Как сделать таблицу для ведения бюджета на основе данных приложения банка

Следить за тратами и учиться потреблять более разумно

Как сделать таблицу для ведения бюджета на основе данных приложения банка

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

У существующих приложений, в которых можно следить за бюджетом, есть ряд недостатков.

Сам я не пользуюсь функцией учета финансов, которую предоставляют приложения банка. Не пользуюсь и сторонними приложениями по ведению и анализу бюджета. И на это есть несколько причин.

Приложение по личным финансам:

  1. Нужно перебивать данные вручную. Это достаточно быстро надоедает. И чаще всего ведение приложения заканчивается на 3—4 неделях.
  2. Редко синхронизируется с другими телефонами. То есть вы и другой член семьи, вероятно, не сможете одновременно вбивать данные на разных телефонах.

Приложение банка:

  1. Нет возможности назначать переводам категории или удалять их, если это был технический перевод. В каждом приложении есть преднастроенные категории, которые часто нельзя поменять. Например, вы не согласны с тем, что кальянные — это рестораны, и хотите видеть их в развлечениях. В приложении так сделать нельзя.
  2. Крайне сложно вести семейные бюджеты. Если хотите понять общие расходы и доходы на двух и более человек, то при использовании банковского приложения столкнетесь с серьезными трудностями. Маловероятно, что дойдете до конца.
  3. Если вам важно дать категориям дополнительные подкатегории, то с этим тоже будут проблемы. Например, вам важно понять, сколько вы тратите в путешествиях. Но при этом также важно, на что именно тратите. Организовать такую механику через приложение будет сложно.

Все это делает крайне неудобным использование приложений для учета личных финансов. Поэтому я решил поделиться способом контроля доходов и расходов, который использую сам. Говорю лишь про формат ведения данных, выводы из них оставляю за вами.

Шаг № 1
Выгрузите операции из приложения

Для начала важно понять, какой у вас банк.

Если Тинькофф, то тут все просто: на главной странице в личном кабинете веб-приложения переходите в раздел «События», выбираете период выгрузки и загружаете эксель-файл.

Если у вас другой банк, то могут возникнуть проблемы. Например, Сбербанк делает выгрузку в PDF. Чтобы перевести 100 операций в формат таблицы, придется потратить 40 минут, и это если у вас уверенный уровень владения «Экселем». Поэтому рекомендую либо сменить банк, либо поискать возможности выгрузить данные в «Эксель» или SCV.

Переведите данные в нужный формат для анализа. На этом этапе добавьте несколько столбцов в базу, чтобы вы смогли сделать сводные таблицы:

  1. Доход/расход — поможет сделать фильтр и сводную по этому параметру.
  2. Дата — чтобы понять, когда именно вы произвели операцию.
  3. Месяц — поможет составить сводную таблицу и распределить доходы и траты по месяцам.
  4. Владелец — важный столбик, если хотите анализировать семейный бюджет.
  5. Покупки в поездке — здесь может быть любой другой критерий, по которому вы хотели бы определять расходы. Я, к примеру, выделяю «покупки в поездке», потому что это помогает планировать следующие путешествия.

Если вы используете выгрузку из Тинькофф-банка, то в текущей таблице в столбцах «Дата» и «Месяц» уже стоят рабочие формулы. Нужно лишь протянуть их до конца выгрузки.

Пример выгруженных из приложения данных
Пример выгруженных из приложения данных

Шаг № 2
Сформулируйте список категорий

Вы можете взять список категорий, который предлагает банк. Для этого нужно выгрузить данные за один или два года — в этом списке точно будут все возможные варианты категорий.

Удалите повторы и оставьте только уникальные значения категорий. Уберите ненужные группы и добавьте те, которые считаете необходимыми.

Шаг № 3
Проставьте правильные категории в таблице

Теперь ваша задача пройтись по выгрузке и исправить категории на правильные. В первый раз для этого потребуется много времени, потому что вы будете работать с данными за длительный период. Но в будущем эта операция не займет более трех минут.

Важно сделать так, чтобы в вашей таблице не осталось неопределенных категорий. Например, переводы или другое. Если на эти пункты приходится 5% расходов, то эффективность анализа будет стремительно снижаться.

Категории и их описание
Категории и их описание

Шаг № 4
Сделайте сводные таблицы

Теперь сделайте сводные таблицы с общими расходами. Если ведете учет на несколько человек, стоит сделать разбивку по людям.

Что важно учесть:

  1. Выбрать «Доход/расход» и «категории» в строках.
  2. Выбрать «Месяц» в строчках.
  3. Выбрать «Сумма платежа» в значениях.

Отфильтруйте месяцы и уберите те, что не относятся к текущему году. Для каждого года стоит сделать отдельный лист или новую сводную на этом же листе. Если ведете информацию по двум и более людям, оставьте лишь одного человека в фильтре по столбику «Владелец».

В итоге получатся сводные по месяцам с расходами и доходами за год:

Если вы используете выгрузку Тинькофф-банка, то достаточно вставить полученные данные на лист «Расходы / Доходы / База», и сводные сами все подтянут. Если помимо столбика «Покупки в поездке» вы выделили еще какие-то значения, то сразу сделайте по ним сводную.

Пример сводной таблицы, в которой я учитываю расходы на путешествия
Пример сводной таблицы, в которой я учитываю расходы на путешествия

Шаг № 5
Обновляйте данные

Обновляйте данные минимум раз в месяц и максимум раз в неделю. Такая частота не будет напрягать, и вы не забудете, кому и за что делали переводы.

Процесс занимает в среднем 3—5 минут. Механика следующая:

  1. Скачиваете выгрузку операций из банка за месяц.
  2. Вставляете данные между меню и второй строкой, чтобы не сломать сводные.
  3. Протягиваете формулы месяца и дня.
  4. Проставляете расходы и доходы.
  5. Исправляете категории.

В итоге вы получаете чистые данные и понимаете, как все плохо. У меня было именно так, но потом эта информация дала огромные возможности для планирования и разумного потребления.

Итоги

Чтобы следить за расходами и доходами при помощи данных из банковского приложения, используйте шаблон:

  1. Выгрузить данные по операциям в эксель- или CSV-формате и загрузить их на лист «Расходы / Доходы / База».
  2. Сформулировать список необходимых категорий.
  3. Исправить неправильные категории в таблице.
  4. Сделать сводные таблицы.
  5. Обновлять данные раз в неделю или каждый месяц.

Редакция
16.11, 14:06
Расскажите, какие инструменты помогают вам безболезненно вести бюджет:

Тоже раньше устраивал танцы с бубном. Перепробовал кучу разных вариантов, в итоге остановился на дзенмани. Приложение само синхронится с банками. Повторяющиеся платежи сама проставляет категории исходя из истории. Или, если например продуктовый магазин - сама относит в категорию "продукты". Ну и др.платежи по большей части корректно проводит. Уже два года, даже др.варианты не смотрю, так как все более чем устраивает.

13

Evgeniy, тоже зашел сказать, что ребят, дзенмани может)

1
Герой Т—Ж

Я в целом забил на покатегорийный учёт трат, так как в нём нет смысла если результат измеряемый в "прирост активов" меня устраивает.

Веду в очень простой табличке в экселе помесячно(месяцы по столбцам) в тысячах рублей:
-- доходы по 2 категориям(трудовые, иные)
-- активы(одна строчка это сумма по банку в каждой валюте)
-- ... "из них полученные проценты" (примерно*)
-- инвестиции ( 1 строчка = 1 брокерский счёт или продукт типа НСЖ)
-- 2 строчки курсов валют в этом месяце (округляю до целого рубля)
-- формулой считается сумма активов
-- строчка "в пути" (полезная опция если в расчётную дату деньги идут между банками)
-- строчка "крупные расходы". большие разовые траты отражаю увеличенной на сумму трат суммой по одному из счётов(как если бы они не произошли) и отрицательным числом в этой строке.
+ раз в год выгружаю выписки за год из банков и считаю суммы процентов, кешбеков и вознаграждений по программам лояльности(эти данные не использую никак)

Если прирост активов за последние несколько месяцев меня устраивает, делаю примерно ничего. Если не устраивает -- разбираюсь в причинах. Отрицательного прироста не было с 2017ого года, наименьший прирост традиционно в декабре.

