В каждом путешествии я хочу посетить максимум мест. Для этого подходит формат автопутешествия.
В Шотландии я взял в аренду автомобиль и проехал на нем 1600 км. Так я увидел главные достопримечательности и места, куда редко добираются туристы.
В статье я расскажу, сколько стоит такая поездка и как сэкономить в дорогой Великобритании.

Что надо знать о Шотландии
Шотландия интересна винокурнями, многовековыми замками, Северно-Шотландским нагорьем, оно же — Хайленд. Там суровая горная природа и безлюдные пляжи северных морей. Больше всего я хотел попасть на остров Скай. На его небольшой территории можно увидеть самые разнообразные пейзажи: от равнин и диких пляжей до крутых гор и водопадов.
В Шотландию лучше всего ехать с мая по сентябрь. Лето здесь прохладное даже по российским меркам: от +16 до +20 °С. Я ездил в августе, и такая погода была для меня плюсом: сильную жару я не люблю.
Ранней весной часто льет сильный дождь, а по вечерам бывают заморозки. Осенью можно оценить всю палитру ярких красок, но заплатить за это придется холодной погодой.



Виза
Для поездки нужна британская виза — это не то же самое, что шенген. Я самостоятельно оформлял визу в московском визовом центре Великобритании. Документы можно подавать за 3 месяца до поездки.
Получить британскую визу просто, если у вас белая зарплата или вы можете документально подтвердить другие источники дохода. На форуме Винского есть много историй, как человек не работал официально, одолжил 200 000 Р, сделал выписку со счета с этой суммой — и получил отказ в визе. Я официально трудоустроен, 5 лет работаю в одной компании, получаю белую зарплату и имею в собственности автомобиль, поэтому надеялся на положительное решение.
Перечень документов для туристической визы небольшой. Перед подачей рекомендую уточнять актуальный список на сайте правительства Великобритании. Мне потребовались эти документы:
- Загранпаспорт.
- Заполненная и распечатанная анкета.
- Справка с места работы с указанием зарплаты.
- Справка 2-НДФЛ.
- Выписка со счета за последние 3 месяца.
- Документы, подтверждающие право собственности на движимое и недвижимое имущество.
Все документы должны быть переведены на английский язык. Перевести можно самому — достаточно указать авторство в конце листа. Заверять перевод у нотариуса не нужно. Я самостоятельно переводил свидетельство о регистрации машины и справку о доходах.
Тинькофф-банк делает выписку транзакций за 3 месяца на английском языке. По моему запросу банк подготовил шестистраничный документ. Это очень удобно: не пришлось переводить самому.


К документам для получения визы не обязательно прикладывать авиабилет. Если он есть, его примут. Я покупал невозвратные билеты за полгода до поездки на свой страх и риск: всегда есть вероятность, что вам не одобрят визу.
Чтобы подать документы, я зарегистрировался на сайте uk.tlscontact.com. Там же можно отслеживать готовность паспорта. В назначенный день в визовом центре нужно сдать отпечатки пальцев, сфотографироваться и предоставить пакет документов. Документы отсканируют и отдадут оригиналы — никаких копий заранее делать не нужно.
Моя виза на полгода стоила 93 £ (8100 Р). Я оплатил ее сразу после заполнения анкеты. Виза на два года стоит 350 £ (30 500 Р), на пять лет — 636 £ (55 400 Р), на десять — 798 £ (69 500 Р). Обычно визу делают за 15 рабочих дней.

Деньги
У меня счет в Тинькофф-банке. Перед поездкой оформил дополнительную мультивалютную карту, выбрав валютой фунты. Я пополнил ее с основного рублевого счета и больше не смотрел на курсы валют.
По Великобритании можно комфортно путешествовать с банковской картой. В большинстве супермаркетов и кафе есть пэйпасс. Поэтому уже на месте я снял с дебетовой карты 100 £ (8660 Р) про запас.
За 9 дней пришлось расплачиваться наличными пару раз в ресторанах, которые не принимали карту. 10 £ понадобились, чтобы оставить залог за использование фена в хостеле. В итоге от 100 £ осталось порядка 65. Пришлось потратить их специально, чтобы не менять на рубли в России.
Что взять с собой
В автомобиль. В путешествие на автомобиле я беру с собой держатель для телефона, розетку 12В в прикуриватель и провод «аукс — аукс». Впрочем, часто в современных прокатных машинах есть возможность проигрывать музыку через блютус.

