Сколько можно заработать на инвестициях в предметы из видеоигр

Опыт читателя Т⁠—⁠Ж

Этот текст написал читатель Т⁠—⁠Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.

Я перепробовал разные способы заработка — от простого «трейда» до создания собственных ботов, но в итоге пришел к инвестированию в игровые предметы.

Я играю в онлайн-игры с 2009 года. Начинал с Counter-Strike: Source и Team Fortress 2, где-то в 2016 перешел в Counter-Strike: Global Offensive. Зарабатываю на играх с 2010 года — с момента, когда в Team Fortress 2 появилась возможность обмениваться друг с другом косметическими предметами.

Редакция предупреждает

Эта история — личный опыт читателя. Помните, что игровые платформы запрещают проводить сделки с виртуальными предметами из игр. А на площадках вы можете столкнуться с мошенниками и потерять свои деньги.

Как устроена торговля игровыми предметами

Косметические предметы не влияют на ход игры и не дают никакого преимущества, единственная их польза — возможность сделать своего игрового персонажа уникальным. Например, в TF2 бывают разные виртуальные модификации: от разнообразных головных уборов до курток, ботинок, пончо и прочего. Косметические предметы часто содержат отсылки к известным героям кино и видеоигр — например, шапочка и очки из фильма «Леон». В CS:GO к таким предметам относится оружие, ножи, перчатки, наклейки.

Team Fortress 2 стала первым онлайн-шутером, который добавил этот элемент в игру и задал тренд на торговлю и обмен вещами. Многие даже особо не играли, а занимались исключительно торговой деятельностью. Для Valve, компании-издателя игры, TF2 послужила тренировочным полигоном для обкатки механик обмена, чтобы в будущем ввести эту систему в их передовой и более популярный продукт — Counter-Strike: Global Offensive. У Counter-Strike культовый статус среди геймеров всего мира. Выходило много частей франшизы, в которые до сих пор играют люди и по которым все еще проходят турниры.

Еще одна неотъемлемая часть успеха этих игр — популяризация киберспорта. Это очень перспективное направление, которое становится все более престижным. Именно поэтому люди охотно тратят свои деньги на виртуальное оружие — чтобы быть похожими на кибератлета, который играет с таким же предметом.

Схема заработка в TF2 была проста: никто еще не знал цен, поэтому менялись предметами «по ощущениям». Затем стали появляться местные «валюты» в виде наиболее ликвидных вещей-расходников — как правило, это были ключи от кейсов. Кейсы — это ящики, в которых находятся разные по редкости предметы или оружие. Чем меньше шанс получить определенную вещь, тем выше она ценится игроками. Кейс можно открыть при помощи ключа стоимостью от 1 до 3 $. Торговля за реальные деньги — RMT, real money trading — появилась почти сразу же после того, как ввели функцию обмена, хотя процент недобросовестных покупателей и продавцов в первое время зашкаливал.

В CS:GO все довольно быстро сообразили, что напрямую влияет на цену. Стоимость предметов варьируется от нескольких центов до неприлично огромных сумм. Например, в 2018 году фанат игры приобрел невероятно редкую винтовку с автографом известного профессионального игрока за 61 000 $. Стоимость зависит от редкости вещи и ее внешнего вида. Если предмет можно получить только в ограниченное время, он считается редким. Если он при этом еще и красивый, то сразу становится желанной вещью среди игроков. Красивым считается предмет с яркими принтами и цветами. В итоге спрос превысит предложение и цена начнет идти вверх.

Так выглядит красивый косметический предмет — редкий нож керамбит за 4000 $
Так выглядит красивый косметический предмет — редкий нож керамбит за 4000 $

С чего все начиналось

Во времена учебы у меня было много свободного времени и я был готов тратить его на обмены предметами и поиск выгодных сделок и схем. Это приносило мне удовольствие и неплохие деньги. Мои первые шаги начались с TF2. Я играл, поэтому у меня уже были некоторые предметы — некий начальный капитал. Мне хотелось еще больше вещей для игры, а потом я понял, что они стоят денег и на этом можно зарабатывать.

Самыми ходовыми предметами для обмена в Team Fortress 2 были необычные шляпы — головные уборы с разными эффектами вроде язычков пламени или стаи мух, которые летают вокруг вас. Шанс найти такой предмет в кейсе очень мал, а чтобы открыть его, нужно еще купить ключ. На этих ключах как раз зарабатывает издатель игры — это те самые микротранзакции.

Необычная шляпа в игре Team Fortress 2
Необычная шляпа в игре Team Fortress 2

Я искал необычные шляпы на торговой площадке «Стим», так как некоторые игроки либо по незнанию, либо с целью быстро получить деньги выставляли предметы по цене заведомо ниже рыночной стоимости. Сделки на необычных шляпах оказались самыми маржинальными. Во-первых, шляпы были редкими, во-вторых, часто удавалось найти ценителя, готового заплатить большие деньги за конкретное сочетание головного убора и эффекта. В среднем получалось не меньше 500—1000 Р прибыли с каждой сделки.

Самую большую прибыль я получил, когда в апреле 2018 купил предмет, представляющий из себя рога оленя с эффектом диско-шара, за 12 600 Р. Продал его за 43 700 Р, заработав на этом больше 31 000 Р. В том же году я нанял разработчика для создания бота, который круглосуточно искал за меня выгодные сделки. Все покупки я ежемесячно фиксировал в гугл-таблице вплоть до начала 2020 года, пока «Стим» не поменял механику работы, из-за чего бот в итоге умер, но это уже совсем другая история.

Те самые рога с эффектом диско в сочетании с двумя другими косметическими предметами
Те самые рога с эффектом диско в сочетании с двумя другими косметическими предметами

Чем старше я становился, тем меньше времени находил на сделки: появилась работа и обязанности. Занятие приносило все меньше удовольствия, но желание иметь дополнительный источник дохода не пропало. Какое-то время «Стим» кормил меня, принося не меньше 30 тысяч рублей в плохой месяц и 70—80 тысяч в хороший. В это же время я стал разбираться с новым для себя рынком — CS:GO. Я долгое время был наблюдателем: следил за обстановкой и смотрел, какие вещи дорожают и почему. TF2 удерживала меня своей простотой и понятностью, но после потери бота я полностью ушел из игры.

Экономика CS:GO

Есть куча статей по поводу масштабов рынка CS:GO с цифрами и прочими данными, я же скажу только, что рынок очень живой и денег там много. Экономика CS:GO развивается семимильными шагами, нога в ногу с киберспортом, и чем раньше вы «вошли», тем богаче вы сейчас. Игра действительно может стать основным источником дохода, в ней есть как минимум три пути развития.

Активный трейдинг. Вы покупаете предметы подешевле в одном месте и продаете подороже в другом. Львиную долю вашего времени будет занимать поиск и первого, и второго места.

Инвестиции. История значительно менее времязатратная, но требующая постоянной вовлеченности. Вы должны быть в курсе новостей команд, игроков, разработчиков и в целом присутствовать в инфополе игры.

Создание собственного сервиса. Это может быть сайт для сравнения цен на косметические модификации, магазин предметов или даже телеграм-канал с новостями игры.

Все три способа требуют довольно глубокого погружения в игру и киберспортивную сцену — кто владеет информацией на рынке CS:GO, тот и зарабатывает.

На чем я зарабатываю в CS:GO

Мои первые вложения в CS:GO были обдуманными и взвешенными: я покупал наклейки и лимитированное оружие из операции Shattered Web. Наклейки — один из самых популярных предметов для инвестирования в CS:GO. Главная особенность в том, что, как только вы наносите наклейку на оружие, ее уже нельзя «содрать» и потом перепродать — она теряет всю стоимость. Основным драйвером цен выступают фанаты определенных команд и игроков: именно их логотипы и автографы изображены на стикерах.

Наклейки, приуроченные к большим киберспортивным соревнованиям, как правило, дают наибольшую прибыль. Они доступны для покупки, пока идет турнир. После его окончания стикеров становится меньше, так как люди начинают использовать их на своем оружии. Так, после турнира Starladder Berlin 2019 я закупился наклейками и капсулами со стикерами на сумму около 50 000 Р. Например, я взял около 500 наклеек-автографов одного из самых популярных игроков мира — украинца Александра s1mple Костылева. Средняя цена покупки составила 15—18 Р за штуку, а в июле она достигала 239 Р. Примерно 1590% прибыли всего за 7—8 месяцев.

На тот момент турнир был последним: цены на наклейки и прочую атрибутику еще не успели взлететь, а значит, это был подходящий момент для закупки. Конечно, можно брать стикеры прошлых турниров, но их стоимость уже в разы выросла, поэтому прибыль будет, скорее всего, меньше, а порог входа, напротив, выше. Логика покупки такая: покупаете наклейки топовых игроков, и с очень большой вероятностью в течение полугода цены на них поднимутся в 5—10 раз. Топ игроков раз в год составляет киберспортивный ресурс HLTV.

Другие наклейки в среднем показали рост от 300 до 1000% — я и мои друзья, которых я втянул в это дело, были очень довольны. На радостях мы даже написали телеграм-бота, чтобы нам было удобно следить за инвестициями. Он мониторил цены по всем позициям, в которые мы вложились, и считал прибыль, избавив нас от этой рутинной задачи.

Мой портфель состоит из наклеек и лимитированного оружия из операции Shattered Web. Их можно было получить просто играя, но сейчас — только купив у другого игрока. Стоимость стикеров в портфеле варьируется от 70 до 10 000 Р, а стоимость оружия — от 3000 до 50 000 Р.

Ставку в основном делаю на наклейки: атрибутика турниров прошлых годов показывает, что текущие цены — это не предел. Так что жду еще как минимум трехкратный рост по всем наклейкам. Тем более в этом году из-за пандемии турниры не проводят, поэтому, возможно, рост будет более стремительным.

Так выглядит мой инвентарь сейчас. Стоимость предметов — примерно 452 тысячи рублей. Помимо наклеек, у меня также есть редкие скины на оружие и кейсы
Так выглядит мой инвентарь сейчас. Стоимость предметов — примерно 452 тысячи рублей. Помимо наклеек, у меня также есть редкие скины на оружие и кейсы

У предметов, в которые я вложился, было несколько факторов роста:

  1. Лимитированность — привязка к конкретному периоду времени, когда их можно купить.
  2. Растущая фан-база профессиональных игроков и игры в целом.
  3. Коронавирус, который заставил многих сидеть дома и играть в игры, за счет чего рынок получил приток новых пользователей и денег.
  4. Недавний выход CS:GO на китайский рынок и огромные вложения местных игроков в предметы. Здесь можно писать отдельную статью, они изменили рынок.

Пополнение кошелька и вывод денег

Практически всю закупку предметов для инвестирования я производил на внутренней торговой площадке «Стим». Так как я уже давно варюсь в этой теме, то знаю, как пополнить кошелек на суммы примерно до 100 000 Р так, чтобы получить еще 10—30%. Это делается путем покупки ликвидных предметов со скидкой у сайтов-перекупщиков или частных продавцов. Их цель — вывести деньги из платформы, моя — завести деньги в платформу. Выходит взаимовыгодное сотрудничество.

Но никакой гарантии вы не получаете, так что нужно все тщательно проверять. Методов обмана огромное количество, поэтому совсем новичку я бы вообще не рекомендовал пополнять кошелек не через сам «Стим».

Официально вывести деньги из «Стима» никак нельзя, платформа не предоставляет такой опции. Но множество людей просто покупают наиболее ликвидные вещи и продают их на сторонних сайтах за реальные деньги, теряя чаще всего на дополнительных комиссиях не меньше 30%. Это число всегда нужно держать в голове и не считать баланс в «Стиме» реальными деньгами. Кроме того, стоит помнить, что при продаже предметов на самой платформе вы теряете 13% на комиссии.

Основные риски

Первый и самый главный риск, из-за которого эта сфера является серой зоной, — то, что ваши предметы вам не принадлежат. Скачивая «Стим» и пользуясь услугами платформы, вы принимаете условия, что деньги, попавшие в систему, уже не деньги, а ваши предметы, которые на самом деле принадлежат корпорации Valve. Ставя галочку при ознакомлении с соглашением подписчика, вы подтверждаете, что не будете заниматься коммерческой деятельностью на платформе, так что сделки с предметами априори «вне закона» и все ваши активы в виде инвентаря или кошелька в любой момент могут оказаться заблокированы.

