Авто
26K

Как безопасно кататься на электро­самокате в городе: 11 правил

62
Аватар автора

Ольга Хватова

катается по правилам

Страница автора

Передвигаться на электросамокате по городу очень удобно, но не забывайте, что вы становитесь участником дорожного движения. С точки зрения правил самокат — это средство индивидуальной мобильности. Водитель СИМ обязан соблюдать ПДД, но ответственность возможна только по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ — предупреждение или штраф 500 ₽, как для пешеходов и пассажиров.

Операторы кикшеринга тоже штрафуют за нарушения их правил. Недавно штрафы для электросамокатчиков стали больше — мы писали об этом в отдельном материале.

Рассказываем о том, как кататься на электросамокате по правилам.

👀 Не превышайте скорость

Ограничение скорости для водителей СИМ — 25 км/ч. Если самокатчик создает помехи в пешеходной зоне, на обочине, на тротуаре или на велодорожке, он обязан двигаться с той же скоростью, что и пешеходы

🛴 Уступайте дорогу пешеходам

Если самокат движется вместе с пешеходами, у них всегда преимущество. При пересечении перекрестка водитель обязан уступать дорогу всем, кто по ней движется, — как пешеходам, так и автомобилям

🚶 Спешивайтесь на пешеходном переходе

Самокат нужно вести рядом с собой

🌟 Включайте фары ночью

Они есть не на всех электросамокатах, но ездить без них можно только днем. В темное время суток выезжать на дорогу без фар нельзя

👥 Не вставайте на самокат вдвоем

У самоката должно быть специальное место для пассажира. Если его нет, на таком СИМ может передвигаться только водитель. Ставить ребенка между рулем и водителем — плохая идея: это не только запрещено ПДД, но и опасно

📦 Не возите грузы, которые мешают управлению

Рюкзак, висящий на руле, мешает повернуть или развернуться. Лучшее место для него — за спиной водителя или в багажнике, если он есть. А еще груз не должен выступать более чем на полметра за габариты самоката по длине или ширине

🔄 Следуйте ПДД, если поворачиваете или разворачиваетесь

Не поворачивайте налево и не разворачивайтесь, если на дороге больше одной полосы или есть трамвайные пути. Если полоса одна, то поворот налево и разворот разрешены, когда нет запрещающих знаков и разметки

🗯 Используйте звуковой сигнал по правилам

На самокате звуковые сигналы не обязательны, и устройства для них устанавливают не всегда. Если они есть, сигналить в городе можно, только чтобы предотвратить ДТП. Например, если пешеход перебегает дорогу перед самокатом или если авто сдает назад и водитель не видит СИМ

👷‍♂️ Используйте защиту

Нет правил, по которым использовать защиту или шлем обязательно, но это поможет сохранить колени и локти целыми

🚶 Не бросайте самокаты на тротуаре

Если бросать самокат где попало, он будет мешать пешеходам. Старайтесь оставлять его на парковках — сервисы кикшеринга часто отмечают их на карте в приложении

🍾 Не катайтесь пьяным

У сервисов кикшеринга нет обязанности сообщать о технических характеристиках самоката. Но если двигатель мощнее 0,25 кВт и он развивает скорость 50 км/ч и более, суд может приравнять электросамокат к мопеду. Тогда нетрезвому водителю придется уплатить штраф 30 000 ₽, а еще его могут лишить прав — если они есть

Попадали в необычную ситуацию на дороге?

Вспомните самую странную, забавную или страшную дорожную ситуацию, в которой вам доводилось оказываться. Ваш опыт может помочь читателям найти выход из аналогичного положения или справиться с эмоциями. После модерации все тексты опубликуем в потоке «Дорожные ситуации», а лучшие попадут на главную страницу журнала

Что еще важно знать самокатчикам, водителям и пешеходам:

