Мозг
23K

6 психологических уловок недобросовестных коллег

22
Аватар автора

Ольга Карасева

распознает манипуляции

Страница автора

Иногда на работе приходится сталкиваться с манипуляторами: недобросовестными коллегами и руководителями. Общение с ними вызывает усталость, недовольство собой и выгорание. Рассказываем, по каким психологическим уловкам можно распознать таких людей.

🙄 Стратегическая некомпетентность

Так называется поведение, когда человек намеренно плохо выполняет задачи, чтобы в будущем их избежать. Обычно это что-то несложное, но скучное или не очень приятное. Например, коллега раз за разом якобы не справляется с форматированием документа, но на самом деле просто ждет реакции: «Так и быть, я все сделаю за тебя».

Если вы замечаете, что кто-то в коллективе демонстрирует стратегическую некомпетентность, стоит на это указать. Человек обычно понимает, что манипуляция больше не работает, и выполняет необходимое

😏 Изменение правил игры

К этой уловке часто прибегают недобросовестные руководители, обещающие повышение на определенных условиях. Но когда сотрудник эти условия выполняет, планка снова сдвигается. К примеру, показатели нужно не просто улучшить, а увеличить не менее чем в три раза. Начальник может постоянно находить, к чему придраться, а сотрудник начнет считать себя недостаточно компетентным.

Лучше всего вообще избегать работы с такими руководителями. Но если это невозможно, предложите фиксировать все договоренности

🥺 «Нога в двери»

Коллега обычно начинает с просьбы помочь в каком-то незначительном деле. Но когда вы соглашаетесь, за первой просьбой следует еще одна — более серьезная. И так до тех пор, пока вы, возможно, вообще не возьмете на себя всю работу. Человек будто ставит ногу в дверной проем, не давая захлопнуть дверь, и постепенно открывает ее все шире.

В этом случае стоит напомнить коллеге о первоначальной просьбе, например: «Да, я посмотрю отчет на предмет ошибок, как мы договаривались. Но писать его за тебя я не буду»

😊 Попытки торговаться

Эта уловка — противоположность предыдущей, поэтому ее иногда называют «голова в двери». Коллега сразу просит о большом одолжении, например подменить его на работе на целый день. Потом, получив отказ, постепенно снижает требования. Через несколько этапов на просьбу будет легко согласиться, потому что на фоне первоначальной она выглядит не такой уж трудозатратной.

Чтобы обезоружить манипулятора, можно сразу отказаться от торга и обозначить допустимые границы помощи. Например, готовность потратить час, но не более

😞 Перекладывание ответственности

Этой уловкой часто пользуются руководители среднего звена, объясняя свои непопулярные решения, например, указанием сверху или благом для всей компании. Так руководитель снимает с себя ответственность и принимает роль покорной жертвы обстоятельств — такой же, как и вы. Отстаивать свои интересы становится сложнее.

Во многих компаниях важные изменения доносятся до сотрудников публично, например посредством рассылки или объявлений в чате. Так можно понять, действительно ли решение исходит сверху

🥸 Подмена понятий

Серьезные переработки становятся «небольшими задержками в офисе», а подготовленные вами документы — «бумажками». Коллеги и руководители вместо нейтральных слов могут использовать негативные и обесценивающие — и это тоже манипулятивная уловка. За счет этого работник может начать считать себя и свою работу менее важными и станет более сговорчивым.

Прежде всего не перенимайте речевые обороты коллег. А иногда даже будет нелишним вежливо поправить их

🌸 Все о психологии

Дважды в месяц присылаем письма, в которых много интересных исследований, советов психологов об отношениях и ноль манипуляций

Больше о навыках общения:

