6 психологических уловок недобросовестных коллег
Иногда на работе приходится сталкиваться с манипуляторами: недобросовестными коллегами и руководителями. Общение с ними вызывает усталость, недовольство собой и выгорание. Рассказываем, по каким психологическим уловкам можно распознать таких людей.
🙄 Стратегическая некомпетентность
Так называется поведение, когда человек намеренно плохо выполняет задачи, чтобы в будущем их избежать. Обычно это что-то несложное, но скучное или не очень приятное. Например, коллега раз за разом якобы не справляется с форматированием документа, но на самом деле просто ждет реакции: «Так и быть, я все сделаю за тебя».
Если вы замечаете, что кто-то в коллективе демонстрирует стратегическую некомпетентность, стоит на это указать. Человек обычно понимает, что манипуляция больше не работает, и выполняет необходимое
😏 Изменение правил игры
К этой уловке часто прибегают недобросовестные руководители, обещающие повышение на определенных условиях. Но когда сотрудник эти условия выполняет, планка снова сдвигается. К примеру, показатели нужно не просто улучшить, а увеличить не менее чем в три раза. Начальник может постоянно находить, к чему придраться, а сотрудник начнет считать себя недостаточно компетентным.
Лучше всего вообще избегать работы с такими руководителями. Но если это невозможно, предложите фиксировать все договоренности
🥺 «Нога в двери»
Коллега обычно начинает с просьбы помочь в каком-то незначительном деле. Но когда вы соглашаетесь, за первой просьбой следует еще одна — более серьезная. И так до тех пор, пока вы, возможно, вообще не возьмете на себя всю работу. Человек будто ставит ногу в дверной проем, не давая захлопнуть дверь, и постепенно открывает ее все шире.
В этом случае стоит напомнить коллеге о первоначальной просьбе, например: «Да, я посмотрю отчет на предмет ошибок, как мы договаривались. Но писать его за тебя я не буду»
😊 Попытки торговаться
Эта уловка — противоположность предыдущей, поэтому ее иногда называют «голова в двери». Коллега сразу просит о большом одолжении, например подменить его на работе на целый день. Потом, получив отказ, постепенно снижает требования. Через несколько этапов на просьбу будет легко согласиться, потому что на фоне первоначальной она выглядит не такой уж трудозатратной.
Чтобы обезоружить манипулятора, можно сразу отказаться от торга и обозначить допустимые границы помощи. Например, готовность потратить час, но не более
😞 Перекладывание ответственности
Этой уловкой часто пользуются руководители среднего звена, объясняя свои непопулярные решения, например, указанием сверху или благом для всей компании. Так руководитель снимает с себя ответственность и принимает роль покорной жертвы обстоятельств — такой же, как и вы. Отстаивать свои интересы становится сложнее.
Во многих компаниях важные изменения доносятся до сотрудников публично, например посредством рассылки или объявлений в чате. Так можно понять, действительно ли решение исходит сверху
🥸 Подмена понятий
Серьезные переработки становятся «небольшими задержками в офисе», а подготовленные вами документы — «бумажками». Коллеги и руководители вместо нейтральных слов могут использовать негативные и обесценивающие — и это тоже манипулятивная уловка. За счет этого работник может начать считать себя и свою работу менее важными и станет более сговорчивым.
Прежде всего не перенимайте речевые обороты коллег. А иногда даже будет нелишним вежливо поправить их
🌸 Все о психологии
Дважды в месяц присылаем письма, в которых много интересных исследований, советов психологов об отношениях и ноль манипуляций
Больше о навыках общения:
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine