Бизнес: походы на байдарках

Опыт предпринимательницы из села

13
Бизнес: походы на байдарках

В 2012 году Инга Усачёва из Республики Коми зарегистрировала туристический центр.

Аватар автора

Лада Поздеева

поговорила с организатором сплавов

Страница автора

Сейчас он работает по десяти направлениям, одно из них — однодневные походы на байдарках. Они проходят с конца мая по сентябрь. Я узнала у Инги, что нужно для организации туров на байдарках и сколько можно на этом заработать.

Идея

Инга родом из села Корткерос. Там живет всего 5000 человек, средняя зарплата жителей — 18 000 рублей. Из крупных предприятий в селе — молочный завод и лесопункт.

Чтобы найти работу, молодежь уезжает из села в ближайший крупный город — Сыктывкар, столицу Коми. Там зарплаты выше: в среднем 27 000 рублей. После школы Инга тоже вынужденно уехала в Сыктывкар.

О создании турцентра она начала думать в университете, когда искала тему для дипломной работы. Инга решила, что Корткеросский район — подходящее место, чтобы развивать туризм. Это живописное место с лесами, где растут вековые деревья, и реками, по которым удобно сплавляться. В детстве Инга каждое лето проводила на байдарках вместе с отцом.

Инга написала диплом о перспективах создания туристического центра и успешно его защитила. После университета она прикинула, что для организации походов на байдарках у нее есть главное: опыт в водном туризме и инструктор, который будет вести группы на воде — ее отец.

Запуск

Для походов Инга купила 3 байдарки и 6 весел. Комплект из байдарки и двух весел стоил 56 600 ₽, всего она заплатила 169 800 ₽.

56 600 ₽
стоил комплект из байдарки и двух весел

Байдарки Инга заказала в интернет-магазине известной компании — решила, что так будет надежнее. Выбрала современную модель с усиленным корпусом и надувными сидениями. Байдарка с пластиковым или композитным корпусом прослужит дольше, чем надувная.

Также Инга приобрела 15 спасжилетов. Каждый стоил в среднем 1500 рублей. Жилеты должны соответствовать ГОСТ 22336-77, чтобы удерживать человека на воде до 6 часов, поэтому лучше покупать их в специализированном магазине. При покупке важно проверить, чтобы на жилете была маркировка.

Всего на байдарки и спасжилеты Инга потратила 200 тысяч рублей. С годами ей пришлось вложить в оборудование еще 120 тысяч. На эти деньги она купила прицеп, одну байдарку и около пяти дополнительных спасательных жилетов для взрослых и детей — на туры стало ездить больше людей. Также Инга купила спортивный инвентарь: во время остановок туристы играют в бадминтон и волейбол.

Сначала Инга перевозила байдарки на самодельном прицепе. Зарегистрировать его в ГИБДД оказалось сложно — для этого нужны документы, которые подтверждают его безопасность. Их можно получить после экспертизы в аккредитованной испытательной лаборатории.

В итоге Инга купила заводской прицеп за 62 000 рублей и без проблем зарегистрировала его в ГИБДД. Процедура такая же, как и при регистрации автомобиля.

За аренду помещения, где хранятся байдарки и прицеп, Инга не платит — она держит их в своем гараже.

Затраты на покупку байдарок и оборудования у Инги окупились в течение трех лет.

Налоги

Для ведения бизнеса Инга зарегистрировала ИП, она платит налоги по патентной системе налогообложения — 6000 ₽ ежегодно. Патентная система подходит только под однодневные туры. В других регионах стоимость патента может отличаться. Также Инга отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонд обязательного медстрахования — 35 634 рубля.

Онлайн-кассу предпринимательница не использует. Вместо этого она заключает договоры с экскурсантами и выдает им бланки строгой отчетности — это альтернатива кассовым чекам.

Регламенты и безопасность

За ремонт байдарок отвечает отец Инги — он проверяет оборудование перед началом сезона и после каждого сплава. Он смотрит, чтобы весла, корпус и каркас байдарки были целыми, а спасательные жилеты — исправными.

Байдарка с поврежденным корпусом может перевернуться. Недавно такой случай произошел в Мурманской области: мужчина перевернулся на байдарке и час провел в воде. Спасатели его вытащили.

Еще Инга должна соблюдать регламенты двух ведомств: МЧС и ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Специалисты управления сами приезжают к владельцу и проверяют, в каком состоянии его байдарка. Если все в порядке, то ее поставят на учет.

Сотрудники МЧС проверяют байдарки перед каждым сезоном: смотрят на техническое состояние и контролируют, чтобы в каждой из них были спасжилеты, весла и свистки. Свисток нужен, чтобы турист в любой момент смог привлечь к себе внимание людей и позвать их на помощь.

После проверки каждому плавсредству ставят одну из трех оценок: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию». Если состояние «годное», владельцу выдают талон о техническом освидетельствовании. Если судно запрещено к использованию, владельцу нужно устранить ошибки, на которые указали инспекторы, и пройти освидетельствование еще раз. В Республике Коми техническое освидетельствование бесплатное. А например, жители Татарстана платят госпошлину — 60 рублей.

Техпаспорт на маршрут

Перед началом сезона Инга составляет технические паспорта для своих маршрутов и регистрирует их в ГИМС и МЧС. В паспорте она указывает протяженность маршрута, максимальное число туристов и перечень необходимого снаряжения. Отдельный паспорт на каждый тур не нужен.

С каждой поездки Инга делает отчетные звонки в МЧС — в соответствии с рекомендацией ведомства. Если что-то случится, специалисты смогут быстрее прийти на помощь.

Предпринимателя могут проверить и во время похода. Так было у Инги — патрульный катер подъехал к ее экскурсантам и спросил, все ли у них в порядке. Специалисты пересчитали туристов и убедились, что их сопровождает организатор. За шесть лет работы было около десятка таких случаев.

За нарушение правил безопасности предпринимателя и туристов могут оштрафовать. Физическое лицо — на сумму от 300 до 500 рублей, должностное — от 500 до 1000 рублей. У Инги штрафов никогда не было.

Организация тура

Тур на байдарках начинается в Сыктывкаре — утром автобус Инги забирает экскурсантов и везет их на место сплава в село Корткерос. Там они слушают инструктаж по технике безопасности, завтракают и отправляются в путь.

Через 7 километров они останавливаются на песчаном берегу, где туристы отдыхают, купаются в реке, загорают и играют в волейбол и бадминтон. В это время координатор маршрута готовит обед для экскурсантов, также гости могут пожарить шашлыки — Инга предоставляет мангал и угли.

После обеда туристы участвуют в мастер-классе по изготовлению кукол в национальном стиле. По словам Инги, людям интересно увозить с собой домой вещь, которую они сделали своими руками.

Затем экскурсанты идут на байдарках еще 5 километров, причаливают к берегу и заходят в лес: фотографируются в роще с вековыми деревьями, собирают грибы, ягоды и цветы. После этого группа возвращается в город.

Клиенты

Туры покупают городские жители, преимущественно люди из Сыктывкара. Клиенты Инги — это люди старше 25 лет, семьи с детьми или молодые пары. Первыми экскурсантами стали знакомые.

У Инги нет расходов на рекламу. Клиентов она привлекает сама с помощью группы во Вконтакте и сайта-визитки. Помогают местные СМИ: о предприятии бесплатно рассказывают в репортажах местного телевидения. Эти ролики оплачивают городские и региональные власти, которые хотят таким образом популяризовать внутренний туризм.

Чтобы удержать экскурсантов, предпринимательница предлагает им и другие туры. Например, зимой популярна однодневная экскурсия в Ульяновский монастырь. Еще клиентам нравится сказочный 12-часовой тур «Аныбские забавы», который проходит по старинному селу Аныб. Там гости посещают ферму и мастер-классы по выпечке шанег и созданию глиняных игрушек.