Плащ. В Шотландии часто идут дожди, особенно на островах. Летом они недолгие, но можно быстро промокнуть. Поэтому рекомендую взять в поездку по Шотландии непромокаемую куртку или плащ. Лучше всего брать длинный плотный плащ, а не целлофановые дождевики. Я взял короткий — во время дождя с сильным ветром брюки промокали мгновенно.
Если плащ нужен только для поездки, лучше купить его в магазине спецодежды за 600—800 Р.
Трекинговые ботинки лучше брать для горных походов и с водонепроницаемой мембраной. Часто тропы пеших маршрутов после дождя напоминали болото. В легких кроссовках было бы не пройти.



Авиабилеты
Долететь до Шотландии можно только с пересадкой. Если есть шенгенская виза, можно взять билет через Париж или Амстердам, чтобы по пути провести целый день в городе. Я летел с часовой пересадкой в Хельсинки. В общей сложности перелет занял 5,5 часа.
При покупке авиабилетов я составил сложный маршрут: «Москва — Эдинбург» туда и «Лондон — Москва» обратно. По стоимости вышло дороже на 1500 Р, чем простой билет «туда — обратно». Зато бонусом посмотрел Лондон. На билеты потратил 16 029 Р.




Маршрут
Я люблю фотографировать, поэтому строю маршрут через красивые достопримечательности. Чтобы составить план путешествия, я читал отчеты людей о поездках на туристических форумах.
Еще красивые места удобно искать в Инстаграме. Там есть аккаунты, которые публикуют лучшие фотографии регионов и городов. В Шотландии их много, например @visitscotland. Как правило, они указывают названия локаций.


При планировании путешествия по Шотландии мне помогли сайты Visitscotland.com и Walkhighlands.co.uk. Там есть подробное описание большинства маршрутов с картами, фотографиями и рекомендациями по выбору подходящей обуви. Вся информация на английском языке. Аналогов на русском я не знаю. Выбранные места заранее добавлял в офлайн-карты.
По пути с острова Скай я заглянул на виадук Гленфиннан. Это знаковое место для фанатов Гарри Поттера. По виадуку с конца мая до октября ходит поезд Hogwarts Express. Утром на холме перед виадуком собирается около сотни человек. Поезд проезжает место точно по расписанию. В 10:50 он появляется на мосту, снижает скорость, машинист выпускает пар, чтобы все собравшиеся могли сделать главную фотографию.


Платный вход на моем маршруте был только в замки: Хантингтауэр, Крэгивар, Фрейзер. Цены варьируются от 4 £ (350 Р) до 10 £ (870 Р). Все остальные места были бесплатны для посещения.
В целом в Шотландии не оказалось мест, которые бы меня разочаровали. В этом прелесть свободного передвижения по новой стране: все в новинку и можно найти удивительное и необычное в совершенно обычных местах.




Транспорт
В Великобритании я провел девять дней. Из них пять путешествовал по Шотландии на автомобиле, два дня провел в Эдинбурге и два дня в Лондоне. Добраться обратно из Эдинбурга в Лондон можно тремя путями: самолетом, поездом, автобусом. Мне нужен был самый бюджетный.
Самолет — самый быстрый способ попасть в Лондон. Я исключил этот вариант, потому что он дорогой и сложный. Перелет на лоукосте «Изиджет» стоил 3000 Р. Дополнительно пришлось бы оплатить трансфер в аэропорт и номер в отеле (а это еще около 5000 Р), потому что самолет вылетает только утром. Еще он прибывает в аэропорт Станстед, который расположен далеко от центра Лондона.

