Киты, сафари, винодельни: как мы путешествовали по ЮАР в сентябре 2023 года

Опыт читателя

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Anton Martynov

кормил антилопу с рук

Идея поехать в ЮАР пришла мне в голову внезапно.

Зимой 2020/21 года моя хорошая знакомая летала туда с подругой. Когда она поделилась планами, первое, о чем я подумал: «Боже, куда они собрались, это очень опасное место, где царят преступность, насилие и грабеж».

Но в сентябре 2023 года мы решили отправиться туда же. Расскажу про наш маршрут, расходы и места, которые мы посетили.

Авиабилеты и отели

Билеты покупали примерно за полтора месяца, летели Qatar Airways из Москвы через Доху. За каждого заплатили 65 000 ₽.

Еще в Москве забронировали через «Букинг» гостиницы и гостевые дома, используя карту иностранного банка. Российские карты, как многие знают, в этом сервисе уже не работают, впрочем, как и во всех международных. Если зарубежной карты нет, Тинькофф Путешествия, «Островок» и «Яндекс-путешествия» вам в помощь.

Маршрут

Поездка заняла 12 дней вместе с дорогой. Прибыли в Йоханнесбург и в тот же день улетели в Кейптаун рейсом местного лоукостера. В Кейптауне запланировали провести четыре дня: арендовать машину, съездить на мыс Доброй Надежды, в городки Стелленбош, Херманус и на винодельни. Затем — перелет в Дурбан, чтобы погреться на пляже пару дней. Потом — возвращение в Йоханнесбург, аренда машины и поездка в парк Крюгера на четыре дня.

Благодаря информации из чатов и «Ютуба» мы сразу решили, что на Йоханнесбург тратить время не будем: привлекательных мест в городе не нашли, а в его центре белым людям вообще не рекомендуют гулять пешком. Возможно, в следующий раз поменяем свое решение и посмотрим окрестности.

Зато Кейптаун даже по описанию сильно заинтересовал. Там много интересных построек, ресторанов, кафе, невероятная природа, океан и, конечно, винодельни.

Несмотря на довольно прохладную погоду в ЮАР в первой половине сентября, я считаю, что мы выбрали удачное время для поездки: сезон только начинался, цены не успели поднять, толп народа не было. В стране в это время весна, в Кейптауне днем в среднем было +12…14 °С, на солнце теплее.

Перелет

Перелет из Москвы в Йоханнесбург включал пересадку в Дохе — столице Катара. Первая часть полета длилась пять часов, вторая, из Дохи, — восемь. В целом было комфортно: вкусное питание, развлекательная мультимедийная система, новые самолеты. Поразил аэропорт Катара: посередине там есть оазис — уголок с живыми деревьями и растениями.

По прилете в Йоханнесбург мы получили чемоданы и сразу пошли на следующий локальный рейс в Кейптаун. Аэропорт Йоханнесбурга не впечатлил. Грязно, много народа, полно помогал, которые под предлогом проводить тебя до стоек регистрации и понести чемодан клянчат деньги. Рекомендую не замечать их, а особо приставучим твердо отвечать: «No, thank you». Навигация в аэропорту понятная, заблудиться сложно.

В Кейптаун летели местной авиакомпанией Flysafair. Очень похоже на нашу «Победу», но цены ниже и правила менее строгие. Самолеты не новые, но ухоженные, стандартные «Боинги-737». Полет длился два часа, относительно комфортно, даже с учетом ранее проведенных в небе 17 часов.

Кейптаун

Приземлились в Кейптауне, когда солнце уже зашло. Первым делом оформили симкарту с местным тарифом для интернета в аэропорту. 20 Гб и 15 минут связи стоили 699 ZAR⁣ (3314 ₽).

Потом вызвали «Убер» и поехали заселяться в гостевой дом. В сентябре в Кейптауне довольно прохладно вечерами, отопления почти ни у кого нет. У нас в комнате стоял электрический обогреватель, который знатно выручал. Утомившись, мы приняли душ и сразу легли.

