Дети
45K

Как мотивировать ребенка на учебу

5 способов из личного опыта
45
Как мотивировать ребенка на учебу
Аватар автора

Тамара Федорова

мама двоих детей, которые любят школу

Страница автора

Школа — это не только хорошие оценки.

Я педагог, и у меня трое детей. Двое из них — школьники: дочь учится в шестом классе, сын — в третьем. Оба хорошо успевают, но зубрежка здесь ни при чем.

В статье поделюсь способами, как я мотивирую детей учиться в школе, и объясню, почему не считаю оценки главным достижением в учебе.

Стереотипы, которые мешают родителям жить спокойно

Во время пандемии несколько месяцев дети учились дистанционно. После этого родители стали жаловаться в соцсетях, что их ребенок расслабился и без особого энтузиазма ходит в школу. Но результаты некоторых опросов показывают обратное: многие дети очень хотят учиться. Только все их стремление на корню убивает образовательное учреждение и семья. В результате каждый второй школьник испытывает стресс из-за жесткого прессинга, а это, в свою очередь, плохо сказывается на оценках в дневнике.

Не всегда четверки и пятерки — это пропуск в хорошую жизнь. Существуют примеры, когда дети не были успешны в учебе, но жизнь у них сложилась хорошо. Вероятно, такие истории есть в окружении у каждого. Но я нашла несколько ярких детей, кому плохие успехи в учебе не помешали стать известными людьми.

Например, Томаса Эдисона педагоги считали настолько глупым, что мать решила забрать его из образовательного учреждения и заниматься с ним самостоятельно. Во многих источниках написано, что женщина сделала это, получив письмо об исключении сына из школы. Но на самом деле все было несколько иначе.

Дальше я приведу часть интервью будущего изобретателя литературному журналу T. P’s Weekly в своем переводе:

  • «Однажды я услышал, как учитель сказал инспектору, что я бестолковый и не имеет смысла больше держать меня в школе. Это так ранило меня, что я разрыдался, пошел домой и рассказал об этом маме. Потом я узнал, что такое хорошая мать.
  • Она выступила моим сильным защитником… Мы вместе пошли в школу, и мать сердито сказала учителю, что он не знает, о чем говорит, и что у меня больше мозгов, чем у него. В тот момент я сразу решил, что буду достоин своей матери и покажу, что ее уверенность не лишена смысла».

Лауреат Нобелевской премии по физике Вильгельм Вин в школе учился очень посредственно. Он часто прогуливал уроки, что вызывало недовольство учителей. В 15 лет родители перевели его на домашнее обучение и стали готовить к продолжению семейного дела — фермерству. Они не только не осуждали сына, но и, напротив, поддерживали его во всех начинаниях.

У отца Вильгельма Вина были серьезные проблемы с позвоночником, поэтому вся мужская работа легла на плечи юноши. Но мать будущего физика все-таки хотела, чтобы сын получил высшее образование. Она стала его идейным вдохновителем и мотиватором на дальнейшее обучение.

Сегодня вряд ли найдется человек, который назовет этих людей необразованными. Но их успех обусловлен отнюдь не хорошими отметками, а природной любознательностью и поддержкой со стороны семьи.

Я много наблюдала за детьми, особенно когда работала педагогом, и подметила несколько причин, по которым современные родители заставляют детей учиться из-под палки.

Попытка компенсировать свои школьные провалы. «Я был троечником, потому что ко мне придирались учителя. Мой сын докажет всем, что в нашей семье живут неглупые люди!» С ребенка такие родители спрашивают с удвоенной строгостью и ругают за тройки. Хотя их самих никто за тройки не ругал.

Сравнение с другими. «У Семеновых дочка — отличница, выигрывает все олимпиады. Моя-то чем хуже?»

Сюда я также отнесу дух соревнования, когда «Ольгина дочь получила пятерку по сочинению, а моя — четверку. Попрошу у учителя дополнительное задание для ребенка, чтобы она смогла занять первое место в рейтинге учащихся».

Боязнь осуждения со стороны окружения. «Опять сын принес двойку. Стыдно на работе рассказывать о ребенке. Что люди подумают?»

Вера в то, что успех определяется отметками в аттестате. «Объясняю сыну, что двоечники работают только на низкоквалифицированных позициях. Не хочу, чтобы он и мои внуки всю жизнь прозябали в нищете».

Между тем есть интересное исследование: не все представители топ-менеджмента учились на пятерки. И это повод задуматься, а что действительно ребенок должен вынести из школы: оценки, знания или что-то другое? И какую роль в образовательном процессе играет семья?

Мотивация бывает разная: личный опыт

Расскажу свою историю. Я воспитывалась в простой российской семье. Мои родители взяли от школьного обучения максимум. Мама даже сегодня может наизусть процитировать Есенина и рассказать про строение клетки. Она училась хорошо, на четыре и пять, и в итоге стала бухгалтером. У отца было сложное детство, он часто пропускал занятия, поэтому получил аттестат с тройками. Но он поступил в техникум и получил специальность сварщика.

После обучения в советской школе родители знали, что смогут без труда поступить в техникумы и получить специальность. Поэтому прежде всего впитывали знания, а не боролись за оценку, — так тогда было принято. После перестройки ситуация изменилась.

Я родилась в 1990 году и была любознательным ребенком: в четыре года уже хорошо читала книги, а в шесть лет пошла в школу. Учеба давалась мне легко, если бы не одно но: в классе сильно чувствовалось социальное расслоение. Помню, как одноклассница, у которой родители были хорошо материально обеспечены, высмеяла меня при всех за то, что цвет моих колготок не походил к школьной форме. Было очень обидно. Мне кажется, тогда во мне запустился механизм «Нет денег — добьюсь всего благодаря целеустремленности».

В школе я была отличницей, только по итогам одиннадцатого класса получила четверку по химии. ЕГЭ сдала на четыре и пять. Родители хотели, чтобы я училась хорошо. Желательно на пятерки. В их понимании это был мой путь в светлое будущее, так как оплатить мне учебу в вузе они бы не смогли.

По итогам девяти классов я была отличницей
По итогам девяти классов я была отличницей
В одиннадцатом классе, по мнению учителей и родителей, я скатилась
В одиннадцатом классе, по мнению учителей и родителей, я скатилась

Моя мотивация была основана исключительно на желании во взрослом возрасте жить не так, как в детстве. Все, что задавали учителя, я механически заучивала, сдавала — и забывала. Отец с матерью воспринимали мою отличную учебу как само собой разумеющееся. За положительные результаты не хвалили, а из-за тройки могли весь день со мной не разговаривать. Когда я окончила школу, то прошла на бюджет в педагогический вуз и окончила его с красным дипломом. Спустя пару лет получила еще одно образование.

Сейчас мне 31 год, и я вспоминаю школу только с негативом. У меня ярко выраженный синдром отличницы, когда человек предъявляет к себе высокие требования, пытается добиться максимального результата во всех сферах и при этом ждет положительной оценки от окружающих. Доходит до того, что я сильно нервничаю, если не достигаю результата, приближенного к идеалу. Чувства удовлетворения от сделанного, как правило, нет. Я почитала литературу на эту тему и поняла, что это во многом следствие школьной гонки за отметками.

В итоге я сделала вывод, что к школьному обучению своих детей буду подходить иначе. Моя задача — научить их учиться и стимулировать интерес к познанию. Мотивация должна быть только позитивной. В противном случае все это плохо сказывается во взрослой жизни.

Теперь расскажу подробнее, как мне удается поддерживать интерес сына и дочери к учебе.

Слева — мой диплом о высшем образовании, справа — о переквалификации
Слева — мой диплом о высшем образовании, справа — о переквалификации
Метод 1

Баланс между учебой и отдыхом

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора учащиеся первых-седьмых классов должны спать около 10 часов, в восьмом-девятом классе — 9—9,5 часа, в десятом-одиннадцатом классе — 8—9 часов. Для школьников требуется организовать пять приемов пищи в сутки с интервалом в 3,5—4 часа.

Кроме того, ежедневно дети должны гулять на свежем воздухе 3—3,5 часа в младшем возрасте и хотя бы 2,5 часа в старшем. Это идеальный режим дня, который позволит ребенку избежать эмоциональных перегрузок. Но в жизни мне чаще встречаются другие примеры.

Среди моих знакомых есть те, чьи дети ходят на несколько дополнительных занятий в день. Они не всегда успевают вовремя лечь спать, а прогулки для них и вовсе дело случая.

  • Сын подруги каждый будний день посещает школу искусств, три раза в неделю — танцы, по выходным занимается с репетитором по английскому языку, а после подготовки идет на волейбол. Его день расписан поминутно. В итоге по будням мальчик приходит домой в 19:00—20:00, быстро перекусывает и сразу садится выполнять домашнее задание. Полноценного отдыха нет даже в выходные, зато есть большая эмоциональная и физическая нагрузка. Ест он в перерывах между занятиями, ложится спать около полуночи. Времени просто полежать и посмотреть любимый мультик или пообщаться со сверстниками не хватает.

Как это происходит в нашей семье. Мои дети выбрали дополнительные занятия сами. У дочери с раннего детства есть тяга к рисованию, поэтому она уже пять лет учится в школе искусств. Раз в неделю посещает другие кружки: робототехнику и краеведение.

Расписание внеклассных занятий дочери

Понедельник15:00—16:20Школа искусств
Вторник15:00—17:30Школа искусств
Среда15:00—15:45Краеведение
16:00—17:30Робототехника
Четверг15:45—18:00Школа искусств
Пятница15:00—16:30Робототехника

Расписание внеклассных занятий дочери

Понедельник
15:00—16:20Школа искусств
Вторник
15:00—17:30Школа искусств
Среда
15:00—15:45Краеведение
16:00—17:30Робототехника
Четверг
15:45—18:00Школа искусств
Пятница
15:00—16:30Робототехника

Дочь находится в школе с 09:00 до 15:00, обедает она там же. Затем я везу ее в школу искусств. Мы опаздываем минут на десять, но ничего не поделаешь: окончание уроков в общеобразовательной школе и начало занятий в школе искусств совпадают.

Дочь приходит домой в разное время, но не садится сразу за уроки. Сначала она ужинает, а потом полчаса-час гуляет: либо качается на качелях, либо ездит на велосипеде, либо ходит на горку — в зависимости от времени года. Мы живем в частном секторе, поэтому в основном дети играют в своем дворе или гуляют рядом с домом. После прогулки дочь занимается уроками.

Сын находится в школе с 09:00 до 14:00—15:00. Он, как правило, делает домашнее задание сразу после того, как придет с занятий и пообедает. Гулять особо не любит, зато долго бывает на свежем воздухе в выходные: помогает отцу во дворе, зимой чистит снег, носит пеллеты в котельную или ходит на ближайшую игровую площадку с младшим братом.

Расписание внеклассных занятий сына

Понедельник18:00—20:00Футбол
Вторник14:00—15:30Шахматы
Среда18:00—20:00Футбол
Четверг14:00—15:30Шахматы
Пятница18:00—20:00Футбол

Расписание внеклассных занятий сына

Понедельник
18:00—20:00Футбол
Вторник
14:00—15:30Шахматы
Среда
18:00—20:00Футбол
Четверг
14:00—15:30Шахматы
Пятница
18:00—20:00Футбол

Спать дети ложатся около 22:30. Уроки начинаются в 09:00. Школа рядом, поэтому и сын, и дочь встают в 08:15 и успевают позавтракать. Время в пути на дополнительные занятия я не учитываю: работаю на удаленке, поэтому сама вожу их на машине. Это занимает в среднем 20 минут в обе стороны.