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Ольга ХватоваНа чем вам удобнее всего передвигаться по городу?
  • Vasily Nalivayko> К тому же вы относитесь к пешеходам, если электросамокат мощностью до 4 кВт, а это чаще всего все прокатные в городе В том же самом ПДД прямо написано: ""Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт." Т.е. P < 0.25 кВт - пешеход, 0.25 кВт < P < 4 кВт - мопед, 4 кВт < P - мотоцикл.4
  • Егор ВавиловVasily, электросамокат с мощностью < 0,25 скорее попадает в категорию "велосипед". Для него наличие мускульной силы не является обязательным условием0
  • Kirrr36
  • Vladimir Noskov"Сигнальте в крайнем случае" Капец бесят самокатчики, когда ты идешь по _тротуару_, а они тебе сзади динькают, чтоб ты посторонился. Это при том, что я и сам самокатчик - но даже не помню, каким звуком трезвонит мой самокат. Так как всегда просто притормаживаю, медленно объезжаю, а то и на ногу приспускаюсь и пешком объезжаю людей на тротуарах. Воистину дело не в самокатах, а в людях-идиотах, как и обычно.49
  • Vladimir, так же (даже хуже) бесят и пешеходы, идущие по велодорожкам как по своей квартире, и даже не слышащие сигнала. Вот честно, тормозить иногда очень не хочется, поскольку они слишком вредные :)14
  • Патрик ПатрикЕзжу на велосипеде по дороге, когда есть велодорожка( мало где) -по ней. На самокате каталась только в спальном районе с широкими тротуарами, в центре Петербурга на самокатах кататься -ужасно! Как и на велосипеде по тротуару2
  • Наталья КуляшоваВ пункте "пересекайте дорогу пешком" нужно писать не "лучше сойти", а "вы обязаны сойти" потому что пдд предусматривает движение по пешеходному переходу только пешком. Это и велоипедмстов касается тоже.18
  • A KЧёт маловато жизненных правил, хотя некоторые полезны (про сигнал, фары). Дополню ещё: • Никогда не приближаться к пешеходам, объезжать на расстоянии минимум в 1-1.5 метра. Если невозможно, то на минимальной скорости ожидая подставы. Человек вас не видит, может спокойно выставить руку, пошатнуться, споткнуться, испугаться и сделать шаг к вам... • Вообще любому участнику движения надо всегда ожидать подставы в ряде ситуаций, даже если он на авто или пешеход. Иначе никак, доказывать что-то с больничной койки будет сложнее, а ошибаются абсолютно все без исключений (хотя каждый считает себя самым умным и правильным), вопрос лишь в том, у кого последствия будут жёстче. • Не пугать резкими сигналами, по возможности обозначить себя заранее, чтобы человек услышал ваше приближение сам и не испугался (шум двигателя или вело трещётки). • Никогда не пересекать препятствия в виде бордюров, канавок и тд по диагонали или по вдоль, особенно, если на улице сыро. Только поперёк, иначе есть риск навернуться. • Никогда не тормозить передним колесом в повороте, такой занос сложно исправить. Лучше вообще никогда не тормозить в повороте, снижаем скорость заранее, причём обоими тормозами (передний всегда берёт на себя основную нагрузку на любом транспорте). Тк почти все самокаты на переднем приводе, то можно набирать скорость уже на выходе из поворота. • Не надо вилять. Особенно на проезжей части. Едем максимально прямолинейно, а не как пьяное тело, впервые вставшее на самокат. Если навыков не хватает для уверенного равновесия, значит вообще не лезем к другим участникам движения, сначала учимся в парках или на других площадках, где возможно. В общем суть простая, жить и не мешать жить другим. Это касается и самокатов, и велосипедов, и пешеходов, и даже машин. Сложно придумать ситуации тупее и опаснее, чем пешеход/авто/велосипед, лезущий под колёса или перекрывающий проезд тупо потому, что он по ПДД прав, и на остальных ему пофиг. Самые противные, токсичные и обиженные люди обычно пользуются 1-2 способами передвижения, и с пеной у рта ругаются и говорят, как им мешают жить другие. Чем больше способов передвижения использует человек (я, например, все 4 + горнолыжка и тд), тем больше он понимает особенности каждого из них, и тем адекватнее он реагирует на окружающих.16
  • НеОнна самокатах не катался еще, по мне так это какая-то неуправляемая хрень. да еще и быстрая. велосипед мне привычнее2
