Как мы с мужем неделю путешествовали по Селигеру

Лилия Бронникова

съездила с мужем на Селигер

Наша с мужем цель — побывать на Байкале. Летом 2022 года мы не могли поехать в долгое и дорогое путешествие, но хотели отдохнуть на озере.

О Селигере часто говорили в СМИ с 2005 по 2014 год, когда там проводили ежегодный Всероссийский молодежный образовательный форум. Мы тоже что-то слышали, но никогда там не бывали. Решили увидеть эти места своими глазами, к тому же Селигер расположен в Тверской области, недалеко от Москвы, и дорога из Белгорода, где мы живем, занимала не так много времени.

Мы не торопились и планировали поездку примерно два с половиной месяца: читали статьи и отчеты туристов, смотрели фотографии, выбирали локации, которые хотели посетить. Пришли к выводу, что на все намеченное нам потребуется неделя, и определились с датами поездки — с 23 по 29 августа 2022 года.

В статье я расскажу, как мы организовали путешествие, сколько все стоило, что готовят монахини Богородицкого Житенного монастыря, отчего блестит Серебряное озеро и где начинается Волга. Забегая вперед, отмечу, что наши ожидания от поездки оправдались: мы посмотрели все, что запланировали, и остались довольны.

Мы с мужем у Оковецкого источника
Берег Селигера
Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Маршрут

Селигер — это не одно озеро, а целая система водоемов, соединенных между собой протоками. Путешественники чаще всего останавливаются в Осташкове, Заречье, на островах Городомля и Хачин и в других местах, в том числе дикарями в палатках.

Мы поехали в Осташков, так как город стоит на берегу. Оттуда с речного вокзала ходят суда практически в любое заинтересовавшее нас место. Сам Селигер иногда называют Осташковским озером.

У нас не было задачи посмотреть все — выбирали достопримечательности, популярные среди туристов, и интересные, на наш взгляд, экскурсии, чтобы привезти домой впечатления, которые останутся надолго.

Вот как мы распланировали путешествие:

1. В первый день посетили мужской монастырь — Нило-Столобенскую пустынь.
  2. Во второй исследовали основные достопримечательности Осташкова.
  3. В третий день сходили в Богородицкий Житенный монастырь и прогулялись по острову Кличен.
  4. Затем отправились на поиски истока Волги.
  5. В пятый день прокатились на теплоходе к Серебряному озеру.
  6. Перед возвращением домой попробовали воду из Оковецкого источника.

Все достопримечательности, которые мы посетили, я отметила на карте:

Как добраться до Селигера

Из Москвы до озера добираются разными способами.

На поезде. Летом по пятницам раз в день из Москвы до Осташкова ходит прямой поезд № 028А. Отправляется поздно вечером с Ленинградского вокзала и прибывает в Осташков в 09:33. Билет в плацкартный вагон стоит от 1800 ₽, в купе — от 2500 ₽.

На электричке и автобусе. Сначала путешественники едут до Твери на электричке — три часа на обычной и в два раза быстрее на «Ласточке», билет стоит 500—800 ₽. Затем — на автобусе из Твери в Осташков еще три — четыре с половиной часа, проезд обойдется минимум в 835 ₽. И электрички, и автобусы ходят часто, но выезжать лучше пораньше: последний автобус из Твери отправляется в 19:30.

На поезде с пересадкой. Из Москвы нужно добраться на поезде до станции Бологое, потом пересесть на электричку до Осташкова. По этому маршруту всего один рейс в день: в 09:40 в будни и в 09:15 по субботам и воскресеньям. В выходные курсирует ретропоезд «Селигер» на паровой тяге. Весь путь из Москвы займет от семи часов, стоимость билетов — минимум 1100 ₽.

Автобусы с автовокзала «Северные ворота» у станции метро «Ховрино» отправляются до Осташкова четыре раза в день. Время в пути — почти семь часов, билет стоит от 1300 ₽.

На машине. Расстояние от Москвы до Осташкова — 370 километров. Путь на автомобиле занимает от четырех с половиной до шести часов.