По моей просьбе в воскресенье дети выполняют все задания, которые известны на неделю. Не скажу, что они делают это с энтузиазмом, зато потом могут больше времени посвятить своим увлечениям: дочь — рисованию, сын — компьютерным играм. В выходные никаких допзанятий нет. Суббота — полноценный выходной.

В итоге у дочери хватает времени на все — и на учебу, и на кружки. В школу искусств она попросилась сама, но на ознакомительное занятие мы сходили вместе. Ей понравилось, и она до сих пор посещает занятия с удовольствием. О кружке краеведения и робототехнике рассказали учителя в школе.

Сейчас она много рисует, поэтому со временем ее работы стали побеждать в разных конкурсах. Это мотивирует ее заниматься и дальше. Мне тоже нравится: рисование развивает воображение, терпение и аккуратность, а также чувство цвета и стиля. На успехах в учебе это тоже сказывается — в тетради дочь пишет аккуратно.

Тетрадь по русскому языку. Несколько ошибок есть, но почерк хороший
А это тетрадь по географии. Здесь учитель разрешает проявить творческие способности и в меньшей степени смотрит на почерк и ошибки
Достижение, которым дочь очень гордится, — публикация ее рисунка в книге «Галерея Победы»
Это рисунок дочери, который она выполнила два года назад
Часть грамот, которые дочь получила за время обучения в школе искусств

Сын не такой инициативный, как дочь. О шахматах и футболе он узнал от меня. Сходил — понравилось. Игра в шахматы развивает логику, а это, в свою очередь, помогает сыну быстро решать задачи на уроках математики. Футбол — отличная тренировка умения работать в команде. Этот навык точно пригодится во взрослой жизни.

Бывает, что нагрузка по основному месту учебы возрастает, и сил на кружки по интересам не остается. В таком случае насильно посещать клубы я никого заставляю — иногда можно и пропустить. Например, на прошлой неделе дочери нужно было сделать макет средневекового замка для урока истории. Я предупредила учителя в школе искусств, что ребенок не сможет прийти на занятие, так как не успевает выполнить домашнее задание в основной школе.

Если давить на ответственность, то в итоге можно получить уставшего ребенка, который не захочет ходить сначала на кружки и секции, а затем и в школу. Мои дети пропускают дополнительные занятия крайне редко. Для них важен сам факт, что я разрешу остаться дома, если нет вдохновения, настроения, сил. Я считаю, что роль родителей — помочь выявить скрытые таланты и предпочтения и поддерживать детей в их выборе.

Метод 2

Вознаграждение

Речь не о денежном или ином поощрении за хорошую учебу, а о том, что ребенок может заработать самостоятельно благодаря своим знаниям и успехам. Например, у каждого школьника есть шанс бесплатно попасть в «Артек».

Я рассказала детям об этом лагере сама. «Артек» располагается на берегу Черного моря — уже огромный стимул туда поехать. Мы живем очень далеко от Крыма — почти за 6000 км. Но, конечно, это не единственное преимущество «Артека». Я подписана на официальную группу лагеря во «Вконтакте» и иногда показываю детям, как там организован досуг школьников, с какими интересными людьми они встречаются.

Чтобы пройти конкурсный отбор и получить путевку бесплатно, необходимо набрать определенное количество баллов за свои учебные и внеклассные достижения. Коммерческая путевка в 2021 году стоила 90 000 ₽ — это внушительная для нас сумма. Но я говорю детям, что все в их руках: хочешь отдохнуть в одном из лучших лагерей страны — старайся.

В этом году дочь впервые подала заявку. Ей не хватило баллов по загруженным документам, и она не смогла ее отправить. У нас были грамоты в основном за дистанционные олимпиады по предметам, а в «Артеке», как я потом поняла, больше ценятся дипломы, которые ребенок получает очно. За достижения в творческой сфере дают больше баллов. Теперь у дочери появился стимул — она стала активнее принимать участие в конкурсах по рисованию.

Попасть на бюджетное место в «Артек» возможно, но надо делать акцент на очные мероприятия. Дочери не хватило баллов, так как в основном она участвует в дистанционных конкурсах
Попасть на бюджетное место в «Артек» возможно, но надо делать акцент на очные мероприятия. Дочери не хватило баллов, так как в основном она участвует в дистанционных конкурсах

Желание получать знания зависит от того, как его стимулировать. Мы с мужем решили дарить детям больше эмоций — по мере возможности путешествуем по России. Например, в прошлом году мы ездили на Байкал, в 2018 и 2017 годах — в Краснодарский край. Путешествовали на своем автомобиле, так что удалось показать детям половину России.

Теперь даже на дни рождения сын с дочерью часто просят не вещи, а поездку или посещение интересного места. Им все равно куда, лишь бы что-то новенькое. Они никогда не знают заранее, куда мы поедем. Это для них сюрприз. Мы пока объездили мало мест, но все эти разы я писала им накануне письмо с загадками.

В следующем году планируем выехать за рубеж. Я хочу организовать квест, чтобы были задания про особенности страны, и связать вопросы с цветами флага, чтобы они потом нашли его на карте и назвали страну.

Вот письмо, которое мы составили для детей перед поездкой на Байкал
Например, здесь мы дикарями бороздили просторы Байкала
Изучали традиции народов Бурятии
Прогуливались на теплоходе по Москве-реке
Дети впервые увидели Черное море и были удивлены его масштабом
Узнали много нового о динозаврах в «Парке Юрского периода» в поселке Джубга
Познакомились с морскими обитателями в океанариуме Sochi Discovery World Aquarium
Несколько раз посещали «Парк чудес Галилео» в Красноярске. Там в увлекательной форме демонстрируются законы физики и химии

Путешествия, пусть и в таком скромном количестве, показывают детям красоту мира и знакомят с другой культурой. В прошлом году дочь ездила с группой учащихся от своей школы на экскурсию в Казань на неделю. Дочь была в восторге от архитектуры этого города, но больше ее впечатлил университет Иннополис.

Иннополис — это единственный город высоких технологий в России. Университет — его ядро, место, где преподают ведущие российские и иностранные специалисты в сфере ИТ и робототехники. Его посещение — часть экскурсионной программы. Удивление вызвало то, что обучение там ведется полностью на английском языке. После посещения вуза дочь поняла, насколько важен этот предмет, и сейчас занимается с большим интересом.

Метод 3

Личный пример

Учиться в школе так же непросто, как и работать. Если ребенок рассказывает о какой-то проблеме, я стараюсь провести аналогию со своей деятельностью и говорю, как справляюсь с ситуацией. Детям это интересно, они понимают, что родители тоже люди. Можно привести примеры из своего детства: как вы забыли дома тетрадь, но успешно ответили у доски, или как сумели дать отпор обидчику.

  • В июне с понедельника по субботу в первой половине дня наша школа организует досуг для учеников. Дочь каждый год просит меня записать ее на площадку. Детям там часто приходится выступать и показывать свои таланты. В качестве номера на одно мероприятие дочь выбрала песню.
  • Она хорошо подготовилась, но жутко волновалась накануне выступления. Боялась, что забудет слова и все будут над ней смеяться. Тогда я рассказала ей, как сама выступала на сцене в музыкальной школе и в середине произведения запнулась, а потом никак не могла вспомнить, что играть дальше. Раз пять начинала. Зал поддержал меня аплодисментами. Мне было обидно, но никто не смеялся. Я собралась и доиграла пьесу до конца.

Дети должны понимать, что знать все — невозможно. Но в любом возрасте не стыдно обратиться за помощью, чтобы докопаться до сути.

  • Однажды наша дочь проходила онлайн-олимпиаду по математике. На один вопрос она ответила неверно. Ей стало интересно, как же правильно. Мы с мужем подключились и с разных точек зрения пытались решить задачу. У нас не вышло. Позвонили учителю, и она помогла. Педагогу стало приятно, что ее предмет вызвал интерес.

Мы с мужем и сами всю жизнь учимся. Например, я в прошлом году получила новую профессию — специалиста по управлению персоналом, а муж — корочки электрика. В этом году он много готовился и сдал экзамен на категорию Е. Дети это видели и очень переживали. Я осенью 2021 года защитила диплом по направлению «Цифровой маркетинг» — я писала об этой программе в отдельной статье.

Хотя у нас обоих есть высшее образование, а у супруга еще и среднее специальное, учиться нам нравится. К тому же это существенно влияет на наши доходы.

Метод 4

Компьютерные технологии

Компьютер — это не зло, если пользоваться им с умом. Мой сын любит проводить свободное время за гаджетами, но благодаря играм уровень его знаний гораздо выше, чем у многих сверстников. Например, он отлично схватывает английские слова из роликов и игр. Учитель даже звонил мне, чтобы узнать, кто наш репетитор. При этом мои дети не ходят на платные дополнительные занятия: считаю, что это лишняя трата денег из семейного бюджета.

Даже обычные пользовательские игры могут быть полезны. Например, из игры Titan Quest сын узнал о мифологии. Для классного часа о древнегреческих богах он подготовил интересный проект. Еще он смотрит видео с логическими загадками, а потом задает их при случае на уроках. За просматриваемый контент я не волнуюсь: работаю на удаленке, поэтому слежу за этим.

Сегодня есть много образовательных онлайн-ресурсов, где дети могут бесплатно узнавать новое и участвовать в олимпиадах. Например, моим детям нравятся конкурсы от «Фоксфорда». В период дистанционного обучения наша школа сделал выбор в пользу платформы «ЯКласс», и там тоже есть интересные задания по темам.

Плюс в том, что все мероприятия проходят в игровой форме с учетом возраста и интересов школьников. О мероприятиях я узнаю из имейл-рассылок и статей на rb.ru с хештегом #young, а затем рассказываю о них детям. Сын с дочерью практически всегда соглашаются, им это интересно. Если что-то не нравится или не хотят — не участвуют.

Мы живем в Сибири. В январе-декабре дети не гуляют долго на улице, так как температура воздуха держится в пределах −30…−45 °С. Поэтому в зимние каникулы дочь училась в онлайн-лагере «Инженерный резерв России». О нем рассказала ей я — узнала на rb.ru. Дальше дочь уже сама стала учиться. По итогам обучения организаторы прислали сертификат и памятный подарок.

Сертификат ничего не дал, зато дочь увидела других замотивированных детей и преподавателей — более молодых и креативных, чем преподают у нас в школе. Дочь то готовила карту желаний, то мастерила кормушку. Одна из лекций точно была про дизайн интерьера, потому что дочь показывала свою комнату и рассказывала, как сочетаются цвета. Такой онлайн-лагерь оказался очень хорошим познавательно-развлекательным мероприятием.

Сертификат, который дочь получила после бесплатного обучения в онлайн-лагере
Сертификат, который дочь получила после бесплатного обучения в онлайн-лагере
А такую флешку-браслет чуть позже прислали по почте в подарок
А такую флешку-браслет чуть позже прислали по почте в подарок

Летом уже оба ребенка слушали лекции в «Фоксфорде». Они выбирали темы сами: блогинг, рисование, программирование. Занятия шли по 30 минут, и детям нравился удобный интерфейс и задания — даже некоторые школьные темы там преподносили так, что дети их запомнили. Остальное время они проводили на улице.