Поезд. Ехать на поезде комфортно. Он прибывает на вокзал практически в центр Лондона. Если поезд ночной, можно не платить за одну ночь в отеле.
Билет на поезд обошелся бы мне в 4000 Р. Его можно купить на сайте железных дорог Великобритании. Это недорого, но я нашел вариант еще дешевле.
Автобус. Я решил экономить в этой поездке по максимуму, поэтому взял билет на ночной автобус у перевозчика «Мегабас». Еще можно уехать компанией «Нэшнл-экспресс». Билет «Мегабаса» был на 5 £ дешевле и обошелся в 1300 Р.
По уровню комфорта автобусы примерно одинаковы: во всех есть туалет и вайфай. Но очевидный минус ночного путешествия на автобусе — комфортно в нем будет лишь любителям спать сидя. Дорога занимает 8,5 часа.
Автобусы обеих компаний отправляются с центрального автовокзала Эдинбурга — Эдинбург-бас-стейшн — и приходят на автовокзал Виктория в центр Лондона. При входе в автобус контролер смотрит фамилию в билете и ищет ее в списке пассажиров. Билет можно показать на экране мобильного телефона.
Рассадка в автобусе свободная. Мой рост 194 сантиметра — я предпочитаю сидеть у прохода, чтобы было больше места для ног. В автобусе я спросил по-английски у девушки, не занято ли сиденье рядом с ней. Она вежливо ответила: «Ноу, ю кен сит». Через минуту я случайно увидел, как она пишет смс на русском языке: «Со мной рядом едет огромный двухметровый чувак».

Аренда авто
Обычно я ищу самые низкие цены на сайтах посредников по прокату автомобиля, например Rentalcars.com и Autoeurope.com. Затем сравниваю их с прокатчиками: «Херц» или «Баджет». В США было дешевле бронировать у посредника. В Шотландии — напрямую в «Херце».
Я предпочитаю арендовать автомобили в «Херце», если их цена сравнима с конкурентами. По моему опыту, они лояльны к клиенту при сдаче автомобиля: бегло проверяют отсутствие повреждений кузова и не придираются, если автомобиль грязный. Еще их машины в отличном состоянии.
На даты моего путешествия «Херц» предложил более выгодную цену, чем другие прокатчики. Но мне удалось ее еще снизить.
Сайт предлагает разную стоимость аренды в зависимости от страны нахождения клиента. Если бронировать из России, откроется русская версия сайта с высокими ценами. Поэтому я всегда пробую менять страну: просто выбираю из списка в шапке сайта и ищу лучшую цену.



В «Херце» можно дополнительно сэкономить, если использовать скидки компаний-партнеров. Например, держателям карт «Икея-фэмили» бронирование в «Херце» обходится на 10% дешевле, владельцам «Визы» или «Мастеркард» — на 10—20%. Список партнеров указан на сайте прокатчика.
Другой вариант сэкономить — знать промокод. Например, при бронировании автомобиля в Шотландии я ввел код для держателей банковских карт «Виза-Европа-инфинити» — 769985. Опыт показал, что в течение многих лет им пользуются все подряд. За последние 3 года я трижды бронировал автомобиль в «Херце» с этим кодом и никто не просил меня предоставить карту «Виза». Еще в разных странах доступны промокоды 963966 и 194585. Они дают скидку 25 € (1900 Р).

Повышение класса. Иногда прокатные компании бесплатно повышают класс автомобиля. В «Херце» предлагают ваучеры для держателей карт «Виза» и «Мастеркард». Их можно найти на форумах по обсуждению прокатных компаний, например на форуме Винского. Чтобы получить апгрейд, нужно показать распечатанный ваучер сотруднику при получении автомобиля.
Я пользовался апгрейдом в «Херце» 2 раза. В обоих случаях у сотрудника прокатной компании не было вопросов к ваучеру и мне бесплатно повышали класс. В Шотландии я отказался от повышения класса. По ваучеру давали большой полноприводный внедорожник «Мицубиси-л-200». Для английских дорог все же лучше подойдет авто небольших размеров. На островах дороги часто однополосные, поэтому разъезжаться со встречным автомобилем приходится в специальных дорожных карманах. Чем автомобиль уже, тем удобнее разъехаться.
Я бронировал автомобиль класса «С». Это паркетники вроде «Опель-мокка» или «Рено-каптюр». Мне достался последний с дизельным мотором. Он отлично подошел для такого путешествия. В нем есть круиз-контроль, блютус-магнитола для проигрывания музыки с телефона, навигатор. Такой автомобиль комфортен для езды по грунтовым дорогам и плохому покрытию.