Нам с мужем предстояло проехать 1015 километров из Белгорода с ночевкой в Москве. Мы всегда путешествуем на машине: так нам комфортнее и дешевле, чем на общественном транспорте. От столицы можно ехать через Тверь по Ленинградскому шоссе и даже сократить время в пути по платной дороге, но нам было удобнее отправиться в путь по бесплатному Новорижскому шоссе через Ржев.

На бензин от Белгорода до Москвы потратили примерно 3200 ₽, до Осташкова — еще около 1800 ₽. Всего на топливо ушло 10 000 ₽. До Осташкова добрались без проблем: дороги хорошие, машин было мало.

К вечеру 23 августа мы прибыли в Осташков. Фото: cad_wizard / Shutterstock

Экскурсия в Нилову пустынь

Наш первый день на Селигере мы посвятили поездке в Нило-Столобенскую пустынь, которая находится на Столобном острове в 25 километрах от Осташкова. Пустынью называют небольшой монастырь, расположенный в безлюдном месте.

На остров из города добираются на машине или по воде. Катера на Селигере ходят с апреля по сентябрь. Мы выбрали путь на теплоходе, поэтому отправились на речной вокзал и купили билеты на экскурсию за 2600 ₽ на двоих. В 2023 году цена не изменилась. В конце сезона людей было мало — покупать билеты заранее не пришлось. В стоимость входят услуги гида и поездка на теплоходе туда и обратно. Взять билеты без экскурсовода нельзя, но, думаю, без него будет неинтересно.

Путь до Столобного острова занял около часа. За это время мы успели узнать интересные факты об озере. Местные жители уважительно называют его Селигер Селигерович из-за возраста: озеро образовалось в ледниковый период. Люди в этих местах появились в 8—7 веках до нашей эры, так определили археологи. Позднее здесь поселились финны, которые и дали название озеру. Вместе с многочисленными островами Селигер занимает 260 км², а вытекает из него лишь одна река — Селижаровка, приток Волги.

Мы испытывали волнение и восхищение, когда приближались к Столобному острову. Фото: Belikart / iStock

За приятным рассказом мы приблизились к причалу в деревне Светлица, а затем пешком перешли по насыпи на Столобный остров, не отвлекаясь на торговцев сувенирами.

При посещении монастыря женщины обязательно надевают юбку и платок — их можно взять у входа. Мужчины должны быть в длинных брюках. На территории разрешают делать фото, а вот снимать монахов и священнослужителей не рекомендуют.

Светлицкая надвратная башня — первая постройка монастыря, которая встречает посетителей. Рядом с ней находятся подворье и главный храм пустыни — Богоявленский собор. В каменных одноэтажных корпусах расположены гаражи, столярная мастерская, скотный двор. На южной оконечности острова находятся Архиерейская пристань и церковь Воздвижения Честного Креста Господня.

Надвратная Светлицкая башня выполняла роль маяка. В плохую погоду на шпиле вывешивали фонарь — как ориентир для всех заблудившихся. Фото: Pukhov K / Shutterstock

Монастырский комплекс поразил меня красотой. По словам экскурсовода, в начале 20 века Нилова пустынь была самой посещаемой в России и второй в мире после храма Гроба Господня.

Гранитными набережными, башенками с колоннами, высоким парапетом перед главным собором пустынь напомнила мне Петербург. Проект собора начал выполнять петербургский мастер Карл Росси — это он создал Дворцовую площадь со зданием Главного штаба и Михайловский дворец. Правда, на Столобном Росси работу не закончил, и новый собор построили по проекту Иосифа Шарлеманя, который тоже был архитектором построек в Петербурге.

Мы поднялись на колокольню Богоявленского собора по лестнице с большим числом ступеней. Оттуда нам с высоты открылся весь остров — завораживающий пейзаж, такой красоты я еще нигде не видела. Экскурсовод предупредила, что пожертвования для входа на смотровую обязательны, мы оставили по 200 ₽ с человека.

Внутренний двор монастыря: гостиница для паломников, трапезная, небольшой магазин
Редко где видно столько воды и близко расположенных друг к другу островов, а среди этого великолепия — монастырь

В монастырском музее два зала с иконами, фигурками преподобного Нила и церковной утварью. Большинство экспонатов предоставили местные жители — особой исторической ценности у них нет. Вход в музей бесплатный, фотографировать там запрещено.