Такие занятия мотивируют в дальнейшем на изучение школьных предметов. Сын стал больше интересоваться информатикой. Сказал, что будет тестировщиком игр. Дочь мечтает поступить в художественное училище, поэтому основное внимание уделяет живописи и графике. О выборе профессии, возможно, говорить еще рано, но я рада, что дети чем-то искренне увлечены. Стараюсь во всем их поддерживать и предлагаю участвовать в подобных внешкольных мероприятиях.

Письмо из «Фоксфорда» с приглашением интересно провести каникулы
Письмо из «Фоксфорда» с приглашением интересно провести каникулы
Метод 5

Границы и разделение ответственности

Я однозначно выступаю за то, что в семье должен быть авторитет учителя. О педагогах при детях — только уважительно. Но надо понимать, что иногда и преподаватели бывают неправы. Говорить ребенку в таком случае, чтобы он решал свои школьные проблемы сам, неправильно. Самостоятельно он не справится.

Приведу два примера из личного опыта.

  • У сына вторая подготовительная группа здоровья. Есть справка от врача, в которой описана допустимая физическая нагрузка. Ряд упражнений нельзя делать совсем, например подтягивания и прыжки со скакалкой. Учитель физкультуры почему-то игнорировал документ из медучреждения, заставлял сдавать нормативы и ставил тройки. Я поговорила с педагогом — отметки убрали. Нашли выход, как заработать оценки, чтобы хватило для итоговой аттестации, — сын стал изучать теорию, готовить доклады и проекты. Сейчас проблем нет, и со здоровьем уже лучше.
  • Дочь пришла из школы в слезах. Рассказала, что учительница русского языка раскритиковала ее ответ у доски и посадила за парту, поставив четверку. Это хорошая оценка, в другой момент я бы ничего не стала предпринимать. Но посмотрев классную работу в тетради, поняла, что педагог ошиблась в рассуждениях. Написала ей в «Вайбере», вежливо пояснила свою позицию. Она согласилась, что была неправа. На следующий день поблагодарила мою дочь за внимательность, извинилась при всем классе и заново пояснила ученикам тему.

От человеческого фактора никто не застрахован. Но в споре с учителем ребенок практически всегда проигрывает. И тогда вмешательство родителей, на мой взгляд, необходимо. Однако оно должно быть корректным, без оскорблений и перехода на личности. Так дети чувствуют поддержку со стороны семьи и не боятся идти в школу.

Но есть и другая сторона медали: нужно учить ребенка нести ответственность за свои поступки. Не делать за него то, что он способен выполнить самостоятельно. Например, мастерить по ночам макет на урок технологии или презентацию по информатике. Поленился что-то сделать — будь честен, постарайся найти выход и исправить ситуацию сам. Спорить с педагогом по поводу неудовлетворительной оценки за объективно плохо выполненную работу я не стану.

Выполнение домашних заданий — тоже ответственность ребенка. Я помогаю и проверяю крайне редко. Дома есть все, чтобы хорошо подготовиться к урокам: спокойная обстановка, место для занятий, большая библиотека и доступ в интернет.

Грамоты сына за первый и второй классы
Грамоты сына за первый и второй классы
А это учебные достижения дочери. В пятом классе вышла ударницей, красивых грамот не вручали
А это учебные достижения дочери. В пятом классе вышла ударницей, красивых грамот не вручали

Что надо знать о мотивации детей на обучение

  1. Школа — это не только хорошие отметки в дневнике. Успешны не те, у кого аттестат с пятерками, а те, кто любит учиться.
  2. Родителям нужно выявить и помочь развить природные способности ребенка.
  3. Очень важно чередовать учебу и отдых, а также стараться придерживаться режима дня. Ребенок в среднем должен спать 9 часов в сутки и гулять на свежем воздухе хотя бы 1,5—2 часа.
  4. Дети не должны бояться ни школы, ни родителей.
  5. Если педагог неправ, это повод вмешаться. Если неправ ребенок, пусть учится нести ответственность за свои поступки.
  6. Гаджеты не вредят развитию детей, но контент нужно фильтровать.
  7. Эмоции и опыт, которые дети получили вне школы, гораздо эффективнее материального стимулирования.
  8. Давление и наказание негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии детей и точно не способствуют усвоению знаний.
  9. Главное в школьном обучении — научить ребенка учиться, находить информацию и докапываться до истины.
  10. Задача родителей — стимулировать познавательный интерес.

Тамара ФедороваЧем мотивируете своих детей, чтобы они с удовольствием учились?
  • Георгий ЕрицянСогласно рекомендациям Роскомнадзора учащиеся первых-седьмых классов должны спать около 10 часов, в восьмом-девятом классе — 9—9,5 часа, в десятом-одиннадцатом классе — 8—9 часов. Для школьников требуется организовать пять приемов пищи в сутки с интервалом в 4—5 часов. Я правильно понял? Нужно посреди ночи разбудить ребенка и накормить? :D12
  • Тамара ФедороваГеоргий, Спасибо за замечание. Там нужно было указать 3,5 — 4 часа. Попросила поправить.3
  • Аватаркаосталось понять как стимулировать познавательный интерес, когда его вообще нет. хоть обминусуйтесь - у моего сына его нет и не было. он не хотел в школу никогда. ещё в детском саду, когда были какие-то занятия, он даже в них участвовать не хотел и другим мешал. я находила какие-то музеи, выставки, лекции, книги по его сиюминутным интересам (на его возраст конечно) - интерес быстро исчезал, мгновенно (не надо думать что его ежедневно куда-то силком тащили, один-два раза в месяц по-моему не должны напрягать). перед школой в саду психолог проводила тестирование и по результатам сказала, что у него нет мотивации к учёбе. спасибо, кэп, я и так это вижу, что делать-то с этим? сама хотела в школу в своё время, не было такого чтобы вообще всё неинтересно. пошёл в школу, уроки делать - истерика: "это трудно!" начинаешь помогать - это превращается в "папа у васи силён в математике",он даже не вникает ни во что, просто ждёт когда от него отстанут, если что-то и делал, то максимально плохо, чтобы отстали поскорее (знаете такую манипуляцию "сделаю похуже, чтобы больше меня это делать не просили"?). кружки какие-то или секции - нет, он ничего не хотел и когда его куда-то приводили попробовать, всё было также как с музеями и лекциями: "спасибо, больше не хочу". у вас возник вопрос, чем он занимается всё своё время? ну, компьютера у него тогда не было, телефона тоже (папа настроен против компьютеров и телефонов), были машинки, которые он бесконечно ломал и был телевизор (я пыталась ограничивать, но папа не против телевизора и даже наоборот, у него он работал постоянно, когда он дома), книжки ему были интересны только пока читала я. в школе он постоянно у других детей выпрашивал или выменивал на лего телефон или планшет поиграть. сейчас он уже школу заканчивает. уроки дома так и не делает, говорит что успевает сделать в школе на перемене. дома либо спит, либо играет (два года копил на ноутбук все деньги которые ему дарили на праздники, родственники и папа были довольно щедры). у психологов мы тоже были (советы обнимать восемь раз в день и ждать пока ребенок сам всё захочет не работают в данном случае), и у нейропсихологов. с дочерью у меня таких серьёзных проблем нет.35
  • Нехетти ГринСпасибо! Очень крутой опыт и полезные рассуждения. А Метод 3 я бы сделала номером 1 (ибо мои родители - случай, противоположный вашему, и теперь мне предстоит особое внимание уделить этому пункту).2
  • Георгий ЕрицянТамара, в таком случае, ребёнок даже 8 часов не поспит)1
  • Нехетти ГринАвторка, я не буду минусовать, но... что тут скажешь, кроме "после драки кулаками не машут". У человека явно в сознании что-то не так пошло с развитием. С раннего детства. Ну не норма это, когда жажда познаний у постоянно развивающейся личности отсутствует, от слова "совсем". Точно есть нарушения. И помощь здесь - это не про обнимашки-фигашки и прочих психологов, а, скорей всего, про... теперь уже в прошедшем условном приходится писать - системную коррекционную работу плюс лекарственная поддержка. Плюс побольше жесткости, пусть меня хоть оббомбардируют минусами. Но сейчас это уже не прокатит, парень взрослый. Возможно, психотерапия (клинический психолог).7
  • Тамара ФедороваНехетти, спасибо)0
  • Тамара ФедороваГеоргий, ну почему же. Например, встает ребенок в 8, завтракает. Потом ест, грубо говоря, в 12, 16, 20 - 4 раза выходит. У нас школа с 9, а у многих - с 8 утра. Значит дети встают раньше. Если принимать пищу 5 раз в день и делать перерывы 3,5 часа, то может быть так: 7.00 - 10.30 - 13.30 - 16.30 - 19.30. Но это рекомендации, вряд ли кто-то строго их придерживается)4
  • АватаркаНехетти, возможно. но я честно искала пути решения проблемы ещё с детского сада. невролог никаких нарушений не видела, ей всё нравилось (были жалобы с моей стороны, что уложить спать невозможно и что он всё время носится - отдельная история). так и не знаю что с ним не так.5
  • Тамара ФедороваГеоргий, точно. Я истинный гуманитарий)) Математика не мое)0
  • Тамара ФедороваГеоргий, все претензии к Роскомнадзору)) Мои дети точно 5 раз не смогут поесть, это многовато для них.3
  • Нехетти ГринАвторка, простите за грубость, ну и... некомпетентный же специалист эта неврологша. Если носится, все время ломает игрушки (одни и те же! это не звонок, это сирена!) и невозможно уложить спать - значит, УЖЕ есть проблемы. Бесят такие врачи, которые вызубрили параграфы из учебников (скорей всего, еще и устаревших), а голову включить забыли. Когда уже у нас научатся видеть не список симптомов и ребенка такого-то возраста, а системный комплекс проблем? А потом жалуются, что родители ничего не делают, "затянули" и т.д. Короче, я бы на вашем месте сходила с сыном к психотерапевту. Пока не стало совсем поздно. С такой апатией вообще вся жизнь может пойти наперекосяк, нельзя заметать проблему под ковер. А проблема - серьезная.4
  • Тамара ФедороваГеоргий, а если 7.00 - 10.30 - 14.00 - 17.30 - 21.00? А в 22.00, например, спать ложатся. Надеюсь, на этот раз я правильно посчитала))2
  • Нина ТАвторка, предположу, что это как МИМНИМУМ был СДВГ. А невролог да, попалась некомпетентная, тут надо было идти к нескольким врачам. В то же время в утешение скажу, что он и правда может успевать делать уроки на переменах, хотя бы на троечку. Оценки сына вы видите. И да, даже с СДВГ не бывает детей вообще без любопытства и интереса к знаниям. Просто интерес действительно очень быстро переключается (дефицит произвольного внимания), групповые занятия не нравятся потому, что групповые и по расписанию, а музеи и кружки по интересам не совпали с его интересами. Но интерес, возможно, еще появится с возрастом. К чему-то, что вам и в голову не приходило. Может быть, его стоит перевести на домашнее обучение и дать возможность учиться тому, что его именно в данную минуту интересует.7
  • АватаркаНина, да, я тоже считаю что сдвг в чистом виде, но ни один специалист этого не поставил и что делать тоже осталось неясным. читала на эту тему диаметрально противоположные мнения - в одном случае что это наследственное и надо лечить таблетками, причем такими, которые в россии то ли не продаются то ли вообще под запретом, а в другом случае советовали нейропсихологов и что-то в таком духе. к нейропсихологу он ходил, пока проходил по возрасту группе, не знаю сколько от этого пользы, вреда вроде не замечено, их там тоже всячески переключали с одного занятия на другое, и всё равно ходить не хотел. в данный момент он зависает в компьютерных играх, особенно когда удалёнка. отметился на уроке и включил игру, бороться бесполезно. так что домашнее обучение не прокатит - он просто не будет делать совсем ничего.0
  • Нехетти ГринТамара, простите, что встреваю, но у вас, насколько я понимаю, третий ребенок - детсадовец? Вот как раз отличный пример пятиразового питания по всем канонам. Потому что второй прием пищи (он же "второй завтрак") - очень легкий перекус менее чем через 2 часа после завтрака основного (и примерно за 3 часа до обеда). Приемы пищи не следует понимать как "плотно поели" - в классическом случае это несколько блюд на завтрак, обед и ужин плюс два перекуса (условно, "творог с молоком" и "чай + бутерброд + фрукт").4
  • Тамара ФедороваНехетти, спасибо. Да, вы правы)0
  • AlenaStribog FАвторка, я сейчас спрошу не в тему, поскольку в этих вопросах профан, но мне дико любопытно. Ваш сын почти взрослый, т.е. наверняка у него есть свои аргументы и задумки. Что он отвечает на ваши вопросы о планах: 1) в какой вуз поступать и как он планирует сдать на бюджет 2) если нет ответа на вопрос выше, то планирует ли он пойти в армию 3) если есть медотвод и нет планов про образование, то кем он планирует работать, чтобы оплатить жилье и еду, когда после школы нужно будет начинать взрослую жизнь и съезжать от родителей?9
  • АватаркаAlenaStribog, в вуз он точно не собирается. про армию не спрашивала, его отец откосил в свое время. насчет планов он обычно отвечает что будет поваром. но есть сомнения на этот счёт, так как готовит он только то что сам и ест, что такое готовить целый день и еще и убирать за собой он не представляет. да и по деньгам он понимает что это не лучший выбор, но других идей у него нет.2
  • Вячеслав ШиваровРазвёрнутый и весьма размытый набор банальностей. Как раз иллюстрация того, что людям свойственно переоценивать собственный опыт7
  • AlenaStribog FАвторка, не знаю, хороший ли это совет (наверняка, нет), но может быть начать формировать у него ответственность за его выбор. Окей, повар. Чем черт не шутит. Это значит, взрослая жизнь настанет еще раньше. Подбираем училище. Смотрим з/пл повара на рынке труда, прикидываем съем квартиры или комнаты, подходящий под такую з/пл. Осознаем, что нам пахать 10 лет в школьной столовке, потом еще 10 лет с узбеками на кухне какой-нибудь шоколадницы и только потом мы накопим на какую-нибудь реально крутую школу шев-поваров. Возможно, ваше принятие его выбора, может напугать его самого. Ну типа пока вы не принимаете это всерьез, всё вроде пока в подвешенном состоянии и ничего не решено. Возможно, повар - это шутка, типа профессия, для которой не надо ничего делать, чтобы выигрывать в спорах с родителями. Но если вы позволите этому выбору сделаться и дадите отсрочку от выезда с родительской квартиры всего 2 года, это может как-то заставить встряхнуться.8
  • АватаркаAlenaStribog, да я изначально не против любой легальной профессии, его выбор - его ошибки. а съехать ему есть куда - ему отец комнату обещал в своей квартире. надо сказать безнадёга и нерадужные перспективы на учёбу не влияют. не хочет - значит не хочет.6
  • Кира БАвторка, попробуйте почитать статью «Ода синдрому» Димы Зицера - возможно, это даст несколько иной взгляд на СДВГ. В целом я данного педагога всем родителям рекомендую читать- слушать, у него и про обучение, и про мотивацию, и про все что хочешь)5
  • Артём НиконовАвторка, есть у меня хороший знакомый, несколько лет в одном классе проучились, с очень похожим "портретом" — тоже сколько я его знаю, около 20 лет, никакой мотивацией никогда не пахло. И родители и друзья его "тормошить" пытались как могли, всё без толку — человек перестаёт что-то делать когда "никто не смотрит". Вот у него это, насколько мне известно, связано с какими-то нарушениями кровоснабжения головного мозга. Поскольку семья у него далеко не богатая, никаких серьёзных исследований и попыток лечения не было, так что без понятия можно ли что-то с этим сделать. Знаю что у него "в комплекте" проблемы по сердечно-сосудистой системе, вероятно связано. Поищите системные проблемы, включая неврологию. Если человек здоров, возможно, он из тех кому показана армия — там внешней мотивации в достатке, внутренняя не так нужна2
  • АннаВБСтарший сам учился с удовольствием, младшая только к 8-му классу почувствовала вкус к знаниям, но и то без особого рвения. Старший читает худ литературу много, младшая не читает совсем. Мое воспитание и мотивация здесь почти ни при чем, считаю. Они сами такие родились)) А после таких статей у меня всегда вопрос - почему так много похожих публикаций у родителей детей, значительно меньше у родителей подростков. и совсем мало у 18-25 летних? Мне больше интересен результат учебы а не процесс, честно говоря8
