Москва вошла в число лидеров среди европейских городов по сохранению исторических памятников: с 2015 по 2019 год власти российской столицы выделили более 1,4 млрд евро для охраны культурного наследия.

Мы решили посмотреть, чему или кому посвящают памятники в России, в каких регионах их больше всего и как они отражают политическую ситуацию в стране.

Какой теме посвящено больше всего памятников

В материале мы будем говорить об объектах культурного наследия — памятниках, которые имеют региональное или федеральное значение. К таким, например, не относятся небольшие контактные скульптуры, которые в последние годы часто можно увидеть на городских улицах: бронзовые собаки, дворники, водопроводчики, герои фильмов и так далее. Их культурная ценность не подтверждена государственной исторической экспертизой — а только после этой процедуры ведомства по охране культурных объектов могут признать монумент памятником истории и культуры.

По данным Министерства культуры, в России насчитывается более четырех тысяч монументов, которые подлежат охране как культурное наследие. Больше половины из них посвящено погибшим во время Великой Отечественной войны: 2436 из 4438. Следующая по популярности тема — Октябрьская революция: 1141 памятник.

Интересно, что Первой мировой войне в стране посвящено всего 29 памятников, хотя в ней погибло 775 тысяч человек, она третья по числу потерь после Великой Отечественной и Гражданской. Вероятно, это связано с тем, что Россия потерпела в ней поражение. С Отечественной войной 1812 года связано всего девять монументов.

Источник: Минкульт
Источник: Минкульт
Источник: Минкульт
Источник: Минкульт

Каким людям чаще всего посвящены памятники

Больше всего памятников в России посвящено политикам советского периода. Так, сейчас на учете Минкульта стоит 1085 памятников Владимиру Ленину. Вождю Октябрьской революции посвящено в разы больше монументов, чем любой другой исторической личности. Второе место среди политиков занимает Михаил Калинин, ему посвящено всего 25 монументов. Следом идут Михаил Фрунзе и Феликс Дзержинский — десять и восемь памятников соответственно.

Помимо политических деятелей советские и российские скульпторы часто изображали знаменитых поэтов и писателей. В честь Александра Пушкина воздвигнуто 39 монументов, на втором месте — Максим Горький с десятью.

Источник: Минкульт
Источник: Минкульт
Источник: Минкульт
Источник: Минкульт

Популярность персонажей, которых скульпторы увековечивали в бронзе или камне, менялась в зависимости от того, кто управлял страной. Если в начале двадцатых годов прошлого века монументы воздвигали преимущественно в честь героев Гражданской войны, то после прихода к власти Иосифа Сталина в 1924 году все изменилось. Одним из новых символов строящейся советской империи стал Пушкин. В 1937 году исполнилось сто лет со дня смерти поэта — и памятники в его честь стали появляться по всему Советскому Союзу. Сейчас, напомним, это второй по популярности герой в реестре Минкульта после Ленина.

Примерно тогда же скульпторы обратили внимание на главного советского писателя двадцатых-тридцатых годов — Максима Горького. Еще один народный герой молодого советского государства — Василий Чапаев: семь монументов.

Героям Советского Союза посвящено 79 памятников, притом что всего это звание носили 12 777 человек. Почти все увековеченные скульпторами — герои Великой Отечественной войны.

В каких регионах установлено больше всего памятников

Согласно данным Министерства культуры, больше всего памятников установлено в Тверской области: 724 монумента, 481 из них посвящен Великой Отечественной войне. На территории этого региона было несколько крупных сражений, а сама Тверь и областной город Ржев — города воинской славы.

На втором месте — Москва: 703 памятника. Помимо политиков и воинской тематики в столице встречаются монументы с абстрактными сюжетами, скульптурные изображения культурных деятелей и даже животных.

На третьем месте — Дагестан: на территории республики установлено 260 памятников, признанных объектами исторического наследия. Помимо монументов, посвященных Великой Отечественной войне, здесь увековечены национальные герои — например поэт Расул Гамзатов.

Какие памятники возводят в Москве

Памятники Москвы и Московской области составляют 15% от общего числа всех монументов России: 790 скульптур, 703 из них — в столице.

До распада СССР в Москве возводили по два-три новых монумента в год. Первые годы современной Москвы в этом отношении мало чем отличались от советских лет: темпы строительства не изменились, если не считать 1990 год. Тогда в столице появилось сразу 13 памятников. Следующие несколько лет власти открывали по одному-два монумента в год. Новые скульптуры были посвящены, например, бессоннице и философскому камню. Также в 1992 году был установлен памятник академику Сахарову. Но уже начиная с 1996 года в Москве стало появляться по 6—10 монументов в год.

