По данным исследования «Яндекса», средний возраст игрока в России — 36 лет.
Это взрослая и, что важно, платежеспособная аудитория: сегодня российский игровой рынок занимает 11 место в мире по объему продаж. Общий объем российского рынка составляет около 2 млрд долларов — примерно 2% от мирового. Мы изучили статистику и узнали, во что и на каких устройствах играют россияне, а также сколько они тратят на такие развлечения.
Кто и на чем играет
По данным ВЦИОМа, 19% россиян играют в видеоигры, 48% никогда этим не занимались, а еще 33% играли когда-то, но потом забросили. Среднестатистический игрок уделяет этому развлечению пять часов в неделю. Больше всего игроков — 40% — среди молодежи 18—24 лет. Если верить исследованию «Яндекса», 61% геймеров в России — мужчины, 39% — женщины.
Большая часть россиян играет в видеоигры для развлечения: так ответили 82% опрошенных. 34% игроков таким образом пытаются отвлечься от рутины или сбежать от проблем, 19% — скоротать время, 14% ищут общения, а 3% зарабатывают играми на жизнь.
Самое популярное устройство для игр — компьютер или ноутбук: ими пользуются 53% игроков. Второе место с небольшим отрывом заняли смартфоны: 49%. Еще 20% ответили, что играют на планшете, 15% — на консолях, например на Playstation или Xbox. Всего 4% сказали, что играют на портативных консолях вроде Nintendo DS или Switch. Один человек может использовать сразу несколько устройств, поэтому сумма всех ответов больше 100%.
Как отмечают исследователи из Высшей школы экономики, персональные компьютеры в России популярны еще со времен компьютерных клубов. Кроме того, в конце девяностых — начале двухтысячных значительную часть игр составляли пиратские копии, предназначенные именно для ПК.
Что касается консолей, то популярнее всего у российских игроков Sony Playstation. По данным «Яндекс-маркета», на эти приставки в 2019 году приходилось 64% от объема продаж подобных устройств. На втором месте — Xbox от Microsoft, на третьем — Nintendo: 21 и 15% соответственно.
Самая популярная игра у россиян — онлайн-симулятор танковых боев World of Tanks: ее назвали любимой 11% игроков. Дальше идут карточные пасьянсы — 7%, а также мобильная игра «Сокровища пиратов» — 4%. Кроме того, в список лидеров входят шахматы, «Ведьмак», Counter-Strike и гоночный симулятор Need for Speed.
Как устроена экономика видеоигр
В игровой индустрии игры делят на несколько видов, основываясь на экономической модели их распространения.
Условно-бесплатные, или free-to-play (F2P). Сама игра бесплатна, но внутри нее игрок может покупать за деньги одежду или оружие для персонажей, как, например, в Fortnite, или улучшения для танков, как в World of Tanks. По данным компаний Wargaming и Superdata, самые популярные F2P-игры в России — World of Tanks, Fortnite, PUBG и Dota 2.
Платные игры, или pay-to-play (P2P). Это классическая модель распространения: игрок платит один раз и получает весь контент, созданный разработчиками. Например, надо просто купить диск или доступ к игре, а потом можно играть бесплатно сколько угодно. Самые популярные платные игры в России, по данным «Яндекс-маркета», — Grand Theft Auto V, серия футбольных симуляторов FIFA, Minecraft и Red Dead Redemption 2.
Игры по подписке, games as a service (GaaS). Чтобы продолжать играть на сервере, надо постоянно оплачивать подписку. Самый известный пример такой игры — World of Warcraft.
В платных играх игроку тоже могут за дополнительные деньги предлагать улучшения. Например, образы персонажей в Assassin’s Creed или игроков в FIFA.
Примерно с 2014 года набирает популярность так называемая подписочная модель. Крупные компании, такие как Microsoft, Google и Sony, предлагают игроку купить подписку сразу на каталог игр. По сути, это аналог «Нетфликса» или «Иви», но для игроков. Подписка от Sony, которая называется PS Plus, стоит 3300 ₽ в год, Xbox Game Pass от Microsoft — 7200 ₽.
Почти половина доходов производителей и продавцов цифровых игр в России — 47% — приходится на долю ПК-платформ. Это резко отличается от показателей западных и азиатских стран, где игры для ПК и ноутбуков занимают 15—20% рынка. Там лидируют игры для мобильных устройств: например, в США на них приходится 61% от всего объема продаж. По всей видимости, в России разработчики игр для телефонов и планшетов скоро тоже догонят по объему продаж производителей компьютерных игр: мобильная индустрия прирастает на 20—25% ежегодно.
Сколько денег тратят на видеоигры
Средняя сумма, которую российский геймер ежемесячно тратит на видеоигры — покупку, доступ и оборудование, — 959 ₽. Выше всего расходы на эти развлечения опять-таки у молодежи 18—24 лет: 1456 ₽ в месяц. Чем старше человек, тем меньше эта статья расходов: например, люди старше 60 лет тратят на игры в среднем 417 ₽ в месяц.
Чем старше геймер, тем меньше денег он тратит на игры
Возраст | Ежемесячные траты на игры |
---|---|
18—24 года | 1456 ₽ |
25—34 года | 1187 ₽ |
35—44 года | 834 ₽ |
45—59 лет | 595 ₽ |
60 лет и старше | 417 ₽ |
Чем старше геймер, тем меньше денег он тратит на игры
Возраст | Ежемесячные траты на игры |
18—24 года | 1456 ₽ |
25—34 года | 1187 ₽ |
35—44 года | 834 ₽ |
45—59 лет | 595 ₽ |
60 лет и старше | 417 ₽ |
Еще одна статья расходов у поклонников игр — пожертвования стримерам. Стримерами называют людей, которые проводят онлайн-трансляции того, как они играют. Такие геймеры зарабатывают на рекламе, а также на добровольных пожертвованиях от зрителей. О том, как устроен этот заработок, уже была подробная статья в Т—Ж.
По данным Qiwi, средняя сумма такого пожертвования составляет 356 ₽, а по оценкам DonationAlerts — 703 ₽. Почти 30% зрителей таких трансляций отправляют пожертвования стримерам. Причем каждый третий из них делает это регулярно.