Какие эшелоны акций и уровни листинга существуют?

Обсудить
Аватар автора

Анотон

спросил в Сообществе

Почему акции, торгующиеся на одной и той же бирже, например Московской, делят на эшелоны и уровни? Какие они бывают и на чем основано это деление?

Аватар автора

Сергей Стаценко

торгует на бирже и занимается финансовым анализом

Страница автора

Эшелоном называют группу акций, выделенную по размеру рыночной капитализации компаний, то есть рыночной стоимости всех их акций. Есть также понятие уровней листинга на бирже, и в этом случае капитализация акций — только один из параметров.

Расскажу подробнее, какие есть эшелоны акций и уровни листинга и почему об этом стоит знать.

Какие есть эшелоны акций

Всего на Московской бирже допущено к торгам 253 выпуска акций и депозитарных расписок 211 эмитентов. Различие в количестве выпусков и эмитентов связано с тем, что у некоторых компаний одновременно торгуются обыкновенные и привилегированные акции.

Бумаги условно делят на несколько групп или эшелонов акций в зависимости от капитализации компании, то есть суммарной стоимости ее акций. Деление на эшелоны и названия эшелонов носят субъективный характер.

Голубые фишки — первый эшелон. Сюда можно включить компании с капитализацией от 1 трлн рублей. Это 16 акций 13 эмитентов, большинство из них включены в первый уровень листинга:

  1. Сбербанк.
  2. «Роснефть».
  3. «Лукойл».
  4. «Газпром-нефть».
  5. «Новатэк».
  6. «Газпром».
  7. «Норникель».
  8. «Полюс».
  9. «Татнефть».
  10. «Яндекс»
  11. «Сургутнефтегаз».
  12. «Северсталь».
  13. НЛМК.

Средняя капитализация — второй эшелон. Это компании с капитализацией от 400 млрд до 1 трлн рублей. Здесь 18 акций и депозитарных расписок 17 эмитентов. Это:

  1. «ГАЗ-Тек».
  2. Ozon.
  3. X5 Retail.
  4. «Фосагро».
  5. «Яковлев» («Иркут»).
  6. «Магнит».
  7. ММК.
  8. «Акрон».
  9. «Русал».
  10. Мосбиржа.
  11. ПИК.
  12. «ТКС Холдинг».
  13. ВТБ.
  14. МТС.
  15. «Алроса».
  16. «Башнефть».
  17. ОАК.

Малая капитализация — третий эшелон. Сюда можно отнести компании с капитализацией от 100 млрд до 400 млрд рублей. Здесь 53 бумаги 47 компаний. Самые популярные:

  1. «ИнтерРАО».
  2. «Совкомбанк».
  3. «Ростелеком».
  4. «Аэрофлот».
  5. «Транснефть».
  6. АФК «Система».
  7. «Группа Позитив».

Мини-капитализация — четвертый эшелон. Компании с капитализацией от 10 до 100 млрд рублей. Это самый многочисленный эшелон с 98 бумагами 83 компаний, среди которых преобладают акции из третьего уровня листинга. Крупнейшие и наиболее известные — это:

  1. КАМАЗ.
  2. «ВИ.ру».
  3. Аптечная сеть «36,6».
  4. «Элемент».
  5. «Промомед».
  6. «НоваБев».
  7. «Группа ЛСР».

Микрокапитализация — пятый эшелон. Компании с капитализацией от 1 до 10 млрд рублей. Это второй по многочисленности эшелон с 64 бумагами 54 компаний, почти все из которых включены в третий уровень листинга. Вот некоторые из них:

  1. «Европейская электротехника».
  2. АРТГЕН.
  3. «Кристалл».
  4. ММЦБ.
  5. «СмартТехГрупп» (Carmoney).
  6. «Нижнекамскшина».
  7. «Генетико».

Нанокапитализация — шестой эшелон. Компании с капитализацией менее 1 млрд рублей. Здесь всего три компании:

  1. «Красный котельщик».
  2. «Светофор».
  3. «Башинформсвязь».

Российский фондовый рынок начинается со Сбербанка с капитализацией 6,6 трлн рублей, а заканчивается «Башинформсвязью» с капитализацией 397 млн рублей.

Я сделал гугл-таблицу с ранжированием компаний по капитализации и разделением на эшелоны. Данные актуальны на 26 июля 2024 года.

Что такое листинг и какие у него уровни

Листинг — это установленный биржей порядок допуска ценных бумаг к торгам на бирже. Получение листинга на бирже сопровождается включением ценной бумаги в один из котировальных списков.

На одних биржах это единый список, как на Нью-Йоркской фондовой бирже, — NYSE. На других биржах может быть несколько уровней листинга. На Мосбирже их три, они различаются между собой требованиями к капитализации компании, доле акций в свободном обращении, сроку существования компании, раскрытию информации и корпоративному управлению  .

К первому уровню листинга требования самые высокие:

  1. Рыночная капитализация — более 3 млрд рублей.
  2. Доля акций в свободном обращении — от 10%, если капитализация больше 60 млрд рублей. Если капитализация менее 60 млрд рублей, долю акций рассчитывают по специальной формуле.
  3. Срок существования эмитента — не менее трех лет.
  4. Публикация отчетности по МСФО за три завершенных года до получения листинга.
  5. Не менее 20% совета директоров и не менее трех директоров должны быть независимыми директорами.
  6. Есть ряд требований по корпоративному управлению в части создания комитентов, назначения сотрудников и утверждения внутренних нормативных документов.

Второй уровень листинга менее требовательный:

  1. Рыночная капитализация — более 1 млрд рублей.
  2. Доля акций в свободном обращении — от 1%.
  3. Срок существования эмитента — не менее года.
  4. Публикация отчетности по МСФО за завершенный год до получения листинга.
  5. Не менее двух независимых директоров в совете директоров.
  6. Есть ряд требований по корпоративному управлению в части создания комитентов, назначения сотрудников и утверждения внутренних нормативных документов.

Чтобы акции находились на первом или втором уровне, должны также соблюдаться требования по объему торгов и количеству торговых дней, в которые совершались сделки. Важно и наличие договоров с маркетмейкерами — компаниями, которые обеспечивают ликвидность и объем торгов.

К третьему уровню листинга таких требований нет. Эмитенту для включения своих акций в этот уровень достаточно соблюдать требования законодательства о рынке ценных бумаг.

Что еще стоит знать про эшелоны и уровни листинга

Перед тем как инвестировать, стоит узнать, к какому эшелону относится акция и какой у нее уровень листинга.

Компании из более высокого эшелона и уровня листинга более ликвидны и популярны среди аналитиков и инвесторов. Более мелкие по капитализации компании меньше покрываются аналитиками и могут быть недооценены рынком, что может дать шансы на более высокую доходность, но риск обычно выше, а ликвидность ниже.

Если акции перешли или скоро перейдут на более высокий уровень листинга, это позитивная новость. Акции могут вырасти. Если акции переходят на более низкий уровень, это негативная информация, цена может упасть. Это в том числе связано с действиями паевых фондов, инвестиционная декларация которых требует держать акции не ниже определенного уровня листинга.

Разбивка акций на эшелоны позволяет сопоставить стоимость компаний по оценочным коэффициентам. Это мультипликаторы P/E, P/S, EV/EBITDA. Можно сравнить компании с аналогами по капитализации или другими бумагами из того же сектора экономики и, возможно, найти недооцененные бумаги.

Сергей СтаценкоАкции из какого эшелона предпочитаете? Обращаете ли​ внимание на уровень листинга?