Архиерейская пристань ежегодно принимает Большой Волжский крестный ход. В 2023 году он проходил с 10 по 25 июня: начался у истока Волги, о котором я расскажу дальше, а завершился через 800 километров — в Кашине, на востоке Тверской области.

В трапезную мы не заходили, но при желании там можно поесть. Я советую брать с собой перекус и воду. В сувенирном магазине мы купили на память фигурки святого Нила.

Экскурсия в монастырь длилась шесть часов, включая свободное время, когда мы прогулялись по территории самостоятельно и поднялись на колокольню. Уже вечером, довольные, мы погрузились в теплоход и вернулись в Осташков.

В этом здании живут монахи, туристов туда не пускают
Пристань в форме парадных ворот построили в начале 19 века. Фото: Pukhov K / Shutterstock

Прогулка по Осташкову

На следующий день мы решили отдохнуть и не ехать на экскурсии — пошли гулять и смотреть окрестности.

Осташков — маленький провинциальный город с 15 тысячами жителей. По словам экскурсовода, которая сопровождала нас в Нилову пустынь, единственное производство здесь — кожевенный завод, и это основное место работы жителей. Завод только изготавливает кожу для других предприятий. Сельские жители занимаются в основном рыболовством.

По вечерам в Осташкове скучно: можно сходить разве что в ресторан и на набережную. Я заметила несколько довольно примитивных игровых площадок, так что с детьми в городе тоже нечем заняться. Главная особенность Осташкова — старая архитектура: церкви 18—19 веков, одно- и двухэтажные домики, к сожалению, часто нежилые и в плачевном состоянии.

Мы будто перенеслись в уездный город 19 века к домам неизвестных помещиков. Фото: cad_wizard / Shutterstock
Здания на улицах Осташкова производят гнетущее впечатление. Фото: WalyK / Shutterstock
Унылые дома контрастировали с видами в Ниловой пустыни. Фото: cad_wizard / Shutterstock

Мы бродили по городу без цели, подмечали необычные здания, а потом читали о них или расспрашивали местных жителей.

Вальский столп. Когда-то давно в Осташкове стояла крепость с тремя башнями — Северной, Южной и Восточной. Со временем крепость разрушилась, а на развалинах башен горожане построили три больших столпа: Вальский — один из них, два других не сохранились. Раньше на шпиле столпа, особенно в самую плохую погоду, жители зажигали огонь, который помогал странникам не сбиться с пути.

О Вальском столпе нам охотно рассказала пожилая местная жительница. Источник: wikipedia.org

Краеведческий музей. В нескольких залах музея собрали коллекции, посвященные истории, культуре, ремеслу, промыслам и традициям края. Там есть, например, экспонаты, которые рассказывают о стоянках древних людей, и зал с экспозицией в память о Великой Отечественной войне. Единый билет на выставки стоит 200 ₽.

В музее можно заказать экскурсию, но нам повезло присоединиться к уже собравшейся группе туристов. Посещение заняло примерно час. Самое большое впечатление на меня произвели не экспонаты, а Троицкий собор, в здании которого находится музей. В храме красивое внутреннее убранство, роспись потолков и стен, хотя внешний вид собора нас не впечатлил.

Осташковский краеведческий музей в Троицком соборе находится рядом с Вальским столпом. Фото: Elena Koromyslova / Shutterstock
Один из залов краеведческого музея. Источник: tvermuzeum.ru
Экспонаты, посвященные природе Селигерского края. Источник: tvermuzeum.ru

Музей забытых вещей — частный, в его коллекции сотни ретроэкспонатов. Более 15 лет основатель и директор Игорь Афанасенко пополняет экспозицию предметами быта и вещами дореволюционного и советского периодов.

В музее три зала: «Добро пожаловать в СССР», с поделками из дерева и со стимпанк-коллекцией, где выставили экспонаты в ретрофутуристическом стиле.

Этот музей произвел на меня большее впечатление, чем краеведческий. Экскурсии здесь не проводят, да они и не нужны: нет смысла рассказывать о вещах из нашего детства и юности — таких привычных и таких уже далеких предметах быта. Эмоции от часа, проведенного в музее, остались на весь день. Вход стоит 200 ₽.