  • Андрей ХабаровСпасибо. Интересно и вроде грамотно. Надеюсь вспомню информацию, когда свой ребенок пойдет в школу.2
  • МаринаАвторка, может быть это следствие выученной беспомощности? Когда все или почти все делают за ребенка и ему потом ничего самому уже не хочется - ни делать, ни хотеть.0
  • АватаркаМарина, вряд ли, в нашем случае не похоже, годами пытаюсь добиться, чтобы хотя бы посуду за собой мыл.0
  • Нехетти ГринАннаВБ, вот да. Я бы почитала статью за авторством родителей девушки, которая написала о президентской стипендии в МГИМО. Вот такие родители мне очень интересны. Хотя, справедливости ради, и в комментируемой статье есть что почерпнуть - все-таки детей несколько и опыт разносторонний.2
  • Нехетти ГринАлексей, вижу, как усердно вас минусуют контрол-фрики и дети благополучных родителей aka Явсёсам(а). А ведь и правда что-то такое есть. В смысле, элемент судьбы - и роль его может быть значительной. Нельзя отрицать и ситуации из серии "если судьба закрывает двери, она открывает окно". Но будет ли это окно с видом на пропасть или окно с длинной лестницей, или прилетит ли друг-волшебник в голубом вертолете (как сибирский дядя-охотник в вашем примере) - уже следующий вопрос. Впрочем, как пел Цой, "тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе".1
  • Булат НорбоевСын автора имеет те же увлечения, что и я: кмс по шахматам и вечно в рядах любительских сборных различного рода по футболу (на работе, по месту жительства). На правах юзера так сказать увлечений скажу еще про плюсы этих увлечений. Итак, шахматы: 1. Учат объективности. Ты не можешь выиграть просто потому что хочется, нет, ты именно должен переиграть и быть лучше соперника. Любая твоя иллюзия, любое самолюбование будет наказано жестко и непременно, так как за доской ты не один. 2. Учат рассчитывать варианты. Здесь я бы даже сказал, что в жизни намного проще предугадать свои действия и действия задействованных людей (извиняюсь за тавтологию), чем в шахматах. Перейдем к футболу: 1. Появляется досуг, который если останется во взрослой жизни, то дает разрядку от сидячего образа жизни. Все лучше, чем пиво после рабочей недели с захватом субботы. НО: без фанатизма - играл оооочень много в футбол, колено болело с 28 лет, в 35 лет полгода назад упал и долго болело, снимок - мама родная, сколько болезней в колене оказалось4
  • Никита Капитонов"Согласно рекомендациям Роскомнадзора учащиеся первых-седьмых классов должны спать около 10 часов" Поправьте - тут Роспотребнадзор, конечно0
  • Тамара ФедороваБулат, спасибо, что поделились своим опытом!0
  • Ирина Щеколдинаменя никогда родители не ругали за оценки и не пугали, что я вырасту бездарем без отличной учебы. Училась я, кстати, хорошо. Но сейчас со школы разве что правила русского языка вспомню процентов на 90. А выросла я тоже с синдромом отличницы2
  • Тамара ФедороваНикита, спасибо. Передала в редакцию на днях, но не исправили пока(0
  • ТаУКира, и очень доходчиво, конструктивно и с любовью к детям.1
  • Олег КовегеновМатериальная мотивация0
  • Юлия СтарцеваАвторка, читаю вас и понимаю, что про моего ребенка пишете. Мы с мужем надеемся только на то, что все, что мы даем и личный пример где то на подкорку записываются и потом выстрелят. Пока так же: кроме гаджета и развлечься, интересов почти нет. Есть отличные данные по спорту, занимался горными лыжами, выигрывал всероссийские соревнования( лет до 8, пока все само-легко давалось). Как только стало нужно немного напрячься- он слился. В любом деле, когда вопрос доходит до "надо потрудиться"- его нет. По профессии- повар 😄 намешает в тарелке малосочетаемых продуктов и нас угощает. На кухне после него тоже грязь, я, естественно, ворчу после этих экспериментов. Психологи, неврологи, нейропсихологи пройдены. Наш, правда, перенес трепанацию черепа в возрасте 5 мес, наркоз 8 часов. Может конечно оттуда отголоски, но на данный момент( ему 12 лет) у врачей к нему вопросов нет. Более того, я врач, нутрицивтивную поддержку получает, все дефициты витаминов/ минералов стараемся закрыть. При это его младший брат- все хочет, все надо. В прошлом году ходил везде, где мог. Старший- вот диван и гаджет, уходите все😄2
  • Дамира Гиниятуллинапо моему мнению, замотивировать можно только тем, что знаешь сам. так идут поколения врачей, учителей, геологов и кого угодно. ребенка мотивируют либо в школе (максимально хорошей!!!), либо дома. здорово, что вы путешествуете и даете познавать мир! а как познать то чего нет? например, у старшего ребенка в школе на уроках химии ни одного опыта не показали. все в тетрадках и в теории!! а может, ей бы химия понравилась и она могла бы работать в той же нефтянке? но я вообще не знаю химии и не могу этим заинтересовать. многое также с остальными предметами. на все кружки не переходишь!1
  • Dmitrii AbrosimovАвтор сильно упирает на личный опыт, который не гарантирует примерно ничего. Например, моя жена училась в школе хорошо, потому что жила в бедности и для неё учёба была шансом А) бесплатно поступить в ВУЗ, Б) вырваться из бедности. А моя семья была относительно обеспеченной и для меня заработать или поступить в ВУЗ никогда не было целью, чтобы хорошо учиться, хотя учился я хорошо. Можно привести массу других личных примеров. В общем, увы, ничего полезного, просто описание "мы так живём, нам классно". Ок. Удачи!0
  • Тамара ФедороваDmitrii, спасибо за комментарий! Универсальных рекомендаций никто и не даст. Действительно, все живут по-разному. Я поделилась своим опытом, вы можете рассказать о своем.0