Москва вошла в число лидеров среди европейских городов по сохранению исторических памятников: с 2015 по 2019 год власти российской столицы выделили более 1,4 млрд евро для охраны культурного наследия.
Мы решили посмотреть, чему или кому посвящают памятники в России, в каких регионах их больше всего и как они отражают политическую ситуацию в стране.
Какой теме посвящено больше всего памятников
В материале мы будем говорить об объектах культурного наследия — памятниках, которые имеют региональное или федеральное значение. К таким, например, не относятся небольшие контактные скульптуры, которые в последние годы часто можно увидеть на городских улицах: бронзовые собаки, дворники, водопроводчики, герои фильмов и так далее. Их культурная ценность не подтверждена государственной исторической экспертизой — а только после этой процедуры ведомства по охране культурных объектов могут признать монумент памятником истории и культуры.
По данным Министерства культуры, в России насчитывается более четырех тысяч монументов, которые подлежат охране как культурное наследие. Больше половины из них посвящено погибшим во время Великой Отечественной войны: 2436 из 4438. Следующая по популярности тема — Октябрьская революция: 1141 памятник.
Интересно, что Первой мировой войне в стране посвящено всего 29 памятников, хотя в ней погибло 775 тысяч человек, она третья по числу потерь после Великой Отечественной и Гражданской. Вероятно, это связано с тем, что Россия потерпела в ней поражение. С Отечественной войной 1812 года связано всего девять монументов.



Каким людям чаще всего посвящены памятники
Больше всего памятников в России посвящено политикам советского периода. Так, сейчас на учете Минкульта стоит 1085 памятников Владимиру Ленину. Вождю Октябрьской революции посвящено в разы больше монументов, чем любой другой исторической личности. Второе место среди политиков занимает Михаил Калинин, ему посвящено всего 25 монументов. Следом идут Михаил Фрунзе и Феликс Дзержинский — десять и восемь памятников соответственно.
Помимо политических деятелей советские и российские скульпторы часто изображали знаменитых поэтов и писателей. В честь Александра Пушкина воздвигнуто 39 монументов, на втором месте — Максим Горький с десятью.

Популярность персонажей, которых скульпторы увековечивали в бронзе или камне, менялась в зависимости от того, кто управлял страной. Если в начале двадцатых годов прошлого века монументы воздвигали преимущественно в честь героев Гражданской войны, то после прихода к власти Иосифа Сталина в 1924 году все изменилось. Одним из новых символов строящейся советской империи стал Пушкин. В 1937 году исполнилось сто лет со дня смерти поэта — и памятники в его честь стали появляться по всему Советскому Союзу. Сейчас, напомним, это второй по популярности герой в реестре Минкульта после Ленина.
Примерно тогда же скульпторы обратили внимание на главного советского писателя двадцатых-тридцатых годов — Максима Горького. Еще один народный герой молодого советского государства — Василий Чапаев: семь монументов.
Героям Советского Союза посвящено 79 памятников, притом что всего это звание носили 12 777 человек. Почти все увековеченные скульпторами — герои Великой Отечественной войны.



В каких регионах установлено больше всего памятников
Согласно данным Министерства культуры, больше всего памятников установлено в Тверской области: 724 монумента, 481 из них посвящен Великой Отечественной войне. На территории этого региона было несколько крупных сражений, а сама Тверь и областной город Ржев — города воинской славы.
На втором месте — Москва: 703 памятника. Помимо политиков и воинской тематики в столице встречаются монументы с абстрактными сюжетами, скульптурные изображения культурных деятелей и даже животных.
На третьем месте — Дагестан: на территории республики установлено 260 памятников, признанных объектами исторического наследия. Помимо монументов, посвященных Великой Отечественной войне, здесь увековечены национальные герои — например поэт Расул Гамзатов.
Какие памятники возводят в Москве
Памятники Москвы и Московской области составляют 15% от общего числа всех монументов России: 790 скульптур, 703 из них — в столице.
До распада СССР в Москве возводили по два-три новых монумента в год. Первые годы современной Москвы в этом отношении мало чем отличались от советских лет: темпы строительства не изменились, если не считать 1990 год. Тогда в столице появилось сразу 13 памятников. Следующие несколько лет власти открывали по одному-два монумента в год. Новые скульптуры были посвящены, например, бессоннице и философскому камню. Также в 1992 году был установлен памятник академику Сахарову. Но уже начиная с 1996 года в Москве стало появляться по 6—10 монументов в год.

На протяжении двух президентских сроков Бориса Ельцина, с 1991 по 1999 год, скульптуры по большей части изображали животных, абстрактные понятия или сказочных героев. К таким относится, например «Дерево сказок» Церетели. Религиозные и исторические сюжеты среди проектов тех лет встречались редко.
Во время второго срока Ельцина стало расти количество монументов, посвященных памяти жертв репрессий и войн: с 1997 по 1999 год их появилось сразу пять. А вот в честь Владимира Ленина до 2000 года установили всего один памятник. Причем он хоть и был новый, но появился на месте старой скульптуры двадцатых годов.
После 2000 года скульпторы в Москве чаще начали изображать российских государственных деятелей и представителей культуры. С 2014 года становятся популярными религиозные сюжеты и патриархальные образы. Так, в парке Горького появляется скульптура Зураба Церетели «Адам и Ева», а в Лианозовском парке — монумент «Семья».
В 2016 году из-за очередной скульптуры чуть не разразился международный культурный скандал: на Боровицкой площади появился семнадцатиметровый памятник князю Владимиру, крестившему Русь. Кремль едва не исключили из списка всемирного наследия Юнеско из-за изменения исторического облика площади, а само строительство началось без экологической экспертизы и открытого конкурса проектов.
Абсолютным рекордсменом стал 2007 год: в Москве открыли 18 монументов. Например, тогда появились памятники Екатерине Великой и Александру II, а также несколько скульптур на античные сюжеты. После 2018 года активность властей в этом плане снова упала: Минкульт включал в свой реестр всего по одному монументу в год — и порой они были довольно странными. Например, в 2020 году на северо-востоке Москвы установили бронзовую фигуру бобра. Интересно, что этому животному в столице посвящено целых три памятника, но под охраной государства находится только один — в Олонецком проезде.





Какие скульпторы создали больше всего памятников для столицы
Из 703 московских памятников авторство 344 принадлежит Зурабу Церетели. Наиболее известные работы грузинского скульптора ассоциируются с временем, когда столицу возглавлял Юрий Лужков: с 1992 по 2010 год. Однако первые скульптуры Церетели начали появляться еще в 1990 году.
Повсеместная «церетелизация» лужковской Москвы началась уже в нулевых. Изначально Церетели создавал изображения различных животных: можно, например, вспомнить фигуру собаки из серии «Горожане» или медведя с рыбой — эта скульптура находится в Александровском саду. Однако со временем автор начал ваять исторических личностей дореволюционной России — памятники «Императрица Екатерина Великая», «Жены декабристов», — а также обращаться к религиозным сюжетам.
Кроме Церетели московские власти чаще других отдавали предпочтение Александру Бурганову — он автор 38 памятников в столице. В их числе, например, фигуры Александра Пушкина и Натальи Гончаровой на Арбате. Еще один популярный автор — Евгений Чубаров: 18 памятников. Скажем, он автор памятника жертвам политических репрессий, который находится в парке «Музеон».




Почему Церетели создал так много памятников
Система распределения заказов на произведения монументального искусства в СССР, как и сегодня, никак не контролировалась обществом. Соответственно, финансово выгодные заказы получали скульпторы и художники-монументалисты, которые умели находить общий язык с властями. Поэтому нет ничего удивительного, что пространства столицы в определенный период времени заполнялись произведениями лишь небольшого числа скульпторов. В какой-то момент, уже в новые времена, дружба с мэром Москвы Юрием Лужковым позволила Зурабу Церетели стать «главным скульптором» столицы.
Что касается его творческой манеры, нужно понимать, что она сформировалась еще в брежневскую эпоху, когда стала популярной так называемая карнавальная культура — реакция на скучный официоз. Конечно, пластические достоинства его работ весьма далеки от совершенства, как, впрочем, и работы его более «серьезных» и пафосных современников — таких, например, как Клыков. Однако у произведений Зураба Константиновича есть и одно неожиданное достоинство: они, как правило, не монументальны, каких бы размеров ни достигали, а потому не оказывают катастрофического влияния на архитектурный образ столицы.
Конечно же, памятник улыбке
Кажется, что самые лучшие памятники не признаны Минкультом объектами культурного наследия(
Грибы с глазами
Большинство памятников, включённых минкультом, не представляют никакой культурной ценности и назвать их искусством - язык не поворачивается. Все эти многочисленные танки-пушки-солдаты…. Это некрасиво, занимает много драгоценного места в городе, где жизненно необходимо озеленение. И не создают они никакой памяти, так как из-за их неприглядности никто не на них не смотрит.
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
Жду не дождусь, когда в рф тоже начнется «ленинопад»…
10 штук можно будет совочкам оставить в каком-нить тематическом парке, пускай ездят туда поклоняться, цветочки класть
Моё маленькое хобби - пародировать памятники (скульптуры). Везде, где увижу) Конечно, за исключением моего любимого Михаила Юрьевича.
Простите за большое количество фоток. Но уж очень хотелось поделиться )))
Orhidey,
Orhidey,
Orhidey,
Orhidey,
Orhidey,
Orhidey,
Orhidey,
Orhidey,
Гномики в Калининграде :)
Ну и жук-навозник, конечно. В Перми.
А.Бурдель. Стреляющий Геракл