Депозит. При выдаче автомобиля прокатная компания замораживает на карте определенную сумму. Это залог за сохранность авто и за полный бак топлива. Наличными депозит внести нельзя — нужна карта. Фактически эта сумма не будет списана со счета, но расплачиваться этими деньгами не получится.
В «Херце» депозит составил 300 £ (26 300 Р). В других компаниях он может быть от 150 £ (131 000 Р) до 1200 £ (105 000 Р).
В Шотландии я получил и вернул машину с полным баком, поэтому доплачивать за бензин не пришлось. По правилам, депозит должны вернуть в течение 30 календарных дней, но в реальности я получил деньги через неделю.

Страховка. В стоимость бронирования автомобиля в Шотландии были включены две страховки:
- Collision Damage Waiver with excess, CDW — страховка от ущерба с франшизой, то есть суммой моей ответственности. По договору с «Херцем» франшиза была 1000 £ (87 700 Р). Если бы я попал в аварию, мне пришлось бы сначала заплатить сумму франшизы — 1000 £. Остальное покрыла бы страховка.
- Theft Protection, TP — страховка от угона. В моем договоре аренды сумма франшизы на случай угона тоже составляла 1000 £. Столько я заплатил бы прокатной компании при угоне авто.
Когда я забирал машину, сотрудник прокатной компании объяснил смысл выбранных страховок и напомнил о рисках, которые связаны с базовой страховкой CDW. Например, даже при наличии мелкой царапины я должен буду заплатить 1000 £. Поэтому он предложил мне оформить суперстраховку: Super CDW, или Super Cover. Она покрывает любые повреждения автомобиля. Если бы я решил скинуть машину с обрыва в Северное море, то ничего не остался бы должен. Такая страховка дорогая: в моем случае она составляла 27 £ (2300 Р) в день.
![]() | ![]() |


Я решил не оформлять суперстраховку в «Херце», а купить дополнительную у сторонней страховой компании. Она работает так: водитель бронирует автомобиль со стандартной страховкой «Си-ди-ви». Если наступает страховой случай, платит сумму франшизы прокатной компании. После этого отправляет в страховую компанию чеки, и страховая возвращает всю сумму.
Дополнительную страховку покупают до получения машины у прокатчика. Я купил ее на Worldwideinsure.com. Она гораздо дешевле, чем суперстраховка: за 5 дней я заплатил 30 £ (2600 Р). Еще я читал про нее много положительных отзывов от людей, которым вернули сумму депозита.


Навигатор. При бронировании на сайте и получении автомобиля на стойке прокатной компании сотрудник предложил мне взять в аренду навигатор. Он стоил 17 £ (1500 Р) в сутки. Если бы я взял его на 5 дней, на эти деньги мог бы купить новый навигатор.
Поэтому я подготовился дома и ощутимо сэкономил. Для этого скачал приложение с офлайн-картами «Мэпс.ми» на телефон и загрузил карты Шотландии.

Права. У меня есть обычные права и международное водительское удостоверение. В Европе и Шотландии я пользовался обычными, например предъявлял в прокатных компаниях. На них надпись «водительское удостоверение» не переведена на английский, но в то же время есть имя и фамилия на латинице.
В Шотландии никто не требовал предъявлять международные права. Но на всякий случай их можно оформить через госуслуги.
Топливо. На бензин я потратил 10 000 Р. Этого хватило на 1600 км.
На островах бензин дороже примерно на 8—10%. Поэтому я заправил полный бак перед отправкой на острова Льюис и Харрис: мне предстояло проехать 250 км при запасе хода на полном баке 500 км.

На остальной территории Шотландии цены везде примерно одинаковые, а заправки встречаются регулярно. Часто я выбирал АЗС исходя из того, есть ли там отдел «Коста-кофе».
Везде можно было заплатить картой, на некоторых — прямо на колонке. В целом принцип такой: приехал, заправился, оплатил. Заправщиков, как в России, я не видел.
Чаще всего в условиях аренды машину получают и возвращают с полным баком. Если вернуть незаправленный автомобиль, цена за литр вырастет в 2—3 раза. Стоимость вычтут из депозита. Когда я получал машину, цена литра была указана на чеке: 3,9580 £ (350 Р) за литр дизельного топлива при средней цене на заправках 1,3 £ (114 Р). Чтобы не переплачивать, я заправился в пределах 10 км от пункта возврата автомобиля.

Левостороннее движение оказалось не таким страшным, как я думал. Было непривычно лишь в первые пару часов езды. Я взял машину в аэропорту и сначала передвигался по пригороду Эдинбурга. Чаще всего скорость была ограничена 30 милями в час. Все ездили медленно, поэтому было время привыкнуть к новому движению.
На шоссе скорость ограничивают до 60 миль в час, на автомагистралях — 70. Превышать лимит без штрафа можно на 10%. Трафик в Шотландии в целом неинтенсивный, а культура вождения на хорошем уровне. Еще в Шотландии много перекрестков с круговым движением — даже посреди шоссе. Это удобно.


Паромы
Я включил в свой маршрут посещение островов, которые знамениты живописными пляжами: Льюис и Харрис. Добраться до них с автомобилем можно только на пароме. Попасть на третий остров Скай можно по мосту или на пароме с Льюис и Харрис.
Между многими островами в Шотландии ходят паромы компании «Каледониан-макбрейн». Я покупал билет на паром за 2 месяца до поездки на их сайте.
Цена складывается из стоимости билета на пассажира и на автомобиль. Из города Аллапул на остров Льюис я добрался за 60,45 £ (5300 Р): 9,5 £ (830 Р) стоил билет на пассажира и 50,95 £ (4450 Р) — на автомобиль. Билет на Скай с острова Харрис обошелся в 37,2 £ (3250 Р).


До этого я не ездил на пароме с автомобилем в открытом море. На паром помещается порядка ста машин, но процесс погрузки и разгрузки не вызвал трудностей и занял максимум 20 минут.
Перед началом посадки водители выстроили автомобили в очередь на парковке перед причалом и показали билеты контролерам. Во время погрузки на борт команда парома направляла водителей в нужную часть парома и помогала максимально прижаться к впереди стоящему авто.
После этого все водители и пассажиры покинули автомобили и поднялись на верхние палубы. Там расположен ресторан, лаунж-зона и зона с панорамным видом в передней части парома. Везде ловил бесплатный вайфай.

Жилье
Дороже всего в Шотландии жить в крупных городах и на главном туристическом острове Скай. В августе в Шотландии время фестивалей. Сюда приезжает огромное число туристов — жилье в это время еще больше растет в цене и его может не хватить.
Я рассчитывал по картам, какую дистанцию смогу проехать за день и где окажусь вечером. Исходя из этого искал место для ночевки. Потом сравнивал цены на «Букинге» и «Эйр-би-эн-би» и выбирал подходящий вариант. Главными критериями были низкая цена и бесплатная парковка рядом.
Я бронировал жилье за 5 месяцев до поездки. Цены на одноместные номера начинались от 2000 Р. В Эдинбурге жилье дороже. Дешевый одноместный номер в хостеле с общей ванной комнатой обошелся в 5190 Р. В среднем отдельные номера на тот момент стоили от 5000 до 8000 Р.


На островах Льюис и Харрис отелей немного, и недорогие варианты быстро раскупают. Я не нашел номеров дешевле 5000 Р, поэтому арендовал жилье у местных жителей через «Эйр-би-эн-би».
Комната на одного в доме у семейной пары стоила 3830 Р в сутки. Ванна была общая, завтрак включен. Я предупредил хозяйку, что планирую выехать на рассвете, и она предложила самому утром сделать кофе и взять из холодильника на завтрак все, что захочу. При выезде она попросила просто закрыть за собой уличную дверь.
Общения с владельцами жилья было минимум. Я останавливался в домах на одну ночь, поэтому оно ограничивалось показом комнаты, ванной и кухни.

На острове Скай тоже дорогое жилье, особенно летом. Одноместный номер стоимостью 5000—7000 Р в сутки еще нужно постараться поймать. Мне предстояло провести на острове 2 ночи, поэтому я решил забронировать место в хостеле.
Я выбрал Portree Youth Hostel в городе Портри. У него хороший рейтинг на «Букинге» — 9,2. За 2 ночи в четырехместном номере с отдельной ванной комнатой я заплатил 4760 Р. В комнате жили еще 3 человека.
Неудобств не было. Я выезжал рано утром, проходил за день порядка 20 км по горам и холмам острова. Когда возвращался после заката, хотелось только спать.


Потратил на жилье 23 170 Р
Жилье | Ночей | Стоимость |
---|---|---|
Edinburgh Metro Youth Hostel | 1 | 5190 Р |
Portree Youth Hostel | 2 | 4760 Р |
Beit Hall London | 1 | 4620 Р |
Breasclete | 1 | 3830 Р |
Peterhead Lodges | 1 | 2600 Р |
West Dunbartonshire | 1 | 2170 Р |
Связь
В поездке мне всегда нужен интернет, чтобы пользоваться мессенджерами, Инстаграмом и картами. Я не изучал тарифные планы заранее. В первом торговом центре зашел в отделы двух известных мобильных операторов: «Водафон» и «EE», чтобы выбрать выгодный предоплаченный тариф.
Я купил симкарту оператора «EE» с 5 Гб интернета, пакетом звонков 500 минут и безлимитными смс. Я не слушал много музыки онлайн, не смотрел потоковое видео, и 5 Гб мне едва хватило на 8 дней. Тариф стоил 15 £ (1300 Р).
Скорости интернета всегда хватало. 90% времени на протяжении маршрута уверенно ловил 4G. В других местах вообще не было связи.
Если нет необходимости всегда быть онлайн, хватит бесплатного вайфая в кафе, музеях, торговых центрах и иногда на заправках.

Уже после поездки я узнал о симкарте виртуального оператора giffgaff. Он использует сеть «O2» в Соединенном Королевстве. На их сайте можно заказать симкарту с бесплатной доставкой по миру. Тарифные планы у «Гиффгафф» выгоднее, чем у других мобильных операторов в Великобритании. 8 Гб стоят 15 £ (1300 Р).
У «Гиффгафф» бесплатная доставка симкарт по миру. В Россию доставляют в среднем за 2—3 недели. Подойдет тем, кто планирует путешествие в Великобританию заранее и не хочет тратить время на покупку симкарты на месте. Активировать симкарту можно в любой стране, но за пределами Великобритании спишется плата за активацию приложений «Фейстайм» и «Аймесседж». В тарифах разрешена раздача интернета на другие устройства.

Еда
Бывало, что до ближайшего кафе или ресторана приходилось ехать несколько десятков километров. Обед стоил в среднем 15—20 £ (1300—1733.33 Р). Во время автопутешествия я не тратил лишние деньги и время на поиски кафе и ресторанов по пути. Часто перекусывал в машине. Для этого взял из дома небольшой термос, контейнер для еды, вилку и ложку, чай, сахар, соль, гречку и геркулес, не требующий варки.
На месте я купил продукты в супермаркете: хлеб, консервы, соус. Кипяток можно бесплатно налить на любой заправке и утром в отеле. Днем удобно залить гречку кипятком и отправиться гулять. По возвращении будет ждать теплый обед стоимостью пару фунтов.