Но блокировка бывает разная. Например, если вы за вечер купите около 5000 предметов, то антифрод-система «Стима» забанит вас автоматически, но уже через несколько часов блокировку снимут — либо сами, либо по вашему первому обращению в поддержку. Но если вы действительно оказались на радаре разработчиков, единственный шанс снять блокировку — это писать в поддержку и молиться 🙂

Хоть это довольно редкая ситуация, она случается. Есть куча мер, которые можно принять, чтобы избежать подобной участи. Например, распределять активы по аккаунтам, размещать их на различных выделенных серверах, использовать ВПН, привязывать профили к разным номерам и так далее. Создавая несколько не связанных между собой профилей, вы диверсифицируете риски: если заблокируют один аккаунт, то другие останутся нетронутыми. Но если все профили привязаны к одному номеру, то все они попадут под блокировку.

Выводы

Рынок виртуальных предметов — пока серая зона во всем мире. Если вы не оперируете большими суммами, то, думаю, нет смысла переживать, но по-хорошему, как писал Алексей Малахов в статье про «Доту», нужно платить налог с прибыли.

Буду ли я дальше инвестировать в игровые предметы? Определенно да. Я все еще держу довольно много предметов в своем инвентаре. Сейчас их стоимость оценивается примерно в 452 тысячи рублей. Но если вы решитесь повторить мой опыт, будьте осторожны: этот рынок полон серых зон, мошенников и спекуляций.

Редакция
24.09.20, 13:01
А вам удалось монетизировать свое увлечение?
Выбор редакции

Мальчик - заводит ИИС
Мужчина - закупает наклейки в Steam

40
Герой Т—Ж

Да, я тестировщик матрасов.

7

Респект автору!

Увлечение играми монетизировать смог, но стабильного дохода они так и не принесли. Но оказалось, мне очень нравится редактура и маркетинг. Это монетизируется куда лучше)

5

Алексей, твоя статья как раз и вдохновила поделиться своей историей)

4

Интересно, хотя сам от мира игр далек

4

Привет от трейдача

3
Герой Т—Ж

1. Опасно делать бизнес на основе чужого бизнеса. В любой момент правила игры могут поменяться в угоду "хозяйскому" бизнесу.
Помните как начиналась эра ютюба, посыл был такой что "работай сам на себя, пиши видосы и зарабатывай", а в итоге мы имеем, что люди которые вложились имеют проблемы с авторитарным центральным офисом ЮТ, конскими комиссиями, строгой рекламной политикой, "стоп-словами" и т.п.
Интересно как живётся продавцам на амазоне, ебэе, и т.п. Не наступают ли им на горло из центрального офиса.

2. Если уж решили делать бизнес внутри чужого, важно чтобы хотя бы ваши цели совпадали с "хозяином". Пример с Ютюбом еще куда ни шло, ведь Ютюб тоже хочет, чтобы зрители залипали в ваши видео и лайкали их. С КСГО сложнее. Разработчик игры НЕ хочет, чтобы вы много торговали и зарабатывали. Особых палок в колёса пока не ставит, но скорее смотрит сквозь пальцы. Пару лет назад они ввели правило, что купленный предмет нельзя перепродать менее чем через 7 дней. По их логике, это не помешает обычным игрокам украшать свою игру, но помешает "барыгам" как автор статьи. Разумеется, все по итогу нашли обходные пути. Второй момент, по задумке разработчика, деньги от продажи предметов должны оседать в вашем кошельке Стим, то есть вы должны их тратить только на другие игры Стима (разработчик площадки Стим и игры КСГО - одна компания). Разумеется, автор нашел лазейку и здесь - выводит предметы в кэш через третьих лиц, но в таких условиях сложно строить долгосрочные планы.

3. Популярность КСГО сейчас грубо говоря на пике (см. данные стима об "активных игроках", и данные Твича о зрителях официальных матчей). Кстати, это коррелирует и с ценами предметов. Если сделаете беглый поиск по заголовкам "самый дорогой предмет КСГО", увидите, что хотя шокирующие цифры бывали еще нексколько лет назад, но всё таки текущие рекорды были установлены совсем недавно. То есть мы на самом пике. Думаю читатели Т-Ж и без знания специфики КСГО догадываются о проблемах покупки какого-либо актива на пике.
Такой игре как КСГО может помешать расти множество факторов. Карантины имеют свойство заканчиваться, "Валоранты" - выходить, Стыдные скандалы с камерой тренера - случаться.

Думаю, это тот случай, когда стоит просто купить себе красивые предметы, чтобы наслаждаться игрой и не надеяться что-то заработать.

3
Герой статьи
Отредактировано

User,
1) конечно, согласен полностью, но одновременно это и плюс т.к. отпугивает конкурентов, позволяет получать огромные в процентах прибыли и + огромные маркетплейсы типа dmarket по сути полностью основанные на торговле интеллектуальной собственностью Valve живут и все у них хорошо)

2) Опять же это и минус и плюс, плюс конечно для тех кто "знает" и кто "варится" в этом всем, риски всегда надо держать в уме, я о них писал. Непостоянность и полулегальный статус всей это темы я осознаю, моя цель это не построить стабильный бизнес, а сколотить капитал и уйти в проверенную тему типа рынка ценных бумаг

3) Да, действительно многие цены сейчас достигли исторического максимума, но это не значит, что я сейчас буду докупать да и откат уже пошел, но каждый год зарабатывать на стикерах думаю будет работать еще долго)

2
Герой Т—Ж

Играл в Lineage 2, когда в неё ещё играли. Мой персонаж был заряжен где-то на 5к долларов.
Были на сервере и те, кто по 15-20к закинул.
Лучше так не делать.

3

Жду статью про скам, шарк и дюп

2

Артур, про это все тоже много знаю, кстати))

0

Интересная статья, читал с большим удовольствием! Тоже когда то пытался подняться на скинах, но безуспешно. Автору респект и успехов в будущем ;)

1
Герой Т—Ж

О, я как-то за цену ключа в 30(или 60?) рублей вытащил во втором дотане курьера и загнал его за 2100 что ли.
Но в целом виртуальные товары тем плохи, что имеют в теории неограниченное предложение, что чаще всего загоняет цену в сторону нуля.

1

Нечто подобное проходил на примере ВОВ - накопил больше 500 тыс голды (это было много по тем временам), и стоило (по цене покупки, как если бы я захотел купить такое кол-во игровых денег) примерно тыс 50 000, потом пришли китайцы и золото стало стремительно дешеветь. Мне было лень заморачиваться выводом и продажей (а именно тут самые большие риски и комиссии), да и думал, что самому пригодится, поэтому просто наблюдал как цена довольно быстро (полгода) упала до эквивалента в 15 000 руб - на этом этапе я игру бросил, а заморачиваться ради 15 тр не стал. Вывод - нет ничего постоянного: может уйти популярность, прийти китайцы, ограничат торговлю, забанят именно вас, кинут в момент обмена на крупную сумму и т.д. Но в качестве фана можно конечно побаловаться, но боюсь, что время потраченное на понимание правил игры, рынка игры, ведение учета и т.д. даст не сильно привлекательную экономику, да и навыки эти - пшик (в резюме не укажешь)

1

Андрей, "тыс 50 000" это 50 тыс руб разумеется

0

У бывшей девушки была коллега на работе, что "инвестировала" во всякий брендированный шмот (в основном в сумки). Хорошо, было на бумаге, да забыли про овраги: к моменту, когда потребовались деньги и не было возможности холдить ассеты (переезд в другую страну) - выяснился пикантный момент, что все эти сумки оказались толком никому не нужны за те деньги, что за них просили.

У меня у самого есть три редкие книжки. Одно время used стоили на амазоне под 100$ (при оригинальной цене в 10$). Но пришел киндл, книжки оцифровали и цены упали в 100 раз. С другой стороны я все ещё лелею надежду продать их на ебее за 1000USD штука :)

0

Егор, спасибо за статью. А можно будет с вами посотрудничать на тему игровых предметов ?

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю