, но симпатяга-продавец мастерски обработал, и я готова была заплатить больше рассчитанного.
Но это не кофточка, а машина, цена нехилая, и я говорю продавцу, что мне необходимо согласовать покупку с мужем. И вот тут парень делает ошибку. Он лезет в «базу для сотрудников автосалона» и сообщает, что машина эта последняя в Москве и, если я ее вот прямо сейчас не куплю или не внесу предоплату — все, машина уйдет через 15 минут. Именно это время система якобы позволяет держать бронь. Вот такой хамский развод я уже не съела — развернулась и ушла. А продавец хорошо работал, просто в последний момент передавил.
Давить на чувство вины
Вспомнился забавный случай, как я попалась на уловки знаменитых в Санкт-Петербурге продавцов чая, которые с улицы заманивали людей к себе и начинали обрабатывать на покупку якобы элитных чаев. Сработали грамотно: я ждала подругу в «Этажах» во дворе, на улице зима, мороз — и тут подходят молодые люди, начинают говорить, что у них рядом открылась чайная, сейчас как раз дегустация, мол, зачем на улице стоять, пойдемте к нам. Зная, что в «Этажах» тогда было много прикольных местечек, я, не чуя подвоха, поднялась в их магазинчик.
Там было нереально тесно, душно, толпились люди и продавцы. Меня посадили на низкий пуфик и, буквально нависая надо мной, начали предлагать разный чай в плошках, рассказывать о его чудодейственных свойствах и огромных скидках прямо здесь и сейчас. Было максимально дискомфортно, особенно после того, как я отказалась брать две банки чая за лютый оверпрайс. Мне начали говорить, что я, наверное, не поняла, тут огромные скидки, а они бедные студенты, плати давай.
В тот момент у меня уже не работала голова от духоты и бесконечных уговоров, поэтому я с позором отдала 1000 ₽ за банку какой-то китайской травы и сбежала. А продавец еще нагло поинтересовался, не будет ли чаевых. Эта банка потом долго стояла на кухне как символ моего фиаско :)
Эти чайные магнаты еще какое-то время тусили в «Этажах», потом, после огромного количества гневных комментариев в их группе, перебрались куда-то на Невский, и там их методы воздействия стали совсем агрессивными, я слышала, что они там чуть ли не за руки волокли людей в свое логово.
Меня тоже затащили в чайное логово. Но мне повезло, что тогда не было и 1000 ₽ лишних. И я ушла без покупок, но с жутким ощущением вины за то, что они меня напоили двумя мини-кружками чая, а я такая наглая и неблагодарная ушла.
Я продавцам чая сказала, что денег нет. Когда разнылись, сунула 100 ₽ и ушла. Но ощущение мерзкое было…
Заманивать подарками
Ох уж этот «Ив Роше»! Стараюсь лишний раз не заходить, но иногда становится что-то нужно. И вот стою я на кассе, довольна покупкой и какой-нибудь сумочкой в подарок… И тут консультант говорит: «Наберите еще на 200 ₽, и мы подарим вам еще что-то». Вот здесь и начинаются душевные муки — ведь, отказавшись от предложения, ощущаю, что я что-то потеряла.
Демонстрировать профессионализм
Однажды я купила кофе в зернах, и он мне не очень понравился: запах хороший, а вкус бедный и бледный. Я решила больше не брать этот сорт. Пошла в «Кантату», продавцом там был молодой человек, который очень подробно и интересно стал рассказывать про разные сорта кофе, давал нюхать зерна, расспрашивал, как и в чем я готовлю напиток. «Профессионал», — подумала я.
В общем, я уже и устала от выбора, и оттенки запаха совершенно не ощущала, поэтому попросила взвесить первые зерна, которые он мне предлагал. Помнила, что тогда еще запах ощущала и он мне понравился. Когда пришла домой, обнаружила, что купила тот же самый кофе, который мне раньше так не понравился. Сама, конечно, виновата, что позволила себя так заболтать. Теперь вот пью, не выбрасывать же.
