Как часто случаются происшествия в московском метро

И на какой ветке шанс застрять выше

29
Аватар автора

Алексей Смагин

живет на юге фиолетовой ветки (сочувствие принимается)

Страница автора

Ежедневно через московское метро проходит 11 млн пассажиров, а сама сеть развивается пугающими темпами: за последние десять лет открыли 90 новых станций, а к 2030 году планируют запустить еще 200.

Мы решили выяснить, как часто движение в метро останавливается и можно ли опоздать на работу, если полагаться только на подземку. Для этого мы проанализировали твиттер-аккаунт @MetroOperativno — в нем пресс-служба московского метро пишет обо всех значимых происшествиях, чтобы пассажиры не волновались и могли спланировать свой маршрут. Мы нашли все сообщения, в которых упоминалось, что движение остановлено или поезда ходят с увеличенными интервалами, и посчитали, где, когда и по каким причинам случались такие проблемы.

Как мы считали

Мы выгрузили все сообщения из аккаунта @MetroOperativno с 1 января 2016 года по 22 декабря 2021 года — около пяти тысяч публикаций. Для их обработки написали программный код, который искал происшествия по ключевым словам: например, «движение осуществляется от», «нет движения», «приостановлено».

В ходе анализа мы столкнулись со сложностью: оказалось, что об одном событии пресс-служба могла написать несколько раз за день. Для упрощения мы стали считать, что за день на одной ветке мог случиться только один инцидент. В редких случаях это было не так, но подобные ошибки не сильно повлияли на итоговые числа.

Как часто нарушается движение в метро

За последние шесть лет в метро произошло примерно 460 нарушений движения. Это значит, что в среднем раз в пять дней поезда идут с увеличенными интервалами или останавливаются совсем. Не все из этих проблем действительно сильно влияют на ритм работы метро: многие из них устраняли буквально за несколько минут. За шесть лет произошло всего примерно 40 событий, когда поезда ходили с увеличенными интервалами хотя бы час.

Самая масштабная проблема с 2016 года, которую нам удалось зафиксировать, возникла 7 марта 2016 года. В техническом помещении близ станции «Новые Черемушки» произошло короткое замыкание — начался пожар, который спровоцировал сбой в работе светофоров на всей Калужско-Рижской (оранжевой) линии. Поезда ходили с увеличенными интервалами три дня. На втором месте — пожар на станции «Выхино», который случился 8 июля 2016 года. О полном восстановлении движения на Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии в пресс-службе сообщили спустя 14 часов.

Где и почему останавливаются поезда

Чаще всего движение прекращается из-за человеческого фактора. Из 300 сообщений, в которых была указана причина происшествия, в 55% случаев этой причиной становились пассажиры. Кто-то слишком долго держал двери поезда, кто-то намеренно препятствовал движению, а иногда в метро пытаются совершить суицид. В твиттере @MetroOperativno о таком обычно не пишут, но, например, The Village, изучив сообщения СМИ, насчитал около 50 самоубийств, произошедших с 2010 по 2014 год. В большинстве случаев пресс-служба сдержанно пишет о причинах задержки поездов, однако иногда описывает происшествия более детально.

Источник: твиттер @MetroOperativno
Источник: твиттер @MetroOperativno

Человеческий фактор также заметен, если посмотреть на то, в какие часы и дни недели в метро случаются задержки. Больше всего происшествий — в часы пик: в 08:00 и в 18:00—19:00. Меньше всего — в выходные дни, когда люди реже пользуются общественным транспортом. Заметно и влияние самоизоляции: в 2020 году задержек и остановок поездов в метро было меньше всего. Ярко выраженной сезонности у задержек нет.

Лидер по количеству инцидентов — Таганско-Краснопресненская (фиолетовая) линия. Южная часть этой ветки сильно перегружена из-за того, что через нее в центр едет много жителей области. На участке от «Выхино» до «Таганской» возникает сильная давка, в часы пик пассажиры не всегда могут попасть в поезд.

Источник: твиттер @MetroOperativno
Источник: твиттер @MetroOperativno

Алексей СмагинСлучалось ли вам застревать в метро? Расскажите об этом:
  • Darth SidiousЗанимательная статистика, благодарю. Автору сочувствую, да) P.S. удобно, что катастрофа на Парке Победы была в 2014 и в статистику не попала.4
  • Маша РомановаЗелёная ветка постоянно тормозит в тунелле между перегонами,за более чем годовую езду по ней можно по пальцам руки пересчитать когда поезд не тормозил)1
  • IrziМаша, это точно. В данный момент еду по зеленой ветке — поезд движется оооочень медленно, периодически тормозя.1
  • Маша РомановаIrzi, вот мне всегда было интересно почему так)ездила по синей ветке,такое случалось крайне редко)0
  • IrziФиолетовая веточка моя любимая — соболезную автору 😅. В своё время регулярно проходил квест: минут 45 по пробкам на автобусе до Выхино, а затем — врата Ада (именно такая ассоциация была, когда стоял в давке на вход в метро).10
  • ИльяМаша, а в какой её части?0
  • Маша РомановаИлья, от театральной до Царицыно,чаще всего стоит именно от театральной до Павелецкой1
  • ИльяDarth, да и взрывы разных лет, чего уж там! За 10 лет мы об этом забыли и остаётся надеятся, что надолго. 1977 год Первый теракт в московском метро произошел в 1977 году. Тогда почти одновременно произошли три взрыва: первый - между станциями "Измайловская" и "Первомайская", 7 человек погибли и 37 получили ранения. Затем прогремели еще два взрыва - в гастрономе на улице Дзержинского и на улице 25 Октября. Обвиняемые были осуждены и в течение трех дней расстреляны. Мотивы и подробности до сих пор не рассекречены. 1996 год Между станциями "Тульская" и "Нагатинская" взорвалось самодельное взрывное устройство. 4 человека погибли. 14 были ранены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности 1 кг тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава. По данным СМИ того времени, ответственность возлагалась на чеченских сепаратистов, но эти данные не были подтверждены. 2000 год 8 августа 2000 года в Москве в подземном переходе на станции "Пушкинская" сработало взрывное устройство, эквивалентное по своей мощности 800 граммов тротила. Были разрушены торговые павильоны и частично - конструкции перехода. Во результате теракта погибли 13 человек, 118 получили ранения. Выдвигались версии, что взрыв был результатом конфликта за право торговать в этом переходе, где располагались киоски. В 2005 году, спустя пять лет после начала расследования, взрыв в подземном переходе на станции метро "Пушкинская" был признан терактом. Год спустя было заявлено о "чеченском следе", но исполнителей теракта уже не было в живых, поэтому дело было приостановлено. 2004 год. Еще один теракт был осуществлен в перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", устройство мощностью в 4 кг тротилового эквивалента привел в действие террорист-смертник из Карачаево-Черкессии. Погибли 41 человек и свыше 250 получили ранения. Вследствие теракта 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене были значительно усилены меры безопасности: в рамках новой антитеррористической программы начали работу Ситуационный центр Московского метрополитена и Ситуационный центр УВД на Московском метрополитене. Была запущена централизованная система видеонаблюдения, телевизионные камеры которой были установлены в вагонах всех линий. Тем не менее, примерно через полгода произошел еще один теракт, на этот раз, на станции "Рижская". Смертница у входа на станцию привела в действие взрывное устройство в толпе людей. Погибли 10 человек, 33 были ранены, в числе которых был и лидер так называемого "карачаевского джамаата" Николай Кипкеев, который подготовил этот теракт. 2010 год. Взрывы на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" на Сокольнической линии были произведенные двумя террористками-смертницами с Кавказа. Погиб 41 человек, были ранены 88 человек. Ответственность взял на себя Доку Умаров, лидер "Кавказского эмирата". Взрывное устройство на поясе одной из смертниц сработало в час пик, непосредственно перед остановкой поезда на станции "Лубянка". Второй взрыв произошел примерно через час на станции метро "Парк культуры". https://www.bbc.com/russian/features-394839975
  • superthegУ нас в городе вторая ветка постоянно застревает. Уже лет 20 построить всё не соберутся =)2
  • IrziМаша, может быть (это только предположение) именно на зелёной ветке очень много каких-нибудь технических съездов для замены поездов, ротации составов (если такое есть) плюс всё-таки одна из самых загруженных веток.1
  • Алексей ПетровСлучалось, конечно. То идиот какой-то под поезд прыгнет/столкнут, то кабель загорится, то поезд в тоннеле сломается намертво и пока его другим составом не утащат, все заблокирует. Сидишь (стоишь) такой в поезде в тоннеле, каждые 5 минут машинист сообщает «Сохраняйте спокойствие, состав скоро отправится», душно и грустно. И так минут 15..20. На Арбатской-Покровской так попадал иногда. Ну может раз в год случается лично со мной :)) Немного легче, если на станции стоим - двери открыты, хоть не душно. В последнее время ремонт составов отдали на аутсорсинг, службы эксплуатации в депо разогнали, старые составы ненадёжны потому что они старые, новые - потому что недоработанные и с разными свистоперделками. У меня брат троюродный работает в метро, его послушать, странно что они вообще ещё ездят :) Со своей стороны, прошу всех пассажиров, решивших покончить с собой, не делать этого в метро. Это ненадёжно (велик шанс только покалечиться, и если вам было грустно жить раньше, то без руки или ноги веселее не станет), и создаёт людям огромные проблемы, начиная с машиниста (каково ему вас вытаскивать? А они вытаскивают. Раньше хоть три отгула давали за сбитого). Лучше прыгайте с крыши, тогда никто, кроме ментов и труповозки, вами не заинтересуется :)10
  • Нехетти ГринАлексей, с крыши можно и на кого-то упасть.5
  • Нехетти ГринЧто такое "инцидент с пассажиром"? Два раза держали двери, один раз хулиганили, 55 упали на рельсы - отдельные категории. Тогда что попало в общую категорию "инцидент"? Инфаркты, инсульты, внезапные роды, драки в вагоне (это хулиганство вроде как), бомжик не хотел вылезать - тянули пять росгвардейцев? Нужно было в тексте пояснить.7
  • Нехетти ГринDarth, что значит "удобно"? Кому удобно?2
  • Аглая ВороноваIrzi, ой, не говорите! Рёбра целыми остались - подвиг!4
  • Нехетти ГринDarth, логика в корне неверная. 1) задача - не показать красивые цифры, а подсчитать кол-во происшествий за определенный период; 2) занималась этим не пресс-служба метро и прочие куи продэсты, а люди из ТЖ; 3) а главное - твит-аккаунт Мос.метро зарегистрирован в январе 2015 года. Сообщать о каждом происшествии через твиттер они начали не сразу, почему статистика и взята начиная с первого "полноценного" года. И это правильный подход.2
  • Ekaterina StepnovaАлексей, ничто не вызывает такого беспокойства, как фраза: Сохраняйте спокойствие.7
  • Ekaterina StepnovaМаша, кстати да, я 6 лет ездила по синей от 1 до 4 станций. Редко, когда поезда задерживались.0
  • Нехетти ГринПросьба к тем, кто минусует коммент: не делайте это молча. Поясняйте свою позицию. Даже (особенно) если вы сотрудник Т-Ж.0
  • Алексей СмагинIrzi, я, кстати, переехал уже после открытия Некрасовской линии. Сильно что-то поменялось?0
  • Алексей СмагинDarth, никакого умысла в сокрытии катастрофы у нас не было. Просто API Twitter даёт бесплатно выгружать только ограниченное количество сообщений, и у нас самые ранние пришлись на конец 2015 года. Но, справедливости ради, кажется, Twitter Metrooperativno появился в начале того же года, так что мы собрали почти всю статистику, что была доступна.0
  • Darth SidiousАлексей, я правда был без каких-либо претензий. Просто наверное сказывается внутренняя нелюбовь к статистике. Способ получения информации вполне понятен, как и ограничения по времени. Я своей ремаркой хотел просто напомнить, что не все так безоблачно в московском метро, и то, что если данное событие не попало в статистику - это исключительно ограничения данной статистики, а не отсутствие подобных событий.1
  • IrziАлексей, тоже не успел толком попользоваться Некрасовской линией, но знакомые говорят, что теперь, конечно, быстрее получается перемещаться, но народу - прорва. Особенно на пересадке на Лермонтовский проспект (опять-таки тут упираемся в гиперзагруженную фиолетовую ветку).1
  • Артём КоротковНу конечно, приятнее всего ходить по городу пешком и вообще не пользоваться транспортом — но это возможно очень редко. В остальных ситуациях в топе всегда электричка и трамваи — наземка онли, если нет большой нужды спускаться в эту шумную мрачную нору. Просто непередаваемо прекрасно, что в Москве сделали диаметры и кольцо.2
  • Алексей СмагинК сожалению, в твиттере в большинстве случаев была указана только такая абстрактная категория, выяснить большее — невозможно. Дрались в вагоне, держали двери, упали на рельсы — если это повлияло на движение поездов, это всё инцидент с пассажиром1
  • Нехетти ГринАлексей, спасибо за пояснение и за интересную аналитику! "Упали на рельсы" в Мосметро все-таки отдельной графой прописали. Остается гадать, чем они руководствовались в остальном, с такой странной категоризацией инцидентов...1
  • Алексей СмагинНехетти, не совсем так. В некоторых случаях детализация чуть более конкретная, в некоторых — чуть менее. Дело в том, что изначально это просто сообщения из твиттера, их цель — в первую очередь, уведомить пассажиров, что что-то не так. Там не всегда заморачиваются, чтобы рассказать, почему именно было нарушено движение0