Нас заинтриговало название этого заведения. Источник: сообщество «Музей забытых вещей и Музей рыбы г. Осташков» во «Вконтакте»
Сразу вспомнилось пионерское детство. Источник: сообщество «Музей забытых вещей и Музей рыбы г. Осташков» во «Вконтакте»
Зал с техникой. Сейчас удивительно видеть такое. Источник: сообщество «Музей забытых вещей и Музей рыбы г. Осташков» во «Вконтакте»

Памятный камень. Недалеко от Музея забытых вещей мы наткнулись на памятный камень в честь Константина Заслонова. Мы много лет прожили в Белгороде и не знали, почему его именем названа улица в нашем городе. Оказалось, это партизан, Герой Советского Союза, который воевал на Белгородчине. Он родился и вырос как раз в Осташкове.

В оставшееся время мы побывали на набережной и в парке — по сути, это сквер с лавочками и тропинками.

Камень стоит на месте, где раньше находился дом, в котором родился Константин Заслонов

Богородицкий Житенный монастырь

На севере Осташков продолжается Житным полуостровом, где расположен действующий Богородицкий Житенный женский монастырь. Его назвали по имени полуострова.

Изначально монастырь был мужским, там жили и служили монахи из окрестных храмов. После прихода советской власти здание отдали молочному заводу. Только в 2002 году монастырь вернул свой статус и стал женским.

Зайти на территорию может любой желающий, главное — соблюдать правила посещения. Там повсюду цветы и нет мусора. Сам монастырь небольшой: один храм, здание, где живут монахини, социальная гостиница, трапезная и торговая лавка.

Гулять можно везде, кроме жилых покоев и территории социальной гостиницы

В монастыре я заметила, что некоторые сестры были с мобильными телефонами в руках. Я никак не могла этого понять: в моем представлении монахи отказываются от всего мирского. Видимо, это в прошлом.

На территории мы увидели много подростков, занятых работой. По словам охранника, их около сорока. Оказалось, при монастыре живут мамы и дети, у которых сложный период: они там трудятся, поддерживают быт, а дети еще и учатся в школе.

В торговой лавке мы купили недорогие чебуреки, пирожки, мед и сыр, которые приготовили монахини. Еще за 120 ₽ взяли литр морса из натуральных ягод. Монахини отказались раскрыть рецепт, а мы такого напитка больше нигде не нашли.

Остров Кличен

Житный остров насыпной дамбой соединен с островом Кличен, где мы продолжили прогулку. Остров относительно небольшой — 89 гектаров, примерно как два Ватикана.

По Кличену нельзя передвигаться на автотранспорте, только пешком или на велосипеде. Прокат работает, но мы им не воспользовались: хотелось прогуляться. Ходить пешком удобно: четкие тропинки, везде указатели, лавочки для отдыха.

Холмистый остров покрывает сосновый лес. Для прогулки лучше надеть кроссовки. Там чистый воздух, прохладно, растут ягоды и цветы. На Кличене живут лисицы и белки, но мы их не встретили.

Кличен — это благоустроенный живописный лес, где не нужно пробираться по высокой траве сквозь крапиву и упавшие деревья. Источник: commons.wikimedia.org
За моей спиной — укромное внутреннее озеро
Удивительная природа острова

Исток реки Волги

На следующий день мы отправились к истоку Волги. Побывать на Селигере и не увидеть, где начинается одна из крупнейших в мире рек, было бы совсем не по-туристски.

Волга берет начало в деревне Волговерховье, в 70 километрах от Осташкова. Она вытекает ручейком из местного болота. Вода там чистая и холодная, несмотря на жуткую жару. Над истоком реки стоит часовня, к которой ведет деревянный мостик. Воду истока освящали патриархи Алексий Второй и Кирилл.

В начале 20 века часовню над родником снимал личный фотограф Николая Второго. Фото: Kirill Skorobogatko / Shutterstock
Колодец внутри часовни: воду набирать нельзя, но можно посмотреть на место, где зарождается река. Фото: Pukhov K / Shutterstock
На заднем плане видно, где протекает ручей — начало реки. Лето 2022 года было засушливое, и ручей пересох, осталось только его обозначение
От местных жителей мы узнали, что если загадать желание и переступить Волгу, то оно обязательно исполнится
На въезде в деревню мы встретили раритет
Рядом с часовней находится памятный камень

Насколько я знаю, автобусы к истоку не ходят — добраться можно только на машине. О дороге, которая ведет к деревне, хочется рассказать отдельно. Волговерховье находится в 20 километрах от трассы, и я не преувеличу, если скажу, что дороги там просто нет. Эти два десятка километров мы ехали 40—50 минут со скоростью 15—20 км/ч.

Деревня совсем маленькая. Местные рассказали, что постоянно там живут единицы, «цивилизации» нет никакой: детей в школу отправляют в соседнее село, за продуктами люди ездят в Осташков. Так что воду и еду туристам лучше взять с собой. Основная занятость — торговля сувенирами в сезон, зимой живут на то, что заработали летом.

Рядом с истоком расположен небольшой Ольгинский женский монастырь. В нем две церкви, оба здания построили в начале 20 века, но сам монастырь основали еще при царе Алексее Михайловиче. В Преображенском храме была реставрация, но внутрь пускали, и мы поднялись на колокольню. Вход бесплатный, но стоит коробочка для пожертвований, где мы оставили 200 ₽.

В сувенирной лавке у входа в Ольгинский монастырь мы купили на память несколько магнитов по 150 ₽. Еще там продают плетеные корзинки, деревянную посуду и картины.

Мы получили огромное удовольствие от посещения деревни, посмотрели уникальные места и поговорили с замечательными людьми, которые здесь живут.

Вид с колокольни храма Ольгинского монастыря. Пейзаж открывается не такой шикарный, как с колокольни Богоявленского собора в Ниловой пустыни

Экскурсия на Серебряное озеро

Пятый день мы посвятили поездке на Серебряное озеро. Оно находится в 70 километрах от Осташкова. Добраться можно по воде или на автомобиле. Я не советую ехать самостоятельно: озеро расположено внутри леса, там легко заблудиться. Мы выбрали теплоход. На речном вокзале купили билеты на экскурсию за 3000 ₽ на двоих в обе стороны и отправились в путь. В 2023 году цена не изменилась, но билеты продают только в кассе пристани за полчаса до отправления. Актуальное расписание публикуют на сайте вокзала.

К экскурсии стоит подготовиться: взять купальный костюм, полотенце, воду, удобную для леса обувь. Еду можно не брать: в буфете теплохода продают бутерброды и пирожки. Дорога в один конец в сопровождении гида заняла часа полтора.

Серебряное озеро расположено в глубине леса — ни с теплохода, ни с берега Селигера его не увидеть, а на карте не найти: настоящее название озера — Тряское. По одной из версий, имя Серебряное оно получило за светлый песок на дне и белую рябь на воде в солнечные дни. Есть и легенда, что Марфа Посадница назло Ивану Третьему утопила свое богатство в серебряных сундуках в самом центре озера. Говорят, многие погибли, пытаясь его отыскать.

Воде озера приписывают целебные свойства. Говорят, в годы Великой Отечественной войны здесь были расположены госпитали и медсестры ходили стирать повязки в озерной воде с дезинфицирующим эффектом. Так ли это на самом деле, я не знаю.

Тропа к Серебряному озеру. На экскурсии нам дали два часа свободного времени
Пейзаж напомнил мне кадры из фильма «А зори здесь тихие», но экскурсовод сказала, что картину снимали в Карелии, хотя места действительно похожи

Мы искупались в озере. Вода в нем гораздо теплее, чем в Селигере, и очень плотная — сама держит, как в море, но не соленая. Я не уверена насчет лечебных свойств, но вода прозрачная, плавать в озере приятно. После купания я ощутила легкость и бодрость.

Мы были на последнем рейсе теплохода на Серебряное озеро в 2022 году, следующий планировался только весной, поэтому экскурсовод предупредила, что опаздывать нельзя, иначе есть риск перезимовать в лесу. Хотя на дальнем берегу отдыхали туристы с палатками и никуда не торопились, купались, загорали, но они приехали на машине.