Прибыль

Почти половина от общей суммы расходов на один тур — это затраты на транспорт для гостей. Аренда автобуса и машины с прицепом обходятся в среднем в 10 000 рублей на 10—15 человек. Инга арендует автобусы и автомобили у индивидуальных предпринимателей по договору фрахтования. Контракт необходим, чтобы предприниматель нес юридическую ответственность в случае чрезвычайной ситуации на дороге.

10 000 ₽
в среднем тратит Инга на транспорт

На продукты уходит около 2500 рублей за тур. Инга закупает продукты по меню, утвержденному в техпаспорте: она готовит суп и второе блюдо, берет овощи или фрукты, хлеб, сыр и колбасу, чай. Часть провианта берут гости.

На гонорары сотрудникам уходит 4000 рублей за тур. В сезон у Инги работают два человека — инструктор и координатор. Иногда она сама работает координатором. Инструктор организует поход, ведет группу по маршруту и следит, чтобы правила безопасности соблюдались. Координатор готовит еду для туристов, проводит творческие мастер-классы, помогает инструктору следить за безопасностью экскурсантов. Инга платит сотрудникам сдельно, по договору ГПХ — 2000 ₽ за день похода.

За один тур Инга получает 24 700 рублей. С учётом всех расходов прибыль составляет 6150 рублей.

Расходы за один тур из 13 человек — 18 550 ₽

ТратаСтоимость
Аренда автобусов и машин для перевозки людей и байдарок10 000 ₽
Оплата работы координатора2000 ₽
Оплата работы инструктора2000 ₽
Расходы на питание и одноразовую посуду2500 ₽
Отчисления в фонды на себя1750 ₽
Налоги300 ₽

Расходы за один тур из 13 человек — 18 550 ₽

Аренда автобусов и машин для перевозки людей и байдарок10 000 ₽
Оплата работы координатора2000 ₽
Оплата работы инструктора2000 ₽
Расходы на питание и одноразовую посуду2500 ₽
Отчисления в фонды на себя1750 ₽
Налоги300 ₽

За сезон при хорошей погоде в туры можно съездить 20 раз. Инга возит гостей только по выходным дням — если устраивать туры каждый день, то группа из 10—15 человек не будет набираться, и Инга будет работать в убыток.

В среднем Инга зарабатывает от 110 до 120 тысяч рублей за один сезон. В Республике Коми средняя зарплата — 25 тысяч рублей, то есть Инга получает месячную прибыль на уровне средней зарплаты в регионе. Но если бы у нее не было других туров, она бы не могла рассчитывать на стабильный доход.

до 120 000 ₽
зарабатывает Инга за один сезон

Особенности

Экскурсионный бизнес зависит от погоды: если тепло и солнечно, то группа набирается легко. В плохую погоду идти в поход опасно. Иногда клиентов приходится уговаривать: многие новички боятся сесть в байдарку в первый раз и просят вернуть их в город. Инга терпеливо объясняет, что бояться нечего — и в конце похода ее благодарят. Пока никто из клиентов не отказывался от тура.

За экскурсантами нужно присматривать — например, чтобы никто не пил алкоголь. Пьяный человек легко может утонуть. Если что-то случится в походе, рассчитывать нужно будет прежде всего на себя и свою подготовку.

  • Однажды у девушки случилась аллергическая реакция на крем от солнца — у нее сильно опухли руки. Группа была на острове, и населенных пунктов рядом не было. Все закончилось благополучно: Инга отвела девушку к реке и смыла аллерген, пострадавшую спрятали в тень, а руки закрыли тканью. По закону предпринимательница не имеет права оказывать первую помощь и давать гостям лекарства.

Клиенты охотнее идут в поход, если предложить им не просто сплав, а какие-то дополнительные развлечения. Спортивные игры во время остановок и мастер-классы по созданию кукол помогли Инге привлечь больше клиентов.

Группы будут набираться не всегда. Выход — нарабатывать клиентскую базу и прозванивать старых клиентов, когда гостей будет не хватать.

Сколько стоит открыть бизнес и возить туристов на байдарках

Запуск, 2012 год — 198 450 ₽

ТратаСтоимость
3 байдарки и 6 весел169 800 ₽
Спасательные жилеты, 15 штук22 650 ₽
Патент на год работы6000 ₽

Запуск, 2012 год — 198 450 ₽

3 байдарки и 6 весел169 800 ₽
Спасательные жилеты, 15 штук22 650 ₽
Патент на год работы6000 ₽

Дополнительные расходы, 2013 год — 121 300 ₽

ТратаСтоимость
Прицеп, еще одна байдарка, жилеты, спортинвентарь120 000 ₽
Постановка прицепа на учет в ГИБДД, госпошлина300 ₽
Регистрационный знак для прицепа1000 ₽

Дополнительные расходы, 2013 год — 121 300 ₽

Прицеп, еще одна байдарка, жилеты, спортинвентарь120 000 ₽
Постановка прицепа на учет в ГИБДД, госпошлина300 ₽
Регистрационный знак для прицепа1000 ₽
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Как вам такой бизнес?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Успехов Инге. Бизнес выглядит достаточно убедительно и безопасно. Жаль только, что "выхлоп" такой скромный. С таким доходом о расширении можно не думать.
Аналогичных туров очень много в Карелии, есть покатушки на Кавказе. Главное - думайте, прежде чем заказывать тур. Если вы собрались на байдарках с Ингой - это одно, а если вас привлекает адреналиновый рафтинг на горной реке - это совсем другое. Там недостаточно оранжевых жилетов и папы-инструктора.

2

Alexander, у Инги и нет такого профиля в байдарках по Корткеросскому району, как экстремальный туризм.

0
0

Ходила в поход на байдарках с компанией Инги, группу вел ее отец. Все было очень продумано, с душой. Очень понравилось. Молодцы!

2
0

"По закону предпринимательница не имеет права оказывать первую помощь и давать гостям лекарства." это как-то странно. А что делать, если на острове оказался?

1

Alexander, первую помощь может оказывать любой человек. А вот давать лекарства нет. https://www.risk.ru/blog/216579

0

Alexander, давать лекарства, но быть готовым ответить за последствия.

0
0

Zdrastvuite Inga.

Privetstvije s Litvi. Procital vasch obzor. Interecno. Ja v etom dele noviciok, i naschol v vasich idjach cto to novogo. Konesno ceni u vas mense cem u nas. U nas za baidarku na odin den turisti plotit okolo 20 eur. plius dostavka na mesto. Ja zivu vozle reki Neman, ona schirokaja i eto otpugivaet nemalo turistov, mol malenkoje tecenije. V Litve bolsche viberajet liudi recki po menshe:) I u vas drugije zakoni na eto delo, u nas mence vsiakich bumag. Chotelos uslisat kakich nebut sovetov kak dlia nacinajuscego. Sam ocen liubliu vodu, osobeno reki, u nas ich nemalo. Zalko sto rastojanije bolschoje, ocen chotelos proplit po Vaschemu morschrutu. U vas toze ocen krasivaja preroda!

Respect vam Inga i vasemu Pape

Tomas:)

1
0
Герой

Весь это геморрой чтобы получить 120 тыс за сезон?????

0

Surkov, для Коми это деньги, на которые можно жить.

2
0

СУПЕР

0
0

Походу журналист составлявший эту статью - женщина))
В статье говорится про спасательный жилет, а на картинке страховочный, статье говорится про пластиковую байдарку, а на картинке каркасная.

0
0

Маломерные суда, в частности байдарки регистрации не подлежат, что там регистрируют?

0
0

Молодец,самое главное занимается любимым делом!
И дарить людям незабываемые впечатления!!!

0

Сообщество