  • A KВыдержка из этой статьи по сути то, что просто обязано быть в основной статье! По большей части, все сводится к тому, чтобы внимательно искать источники потенциальной опасности и оставлять между собой и опасностью пространство и время для маневра уклонения/торможения. Если же превращать езду в спортивную, на пределе - то любой новый неучтенный фактор ставит вас в зависимость от слепой удачи, которая когда-нибудь точно от вас отвернется. Я бы, пожалуй, пошел еще дальше и предложил исходить при выборе плана движения из закона Мерфи - что любое событие завязанное на удачу - случится не в вашу пользу, и все что может пойти не так - пойдет не так, и воспринимать это как данность. Из двери обязательно выйдет человек, собака на поводке обязательно рванет поперек дороги, ребенок побежит именно на вас, машина точно вас не заметит, в темноте точно есть яма, в общем вы поняли. Над своим стилем езды нужно работать, осознавать как именно вы ездите и почему, уделять время оценке того, что вы сделали правильно а что нет, что можно улучшить, без этого никакие своды правил не работают.7
  • НеОнVadony, ну я не осуждаю, людям нравится, пусть ездят. просто взгляд со стороны и немного знаний физики :)2
  • Анатолий МоторныйАрсен, во-во! Ты их объезжаешь, а они в последний момент оборачиваются и в тебя впрыгивают!1
  • A KАрсен, я сколько живу, а велодорожек ни разу не видел. Может в МСК что-то есть, а для остальных регионов это скорее исключение и местная достопримечательность, чем пригодная для использования инфраструктура.3
  • A KАнатолий, значит слишком близко едете, возможно даже быстро. Всегда должно быть расстояние для манёвра, либо готовьтесь платить за нанесение вреда.2
  • A KWhat, всё верно. У них явная проблема с тормозами (в сравнении с велосипедами), очень слабая устойчивость и стойкость к рельефу. Уронить его можно одним неловким движением. Большинство при этом не понимает, как переносить центр тяжести при торможении и разгоне.2
  • Анатолий МоторныйA, вы, видимо, плохо прочитали предыдущий комментарий, на который я отвечал. Выделенные велодорожки вообще не очень широкие, и не предназначены для того, чтобы пешеходы ходили по середине и болтали по телефону.6
  • Дмитрий СергеевVasily, с точки зрения ПДД вы совершенно правы. Но самокаты - это транспортное средство, которое из ПДД просто выпало. Этим пользуются производители. Например, есть некое устройство, с мотором до 4 кВт, а по паспорту это - самокат. А все потому, что в ПДД приписано - "электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки". Не может двигатель работать в режиме длительной нагрузки - значит, есть лазейка для производителя. Это проблема для всех - и для пешеходов, и даже для судов, которым иногда приходится дела с участием самокатчиков разбирать.1
  • KyleA, это железное правило - "не вижу не еду" Если не видишь авто за пригорком или пешика за поворотом, значит надо считать что они там есть, пока не убедился в обратном.3
  • Kyleavvas, я буду на желтом самокате1
  • МишкаА еще каких-то десять лет назад самокаты были скорее детским развлечением во дворе. Я бы тогда пальцем у виска покрутил, если бы мне сказали, что на самокатах скоро будут ездить даже бабушки :)5
  • A, да в Перми например их много (хотя в ужасном состоянии)0
  • Jey RoikVladimir, я обычно сигналю не для того, чтобы меня пропустили, а для того, чтобы предупредить, что сзади едет самокат (когда еду навстречу не вижу смысла сигналить). Очень часто, когда тихо объезжаю (или обхожу пешком) людей, они шарахаются и начинают ругаться - мол, чего не предупредил. Поэтому обычно по ситуации ориентируюсь. Я водитель автомобиля, поэтому для меня нормально предупреждать о своём существовании, чтобы все окружающие могли соответствующим образом отреагировать: например, никак или "да-да, я тебя вижу" - это лучше, чем если человек резко начнёт двигаться в сторону и сильно повысится вероятность ДТП. Поэтому, перефразировав ваши слова, можно сказать, что дело в отношении людей к происходящему.1
  • Станислав НепрокинJey, это очень странная логика. А если человек бежит или быстро идёт, он тоже может кричать на впереди идущих?5
  • Jey RoikСтанислав, "кричать на" - нет, а предупредить - да, может, если считает, что это поможет избежать столкновения. Это обычное проявление вежливого поведения. Неужели вы ни разу не говорили "Можно пройти?" Это то же самое. К слову, когда я трынькаю на самокате, я обычно голосом добавляю: "Осторожно". Не "кричу на", а говорю, просто чётко - чтобы было слышно. На лыжне, к слову, это тоже нормальная практика - говоришь "хоп" и впереди-идущий должен тебя пропустить. Это не воспринимается так, что он "кричит на". Поэтому не вижу в этой логике чего-то странного. p.s. Для меня странно, что базовые правила вежливого поведения, кому-то кажутся странными и даже "бесят". А уступать дорогу более быстро-движущемуся - это базовая вежливость. Невежливо идти по середине дороги, создавая помеху всем остальным участникам движения.2
  • A KЕгор, в час пик средняя скорость авто в черте города очень редко превосходит эту цифру. Обычно она 15-25 км/ч в итоге. Как следствие, в час пик я одинаково быстро добираюсь что на авто, что на велосипеде. Самокат хоть и ограничен в скорости, зато очень быстро её набирает, так как постоянно приходится притормаживать) Это как осуждать авто, что он едет всего 160 км/ч, когда другой может 220) Да и быстрее на тротуарах ездить глупо.1
  • Станислав НепрокинJey, Jey, мне кажется не совсем корректно сравнивать лыжню с тротуаром. На лыжне своя этика, на тротуаре своя. В любом случае, если пешеход идёт по тротуару и слышит внезапный и громкий звук сзади, срабатывает рефлекс отпрыгнуть от опасности. И если пешеход адекватен и идёт правой стороне, то отпрыгивает он естественно в левую сторону по которой его обгоняет самокат или велосипед. Это если рассуждать логически. А если говорит об эмоциональной части вопроса, то людей ожидаемо бесит, когда в их пространство неожиданно вторгаются просто так. Поэтому в пдд прописано, что сигналить можно только в случае риска дтп. Понятно что сейчас пдд для самокатов нет, но мне кажется что самокат логичнее приравнивать к велосипеду а не пешеходу. А если приравнять самокат к велосипеду, то ездить на нём по тротуару нельзя. Понятно что в наших реалиях по дороге ездить на велосипеде часто опасно, поэтому люди лояльно относятся к велосипеду на тротуаре. Но когда в спину пешеходу сигналят люди которые там в принципе не должны находиться, это бесит. Так-же бесит, когда автолюбители сигналят без опасности возникновения дтп, например что-бы поздороваться. В результате это слышат сотни если не тысячи людей, если говорить про дороги в спальных районах например. Это банальное игнорирование комфорта всех окружающих людей. Если динамик автомобиля (или звонок самоката) перенести в подголовник водительского кресла (в случае с самокатом в наушники или шлем), это быстро даст понимание, почему людей бесят громкие внезапные звуки которые ассоциируются с опасностью для жизни.3
  • АннаНу скоростной режим превышен, для тротуара и 15км это уже много. Для оживленных улиц это скорее от 5 до 15 максимум. Пока я придерживаюсь мнения, что удобнее всего обычный самокат. Так как его легко сложить и носить, а руль делает самокат лёгким для освоения и удобным для маневрирования.4
  • ElenaVladimir, 👍0
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в июле 2021 года. В июне 2024 мы его обновили и опубликовали повторно.0
  • Иван ЕгоровНужны потому что отдельные дорожки для великов и самокатов0
  • Игорь КрутякПравила все знают, жалко, что мало кто их по итогу соблюдать хочет..0
  • MD D.Запретить их кроме как на велодорожках. Вон в центре катайтесь, а в спальниках дайте жить нормально. Я просто надеюсь, что самокаты однажды приравняют к ТС и при ДТП можно будет содрать с родственников самокатчика плату за отмывание кишок с лобового стекла.2
  • Две точки над ЕНадо просто запретить самокаты. Слишком они представляют большую опасность для пешеходов. А кому не нравится, то пересаживайтесь на велосипеды.1
  • РоманНедавно попал в ситуацию с электросамокатом. Решил впервые на нём прокатиться, хоть и не уверенно, но кое-как ехал, ни в кого не врезался. В один момент из кармана шорт выпал телефон, я быстро слез с самоката, подобрал его и обнаружил, что очень сильно порезал ногу подножкой (в убранном виде слева и справа её края выставляются, за один из них и зацепился). В итоге скорая, травма, 5 швов. Никто кроме меня не пострадал, да и травма не особо тяжкая, но испугался не на шутку. Теперь на электросамокаты ни ногой, буду дальше наслаждаться летним солнышком, гуляя на своих двоих :)0
  • МарияA, идешь ты по пешеходному переходу, а с 2 сторон от тебя по велосипедисту неспешившихся, и навстречу самокат летит. Если они столкнутся/сместятся, то пешеход оказывается посреди дороги с травмой. Спасибо за "действие по ситуации", да. Добавлю, что дети не учат пдд и копируют поведение взрослых. Сначала мама говорит на переходе ехать на велосипеде (так ей быстрее), затем самостоятельно. А взрослые не спешиваются. И вот вырастает велосипедист, который думает, что так и надо. До первого поворачивающего автомобиля, который выскакивающий резко велосипед не видит3
  • Две точки над ЕЕгор, вы сами посмотрите, на чем больше дтп и сами все поймете.0
  • ПекторДве, посмотрел. 2723 дтп с самокатами и 31 погибший и 4795 дтп с велосипедами и 308 погибших1
  • Две точки над ЕЕгор, можно ссылку на источник?)1
  • СветланаVladimir, и как быть с такими людьми-идиотами? Их становится больше, стоит им встать на самокат.1
  • СветланаДмитрий, какая личность несчастная придумала самокаты в городе?1
  • СветланаMD, это идея.0
  • СветланаДве, раньше такого не было. Самокаты. Велики были.0
  • СветланаРоман, вот вы научились на своей ошибке. Кто вы? Правильно. Вспомнили пословицу).0
  • СергейVasily, водитель транспортного средства не может быть пешеходом - водитель становится пешеходом, если спешился с транспортного средства и везет его сам. А транспортное средство мощностью меньше 0,25 кВт И со скоростью меньше 25 км/ч - т.е. даже при мощности меньше 0,25 кВт, но с возможностью разгонятся до скорости большей 25 км/ч, то это уже мопед. Вообще, в случае электрический механических средств лучше ориентироваться на максимальную скорость, которую они могут развивать (ПДД п. 1.2.): 1) до 25 км/ч - велосипед 2) до 50 км/ч - мопед 3 свыше 50 км/ч - мотоцикл0
  • Сергейсдерживать себя надо... и соблюдать ПДД 24.6. "Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, ...в пределах пешеходных зон, включая велосипедные дорожки, подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет."0
  • СергейАнатолий, читать надо ПДД, а не комменты ... и руководствоваться их требованиями: ПДД 24.6. "Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, ...в пределах пешеходных зон, включая велосипедные дорожки, подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет."0
  • СергейИгорь, ни самокатчики, ни велосипедисты в большинстве своем с ними не знакомы (комменты к статье это подтверждают)0
  • ВладимирВ Набережных Челнах, где я живу, мэру мобильный транспорт не нравиться и он его просто запретил. И мало того заставил полицию штрафовать всех самокатчиков не зависимо едет не едет и в каком месте... так же прокатчиков прижали, те только велосипеды сдают. В других городах малый мобильный транспорт альтернатива городскому, а у нас даже и городского толком нет...1
  • Pavel MiskoПешком :)))) Для здоровья полезно0
  • EmetНеОн, для тех, кто не катался на коньках, они тоже кажутся неуправляемыми. Физика тут вообще при чём? Что упасть просто, если врезаться в бордюр? Споткнуться тоже просто, но это не становится проблемой. Как и в большинстве случаев, проблема не в средстве, а в пользователе. Люди, идущие пешком и толкающиеся со всеми создают проблем не меньше. На велосипеде можно ехать быстро, не уметь тормозить и точно такая же паршивая управляемость, если ехать среди людей. Для самокатов, велосипедов и других "сим" просто нужна инфраструктура - отожрать у большинства дорог половину автомобильной полосы, отделив её бордюром от тротуара и автомобильного потока и проблема для пешеходов практически исчезнет. Надо просто понимать, что эти новые средства удобны, намного практичнее велосипеда как транспорт (не потеешь, меньше по размеру) и очень нужны курьерам, студентам да и вообще людям, которым автомобиль не по карману или просто не подходит из-за маршрута, проблем с парковкой, пробок или неэффективности, т к ездит человек один.0
  • Elena KrasnovaJey, сигналь мишинам на дороге с машинами, а не на тротуаре0