Теплоход, который вернул нас в Осташков

Оковецкий источник

Прежде чем покинуть Тверскую область, мы посетили Оковецкий источник в 70 километрах к югу от Осташкова, 20 из которых вновь ехали по грунтовым и разбитым дорогам.

Источник расположен в лесной чаще, в изгибе реки Пырошни, в нескольких километрах от деревни Оковцы. Он известен тем, что в 1539 году рядом с ним случилось явление двух икон — Креста Господня и Богоматери Одигитрия с младенцем и предстоящим святителем Николаем. Сейчас родник огорожен каменным колодцем. Сквозь речную гальку на дне несколькими фонтанами бьет вода.

Мы погуляли по территории, набрали воды и отправились в дальний путь домой.

Здесь набирают воду, стекающую по открытому желобу
Свято-Преображенский скит
Территорию Оковецкого ключа благоустроили: есть автостоянка, через непроходимые ранее топи проложили мост
У источника мы увидели пару лебедей

Отель в Осташкове. На Селигере выраженная сезонность: летом здесь много туристов, а зимой жизнь замирает. В конце лета найти жилье было несложно: вариантов достаточно, от недорогих турбаз с палатками до трехзвездочных гостиниц. Мы не любим отдыхать дикарями, поэтому выбрали комфортный номер.

Чтобы найти жилье, мы воспользовались поисковиками. Нам понравился внешний вид гостиницы «Эпос», фотографии комнат и отзывы. Мне проще и привычнее общаться по телефону, поэтому я позвонила администратору, забронировала номер на двоих на шесть ночей. Он стоил 3600 ₽ в сутки, включая завтраки. Я внесла предоплату 6000 ₽, остальную сумму отдали при заселении. Завтраки были не разнообразные, но вкусные, мы выбирали с вечера один из трех предложенных вариантов.

Гостиницы в пути. По дороге из Белгорода в Осташков мы переночевали в Москве в гостиничном комплексе «Измайлово», заплатили 3300 ₽ за номер без завтрака. Раньше мы уже останавливались там, на наш взгляд, у отеля хорошее соотношение цены и качества. На обратном пути мы остановились в Калуге и за 2300 ₽ переночевали в гостинице «Старгород».

В Осташкове несколько мест, где можно поесть. В кафе «Джус» подают пиццы, бургеры, роллы и другие блюда. Средняя цена горячего — 400 ₽. В ресторане «Уха» много салатов, супов и рыбных блюд. Цены там чуть выше, чем в «Джусе». Еще есть ресторан «Осташкоff» с разнообразным меню: готовят суши, пиццу, барбекю. Мы не заходили в эти заведения и ничего не пробовали.

Мы завтракали в ресторане гостиницы. Обедали в кафе «Пельмешка», там вкусно и относительно недорого. Полноценный обед для одного стоил в среднем 350 ₽. В меню было из чего выбрать: предлагали котлеты и другое горячее, гарниры, салаты, десерты. На ужин мы там покупали готовые блюда в ланч-боксах, хранили еду в холодильнике в номере, а разогревали в ресторане гостиницы.

Итоги

Спустя почти год я помню наше недельное путешествие на Селигер, будто это было вчера. При этом догадываюсь, что такие яркие эмоции можно получить только от посещения озера впервые.

Отдых на Селигере спокойный и размеренный, там нет шумных дискотек, дорогих ресторанов, аттракционов. Осташков — глубоко провинциальный городок. Путешествие по нашему маршруту подойдет тем, кому нравится наслаждаться природой, узнавать историю, посещать храмы и монастыри, даже будучи нерелигиозным человеком. Судя по количеству туристов с палатками и удочками, рыбакам и любителям дикого отдыха там тоже придется по душе.

С детьми, особенно маленькими, на мой взгляд, ехать не стоит: чтобы все посмотреть, нужно много двигаться. Детям, возможно, будет утомительно и неинтересно, а развлечений для них там не найти.

Осматривать достопримечательности Селигера желательно на машине с хорошей проходимостью и высокой подвеской: дороги вдали от основных трасс очень плохие.

Потратили за неделю на Селигере вдвоем — 56 900 ₽

Еда7500 ₽
Экскурсии5600 ₽
Сувениры3000 ₽

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Вы бывали на Селигере? Что запомнилось больше всего?