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Ольга КарасеваС какими манипуляциями вы сталкивались на работе?
  • AlexeyКоллега изображает непонимание или неверное толкование, чтобы развести на эмоции, появляющиеся при попытках объяснить ему что-то и доказать. Иногда даже наблюдал его улыбку при подобных попытках. В конце разговора он обычно показывает, что далеко не тупой.12
  • EkaА как называется манипуляция, когда вам дают задачу, но не дают весь инструментарий или всю информацию для её выполнения? Постоянно приходится что-то уточнять и переспрашивать, т.к. этой информацией обладает только этот человек и без него выполнить задачу не получается. Хотя если бы он сразу отправил все необходимые документы или доступы, то задача выполнилась бы и без его помощи вообще.36
  • avПодмена понятий: нерабочие дни, хлопок, СВО, частичная мобилизация6
  • avГога, поставьте себе на аватарку 🤡 - станет веселее.8
  • ПешеходEka, есть еще полный видосик, раскрывающий тему, но его не прикрепить(21
  • Сокол УайтAlexey, чаще без улыбок видел, но я работал с людьми по 40-50 лет, там прямо матерые жуки были2
  • Сокол УайтДобавлю: 1) присвоение идей - делаешь макет презентации, ответ: ну да, хорошо; через неделю присылают согласованный руководством выше макет, а там минимальные изменения твоей идеи. 2) мнимая заработанность - руководитель/коллеги "вечно в задачах", пишут в почту/чат под конец рабочего дня, в худшем случае в полночь, а иногда сидят в переходах в коворкинге и что-то строчат. Один раз кто-то пожаловался, спросил, что за задачи. Ответ:"Много задач!" Нет конкретики, их проблема. Но почему-то всех видно в коридорах с коллегами и стабильно пьющих кофе/чай 2-3 раза в день и идущих вразвалку. Остальное - да, видел каждый из вариантов10
  • Юля ОвчинниковаEka, однажды меня таким образом проверял непосредственный начальник (насколько внимательна я буду, чтобы попросить у него материалы, которые он "спрятал" в папке другого сотрудника). А я взяла и нашла всё в общем "боксе") Удивился и сказал, что не пробовал искать что-то через поисковую строку. От таких поворотов я в осадок выпала, он ж профи.16
  • EkaПешеход, а как называется видосик?1
  • NonamanСпасибо за гайд (шутка)2
  • Анна Асталкивалась с некомпетентностью на работе, но не в рабочем вопросе, а когда в офисе были праздники типа дней рождения коллег. когда надо было накрывать на стол и убирать после веселья, "мальчики" тут же вставали в позу "у меня лапки" и ждали "девочек". а если начинали что-то делать, то мыли одну тарелку 40 минут с выражением лица, будто их в этот момент пытают. вместо перекладывающего ответственность начальника у нас был такой, который сам говорил "да нам сверху напридумывали правил те, кто ни дня не работал в реальности. давайте не будем этот бред соблюдать". правила были действительно максимально оторваны от реальности. но когда сверху тюкнули начальника, как раз и предложившего забить на бредовые правила, он все свалил на подчиненных.2
  • ДарёнкаБыл "стратегически некомпетентный" коллега. Сколько разговоров с ним было проведено - все без толку. Он понимал, что может творить любую дичь, и его не уволят. Грехов типа прогулов или пьянства на работе у него не было, а собирать комиссию, чтобы доказать профнепригодность не хотело руководство. С изменением правил игры тоже сталкивалась, как раз в вопросах премирования за KPI. Естественно, каждый раз чего-то не хватало, чтобы получить премию4
  • ПухляА как называется, когда навязываются в помощники. В процессе помощи задают просто миллион вопросов, и в итоге ты все делаешь сам. Но человек то помогал и приходится вписывать его как исполнителя. Теперь всегда отказываюсь, быстрее самой все сделать поэтапно, чем объяснять.5
  • Франциска фон КармаEka, мне коллега после многочисленных просьб давал-таки информацию. За час до дедлайна. И после этого сам же винил меня в пропуске сроков. ИЧСХ, когда один из клиентов пришёл разбираться, почему сроки пропущены, этот товарищ указал на меня, мол, помощник ничего не делает. Но на тот момент задача мне вообще не передавалась, я даже о её существовании не знала! В общем, ушла из этой конторы, а через полгода этот самый коллега кинул начальство на деньги, и контора развалилась. У меня сложилось впечатление, что подобным людям просто нравится подгаживать другим. Иначе я это объяснить не могу - коллега не получал ровно никакой выгоды от того, что подставлял меня.6
  • Полиция Т—Жav, просим не впадать в политические дискуссии.2
  • Икнул РыгнуловEka, очень знакомая штука. А попытки выяснить недостающую информацию у источника вызывают агрессию или другую манипуляцию - синдром вахтера.3
  • Богиня ДраматизмаДарёнка, однажды я наблюдала,как МИНИСТЕРСТВО поменяло целепогание пилотного проекта после его реализации, чтобы не признавать заслуг реализовавших его людей))))) вот это я понимаю уровень манипуляций. Остальное описанное в статье - просто офисная жизнь2
  • Это яСвитер, у меня наоборот, есть коллега, который вместо того что б искать информацию в рабочих ресурсах, идёт с вопросами по любой мелочи, иногда доходило до абсурда я искала и отправляла ссылку на нужную информацию. Теперь поступаю как дрянь, первым делом задаю вопрос, а где он искал. Вопросов стало меньше)4
  • София ЧистяковаEka, в натуре0
  • Икнул РыгнуловЭто, согласна, отличный вопрос, фильтр от подобных товарищей))0
  • ЕвгенийМой руководитель-микроменеджер при попытке уговорить меня перейти на другую локацию в той же должности прибегал к совсем дешёвым манипуляциям: "ты же понимаешь, что это развитие и совершенно другой спектр задач, которые предстоит решать", т.е. ставит тебя в позицию, при которой отказываясь от перевода, ты как будто отказываешься от развития. Хотя в целом это та же самая работа, просто с большей нагрузкой, а задачи плюс-минус те же.0