Политика — это когда много думаешь не о том, что ты хочешь сделать, а о том, что нужно другим

— Мы в гостях у Сергея Гордеева, акционера и владельца компании ПИК. Здравствуй! Что тут у тебя в офисе?

— Здравствуй! Здесь у нас центральный офис и магазин квартир. В выставочном зале показываем макеты объектов и динамику строительства.

— В каком вашем доме ты бы купил себе квартиру? Какой дом лучший?

— Я не мыслю про лучший дом, а мыслю про сервис и продукт в целом. Когда мы строим каждый проект, то отрабатываем представление об идеальном доме и постоянно улучшаем и добавляем что-то новое.

Например, в проекте «Вандер Парк» мы вместе с голландскими архитекторами строим малоэтажный и высокоплотный квартал — реализуем идею голландской застройки.

— Ты сейчас девелопер, а когда-то был в политике. Расскажи об этом опыте. Предпринимателям нужно побывать в политике или это необязательно? Что тебя сподвигло?

— По результатам моего опыта я бы не стал рекомендовать идти в политику. Я был политиком, когда всё было хорошо — с 2005 по 2007 год. Есть такое выражение, что свинья может взлететь высоко, если она попадает в центр урагана. Просто были горячие предкризисные годы, а все были молодцами.

Я был идеалистом и хотел что-то сделать для страны, для своего региона. И меня пригласил поработать в команде Олег Чиркунов, бывший тогда губернатором Пермского края.

Политика и предпринимательство — разные среды и требуют от человека разных качеств. Бизнесменам лучше заниматься бизнесом, потому что в бизнесе намного больше от тебя лично зависит, чем в политике. В политике слишком много переменных, которые не зависят от тебя, слишком много надо думать не о том, что ты хочешь сделать, а о том, что нужно другим.

В бизнесе мы ожидаем 2—4 года какой-то результат, а в политике — циклами до 20 лет. Политика не проект, а судьба. Если ты решил стать политиком, то должен этим заниматься, с успехом или без него.

— То есть Трамп мог случиться только в США, где абсолютный культ предпринимательства и свобода реальная. В моем понимании, политики — это люди, которые никогда не говорят то, что они думают. А предприниматели, особенно американские, говорят то, что они думают. И единственная страна, где человек, который говорит что думает, и становится президентом, — это Америка.

— Да. Недавно была интересная статья, где Трампа сравнивают с Рейганом. Рейган был актером, и Трамп тоже шоумен. Вот у тебя, как у человека, который не только бизнесмен, но и шоумен, есть шанс попасть в политику.

Самые крутые люди в мире сейчас — это СЕО

— Давай о тебе. Ты вернулся в ПИК и теперь СЕО, то есть генеральный директор. Но раньше ты всегда был акционером, о тебе никто не знал. А сейчас ты управляешь. Расскажи, в чём у тебя самый большой вызов, зачем ты это сделал и в чём самая большая разница между гендиректором и владельцем.

— Быть СЕО компании — это самый интересный вызов. Самые крутые люди в мире сейчас — это СЕО.

Если обсуждать героев нашего времени, то когда-то это были художники, ученые, потом это были инженеры. А сейчас самая сложная работа — это работа генерального директора. Она настолько мультизадачная, в ней огромное количество переменных, потому что мир очень быстро меняется, надо постоянно перестраиваться. Нужно быть пилотом самолета и постоянно его перестраивать в воздухе, не приземляясь для этого на землю.

— А почему ты решился управлять большой компанией?

— Я решился, потому что в девелоперском бизнесе владелец должен быть за рулем. Чтобы компания росла и улучшала свои показатели из года в год, владелец должен быть на позиции генерального директора. Девелопмент похож на инновационные компании. Посмотри на выдающиеся компании Кремниевой долины, там владельцы всегда СЕО.

— А как ты команду формируешь? Какие у тебя принципы?

— Мы развиваем людей внутри компании, есть внутренний рост. Если команда настроена на внутреннее развитие, то люди растут и решают более сложные задачи. Можно приглашать новых людей, которые выросли в этой культуре. Они принесут другое видение — значит, сложные задачи будут решаться быстрее. Я считаю, что этот подход правильный.

— А сам ты учишься быть СЕО? Какие книги читаешь, на чём учишься?

— Я изучаю то, что мне интересно. Даже можно просто настроить ленту новостей в своей соцсети и читать полезное. Книги не главное, главное — общение с умными людьми. С тем, кто сам делает продукт, кто создает компании и отвечает за какие-то важные направления.

В классическое образование я не верю, потому что знания устаревают. У меня самого незаконченное высшее.

Дом — это не только подъезд, лифт и квартира, но и двор, и район. Район построить сложно

— В одном интервью ты сказал что-то про домостроение «Эпл». Можешь подробнее рассказать, что ты имел в виду?

— Начну издалека. Сейчас такое время, когда разрушается множество отраслей. Например, «Убер» ставит под сомнение необходимость иметь машину. Люди, прогнозирующие будущее, считают, что машины нам не нужны. Мы будем просто вызывать их, как роботов, когда нужно.

Так и в жилье. Мы находимся в таком моменте, когда строительные технологии и представления об образе жизни сильно изменятся в скором времени. Мы в компании поставили задачу: переизобрести жилье заново.

Строительство — консервативная отрасль. Нам нужно просто делать, что хотят покупатели. Но это не так. Например, все хотят лоджии, но используют их как склад. В комнате с лоджией на 40% меньше света, это вредно. Поэтому мы отказываемся от лоджий и делаем большие окна. А в подвалах наших домов делаем кладовки, где можно хранить всё, что складывают на лоджиях.

Или многие дома испорчены кондиционерами. Наша задача — сделать такие дома, в которых не будет проблемы кондиционеров. На фасадах мы проектируем ниши или металлические боксы, куда жители и будут устанавливать свои кондиционеры.

В ПИКе мы пытаемся по частичке перепридумать дом, создать новый образ жизни. Мы хотим строить дом мечты, в который приятно возвращаться каждый день. И дом — это не только подъезд, лифт и квартира, но и двор, и район. Район построить сложно.

— А почему ты думаешь, что у нас в стране никто не построит районы как в Милане Берлускони сделал?

— А ты считаешь, что это хорошие районы?

— Городки. Для своего времени это было круто. У нас такие мини-городки никто не строит.

— У нас как раз любят такие мини-городки, всё Подмосковье в них.

Основная проблема, что такой проект сложно сделать. Есть такая английская концепция: жить, работать и развлекаться. Жилье можно легко построить, сложно создать работу и культурные, досуговые места в одном районе.

Город — это то место, где культура, досуг, работа и жилье объединены в единую территорию. А иначе это будет спальный район, это будет гетто, которых у нас уже достаточно.

— Только Иннополис, наверное, в Татарстане может похвастаться такой концепцией.

— Да, они молодцы. У нас большинство населения стремится в высокоплотную многоэтажную застройку. А в Америке, например, это очень маленький процент жилья, все стремятся жить в своем доме. Частный дом — единица домохозяйства. А не так, как у нас — квартира.

— А что еще реально может разрушить индустрию строительства многоквартирных домов?

— Инновационный транспорт, как «Гиперлуп». Если ты сможешь перемещаться со скоростью тысяча километров в час, то зачем жить в городе? Можно жить в доме, в экологичном месте за 500 километров от города, каждый день тратить полчаса на дорогу на работу и обратно.

Возможно, такие технологии разрушат привычное строительство. Я инвестирую в «Гиперлуп», кстати.

— Я считаю, что онлайн-технологии разрушат привычную схему работы банков и других компаний. Всё больше людей будут покупать и оплачивать на сайте, а не приходить в офис. Даже ипотеку оформить на сайте будет просто.

— Согласен. Но квартиру всё равно захотят приехать и пощупать, а вот оформить документы можно на сайте.

Мы стараемся сделать так, чтобы через сайт человек мог получить максимальное количество информации, чтобы мог сделать всё необходимое в интернете. А потом просто приехать и посмотреть, что он купил. Если нужно, получить ипотеку на сайте в три клика. Ипотека на тех условиях, которые сейчас в стране у нас есть, при начальном платеже в 30%, должна выдаваться всем. С точки зрения культуры платежей наша страна — одна из передовых в мире, у нас очень мало должников. Люди платят хорошо.

Я не хочу построить Мытищи, чтобы потом ими владели мои дети

— Как ты заработал свои первые деньги?

— Первые небольшие деньги я заработал на торговле сникерсами в Москве. Торговал на улице, покупал коробку, перепродавал блоки в палатке. А потом нашлась возможность попробовать себя в недвижимости. И вот с тех пор я в недвижимости и остался.

— Есть такое мнение, что недвижимость — это лучший, самый прибыльный бизнес. У меня пример есть. Когда-то давно Наташа Водянова познакомила меня со своим предыдущим мужем, лордом. Мы шли по Лондону, а он мне рассказывал: «Я всю жизнь не работаю. Вот видишь этот квартал? Он принадлежит моей семье, поэтому мы уже несколькими поколениями не работаем». Я поэтому и понял, что недвижимость — это круто.

— Нет. Прибыльной недвижимость была в середине 20 века. Когда богатство передается детям, это их только портит. Знаешь, у меня это никаких эмоций не вызывает. Я не хочу построить Мытищи, чтобы потом ими владели мои дети.

— Ты сейчас владеешь самой большой девелоперской компанией в стране. А что будет дальше?

— Ты читал книгу про голубой и красный океан? Красным он становится тогда, когда акулы перекусали друг друга, океан перенасыщен кровью — рынок перенасыщен, конкуренция высокая.

А в голубом океане нет конкурентов. Мы постоянно ищем куда развивать бизнес, где еще нет никого. У нас есть несколько стартапов, которые очень хорошо растут и о которых я думаю, что они станут вот этим нашим следующим большим бизнесом параллельно с тем, который уже есть.

— Это же программа о бизнес-секретах. Раскрой секрет.

— Нет. Когда стартап дорастет до большого уровня, тогда и раскроем секрет.

— Вот представь, тебя смотрит молодой бизнесмен из Мытищ. Он хочет принести стране пользу и зарабатывать деньги для семьи. Посоветуй, что ему нужно делать прямо сейчас?

— Отстаивать свои интересы. Слушать себя, верить в себя, делать то, что хочешь, не делать то, что хотят другие. Делать свой бизнес. Тот, который ты хочешь, тот, в который ты веришь. Тот, который нравится тебе, а не тот, который моден сейчас. Потому что то, что сейчас уже модно — это то, что уже заканчивается, а то, что будет модно завтра — это то, что сейчас никто не понимает. Предугадывайте тренд.

Недавно фейсбуку исполнилось 13 лет. Компания в 2004 году задала тренд на социальные сети и попала в яблочко. А сейчас все занимаются искусственным интеллектом, это модно. Надо заниматься чем-то еще, чего нет.