В городах тоже можно экономить, если покупать еду в супермаркетах. Но там я обычно старался пробовать блюда местной кухни в кафе и ресторанах. За 9 дней потратил 3900 Р на супермаркеты и 12 800 Р на кафе и рестораны. В общей сложности еда обошлась в 16 700 Р. Для Великобритании это дешево.
Супермаркеты COOP и Tesco встречались на всем пути. Как бы далеко ни был магазин, в момент открытия «Куп» в 7 утра всегда лежали свежие вкусные круассаны по 78 пенсов (70 Р). С них я начинал свои дни в Шотландии. В кофейне за такой же круассан приходилось отдать 2—2,5 £ (170—220 Р).


В супермаркетах много готовой к употреблению еды и блюд, которые нужно только поместить в духовку или микроволновку для готовности. Я делал это на кухне в хостеле или арендованной квартире. Обычно цена на такие блюда 3—6 £ (260—520 Р).
Я покупал в супермаркетах консервы в дорогу. В Великобритании много видов фасоли в разных соусах за 1,5—2 £ (130—175 Р), тунец за 1,15—1,5 £ (100—130 Р), лосось за 3—4 £ (260—346.667 Р). Все съедобно и вкусно. Иногда я брал в магазинах готовые салаты за 3—4 £ и ассорти из нарезанных фруктов в стакане. Микс из клубники, дыни и винограда стоил 2 £ (175 Р).
Цены на продукты в супермаркете «Тэско»
Продукт | Стоимость |
---|---|
Куриная грудка, кг | 5,9 £ (503 Р) |
Яблоки, кг | 2,2 £ (188 Р) |
Упаковка из 12 яиц | 1,2 £ (102 Р) |
Картофель, кг | 1 £ (85 Р) |
Бананы, кг | 0,8 £ (68 Р) |
Хлеб | 0,5—1,2 £ (43—102 Р) |
Пинта молока (0,5 литра) | 0,5 £ (43 Р) |
Из традиционной кухни в шотландских ресторанах рекомендую попробовать несколько блюд. Фиш-н-чипс — кусочки белой рыбы в тесте, обжаренные во фритюре, с порцией картофеля фри за 10—12 £ (870—1044 Р). Хаггис — рубленые бараньи потроха. В классическом варианте ими фаршируют овечий желудок, но иногда блюдо подают в виде котлеты. Стоит от 9 £ (890 Р) до 12 £ (1050 Р).
Еще рекомендую сходить в кафе на традиционный английский завтрак. Состав отличается в зависимости от региона. Обычно подают яйца, бекон, тосты, панкейки, колбаски, хаггис, фасоль, иногда запеченные грибы. Такой завтрак стоит около 9 £ (890 Р).
В Шотландии распространена сеть кофеен «Коста-кофе». Их кофемашины есть в некоторых супермаркетах и на заправках. В крупных городах есть сеть «Кафе-неро», которая позиционируется как итальянская кофейня. Там подают хороший кофе. Во всех кофейнях чашка американо в среднем стоит 1,6—2 £ (140—175 Р), капучино 2,5—2,8 £ (220—250 Р).

Выводы
Шотландия подойдет для отдыха тем, кто не любит жаркое лето, толпы туристов и кого притягивает красота северных пейзажей. Это дорогая страна. Однако и здесь при желании можно сэкономить, если немного поступиться комфортом.
Отдохнуть в такой поездке вряд ли получится. После пеших двадцатикилометровых маршрутов с перепадами высот до 200 м хочется лежать весь следующий день, а не ехать дальше.
Всего потрачено за поездку 107 734 Р
Трата | Стоимость |
---|---|
Жилье | 23 170 Р |
Еда | 16 700 Р |
Авиабилеты | 16 029 Р |
Покупки и прочие траты | 10 200 Р |
Топливо | 10 000 Р |
Аренда авто | 9750 Р |
Билеты на паромы | 8500 Р |
Виза | 8250 Р |
Страховка | 2590 Р |
Ночной автобус | 1300 Р |
Связь | 1245 Р |