10 признаков токсичной работы
Токсичная работа — та, что негативно влияет на психику и здоровье сотрудников. Причем это происходит не из-за неблагоприятных условий, а потому, что в организации сложилась атмосфера, вызывающая стресс и тревогу. Вот несколько признаков токсичной компании и рекомендации, как справляться с такими проблемами. Если эти способы не помогают — задумайтесь о том, чтобы сменить работу.
😴 Переработки считаются нормой
Иногда начальство работает по ночам и выходным и ждет от подчиненных того же. А иногда этого не требуют открыто, но фразы в духе «я посмотрю на выходных» становятся частью корпоративной культуры. Из-за такого подхода невозможно полноценно отдохнуть и перезагрузиться, и это приводит к выгоранию
Что делать. Попробуйте установить четкие границы: уходите с работы в положенное время, игнорируйте сообщения от начальства по вечерам и выходным
🙀 Ошибки не прощаются
Если за малейший промах сурово отчитывают или наказывают финансово, это усиливает тревожность и мешает профессиональному росту: сотрудники так сильно боятся сделать что-то не так, что перестают проявлять инициативу и креативность
Что делать. Обсудите ситуацию с руководством или HR-службой, предложите им отменить хотя бы часть репрессивных методов. Как бы ни старался человек, ошибки неизбежны. В них нет ничего страшного, если он готов их исправлять и учиться на них
😡 Личные границы сотрудников нарушаются
Неуважение друг к другу лежит в основе любых токсичных отношений. Если начальник позволяет себе нападки в адрес сотрудников, высмеивает их или не препятствует такому поведению со стороны подчиненных — в коллективе возникает опасная для психики атмосфера
Что делать. Спокойно попросите обидчиков прекратить вести себя с вами неуважительно. Либо обратитесь в отдел кадров или к вышестоящему начальству
🤯 Начальник часто отказывается от своих слов
Например, вам поручили задачу и дали четкие указания, как ее выполнять. Но когда вы заканчиваете работу, выясняется, что все сделано не так. Начальник будто бы забыл о собственных инструкциях и обвиняет во всем вас. В результате вы и правда начинаете сомневаться в себе
Что делать. Начните фиксировать в письменном виде любые требования начальства. Это поможет отстаивать свою правоту и повысит чувство защищенности — стресса станет чуть меньше
🔎 Руководство занимается микроменеджментом
Если начальник не доверяет подчиненным и контролирует все до последней мелочи, это усиливает стресс. Из-за этого сотрудники могут перестать верить в то, что сами на что-то способны
Что делать. Сначала проявите себя — докажите, что умеете эффективно работать. Потом поговорите с начальником: попросите его позволить вам взять на себя чуть больше ответственности. Если это сработает — вы почувствуете себя свободнее и увереннее
🤐 Отсутствует коммуникация между руководством и подчиненными
Например, не принято говорить о том, что происходит в компании, как на ее работе сказывается экономическая и политическая обстановка. Это усиливает у сотрудников неуверенность в завтрашнем дне и ощущение, что их интересами пренебрегают
Что делать. Если вас что-то беспокоит, не стесняйтесь задавать вопросы — хотя бы своему непосредственному руководителю. Объясните, почему вам важно получить ответы. Это отчасти вернет вам чувство контроля и поможет успокоиться
🥊 Среда слишком конкурентная
Случается, что руководство открыто приветствует или молчаливо поощряет конкуренцию между работниками: например, ежедневно публично обсуждает результаты. Вместо того чтобы работать сообща, они перестают сотрудничать, отслеживают показатели друг друга, проявляют враждебность или замыкаются в себе
Что делать. Попробуйте найти поводы для кооперации и показать, что совместная работа может принести хороший результат
🫂 Начальство нанимает и повышает родню или друзей
Непотизм, или кумовство, — это когда люди получают должности и премии не за свои заслуги, а потому, что они чьи-то близкие. Если в компании такое в порядке вещей, у других сотрудников это может вызывать гнев и обиду. А еще это сказывается на финансовых и других результатах компании
Что делать. Если вы знаете, что хорошо работаете, обратитесь к руководителю и обсудите ваши карьерные перспективы
⛔️ Работников дискриминируют
В некоторых компаниях до сих пор ограничивают карьерные возможности и меньше платят женщинам и представителям нетитульных национальностей. На психике сотрудников — и тех, кого дискриминируют, и тех, кто становится свидетелем, — это сказывается крайне негативно
Что делать. Если вы жертва дискриминации, открыто заявите, что ваши права нарушаются, и потребуйте это прекратить. А если вы просто наблюдатель, встаньте на защиту дискриминируемых: есть шанс, что это изменит ситуацию
😣 Сотрудники не чувствуют, что их ценят и уважают
Это происходит потому, что руководство отказывается прислушиваться к подчиненным, не учитывает их потребности, не отмечает успехи и никак не поощряет их. Или попросту не платит своим сотрудникам достаточно. Такое отношение демотивирует
Что делать. Регулярно просите руководителя дать оценку вашей работе. Если она будет высокой, это снизит уровень стресса. И при первой же возможности просите прибавку
🌸 Все о психологии
Дважды в месяц присылаем письма о том, как сберечь психическое здоровье и повысить стрессоустойчивость
Больше про связь работы и психики: