Подкаст «Схема»: как умные люди ведутся на глупые разводы. Второй сезон
Исследуем современное мошенничество вместе с Алексеем Малаховым. Через реальные истории обманутых героев учимся противостоять манипуляциям и вместе с экспертами разбираемся, как выглядит мошенничество сегодня и чего ждать от аферистов в будущем.
Слушайте на любой удобной платформе: в Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, Castbox, на «Яндекс-музыке» и во «Вконтакте».
Генерал полиции из Иерусалима, чистильщик обуви в Стамбуле, презентабельный парижский лендлорд и турагент возле метро в Петербурге — когда собираетесь в путешествие, мошенник может подстерегать в любом обличии.
Юрий неудачно отдал холодильник в ремонт, а потом совершил неосторожный звонок и потерял три миллиона рублей. Во втором выпуске разбираем, как не заплатить в пять раз дороже за смену одной детали в стиральной машине и как говорить с мошенниками, взявшими вашу любимую кофемашину в заложники.
Николай полгода общался с тремя людьми, состоявшими в небольшой закрытой схеме по заработку на договорных матчах. Они рассказывали про доход 150% за одну игру, и Николай решил вложиться. Оказалось, что все три собеседника — разные личности одного мошенника, который зарабатывает миллионы на тех, кто ему поверил.
Наталье позвонила соседка: кто-то пытался отверткой вскрыть замок ее дачного дома. Открыв Росреестр, она с удивлением узнала, что якобы две недели назад продала дом незнакомому человеку. А пенсионерку Надежду никто предупредить не успел. В 2007 году к ней домой вломились санитары, скрутили и увезли в психбольницу. Пока ее удерживали без связи, ее комнату готовилась прибрать к рукам врач-мошенница.
Николаю поступило предложение о покупке рекламы в его телеграм-канале «Тот парень с порнозависимостью». Ему прислали ссылку на странный сайт со статистикой, но после долгих уговоров Николай все же ввел там свои данные. Вечером того же дня он потерял доступ к каналу и раздумывал, платить ли мошенникам 4000 $ выкупа.
В Москве ряженые полицейские устроили целый поддельный участок и вымогают взятки, а в Одессе подделали корону скифского царя и продали в Лувр. По всей стране непонятные люди под видом родственников царя собирают деньги на нужды фронта, а железные дороги стоят: крупнейший предприниматель страны арестован за черную бухгалтерию.
Анастасия подписывает документы о покупке Мицубиси Лансер, отдает предоплату и получает ключи — но совсем не от той машины, которую ожидала увидеть. А Валентин сидит в BMW седьмой серии, когда к нему в салон вваливаются два человека с намерением отобрать машину за долги.
Дима Мацкевич открывает личные сообщения, а там куча вопросов от малознакомых людей: «А я точно заработаю?», «Расскажешь про свой новый проект?», «Правда стоит вкладываться?» Он ничего не понимает, открывает ссылку, а по ней — видео, на котором некто рассказывает про умный алгоритм, торгующий на +360% годовых. И у этого человека — лицо самого Димы.
Фирма Данила усиливает фундаменты, Виталий устраивает перевозки на мероприятиях, а у Валентина вместе с супругой психологический бизнес. Всем им приходит заманчивое предложение — тендер на несколько миллионов. Для участия нужно собрать документы, и среди них есть один странный, за который нужно заплатить.
Женя мечтал съехать от родителей в свою трешку на севере Москвы и нашел через знакомых бригаду, чтобы сделать ремонт. Спустя два месяца Женя заходит проведать рабочих, а они исчезли вместе с дорогой техникой. Прораб не выходит на связь, и полиция ищет его еще полгода, чтобы узнать, что же все-таки произошло.
Марина уже отчаялась найти лечение от кожного заболевания, когда ей предложили сдать анализ на микроэлементы в волосах и дали контакты неизвестной клиники. Андрей пришел на прием с судорогами в ногах, и врач сразу предложил купить гомеопатические таблетки, которые только что достал из-под стола.
Эля наткнулась на рекламу дневника миллионера-филантропа, дающего психологические советы. Вскоре она уже рассказывала ему про свои очень личные переживания и копила крупную сумму, чтобы вложиться в «бизнес» загадочного автора. Потеряв накопления, она нашла группу пострадавших, в которой уже вели расследование этой многоуровневой схемы.