Завтраки в нашем гостевом доме были реализованы как ваучер в две кофейни на выбор. Проснувшись, мы отправились пешком до первой из них. Стереотип об опасности за каждым углом, который нам навязали до отъезда, давал о себе знать. Мы оглядывались по сторонам и думали, что на нас косо смотрят, не понимали, в безопасности мы сейчас или нет. Теперь уже могу сказать: читайте меньше страшилок. Нам попадались только дружелюбные, отзывчивые люди.

Конечно, важно не гулять по опасным районам. Мы много читали про безопасность в ЮАР и скачали в одном из телеграм-чатов специальную карту, где наряду с достопримечательностями были отмечены неблагополучные районы, куда ходить не рекомендуют. В Кейптауне поселились в Camps Bay — это тихое, спокойное место на берегу океана.

Завтрак был хорошим, в меню — блюда на любой вкус. После завтрака мы отправились на океан. Это была первая точка знакомства с городом и окрестностями. Отдельный тип наслаждения — прогуливаться по берегу океана со стаканчиком кофе из «Старбакса», который стоил всего 100 ZAR⁣ (474 ₽) на двоих. В целом цены в кафе и ресторанах незначительно отличались от московских.

Дальше по плану была первая достопримечательность, которую можно посетить без машины, — Столовая гора. Или мы что-то не так прочли, или нам попался особый маршрут, но только наверх мы карабкались по камням около двух с половиной часов. Хотя камни были уложены как некое подобие тропы, вымотались мы знатно, учитывая резкую смену жары и резкого ветра. Но вид того стоил.

Нам повезло: облаков днем почти не было, открылся чудесный вид. На горе есть небольшой ресторанчик и кофейня, где предлагают алкогольные коктейли, кофе и чай.

Впечатления очень позитивные. На вершине горы можно долго гулять, обозревая окрестности и природу. Обратно спустились на фуникулере, чуть не околев в очереди на него: во второй половине дня на Столовой горе стало облачно, поднялся сильный ветер, температура по ощущениям была градусов шесть, нас сильно просквозило.

Темнеет в сентябре рано — в 19:00 солнце уже скрывается. Вечер мы провели с бутылочкой шампанского на террасе.

Мыс Доброй Надежды

На второй день забрали в агентстве арендованную машину, которую я зарезервировал заранее онлайн. Выбрал сервис Pace Car Rental, там депозит можно оставить наличными. По историям из чатов понял, что с возвратом на европейские карты могут быть проблемы. Аренда стоила порядка 400 ZAR⁣ (1896 ₽) в день, плюс комиссия за оформление и расширенная страховка. Итого вышло около 1800 ZAR⁣ (8533 ₽) за три дня.

Сразу же отправились на мыс Доброй Надежды — наверное, самое знаменитое место в ЮАР. Ничем примечательным дорога не отличалась: прекрасное качество асфальта, хорошая навигация, комфортные трассы.

По дороге на мыс заехали посмотреть на пингвинов в знаменитом месте Боулдерс-бич. Вход стоил около 300 ZAR⁣ (1422 ₽) с человека. Говорят, поблизости есть пляж, где можно полюбоваться на этих созданий совершенно бесплатно.

Прибыли в природный парк, где находится выход к мысу, заплатили за двоих около 800 ZAR⁣ (3793 ₽) и отправились любоваться видами океана и старейшего маяка. Потом проехали к самому мысу, немного побыли на берегу, понаблюдали за морскими котиками и другими местными обитателями и двинули обратно.

Если будете планировать поездку на мыс Доброй Надежды, выезжайте с раннего утра: парк нужно покинуть до 18:00. На обратном пути заехали в морской ресторанчик по рекомендации из Maps.me. Он расположен рядом с портом, прямо на пирсе. Умилились морскому котику-попрошайке, который выпрашивал у сотрудников остатки рыбы.

Херманус

На следующий день мы отправились в Херманус, в бухту около которого приплывают киты. Дорога показалась долгой, около двух с половиной часов, но была живописной. Мы несколько раз останавливались на смотровых площадках, чтобы сделать фото.

В Херманусе нам очень повезло: мы сразу увидели цель поездки — пять-шесть китов плавали на расстоянии 100—120 метров от берега. Погода была ветреной, океан неспокоен, но это не мешало любоваться самыми большими млекопитающими. Сделав пару десятков фото и видео, мы замерзли и пошли греться в местное кафе.

Заметили еще в Кейптауне: насколько вкусно в ЮАР готовят завтраки и основные блюда, настолько же невкусные там десерты. В этом кафе мы пробовали что-то наподобие ассорти шоколадов. В меню выглядело заманчиво, а на деле оказалось заветрившимися кусками разных шоколадок, приправленными корицей.

После небольшой прогулки по набережной поняли, что кроме китов особо интересных мест там нет, и отправились обратно в Кейптаун. Выбрали другой маршрут: если в Херманус ехали вдоль океана, то возвращались через горы. Вдохновила возможность проехать по Чапмэнс-пик-драйв — живописной дороге, откуда открывается вид на Кейптаун и бухту.

Вечер снова посвятили дегустированию местного вина, постингу сторис и раннему отходу ко сну.

Винодельни ЮАР

На следующее утро встали пораньше, сразу собрали вещи и загрузили в машину — по плану мы выселялись и ехали в Стелленбош. Отправились на завтрак. Парковки у полюбившегося нам кафе не было, я аккуратно заехал половиной машины на бордюр, последовав примеру аборигенов. Но после плотного завтрака нас ждал сюрприз — штраф на 500 ZAR⁣ (2370 ₽). Бумажный квиток мы забрали, чтобы позже оплатить в офисе компании.

Дорога до Стелленбоша ничем особенным не отличалась, доехали быстро. Сам городок напоминает Европу. Узкие улочки с европейской архитектурой, вывески, названия — все говорит о колониальном прошлом страны. Окрестности Стелленбоша славятся обилием винных ферм.

В гостевом доме мы были приятно удивлены уютом, чистотой и гостеприимством. Красивый особняк вековой постройки с настоящим камином, печкой, огромной кроватью и всеми необходимыми удобствами нас поразил.

Жизнерадостные хозяева приятно удивились, узнав, что мы из России. Забегая вперед, скажу, что на протяжении всей поездки мы ни от кого не услышали негатива в свой адрес в связи с геополитической ситуацией. Очень приветливое и адекватное отношение.

Хозяйка гостевого дома сразу порекомендовала нам винные фермы, которые, по ее мнению, заслуживали первоочередного внимания и располагались недалеко. На дегустацию вина мы закладывали один день и сразу поехали в места с хорошими отзывами.

Сначала на пути была «Токара» — ферма 90-х годов основания, с современной архитектурой и крутыми технологиями производства. Дегустация обошлась в 150 ZAR⁣ (711 ₽) на человека, еще мы купили бутылочку понравившегося нам шардоне за 225 ZAR⁣ (1067 ₽). Жалеем, что не взяли больше. В России это вино стоит в 2,5 раза дороже.

Дальше поехали на более старинную ферму Lanzerac. Это место вне всяких похвал. Прекрасный особняк 18 века, очень приветливый персонал, уютный зал с камином, гигантские порции сырно-мясных тарелок и великолепное вино. Это было чудесно, сомелье объясняла, чем отличаются сорта, рассказывала историю открытия и начала производства. Нас сильно впечатлила дегустация. Заплатили 195 ZAR⁣ (919 ₽) с человека.

Вернулись в гостевой дом, отдохнули и отправились пешком в центр Стелленбоша, где немного погуляли. Утром нас ждал великолепный завтрак от хозяина с домашним хлебом, йогуртом со свежими фруктами и яичницей. В этот день нам предстояло сдать машину в агентство Pace Сar Rental и лететь в Дурбан.

В агентстве мы отдали бумажный квиток со штрафом. С нашего депозита 4000 ZAR⁣ (18 962 ₽) наличными, который мы вносили в начале аренды, удержали 320 ZAR⁣ (1517 ₽). Мотивировали это пунктом в договоре — он там реально был — и сказали ничего больше не делать. Объяснили, что, раз мы не резиденты, они смогут отчитаться об этом в местном ГАИ, но ничего не платить. Но уже в России с нашей карты иностранного банка еще раз сняли 320 ZAR⁣ (1517 ₽). До сих пор разбираюсь и жду возврата.

Отмечу, что в Кейптауне Pace Car Rental находится рядом с аэропортом, но в промышленной зоне. Когда таксист привез нас туда в первый день путешествия, сказал, чтобы мы сначала убедились, что это точно нужное нам место, а он пока подождет. Мы видели группы недоброжелательных по виду людей и бездомных. Впоследствии прочитали пару историй о том, как в этом районе ограбили белых туристов. Непонятно, зачем они вообще там гуляли: интересных для осмотра мест там нет.

После успешного возврата авто мы сели на самолет уже привычной компании Safair и полетели в Дурбан.

Дурбан

В Дурбан мы ехали, чтобы погреться на пляже: там теплее, чем в Кейптауне. Но хотя температура держалась комфортная — +22…24 °C, океан был неспокойным. За два дня отдыха мы просто пару раз помочили ноги да немного окунулись. Еще сходили в местный океанариум. В такое время года поездка была нецелесообразной, лучше бы подольше побыли в Кейптауне.

Центр Дурбана не совсем безопасен. Если все же решитесь на пляжный отдых, рекомендуем район Умхланга. Там спокойно, вид на океан и есть возможность арендовать удобные апартаменты.

Сафари в Марлот-парке

Из Дурбана мы полетели в Йоханнесбург на том же местном лоукостере. По прилете снова арендовали машину в Pace Сar Rental и отправились в Марлот-парк — на южную границу парка Крюгера. До него было около 470 километров, мы разбили путь на две части и переночевали в атмосферном месте Gooderson Kloppenheim Country Estate Hotel. Отель чем-то напоминает замок Дракулы. Эмоций добавил наш поздний приезд и сильная гроза.

На следующий день прибыли в Марлот-парк, остановились в доме моего друга Русса.

Русс родился и вырос в ЮАР. Он был моим преподавателем по английскому, я брал у него спецкурс для корректировки акцента и оттачивания языка с носителем. Потом мы подружились. Сейчас он живет в Марлот-парке, у него два дома: один для себя, второй под сдачу. Четыре ночи обошлись нам в 8000 ZAR⁣ (37 925 ₽). Но это того стоило.

Место по-настоящему удивило. Марлот-парк — это курорт в дикой природе, где звери и люди живут рядом друг с другом, но не животные интегрированы в мир человека, как в контактном зоопарке, а человек поселился совсем рядом с ними. Прямо вокруг домов гуляют зебры, бородавочники, жирафы. Шоком для нас было встретить через полчаса после прибытия слона и маленького слоненка, поедающих листья деревьев. Было даже немного страшно, так как забор, который, по замыслу, отгораживал крупных животных от населенного пункта, не внушал особого доверия. Но нас заверили, что это безопасно.

Когда стемнело, Русс дал нам фонарик. Мы обомлели: к дому подходили антилопы куду, зебры. По перилам скакали галаго или, как их здесь называют, бушбэби. Для них Русс гостеприимно нарезал банан. Пик восторга был, когда я с руки кормил отрубями маленькую антилопу. Неописуемые эмоции.

Следующие дни мы посвятили сафари на машине — сами катались по парку и смотрели животных. Нам повезло увидеть всю большую пятерку: слона, носорога, буйвола, льва, леопарда. Отдельного внимания заслуживает ночное сафари, когда вас возят на специально оборудованном авто. Не успели мы выехать в парк, как сразу увидели львов, лениво греющихся на теплом после дневной жары асфальте.

На четвертый день мы попрощались с нашим другом, поблагодарили за гостеприимство и отправились в аэропорт.

Этот отпуск однозначно был одним из самых колоритных и запоминающихся. А отсутствие необходимости делать визу, приемлемые цены и отзывчивые люди сделали отдых легким и позволили хорошо спланировать поездку.

На жилье, билеты и аренду машины мы потратили около 300 000 ₽. Все отели обошлись в 122 713 ₽, аренда авто в Кейптауне и Йоханнесбурге — в 5620 ZAR⁣ (26 642 ₽). Сколько ушло на еду и вино, не считал.

Были в Южной Африке? Чем запомнилась поездка?