Как быть ответственным пешеходом
Авто
29K
Фотография — anouchka / iStock

Как быть ответственным пешеходом

Какие права и обязанности у тех, кто ходит пешком
30
Аватар автора

Илья Кушнирук

разобрался, как быть пешеходом

Страница автора

В России ежегодно из-за нарушений ПДД пешеходами происходит более 10 тысяч ДТП. В них гибнет почти 2 тысячи человек.

И это только ДТП, которые вошли в официальную статистику ГИБДД.

Расскажем, как пешеходу правильно вести себя на дороге, в каких ситуациях пешеход прав и как не попасть под колеса автомобиля.

Кто считается пешеходом

Пешеходом может быть любой человек на дороге  , пешеходной или велосипедной дорожке, если он не в автомобиле или не на мотоцикле и не выполняет на дороге какую-то работу. То есть дорожный рабочий не пешеход до тех пор, пока не закончит свои дела.

Всякий участник дорожного движения в какой угодно момент может стать пешеходом: водитель — если покидает автомобиль, пассажир — при выходе из автобуса или такси.

Еще к пешеходам относят людей в инвалидных колясках, тех, кто ведет за руль велосипед, мопед или мотоцикл, везет сани или тележку.

Сейчас не считают пешеходами тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, СИМ  , но на человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей — за нарушения ПДД он отвечает как пешеход или велосипедист.

Какие законы и правила определяют поведение пешеходов

Основной документ, требования которого обязаны соблюдать пешеходы, — Правила дорожного движения. Там есть специальный раздел для них, но обязательны и остальные нормы: важны и знаки, и сигналы светофора, и многое другое.

Штрафы для пешеходов указаны в статьях 12.29, 12.30 КоАП РФ.

Уголовный кодекс напрямую не предусматривает уголовную ответственность отдельно для пешехода. Но если он нарушает закон, будет отвечать — например, за умышленное повреждение автомобиля.

Обязанности пешехода по ПДД

Обязанности пешеходов описывают пункты 4.1—4.8 ПДД.

Пешеход может двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, велопешеходной дорожке. Если на дороге есть все три элемента сразу, можно выбрать любой из них.

Если на дороге нет тротуаров, пешеходных и велопешеходных дорожек, допустимо идти по обочине.

Если обочины нет, разрешено перемещаться по велодорожке.

Если нет и велодорожки, по дороге с разделительной полосой можно двигаться по внешнему краю проезжей части и навстречу движению автомобилей. А вот те, кто передвигается в инвалидных колясках, ведет за руль мотоцикл, мопед, велосипед или средство индивидуальной мобильности, должны идти по ходу движения транспорта.

У пешехода преимущество перед велосипедистами и водителями СИМ, кроме случаев, когда он идет по велодорожке: тогда он должен уступить им дорогу.

Чтобы повысить безопасность, ночью  , в туман или дождь  вне населенных пунктов пешеход обязан носить предметы со светоотражающими элементами, видными водителям. Например, спрятать светоотражающий жилет в сумку нельзя: сотрудники ГИБДД посчитают это нарушением, пешехода могут оштрафовать. В населенных пунктах носить такие предметы лишь рекомендуют и за их отсутствие не накажут.

Пешеходы могут двигаться по дороге организованной колонной  . Впереди, сзади и слева от колонны идут сопровождающие с красными флажками. Минимальное количество людей в колонне — три, двое из которых сопровождающие.

Ночью и в туман сопровождающие вместо флажков должны нести включенные фонари: впереди — белый, сзади — красный  . Колонны детей можно водить в сопровождении взрослых лишь по тротуарам, пешеходным дорожкам или обочинам и только днем.

Если группа людей двигается в одном направлении, но не соблюдает эти условия — например, друзья вместе идут в магазин, у них нет сопровождающих, флажков или фонарей, — ее нельзя считать колонной, даже когда люди идут строем.

Например, люди в организованной колонне могут идти по четыре человека в ряд по краю проезжей части по ходу движения транспорта, а обычные пешеходы — лишь в один ряд и навстречу движению и только если на дороге нет тротуаров, пешеходных дорожек и обочин.

Если на дороге пешеходный светофор, пешеходы обязаны соблюдать требования его сигналов, а если его нет, — требования сигналов транспортного светофора. У пешеходного светофора, в отличие от транспортного, сигналы двух цветов в виде силуэта пешехода: зеленый разрешает движение, а красный — запрещает.

Сигналы такого светофора обязательны для пешеходов, а для водителей — нет
Сигналы такого светофора обязательны для пешеходов, а для водителей — нет

Если на дороге регулировщик  , его указания нужно выполнять, даже когда они противоречат требованиям сигналов светофора, знакам или разметке  .

Если вы хотите подробнее узнать о работе регулировщика:

Если не выполнить указания дорожного рабочего в жилете, каске и с жезлом, который регулирует движение, — ответственность будет такая же, как при нарушении требований сотрудника ГИБДД.

Пересекать проезжую часть пешеход может двумя способами — по пешеходному переходу или без него.

Пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный специально для того, чтобы люди пересекали дорогу или трамвайные пути. Его обозначают специальными знаками или разметкой.

Если перехода нет, дорогу можно пересечь на перекрестке — по линии тротуаров или обочин. Если в пределах прямой видимости нет ни перекрестков, ни переходов, а на дороге нет разделительной полосы, ее можно перейти под прямым углом к проезжей части.

Пешеходу нельзя переходить дорогу  :

  1. В зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».
  2. По проезжей части — если в зоне видимости пешеходный переход.
  3. По диагонали — на нерегулируемом пешеходном переходе, если нет разметки, которая разрешает так переходить дорогу.
  4. По проезжей части вне населенного пункта ночью или в туман — если с собой нет светоотражающих элементов.
  5. Если на дороге разделительная полоса.
  6. Если на дороге ограждение — независимо от того, на обочине оно или на разделительной полосе.
  7. Если дорога плохо просматривается в обе стороны — например, из-за кустов или поворота.
Знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
Знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
На дороге с ограждением переход запрещен. Но если пройти чуть дальше, до знака «Пешеходный переход», можно пересечь дорогу по правилам. Фотография: PhotoChur / Shutterstock / FOTODOM
На дороге с ограждением переход запрещен. Но если пройти чуть дальше, до знака «Пешеходный переход», можно пересечь дорогу по правилам. Фотография: PhotoChur / Shutterstock / FOTODOM

Как правильно переходить дорогу. Вот что нужно сделать по правилам:

  1. Посмотреть по сторонам и оценить расстояние до приближающихся автомобилей.
  2. Не начинать переходить дорогу без уверенности в безопасности.
  3. Не замедлять шаг на проезжей части, кроме случаев, когда это нужно для безопасности — например, поднять упавшего ребенка.
  4. Не создавать помех для автомобилей — к примеру, нельзя вставать посреди дороги и блокировать движение.
  5. Не выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, не убедившись, что приближающихся машин нет.
  6. Если не успели закончить переход на зеленый сигнал светофора, остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, только когда снова загорится зеленый или когда это разрешит регулировщик.
  7. При приближении автомобилей с мигалками синего или синего с красным цветов нужно немедленно освободить проезжую часть.
Рядом со знаком пешеходного перехода могут устанавливать табличку с напоминанием, что пешеход должен убедиться в безопасности. Фотография: пресс-служба Управления Госавтоинспекции по Московской области
Рядом со знаком пешеходного перехода могут устанавливать табличку с напоминанием, что пешеход должен убедиться в безопасности. Фотография: пресс-служба Управления Госавтоинспекции по Московской области

Права пешехода по ПДД

У пешехода кроме обязанностей есть и права:

  1. Свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам — при условии соблюдения ПДД.
  2. Получать информацию о безопасных условиях дорожного движения — из знаков, дорожной разметки и указателей, а если этого мало, можно обратиться с запросом к местным властям и в ГИБДД.
  3. Получать информацию о причинах ограничений или запрета движения по дорогам.
  4. Получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
  5. Получать бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при ДТП.
  6. Возместить ущерб, если получил телесные повреждения — например, упал в яму на пешеходной дорожке или стал участником ДТП.
  7. Обжаловать незаконные действия должностных лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Реализация прав не автоматическая. Пешеходу не выплатят компенсацию только по факту сломанной ноги или перекрытой дороги, из-за которой он опоздал на работу. О нарушении прав нужно заявить, а иногда и представить доказательства. О том, как это сделать, мы рассказывали в статьях:

Штрафы для пешеходов за нарушения ПДД

Ответственность пешеходов за любое нарушение может быть административной, уголовной и гражданско-правовой. Все зависит от конкретных обстоятельств.

Административная ответственность для пешеходов предусмотрена статьями 12.29 и 12.30 КоАП.

Если пешеход нарушил ПДД, но не создавал помех автомобилям и это не привело к причинению вреда — например, перешел дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, — его могут оштрафовать на 500 ₽  .

Если нарушение пешеходом ПДД создало помехи для движения автомобилей — скажем, переходил дорогу в неположенном месте и водителям пришлось тормозить, — возможен штраф до 1000 ₽  .

Если пешеход нарушил правила дорожного движения, чем причинил вред здоровью потерпевшего легкой или средней тяжести  — например, чтобы не наехать на пешехода, водитель автомобиля свернул в кювет, получил травму и попал в больницу, — пешехода могут оштрафовать на 1000—1500 ₽  .

Уголовная ответственность. Например, если пешеход умышленно уничтожил или испортил чужое имущество стоимостью дороже 5000 ₽, он совершил уголовно наказуемое преступление. Самый частый случай — когда он пинает дверь или ломает зеркало автомобиля, который ему помешал. За такое можно лишиться свободы на срок до двух лет  .

В Мценске пьяный пешеход повредил во дворе два автомобиля — разбил стекла, сломал зеркала и дворники, проколол шины. После чего его задержали полицейские. Суд признал мужчину виновным и приговорил к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Также его обязали возместить материальный ущерб — 16 688 ₽.

Гражданско-правовую ответственность пешеходов регулируют статьи 1064 и 1079 Гражданского кодекса.

Если пешеход неумышленно причинил вред чужому имуществу, он все равно должен возместить ущерб. Например, если пешеход случайно поцарапает сумкой машину соседа на парковке, он должен заплатить за ремонт. Если у водителя полис каско, ремонт оплатит страховая компания, но потом может подать иск к пешеходу и взыскать эти деньги с него.

Но если пешеход пострадает в ДТП, оплачивать его лечение всегда будет водитель. Автомобиль — источник повышенной опасности. Вред, причиненный им, возмещает владелец — независимо от вины  . Это значит, что водитель будет оплачивать лечение пострадавшего пешехода, если не докажет, что действовал в состоянии крайней необходимости.

В ноябре 2023 года в Люберцах водитель увидел пешехода с мачете и сбил его. В теории водителя нужно было привлечь к ответственности: есть ДТП, потерпевший пешеход и умысел. Но в суде решили, что агрессивные действия пешехода угрожали окружающим — а значит, водитель действовал в состоянии крайней необходимости. Это освобождает водителя от уголовной ответственности. А еще суд может освободить его от возмещения ущерба сбитому пешеходу.

Запомнить

  1. Пешеход не всегда прав.
  2. Регулировщик главнее светофора, знаков и разметки.
  3. Ночью или в туман стоит носить одежду со светоотражающими элементами.
  4. Пешеход, в зависимости от ситуации, может нести административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Илья КушнирукСтали ли ​вы тщательнее соблюдать ПДД в качестве пешехода, когда сдали на права и сели за руль?
  • МаксимСигналишь перед зеброй, где пешеходам горит красный, потому что можешь не успеть затормозить на скользкой дороге, если они начнут переходить, потому что они уже стоят на проезжей части — они начинают перебегать.2
  • RufinaleЯ не водитель, но когда езжу на переднем пассажирском - наблюдаю всегда одну и ту же картину - люди элементарно не смотрят по сторонам. вне зависимости красный или зеленый свет. или думают, что им обязательно должны уступить дорогу на зебре без светофора, идут напрямик4
  • lapsus_naturae"Например, если пешеход случайно поцарапает сумкой машину соседа на парковке, он должен заплатить за ремонт". Вот интересно, а в случаях, когда машина стоит не на парковке, а например, перед мусорными баками?) Каждый раз приходится протискиваться между машинами - что будет, если содержимое мусорного мешка прошкрябает машине бок?)3
  • cat ownerRufinale, ну так по сторонам посмотреть - это ж надо от телефона оторваться, вы что! ))4
  • Rufinalecat, бесят!0
  • ГогаRufinale, у человека поворачивается не только голова, но и глаза, а также есть переферийное зрение.4
  • Дмитрий Мамонтовlapsus_naturae, это в точности такая же ситуация с точки зрения закона.0
  • lapsus_naturaeДмитрий, ок, тогда буду ставить мусор прямо на такие машины, чтобы не пострадать самой из-за каких-то долбоящеров)1
  • Дмитрий Мамонтовlapsus_naturae, и это точно такая же ситуация :).0
  • lapsus_naturaeДмитрий, поподробнее, пожалуйста) каким образом это наносит повреждения машине?)0
  • Дмитрий Мамонтовlapsus_naturae, "если пешеход случайно поцарапает..."0
  • Даниил ПоповПешеходы носите светоотражающие элементы особенно зимой. Они действительно очень помогают.5
  • WTFRufinale, вообще пешеходам ОБЯЗАТЕЛЬНО должны уступить дорогу на зебре без светофора, но многие водятлы, вместо того, чтобы перед зеброй сбросить скорость, наоборот, ускоряются, чтобы не дай бог, пешеход не успел выйти на переход до того, как они к нему подъедут.5
  • WTFlapsus_naturae, у нас один примат пару раз поставил машину на тротуар, причем так, что пройти мимо него и припаркованных рядом машин, не обтеревшись об них, было практически нереально. Следующим утром я случайно поцарапал монеткой бок этого автомобиля по всей его длине. С тех пор его на этом месте ни разу не видел.3
  • Кристина"Пешеходу нельзя переходить дорогу ... по диагонали — на нерегулируемом пешеходном переходе, если нет разметки, которая разрешает переходить дорогу таким образом." А если на перекрестке одновременно всем машинам красный, всем пешеходам зеленый, дается всего 20 секунд на переход, но нет диагональной разметки, то я как пешеход имею право идти по диагонали? По такой ситуации не нашла информации в статье.0
  • Антон КармановКристина, пункт 4.3 ПДД достаточно чётко даёт ответ на это. Технически пешеходный переход определяется дорожными знаками, а разметка только дополняет знаки, но сама по себе без знаков она не даёт права переходить дорогу.0
  • Антон КармановКак водитель могу сказать что с пешеходами проблем меньше всего возникает. Больше всего проблем возникает с велосипедистами, которые, когда им выгодно, ссылаются на ПДД (например принципиально едут по обочине при наличии широченных свободных тротуаров на Садовом), а когда им не выгодно (например когда им кровь из носа надо ехать во второй или третьей полосе на Садовом), то закрывают на ПДД глаза.1
  • Анатолий БизяевАнтон, как велосипедист скажу, что с тротуарами и дорогой вопрос точно такой же как и загадка о двух стульях. Ты или едешь в потоке, где опаснее, но едешь сильно быстрее и зачастую сильно удобнее или ты едешь просто с миллиардом пешеходов, сумасшедших самокатчиков, колясок и прочих электровелокурьеров. Представьте, что у вас через каждые 100м светофор или лежачий, причем весьма сильно приподнятый лежачий, и вы поймете о чем я. У вменяемых велосипедистов на дороге, по большому счету, 2 проблемы - объезд автобусных остановок и объезд припаркованных авто. И то и другое связано с перестроениями, которые даже с зеркалами и опытом делать банально сложно и таки страшно даже не в Москве на садовом. А перестраиваться на велике в 3 полосу на шестиполосном шоссе это априори клиника, тут я с вами согласен.1
  • WTFМаксим, просто выбирайте скорость, соответствующую дорожным условиям, чтобы успеть затормозить :)2
  • МаксимWTF, нарушение ПДД: езда со слишком медленной скоростью, которая создаёт помехи другим участникам движения.0
  • КристинаАнтон, а в чем тогда прикол такого режима светофоров на некоторых перекрестках, если "по правилам" я должна тратить лишние минуту-полторы на ожидание? И это еще при условии узких тротуаров. Можно кого-то заставить нанести соответствующую разметку?0
  • WTFМаксим, ПДД пункт 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. Обратите внимание на последний пункт. Если скорость не позволяет в данных условиях остановиться перед переходом при выходе на него пешехода, значит она выбрана неправильно.3
  • Заясь, заясьЕсть ещё просьба к паркующимся не в положенных местах: оставляйте для пешеходов проход пошире, некоторые с колясками. Иногда коляска еле протискивается (что опасно для машины), иногда приходится с коляской заходить в гигантскую лужу, обходя машину, а иногда ситуация "или взлетай, или делай крюк в два длинных дома"0
  • Антон КармановКристина, можно, письма в ГИБДД или организацию города, занимающуюся организацией дорожного движения. В Москве такому письму рады будут, ибо дорожники не знают куда деньги девать и с жиру бесятся: я когда экзамен сдавал на права, то чуть ли не каждую неделю какие-то новые знаки бесполезные ставили и разметку наносили. В регионах уже сложнее, но как мне говорили 10 лет назад такие письма помогают получать деньги из бюджета, мол люди пишут.2
  • КристинаАнтон, спасибо, попробую написать. К сожалению, не Москва)0
  • Алексей МасловскийWTF, а можно было вызвать ГАИ, которая выписала бы штраф и эвакуировала нарушителя. Тогда бы он был наказан по закону, а не по понятиям.0
  • WTFАлексей, а ГАИ приехала бы через 3 часа и никого не нашла. Или вообще бы не приехала.1
  • Maria>> Еще к пешеходам относят людей в инвалидных колясках, тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, СИМ Эмм.. Подскажите, это кто относит к пешеходам электросамокатчиков, электровелосипелистов, моноколесников и тд? По последним ПДД СИМ - это транспортные средства, а «использующие» их - водители транспортных средств. Это я не разбираюсь в ПДД или автор опоздал больше чем на полгода со статьей?!1
  • Jürgen FürstenbergПосле получения прав и попадания в ранг водителей моё видение ПДД изменилось в корне. Сам себя оцениваю очень дисциплинированным пешеходом -- перехожу дорогу только по зебре, и, обязательно убедившись, что мне уступают дорогу. Причём это касается и тех случаев, когда пешеходный переход находиться в нескольких десятках метрах от меня. Также в сумерках и ночью при переходе нерегулируемых пешеходных переходов обязательно "подсвечиваю себя" фонариком смартфона, чтобы меня хорошо видели водители автомобилей. К этому же приучил детей.0