Покупая что-то новое, люди часто испытывают радость. А иногда — настоящую эйфорию, если покупка долгожданная и особенная. Но вскоре новая вещь перестает вызывать восторг. В психологии этот феномен — способность человека привыкать и к плохому, и к хорошему — называют гедонистической адаптацией.

О том, какие покупки ей не подвержены, а значит, будут долго радовать, мы уже писали. Теперь рассказываем о приобретениях, радость от которых быстро улетучится.

💄 Покупки на эмоциях

Некоторые делают покупки, когда чувствуют грусть, тревогу, беспокойство, одиночество, — чтобы заглушить их. В момент покупки это работает: мозг считает приобретение полезным действием и вознаграждает за него повышенными дозами дофамина.

Но радость от импульсивного шопинга быстро улетучивается. И ей на смену приходит чувство вины за бессмысленно потраченные деньги

🚘 Покупки ради статуса

Роскошную машину, дорогие аксессуары или технику многие покупают не потому, что они им действительно нужны, а чтобы продемонстрировать другим, что они могут себе это позволить. И так поднять или укрепить свой статус.

Но, как показывают исследования, это проигрышная стратегия. Удовольствие от обладания престижными вещами мгновенно улетучится, стоит кому-то из знакомых купить себе что-то роскошнее: машину в более дорогой комплектации или самую последнюю модель телефона, — и оказаться на ступеньку выше вас в статусной иерархии

🚲 Покупки не для вашего образа жизни

Лучше не покупать годовой абонемент в фитнес-клуб, если вы никогда не занимались спортом. И не тратиться на длительный и дорогой онлайн-курс, если вы раньше не учились в таком формате.

Да, момент покупки будет счастливым: вы уверены, что каждый день будете тренироваться и уже через месяц станете здоровым и сильным. Но счастье пройдет, когда из-за загрузки на работе, отсутствия привычки или мотивации вы забросите тренировки и ударитесь в самокритику — начнете считать себя ленивым и не умеющим тратить деньги, подрывая этим свою самооценку

👖 Покупки во имя светлого будущего

Например, платье на три размера меньше, купленное в надежде похудеть. Или красивая посуда, стоящая без дела в шкафу и ждущая, когда вы переедете в новую, достойную ее квартиру.

Такие покупки про запас приносят кучу удовольствия, так как создают иллюзию, что вы движетесь к важной цели. Проблема в том, что вы можете из-за миллиона не зависящих от вас обстоятельств никогда ее не достичь. И вещи, купленные в мечтах об этой цели, будут напоминать о провале — и раздражать или расстраивать

🕶 Все самое модное

Человеческий мозг любит новинки: они удовлетворяют потребность в новом опыте и впечатлениях. Поэтому людям так сложно противостоять импульсу и не раскошеливаться на очередную модель Айфона или наушников.

Но, как показывают исследования, суперактуальные материальные покупки больше всего подвержены гедонистической адаптации. Люди быстро привыкают к ним, и вещи, еще вчера считавшиеся новинками, начинают казаться в лучшем случае обыденными

🧠 Все о мозге

Дважды в месяц присылаем письма тем, кто хочет меньше поддаваться стрессу и не вестись на когнитивные искажения

Больше о психологии денег:

1. Покупки, которые приносят счастье.
2. Как экономить без сильного стресса.
3. Почему многим сложно тратить деньги на себя.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.