На протяжении двух президентских сроков Бориса Ельцина, с 1991 по 1999 год, скульптуры по большей части изображали животных, абстрактные понятия или сказочных героев. К таким относится, например «Дерево сказок» Церетели. Религиозные и исторические сюжеты среди проектов тех лет встречались редко.

Во время второго срока Ельцина стало расти количество монументов, посвященных памяти жертв репрессий и войн: с 1997 по 1999 год их появилось сразу пять. А вот в честь Владимира Ленина до 2000 года установили всего один памятник. Причем он хоть и был новый, но появился на месте старой скульптуры двадцатых годов.

После 2000 года скульпторы в Москве чаще начали изображать российских государственных деятелей и представителей культуры. С 2014 года становятся популярными религиозные сюжеты и патриархальные образы. Так, в парке Горького появляется скульптура Зураба Церетели «Адам и Ева», а в Лианозовском парке — монумент «Семья».

ТЕСТ · ⅓

Можете спрогнозировать, сколько денег у вас будет через год?

В 2016 году из-за очередной скульптуры чуть не разразился международный культурный скандал: на Боровицкой площади появился семнадцатиметровый памятник князю Владимиру, крестившему Русь. Кремль едва не исключили из списка всемирного наследия Юнеско из-за изменения исторического облика площади, а само строительство началось без экологической экспертизы и открытого конкурса проектов.

Абсолютным рекордсменом стал 2007 год: в Москве открыли 18 монументов. Например, тогда появились памятники Екатерине Великой и Александру II, а также несколько скульптур на античные сюжеты. После 2018 года активность властей в этом плане снова упала: Минкульт включал в свой реестр всего по одному монументу в год — и порой они были довольно странными. Например, в 2020 году на северо-востоке Москвы установили бронзовую фигуру бобра. Интересно, что этому животному в столице посвящено целых три памятника, но под охраной государства находится только один — в Олонецком проезде.

Какие скульпторы создали больше всего памятников для столицы

Из 703 московских памятников авторство 344 принадлежит Зурабу Церетели. Наиболее известные работы грузинского скульптора ассоциируются с временем, когда столицу возглавлял Юрий Лужков: с 1992 по 2010 год. Однако первые скульптуры Церетели начали появляться еще в 1990 году.

Повсеместная «церетелизация» лужковской Москвы началась уже в нулевых. Изначально Церетели создавал изображения различных животных: можно, например, вспомнить фигуру собаки из серии «Горожане» или медведя с рыбой — эта скульптура находится в Александровском саду. Однако со временем автор начал ваять исторических личностей дореволюционной России — памятники «Императрица Екатерина Великая», «Жены декабристов», — а также обращаться к религиозным сюжетам.

Кроме Церетели московские власти чаще других отдавали предпочтение Александру Бурганову — он автор 38 памятников в столице. В их числе, например, фигуры Александра Пушкина и Натальи Гончаровой на Арбате. Еще один популярный автор — Евгений Чубаров: 18 памятников. Скажем, он автор памятника жертвам политических репрессий, который находится в парке «Музеон».

Почему Церетели создал так много памятников

Система распределения заказов на произведения монументального искусства в СССР, как и сегодня, никак не контролировалась обществом. Соответственно, финансово выгодные заказы получали скульпторы и художники-монументалисты, которые умели находить общий язык с властями. Поэтому нет ничего удивительного, что пространства столицы в определенный период времени заполнялись произведениями лишь небольшого числа скульпторов. В какой-то момент, уже в новые времена, дружба с мэром Москвы Юрием Лужковым позволила Зурабу Церетели стать «главным скульптором» столицы.

Что касается его творческой манеры, нужно понимать, что она сформировалась еще в брежневскую эпоху, когда стала популярной так называемая карнавальная культура — реакция на скучный официоз. Конечно, пластические достоинства его работ весьма далеки от совершенства, как, впрочем, и работы его более «серьезных» и пафосных современников — таких, например, как Клыков. Однако у произведений Зураба Константиновича есть и одно неожиданное достоинство: они, как правило, не монументальны, каких бы размеров ни достигали, а потому не оказывают катастрофического влияния на архитектурный образ столицы.