Единственный раз недавно повелась — на «потрясающе». Но можно понять, продавец одежды был красавец-мужик, я вышла из примерочной посмотреть на себя издалека и не успела посмотреть объективно. Рядом оказался этот продавец, сказал «потрясающе», и я поплыла. Хорошо, что не сильно космическая была цена, дома увидела, что ничего потрясающего в кофточке нет. Но оставила, вдруг продавец не совсем слукавил и еще какой-то красафчек отреагирует так же :)
Как же прекрасно быть красавцем-мужиком в магазине женских тряпочек! Без усилий: улыбнулся, сказал одно слово — и готово. Правда, я такое чудо встретила всего лишь раз.
Предлагать выбор
«Вам подороже или похуже?»
В «Бургер Кинге» замануха. Покупаешь бургер, и продавец такой: «Вам картошку фри или по-деревенски?» А я изначально никакую не хотела. Но на вариант ответа «никакую не надо» нужно задуматься. Пару раз брала ненужную картошку чисто на автопилоте.
Проявлять личный интерес
Мед. Обычно располагаются при входе в супермаркеты. Продавцы в основном активные молодые люди, которые заговаривают умело зубы и, когда ты соглашаешься на дегустацию, очень назойливо спрашивают «левую» для них информацию: а где работаете, а как вас зовут и тому подобное.
Я хотела на тот момент приобрести немного — рублей на 500 максимум. В итоге ушла от них с пластиковым контейнером меда на 1700 ₽. Выйдя из магазина, посмотрела на контейнер и не поняла, зачем мне столько…
Запугивать последствиями
Лет в 18 стала переживать, что у меня волосы плохие. Прием трихолога стоил дорого, поэтому пошла в клинику, где консультация бесплатная. Там с умным видом через трихоскоп меня осмотрели, ахнули и сказали, что если сейчас не начать лечение, то за несколько лет я стану почти лысой…
Составили план «лечения» из каких-то массажей со специальным маслом, масок и чего-то еще очевидно не очень эффективного, посчитали примерно на 60 тысяч. Ради спасения своей шевелюры я бы отдала такие деньги, но смутило то, что до конца не объясняют, какая процедура для чего и какой будет эффект. Окончательно отпугнуло то, что такая цена только при оплате здесь и сейчас, а потом будет уже 80 тысяч. Понимая, что мотивация у такого ценообразования слабая, сказала «подумаю» и ушла. Уже дома решила почитать отзывы о клинике. Кроме жалоб на денежный развод, там красовалось: «Ольга Борисова [имя изменено] спит с чужими мужьями!! НИКОГДА не водите своих мужчин в эту клинику!!!»
После этого пошла к трихологу за 3000 ₽ за прием. У меня была запись, но я просидела в клинике минут 40, не дождалась приема и ушла. Потом мне позвонили, извинились и предложили прийти в другое время бесплатно. Я согласилась. В итоге, когда я пришла в следующий раз, трихоскоп у них «не включился», но предложили сделать сразу мезотерапию, которая стоит 10 тысяч во время первого приема и 15 тысяч по отдельной записи, нужно сделать минимум три раза, иначе не будет эффекта. Я сказала свое коронное «подумаю», и мне прописали какую-то травку, которую нужно втирать в корни, и сыворотку, и все это по счастливой случайности продается у них в клинике.
Врач отвела на кассу — смотрела и ждала, пока я не начну оплачивать. А мне не хотелось ничего покупать, так как ни клиника, ни сама врач мне вообще не понравились, но смелости сказать прямо об этом не хватало. Поэтому я приложила карту без денег, получила отказ. Приложила еще раз — отказ. В этот момент врач уже попрощалась и ушла. А после этого я покопалась в сумке «в поисках другой карты», развела перед администратором руками и ушла.