*за 2020 год ошибка составила менее 5% от суммы выплаченных процентов.

8

Alexander, то же самое, если всё устраивает, не вижу смысла вести подробный ежемесячный бюджет

0
Отредактировано

Спасибо за статью!

Как мне кажется, эксель не очень подходит для хранения таких данных за несколкьо лет. Возможно, имеет смысл сделать файл-калькулятор, а рядом хранить выгрузки за каждый месяц. В любой момент можно открыть старый файл или файлы, копировать из них данные в калькулятор и посмотреть, например, сравнение месяцев.

Но сам я пользуюсь самописной программой, а данные в неё кидаю через бота в телеграме. Т.е. выпил кофе - сразу написал боту "кофе 100 альфа". Он понимает, что нужно создать расход за сегодня на 100 рублей по категории "Всякая хрень" с карты альфабанка. Сделал его так, чтобы можно было не особо заморачиваться с форматом сообщения - положение частей сообщения, лишние слова, названия категорий и мест хранения денег, расход, приход или перевод и т.п. В конце месяца сверяю остаток. Если не сходится - прохожусь по истории и добавляю недостающие операции.

Выгрузки из банков мне не подходят, т.к. хочу знать до статьи расходов, а не до покупки, что я трачу. Например, в операции написано "1000 супермаркет". Мне этого недостаточно, т.к. я мог потратить 1000 на еду (т.е. обязательные расходы), а мог потратить 1000 на вкусняшки (т.е. паразитные расходы), а мог 655 на вкусняшки и 100 на хозяйственные, 245 на еду и т.п. Ну и плюс по наличке выгрузки всё равно нет:) Поэтому сделал себе бота, уже два года с ним, очень доволен.

5

Иван, почему не подходит?
Я хайдю по окончанию года столбцы и продолжаю вести дальше, если что, можно легко глянуть историю.
Или же один лист - один год

0

тьфунатебя, я как-то пытался распухшим экселем пользоваться, но виснет жутко. В целом, как подход счёта без программирования, статья отличная. Но я, как программист, хочу и могу себе сделать супергуд, поэтому эксель всё-таки не рассматриваю.

0

Иван, Чат-бот - очень круто! Тут, как говорится, на вкус и цвет! Но все-таки этот способ заставляет после каждой траты заходить в чат-бот и писать, на что и сколько потратил. Насколько это удобно?... Вопрос для каждого отдельный.
Ну и по ведению таблицы. Она скорее для того, чтобы понимать основные статьи затрат, что можно сократить, насколько сходятся доходы и расходы.
Разбивка по более мелким вещам (типо супермаркет) встречается реже. Но здесь можно воспользоваться приложением (например, у Пятерочки очень хорошо детализируется). Но это опять-таки большая тягомотина, которая, не факт, что оправдана)

0
Отредактировано

Олег, это два разных подхода. Мне важны разбивки внутри чека, поэтому выгрузки мне не подойдут. Хотя, конечно же, я согласен, что это удобно, особенно мне - ведь я вообще мог бы их автоматом грузить в программу и вообще не париться. Но, к сожалению, так я действительно буду понимать только среднюю по больнице. Т.е. не смогу понять, насколько надо урезать вкусняшки, кофе и прочую дребедень))

К тому же в боте в телеграме можно и не писать, можно надиктовать. Gboard поддерживает перевод слов в текст, качество вполне себе. Большущий чек я по пунктам заношу за полминуты.

В общем, тут не спор о том, что лучше, потому что у вас статья больше об учёте без программирования, и статья отличная. Но я как программист-извращенец всё-таки использую подход с программированием под себя да ещё и получаю удовольствие не только от упрощения учёта, но и от процесса создания этого упрощения)

5

Иван, Особенно сейчас, когда все больше и больше огромных чеков "перекресток" "озон", в которых может быть все что угодно, от продуктов до смартфонов.

Софт обязательно должен поддерживать разделенные транзакции. Когда заплатил один раз, а внутри несколько категорий.

1

Мы с женой используем гугл-таблицу, куда вручную вносим все свои траты через гугловое мобильное приложение. Соответственно, информация обновляется в режиме онлайн сразу на всех устройствах.

У нас есть вкладка «Операции», где мы указываем текущую дату, сумму операции, выбираем из справочников категорию и тип операции.

У нас есть отдельная вкладка со справочниками. Там у нас хранятся категории покупок, категории операций, категории доходов, категории трат на ребёнка, категории трат в путешествиях, категории по валютам и категории по банковским счетам.
В случае операций это расходы, доходы, переводы и инвестиции.
В случае доходов это я, моя жена, вклады, кэшбэки, инвестиции и налоговые вычеты.
В случае счетов это карты тинькофф, карты сбера, наличка, накопительный счёт тинькофф, вклады, инвестиции.

У нас есть отдельные вкладки с детализациями по месяцам и годам, по тратам на ребёнка и тратам в отпусках, по доходам и вкладка с кошельком, где доступна информация по всем счетам.

Всю информацию вносим на вкладке «Операции», а на остальных вкладках всё обновляется автоматически.

К этой таблице мы шли долго. Бюджет начали вести ещё в 2013 году. Сначала все траты фиксировали в общей заметке в iCloud и раз в неделю переносили всё в тетрадку. Через год провели анализ трат и перенесли всё это в Excel, и траты из заметки уже переносили в оффлайн-таблицу. Три года назад создали гугл-таблицу и ведём её до сих пор.

У меня даже была мысль весь этот опыт собрать в одну статью и опубликовать её здесь в ТЖ, но всё никак руки не дойдут))

5

Гаррик, очень-очень интересуют подробности! Напишите, пожалуйста, большую статью. Спасибо 🙂

0

Гаррик, будем ждать: https://journal.tinkoff.ru/spreadsheet-form/

0
Герой Т—Ж

Лайфхак сделавший меня счастливым
Пропустите все расходы через один банк (например я все плачу кредиткой) , гасите ее или делайте перевод один раз в месяц и используйте аналитику по расходам в приложении
Есть неточности, но это супер быстро и удобно

4
Герой Т—Ж

Денис, плюсую. Так и делаю (хотя и вынужденно): дебетовую Тинькофф использую (пока) только как терминал для зачисления денег, оттуда перевожу на карту другого банка, в приложении которого есть возможность вести "бухгалтерию"

1

Денис, плюсую. Используя этот принцип уже несколько лет недавно увидал подобную рекомендацию в тинькофф учебнике (пользоваться кредиткой для расходов), но человек должен уметь считать деньги, не всем подходит.

0

Всё жду момента, когда банки засунут функционал учёта/планирования бюджета в своё приложение

2
Герой Т—Ж

Максим, у одного зелёного банка такой функционал точно есть. Не реклама, констатирую факт.

0

АнТи, надо попробовать что там) вообще конечно имел в виду Тинькофф конкретно) он же вроде всегда был на острие прогресса)

0
Герой Т—Ж

Максим, про прогресс соглашусь, очень много плюшек. Но вот бухгалтерию вести - не нашла в приложении, хотя раньше, кажется, был анализ расходов...

0

Дребеденьги. Само собирает пуши и смс и разносит по категориям и счетам по заранее настроенным правилам. Сканирует QR-код чека и от его содержимого разносит транзакцию на категории (Продукты, Хозтовары, Кот и т.д.)

2

Олег, круто! Можно посмотреть на результат? Если я правильно понял, то вы сделали единый список операций в отдельной таблице, а в другой — вывод с фильтром по месяцам, категориям трат и людям?

1

Егор, Да, все верно. В сумме, что делать и как визуализировать, это уже вопрос каждого, кому как удобно. Вы хотите получить мой вариант заполнения?

0

Олег, да, можно ваш вариант уже получить, чтобы только свои категории поменять в сводной и всё?

3

Олег, у вас есть ссылка на таблицу, чтобы посмотреть по формулах, как вы её сделали? Из статьи непонятно, что и куда вбивать, кроме листа с категориями и типа - расход/доход.

0

Олег, да, как можно его получить ?

0
Отредактировано

Использую ZenMoney (купил навсегда в одну из черных пятниц) + плагин к нему - Zerro (система конвертов, которая использует данные ZenMoney). Функционал, о котором пишет автор в статье, весь имеется.

1
Отредактировано

Импонирует подход ДзенМани – плагины под каждый банк к основному приложению которые используют неофициальный API банков (которые используют официальные приложения банков) для доступа к данным.
Но мне как-то позвонили из одного современного коммерческого банка и сказали чтобы я удалил это приложение и поменял пароль.
Я конечно понимаю что токены доступа хранятся только в устройстве и разработчики не должны быть заинтересованы в их сливе (надеюсь бекдора они не оставили, но это можно проверить если декомпилировать приложение).
Потом сами плагины работают в песочнице и взаимодействуют с внешним миром через ограниченное API которое дает основное приложение.

Но хотелось бы воспользоваться их наработками и использовать их плагины в своей защищенной среде, через Node.js. Чтобы информация от банков не улетала к ДзенМани на сервера.
Официальная тестовая среда доступна на GitHub (zenmoney/ZenPlugins), которая нужна для разработки новых плагинов сообществом, но ничего не мешает выгрузить уже сжатые плагины для всех банков которое использует основное приложение (zenmoney точка ru/plugins и как пример zenmoney точка ru/plugins/tinkoff точка zip).
Спецы могут организовать себе автоматизированное подтягивание операций напрямую с банков, без посредников.

2

Все, хотелось бы, что бы современные банки отдавали список операций по официальному документированному апи
А дальше будут либы, конвертеры для разных приложений и прочее
И вопрос безопасности будет закрыт для всех а не только для спецов

1

Andrey, всеми руками за. Почему-то сейчас API дают только юрикам и всяким интеграторам. А нам только красивые приложения.
Но сейчас вроде что-то начало сдвигаться в этом направлении, на сайте ЦБ есть разработанный стандарт открытых банковских интерфейсов (открытые API). Пока не похоже что можно будет напрямую стучаться в банки по этому API. Но наверное будут какие-то компании которые смогут пропустить информацию через себя и отдать её нам.
Вообще как минимум не хватает read-only доступа, раз сейчас не борются с клиентами которые дергают закрытые API (а есть мошенники которые используют это для автоматизации своего дела?). Так было бы спокойнее.

1

В веб версии Тинькофф на каждую операцию можно проставить свою категорию. Я раз в неделю меняю категории и раз в месяц делаю выгрузку и обрабатываю в сводных таблицах

1

У меня приложение Дзен-мани. Банки основные синхронизируется и загружаются все операции. Можно чеки по QR-коду добавить. Аналитика тоже есть. Только нал нужно вручную вводить, но я им почти не пользуюсь, только карты.

1

Всем привет, меня Коинкипер вполне устраивает, синхронизируется на разных устройствах, категории сам щэназначаешь и ручками вводишь, хотя можно подключить, чтобы и смс с банка сами записывались, но мне удобнее в ручную, т.к много подкатегорий + метки ставлю, чтобы помнить на что/кого именно трата была. Общий анализ есть по месяцам.. Каждому свое, как говорится)

1
Отредактировано

Не понимаю зачем эти танцы с бубнами и вся эта архаика. Пользуюсь приложением Зен Мани. Там есть вообще все, что вы сейчас упомянули, только в этом приложении удобный интерфейс и автоматическая синхронизация со всеми банками плюс категории можно гибко настраивать. Плюс все с красивыми графиками и удобным поиском. Программа и бюджет даже планирует на следующий месяц или другой период. Зачем переизбирать велосипед и тратить впустую время?

1

Супер статья, я даже в Тинькофф Поддержке спрашивал, как выгрузить все операции в csv. Большое спасибо.

0
Герой Т—Ж

Не знаю, откуда у автора информация о том, что в банковских приложениях нельзя переназначать категории. Все можно. В этой связи лично мне вообще непонятно, для чего задрачиваться с таблицами, если за тебя уже все сделал банк... 🤷

0

Привет, Т-Ж. У Тинькофф банка есть API для банкинга физиков, чтобы информацию по своим счетам и картам получать?

0

Михаил, нет. Спрашивал уже.

1
Герой Т—Ж

SCV = CSV... Ну и если говорить о форматах, то и писать, наверное, стоит про XLS, а не эксель? А то в итогах тоже "Выгрузить данные по операциям в эксель- или CSV-формате"...

0

Не SCV, а CSV. Сокращение от comma separated values.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю