Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Поделюсь мошеннической схемой, на которую повелась. Хотя, конечно, как и все, раньше думала, что меня это уж точно не коснется.

Я была в рабочей запаре, когда позвонил человек, назвавшийся представителем моего мобильного оператора — «Теле-2». Когда звонят якобы из полиции, службы безопасности банка или ФСБ, трубку вешаю автоматически. Но тут мобильный оператор, который и так часто звонит, предлагая новые тарифы или акции. Решила его выслушать.

Молодой человек сообщил, что моя симкарта устарела и нуждается в перерегистрации. Для этого нужно подойти в офис. Тащиться туда совсем не входило в мои планы, собеседник сразу это понял и предложил оформить все онлайн через личный кабинет. Но он предупредил, что сама я этого сделать не могу, потому что форма заявки доступна только сотрудникам и обычно заполняется в офисе. Поэтому, конечно, мне придется сообщить ему пароль от личного кабинета на сайте «Теле-2».

Я сразу же подумала, что это мошенники, но усыпила свою бдительность тем, что в личном кабинете «Теле-2» нет абсолютно ничего, что могло бы их заинтересовать. Сказала молодому человеку пароль, он ответил, что все хорошо: он заполнил заявку, моя симкарта перерегистрирована. А за то, что я осталась с «Теле-2», на мой номер поступит бонус в размере 100 Р. Мы попрощались, бонус действительно пришел.

Мошенник пополнил мой счет на 100 <span class=ruble>Р</span>. Это должно было усыпить мою бдительность, чтобы я не зашла в личный кабинет и не поменяла пароль
Мошенник пополнил мой счет на 100 Р. Это должно было усыпить мою бдительность, чтобы я не зашла в личный кабинет и не поменяла пароль

Но я засомневалась и решила перезвонить мобильному оператору сама. Оказалось, это новая схема развода. Смысл в том, что в личном кабинете оператора многие сохраняют данные своей банковской карты, чтобы автоматически пополнять баланс. Зная реквизиты карты, мошенники подключают переадресацию на свой номер, чтобы получать смс-сообщения от банка. После этого можно переводить с карты деньги или оплачивать ею покупки в интернет-магазинах.

Мне повезло: я не сохраняла данные карты на сайте оператора. Честно говоря, я и не заходила туда никогда :) Так что просто сменила пароль, и все закончилось хорошо, да и бонус 100 Р от мошенников не помешал. К тому же я стала более бдительной: теперь совет не сообщать никакие пароли другим людям — это для меня не просто дежурная фраза, а правило, подкрепленное опытом!

Как понять, что под видом оператора звонит мошенник

В юности меня обманули по похожему сценарию. Я ввел код для обновления симкарты по просьбе «представителя оператора», но оказалось, что это был код для мобильного перевода. Все деньги с моего баланса ушли мошеннику, зато я получил ценный опыт.

Но под видом оператора мне звонили не только мошенники. Бывало, собеседник действительно работал в сотовой компании и предлагал более выгодные тарифы или скидки.

Вот четыре признака, которые помогают отличить сотрудника мобильного оператора от мошенника.

🚩 Мошенник спрашивает пароль или код из смс. С помощью этих данных он сможет попасть в личный кабинет на сайте мобильного оператора и, например, перевести деньги со счета себе.

Настоящим сотрудникам запрещено спрашивать эти данные. Их звонки прослушивают, и, если выяснится, что кто-то решил схитрить, его уволят. А могут и наказать по закону.

🚩 Мошенник уговаривает совершить какие-то действия: установить программу на ваше устройство, ввести технический код, отправить смс на специальный номер. Он маскирует это под обновление связи или улучшение тарифа, но на самом деле лишь хочет, чтобы вы по незнанию перевели ему деньги.

У настоящего сотрудника под рукой все необходимые инструменты. Он легко поможет изменить тариф или начислить бонусы без дополнительных действий с вашей стороны. В крайнем случае попросит подойти в любой салон связи и написать заявление.

🚩 Мошенник не может ответить на простые вопросы. У него нет никакой информации о вас, кроме номера телефона и ФИО из украденной базы данных. Он не сможет ответить, какой у вас тариф и сколько сейчас денег на счете. В отличие от настоящего сотрудника, у которого перед глазами все данные абонента.

🚩 Мошенник пытается торопить и запугивать. Например, говорит, что нужно срочно обновить симкарту, иначе связь не будет работать. Или грозит заблокировать номер, если повесите трубку.

Поведение сотрудников сотовых операторов, бывает, тоже вызывает раздражение — скажем, если они навязчиво предлагают какую-то услугу. Но при этом они не пытаются запугать абонентов: за такое тоже могут наказать.

Если у вас остаются сомнения, действительно ли звонит представитель вашего оператора, положите трубку и перезвоните сами — только не на тот номер, с которого вам звонили, а на номер с официального сайта. Так вы гарантированно поговорите со своим оператором, а не с мошенником. Он подскажет, звонили ли вам на самом деле и, если да, по какому поводу.